Научная статья на тему 'Актуальные проблемы методики преподавания дисциплины «Финансы организаций (предприятий)»: экономические реформы и государственные стандарты'

Актуальные проблемы методики преподавания дисциплины «Финансы организаций (предприятий)»: экономические реформы и государственные стандарты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабленкова И.И., Кабир Л.С.

Современный этап развития экономики требует адекватного изменения содержания учебных дисциплин для того, чтобы обеспечить формирование у будущих экономистов профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций должно опираться на прочный фундамент знаний о сути финансов организаций, о процессе организации финансовых отношений, о корпоративных финансах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы методики преподавания дисциплины «Финансы организаций (предприятий)»: экономические реформы и государственные стандарты»

актуальные проблемы методики преподавания дисциплины «финансы организаций

(предприятий)»: экономические

реформы и государственные стандарты

И. и. бабленкова,

доктор экономических наук, профессор, проректор по учебно-методической работе тел.: (495) 371-30-33

Л. с. КАБИР,

доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела E-mail: lkabir@yandex.ru Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России

Современный этап развития экономики требует адекватного изменения содержания учебных дисциплин для того, чтобы обеспечить формирование у будущих экономистов профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций должно опираться на прочный фундамент знаний о сути финансов организаций, о процессе организации финансовых отношений, о корпоративных финансах.

Ключевые слова: общегосударственные финансы, финансы организаций, принципы формирования, финансовые ресурсы, экономические нормативы, финансовый механизм, стандарт высшего профессионального образования, структура учебного курса, учебная программа, учебный план, профессиональные компетенции.

Право на существование, наряду с общегосударственными финансами, финансы организаций (предприятий) получили еще в период реформ, проводимых Советской Россией в 1930—1936 гг. Несмотря на это, государственная собственность на имущество предприятий оказывала длительное время существенное значение на формирование и развитие финансов организаций (предприятий) и как экономической дисциплины, и как экономи-

ческой категории. Это влияние не преодолено и в настоящее время.

1. Финансы организаций (предприятий) как экономическая дисциплина. Государственная собственность на средства производства допускала появление финансов социалистических предпри-ятий1. Но признание и исследование финансов социалистических предприятий осуществлялось исключительно в связи с признанием и развитием хозрасчетной деятельности предприятий. Характерным для методики преподавания дисциплины «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства» практически во время всего советского периода развития нашей страны являлось:

1) рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий, как единого целого;

1 Ранее использовался только этот термин, так как существовали социалистические предприятия, централизованно управляемые по отраслевому принципу через министерства. Другие формы организации производства (деятельности) занимали небольшую долю и были представлены артелями, коллективными хозяйствами, садоводческими (потребительскими, жилищными) кооперативами.

2) рассмотрение планирования как основы управления социалистической экономикой;

3) рассмотрение финансов социалистических предприятий как совокупности экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте [6, с. 4—6]. При этом уточнялось, что реальный денежный оборот — экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов [7, с. 3];

4) рассмотрение назначения денежного оборота исключительно как механизма обратной связи, позволяющего проверять и обеспечивать полную планомерность расширенного социалистического производства;

5) применение остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий, опирающегося на нормативную базу финансового планирования социалистических предприятий [5, с. 14-16].

Проблема экономических нормативов решалась в комплексе с перспективным планированием развития отрасли (на очередную пятилетку, от достигнутого уровня), установлением плановых цен, торговых и оптово-сбытовых скидок и наценок.

Социалистический период развития характеризовался жесткой финансовой политикой в области регулирования финансов социалистических предприятий, обеспечивающей контроль над бюджетным дефицитом, денежной эмиссией, соблюдением твердой зависимости между результатами работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие.

Характерным для структуры учебного курса по дисциплине «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства», призванного дать будущим экономистам и финансистам социалистических предприятий необходимые знания, умения и навыки, являлось наличие следующих разделов:

1) методологический раздел, который представлял основы организации финансов объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства и включал следующие дидактические единицы: сущность и функции финансов объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства. Роль финансов объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства. Основы организации финансов объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства. Финансовые взаимоотношения производственных объединений, предприятий с вышестоящей организацией и финансово-кредитной системой. Финансовый аппарат объединений, предприятий и министерств;

2) специальный раздел, который раскрывал принципы организации финансов социалистических предприятий с учетом отраслевой специфики и включал обычно блоки: финансы промышленности; финансы сельского хозяйства; финансы транспорта и связи; финансы материально-технического снабжения и торговли (государственной и потребкооперации); финансы жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и предприятий бытового обслуживания населения.

В разрезе каждого из указанных блоков рассматривались особенности формирования и использования основных фондов. Источники финансирования воспроизводства основных фондов. Организация, нормирование и использование оборотных средств. Формирование затрат и выручки от реализации. Формирование дохода (валового и чистого). Распределение прибыли. Образование и использование фондов2 материального стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фондов специального назначения). Платежи в бюджет. Бюджетное финансирование. Финансовое планирование.

Кроме того, более подробно, организация финансов социалистических предприятий (в разрезе отраслей) раскрывалась в соответствующих учебных курсах («Финансы торговли», «Финансы строительства», «Финансы транспорта» и т. д.), программы которых утверждались отраслевыми министерствами для экономических факультетов вузов отрасли. Структурно-логические учебные программы по финансам предприятий отдельных отраслей не противоречили дисциплине «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства», а только детализировали соответствующий блок специального раздела.

Таким образом, формировалось целостное представление о роли финансов социалистических предприятий в конкретных условиях работы, определяемых этапом развития общества. Переход к системе налоговых платежей и расчетов с бюджетом с 1991 г. (в связи с принятием Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций») завершил этот важный этап развития финансов предприятий как экономической дисциплины и экономической категории (базирующейся на общегосударственной собственности и нормативных методах формирования финансовых ресурсов), поскольку ликвидировал централизованный директивный порядок формирования централизованных фондов отраслевых органов управления.

2 Фондом денежных средств признавалась сумма денег, имеющая строго целевое назначение.

Начался новый этап развития финансов организаций (предприятий) основывающийся на альтернативных формах собственности, экономической обособленности денежного оборота организации (предприятия), налоговых (ненормативных) принципах платежей в бюджет.

2. Новый этап развития общества создал новый экономический фундамент для развития финансов организаций (предприятий), что потребовало адекватного изменения содержания «Финансов предприятий и отраслей народного хозяйства» как дисциплины (дидактических единиц), чтобы формировать у современных экономистов знания, умения и навыки, адекватные современным условиям развития экономики, что выразилось в следующем:

1) сегодня процесс создания доходов у организаций (предприятий) и государства рассматривается обособленно;

2) прошло почти 20 лет с того момента, как государством был инициирован процесс акционирования предприятий, что привело к формированию и развитию национального рынка капиталов, корпоративных форм ведения бизнеса;

3) под финансами организаций (предприятий) сегодня подразумевают систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций (предприятий) с целью обеспечения деятельности и решения вопросов социального характера [8, с. 170], а не с целью контроля над планомерностью расширенного социалистического производства;

4) коренным образом изменен принцип формирования финансовых ресурсов организаций (предприятий), расширились источники формирования финансовых ресурсов и подверглись диверсификации направления использования финансовых ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что финансовый механизм субъектов хозяйствования (т. е. финансовый механизм организаций (предприятий)) претерпел существенную трансформацию. Изменение претерпела и дисциплина «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства», трансформировавшись в дисциплину «Финансы организаций (предприятий)». Здесь следует обратить внимание на то, что структура дисциплины «Финансы организаций (предприятий)» требует сегодня уточнения. Поскольку с момента утверждения Минобразования РФ требований к обязательному минимуму содержания по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО) по

34 -

специальности «Финансы и кредит» (17.03.2000) прошло без малого 10 лет.

Чтобы понять логику дисциплины «Финансы организаций (предприятий)», следует конкретизировать, что представляет собой финансовый механизм субъектов хозяйствования. Тем более это важно уточнить, поскольку именно он, в конечном итоге, определяет содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики государства в целом.

Согласно позиции, занимаемой научно-педагогическим коллективом Финансовой академии при Правительстве РФ, возглавляющей Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, «финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения» [8, с. 56].

Вид организации финансовых отношений признается исходным элементом, поскольку определяет способ выражения и проявления финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах, под которыми подразумеваются конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования в результате финансового распределения [8, с. 23].

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике [8, с. 56], иначе говоря — формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, государственное финансирование, кредитование.

Метод организации финансовых отношений представляет способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. При этом выделяют четыре метода формирования финансовых ресурсов: финансовый, кредитный, налоговый, страховой [8, с. 57].

Методы практического осуществления операций рассматривают в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (финансовое планирование и прогнозирование, методы оперативного управления, методы финансового контроля) [8, с. 58].

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются наиболее мобильной частью, к ним относят: ставки налогов, нормы амортизации, минимальные доли уставного капитала (размер учре-

Виды организации финансовых отношении

(как способ выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах)

практического осуществления операции, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов

Способы количественного определения параметров

финансового механизма, имеющих мерные характеристики

©

Рис. 1. Элементы финансового механизма субъектов хозяйствования

дительского взноса), установленные законодательством, величина каждого вида финансовых ресурсов в денежном выражении и т. д. [8, с. 58-59].

Здесь следует обратить внимание, что постоянные изменения и совершенствования государственного устройства, условий экономического и социального развития государства вызывают также постоянное изменение способов количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики. Таким образом, если ставить задачу формирования у будущих специалистов целостного представления о финансах организаций (предприятий), то необходимо системное раскрытие всех элементов финансового механизма субъектов хозяйствования (рис. 1) во взаимосвязи и взаимодействии с финансовой системой государства в целом (т. е. с остальными элементами, а именно - финансовым механизмом государственных и муниципальных финансов).

Целесообразным представляется выстраивание учебного курса по следующему принципу:

1) методологический раздел, раскрывающий основы организации финансовых отношений организаций (предприятий) всех существующих на текущий момент организационно-правовых форм;

2) специальный раздел, раскрывающий специфику финансов организаций в разрезе видов экономической деятельности, демонстрирующий, каким образом вид деятельности и технологический уклад отражаются на распределении организационно-правовых форм, что обусловливает специфику видов организации финансовых отношений, форм

организации финансовых отношений, методов организации финансовых отношений и накладывает специфику на расчет количественных параметров финансового механизма.

Таким образом, будет достигнуто структурно-логическое единство курса, что способствует формированию целостного представления о финансах организаций (предприятий) в современных условиях функционирования экономики.

В связи с этим имеет смысл проанализировать распределение дидактических единиц стандарта, пока еще существующего (ГОС ВПО) по элементам финансового механизма субъектов хозяйствования (табл. 1), с целью выявления его соответствия современному уровню экономического развития и возможностям формирования профессиональных компетенций, задаваемых стандартами нового поколения (федеральными государственными стандартами, далее — ФГОС ВПО).

Анализ распределения дидактических единиц стандарта (ГОС ВПО) по элементам финансового механизма субъектов хозяйствования демонстрирует такую его особенность: отдельные дидактические единицы тяготеют к нескольким критериям (т. е. включают необходимость раскрытия 2 или 3 элементов финансового механизма).

Частота раскрытия элементов финансового механизма субъектов хозяйствования в дидактических единицах (ГОС ВПО) в зависимости от критерия составляет:

Код критерия................... 1 2 3а 3б 4

Частота раскрытия........... 10 2 1 14 6

- 35

* Код, обозначающий тяготение дидактической единицы к элементу финансового механизма, именуемому:

1 — «Виды организации финансовых отношений»;

2 — «Формы организации финансовых отношений»; 3а — «Методы организации финансовых отношений»;

3б — «Методы практического осуществления операций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов»; 4 — «Способы определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики».

** Наличие этой дидактической единицы призвано, по нашему мнению, продемонстрировать взаимосвязь и взаимообусловленность финансового механизма субъектов хозяйствования с финансовой системой страны (т. е. с финансовым механизмом государственных и муниципальных финансов).

Таблица 1

Распределение дидактических единиц курса «Финансы организаций (предприятий)» (по специальности «Финансы и кредит») по критерию раскрытия сущности элементов финансового механизма субъектов хозяйствования СД. 03

Финансы организаций (предприятий) Код*

Финансовые отношения организаций и принципы их организации 1

Роль финансов в деятельности организации 1

Финансовые ресурсы и собственный капитал организации 1

Государственное регулирование финансов организаций** 1

Особенности финансов различных организационно-правовых форм и отраслей экономики 1

Особенности финансов организаций малого бизнеса 1

Расходы и доходы организаций 4

Классификация расходов и доходов 4

Финансовые методы управления расходами 3б

Порядок формирования доходов от реализации продукции 4

Использование доходов от реализации продукции 2

Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж) 3б

Экономическое содержание, функции и виды прибыли 1

Формирование прибыли 4

Распределение прибыли 3б

Использование прибыли 2

Методы планирования прибыли 3б

Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации 3б

Влияние налогов на формирование прибыли 3б

Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности) 3б

Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж 3б

Экономическое содержание оборотного капитала 1

Структура оборотных активов организации 4

Источники финансирования оборотных средств 1

Определение потребности в оборотном капитале 3б

Эффективность использования оборотного капитала 3б

Производственный и финансовый цикл 3а

Экономическое содержание основного капитала 4

Источники формирования основного капитала 1

Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка финансового состояния 3б

Содержание и цели финансового планирования 3б

Виды и методы финансового планирования 3а

Система финансовых планов (бюджетов) 3б

Если оперировать частотами раскрытия элементов, то напрашиваются следующие выводы:

1) наибольшее место в курсе, 2/5 (что соответствует показателю частоты раскрытия, равному 14) уделяется методам практического осуществления операций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов (финансовому планированию и прогнозированию, оперативному управлению, финансовому контролю);

2) немногим менее 1/3 (что соответствует показателю частоты раскрытия, равному 10) уделя-

ется раскрытию видов организации финансовых отношений;

3) демонстрации способов количественного определения параметров финансового механизма посвящена 1/5 дидактических единиц курса (что соответствует показателю частоты раскрытия, равному 6);

4) рассмотрению форм организации финансовых отношений (частота раскрытия равна 2) и методам организации финансовых отношений (частота раскрытия равна 1) уделено непропорционально малое внимание.

Парадоксально, но именно формы организации финансовых отношений и методы организации финансовых отношений являются стержнем финансового механизма, и именно на этом базировался ранее курс «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства».

Все сказанное выше свидетельствует о том, что дисциплина «Финансы организаций (предприятий)» (по ГОС ВПО) сегодня нацелена, в большей степени, на осуществление анализа показателей деятельности организации (предприятия), формируемых системой бухгалтерского (управленческого, налогового) учета и их прогнозирование. При этом не уточняются: виды экономической деятельности, формы собственности, организационно-правовые формы.

В современном изложении курс не раскрывает в должной мере сути финансовых операций и процесса организации финансовых отношений на современных предприятиях (организациях) в конкретных условиях. Такое положение нельзя признать приемлемым, поскольку в рамках других дисциплин, утвержденных ГОС ВПО, раскрываются и методика анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности при принятии управленческих решений, и даются навыки практических расчетов оценки экономического состояния субъектов хозяйствования.

Кроме того, раскрытие не в полной мере сути финансовых операций и процесса организации финансовых отношений на современных предприятиях, несистемное представление финансового механизма субъектов хозяйствования также не будут способствовать адекватному усвоению других дисциплин профессионального цикла будущими специалистами (бакалаврами).

Анализ современной учебной литературы по этой дисциплине [1, 2, 3, 4, 9, 10, 11] демонстрирует вольную интерпретацию авторами учебников отдельных дидактических единиц ГОС ВПО (в выше-проведенном анализе они имеют коды 3а, 3б, 4), зачастую сводимых: 1) к раскрытию учетно-анали-тической системы затрат на промышленном предприятии (в лучшем случае — современной, в худшем — существовавшей в социалистическом прошлом); 2) демонстрации техники анализа финансовой отчетности; 3) констатации проблем формирования и отражения в учете (бухгалтерский, налоговый) финансовых результатов деятельности организаций (предприятий).

К сожалению, следует констатировать, что современная учебная литература по финансам организаций в большей мере демонстрирует суть проблем реформирования системы бухгалтерского

учета, вызванной причинами методического характера и прикладными аспектами бухгалтерской деятельности, сближением отечественной учетной практики с международными стандартами. Но не демонстрирует сути финансовых операций и процесса организации финансовых отношений (с учетом видов экономической деятельности) на современных предприятиях в условиях рыночной модели хозяйствования и многообразия организационно-правовых форм.

Таким образом, требования к обязательному минимуму содержания по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО) по специальности «Финансы и кредит», утвержденному 17.03.2000, сегодня уже сложно признать соответствующими конкретным условиям работы российских организаций (предприятий), поскольку выше были продемонстрированы основания, позволяющие предполагать, что построение курса в разрезе приводимых дидактических единиц не позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о роли финансов современных организаций (предприятий) в конкретных условиях, определяемых этапом развития общества.

3. Дисциплины «Финансы организаций (предприятий)» (ГОС ВПО) и «Финансы корпораций» (ФГОС ВПО): взаимосвязь, трансформация, современная актуализация. Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ обучение лиц, зачисленных до 01.09.2009 в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с ГОС ВПО, осуществляется в соответствии с действующими в настоящее время стандартами. Кроме того, ведется активная работа над стандартами нового поколения (федеральными). Общественности уже представлены проекты этих стандартов для обсуждения.

С целью реализации требований проекта ФГОС ВПО необходимо восстановить структурно-логическое единство курса дисциплины «Финансы организаций (предприятий)» в рамках новой дисциплины «Корпоративные финансы», которая будет способствовать формированию профессиональных компетенций (табл. 2), задаваемых стандартом нового поколения. На рис. 2 показано, как распределились бы дисциплины действующего сегодня ГОС ВПО по элементам финансового механизма субъектов хозяйствования с целью развития профессиональных компетенций, закрепленных в проекте ФГОС ВПО (экономика). Наглядно продемонстрирована роль каждого из элементов финансового механизма субъектов хозяйствования в формиро-

- 37

вании, развитии и закреплении профессиональных компетенций будущих экономистов, а также поэлементная несбалансированность (можно даже сказать — хаотичность, несистемность) распределения дисциплин (базовой части, специализации, по выбору), призванных решить задачу формирования профессиональных компетенций.

Все это может свидетельствовать только о том, что познание финансового механизма субъектов хозяйствования в действительности является и фактически должно стать основой для формирования и дальнейшего развития всех профессиональных компетенций будущего экономиста. Поэтому неизбежны современное наполнение и трансформация курса «Финансы организаций (предприятий)» в курс,

соответствующий реалиям экономического развития и потребностям общества, формализуемых в проекте ФГОС ВПО (экономика).

Здесь следует принять во внимание наличие следующих фактов, которые необходимо учитывать при разработке программ нового поколения и размышляя о современном содержании и наполнении новых курсов учебных дисциплин, и в первую очередь — дисциплины «Корпоративные финансы».

Во-первых, в странах с развитой рыночной экономикой существует большое многообразие форм функционирования капитала для получения дохода. Россия не стала исключением.

Во-вторых, далеко не все формы функционирующего капитала (хозяйственные субъекты) явля-

Таблица 3

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

Компетенции бакалавра

Код

Профессиональные

ПК

Расчетно-экономическая деятельность:

• способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

• способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

• способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

ПК-1 ПК-2 ПК-3

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

• способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

• способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

• способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

• способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

• способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

• способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

• способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7

ПК-8

ПК-9 ПК-10

Организационно-управленческая деятельность:

• способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

• способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

• способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-11 ПК-12 ПК-13

Педагогическая деятельность:

• способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня используя существующие программы и учебно-методические материалы;

• способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

ПК-14 ПК-15

Источник: извлечения из проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика». Квалификация (степень) — Бакалавр. П. 5.

Источник: Учебные планы для студентов очной (дневной) формы обучения на 2006/2007 учебный год (Институт кредита, специализации «Банковское дело» и «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг», Институт финансов, Институт страхования, специализация «Страхование», Институт финансового менеджмента, Институт экономической безопасности, специализация «Экономическая и информационная безопасность в финансово-банковской сфере» // Управление информационных и образовательных технологий. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. (CD).

Рис. 2. Роль курса «Финансы организаций (предприятий)» / «Корпоративные финансы» в структуре профессионального цикла (базовая и вариативная часть) (где ОПД — базовая (общепрофессиональная) часть; СД — дисциплины специализации (профиль); СК — дисциплины по выбору (профиль)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Финансовый механизм субъектов хозяйствования: теоретические подходы и общая характеристика методов организации финансовых отношений, осуществления финансовых операций и способов количественного определения параметров

Виды Формы Методы Способы

организации организации организации финансовых количественного

финансовых финансовых отношений и практического определения

отношений отношений осуществления операций параметров

ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13

Рис. 3. Модель построения курса «Корпоративные финансы» исходя из его роли в структуре профессионального цикла

ются корпоративными образованиями3 с позиции права. В правовых системах ряда западных стран некоторые юридические лица, выпускающие акции, могут исключаться из числа корпораций. И наоборот, иные формы осуществления предпринимательской деятельности при реализации норм антимонопольного законодательства и налоговой политики государства (в целях пресечения ухода от налогов или их сокрытия корпоративным сектором) могут исключаться из числа некорпоративных форм и признаваться инкорпорированными предприятиями.

В-третьих, принятая в России терминология концепции «корпорация» исходит из наличия определенной связи между выпуском акций и статусом корпорации, в то время как, например, по американскому праву такая связь совсем не обязательна4. Поэтому использование категории «корпоративные финансы» требует изначально уточнения, и только затем возможно адекватное раскрытие ее содержания.

Предлагаемая модель построения структуры курса, вырастающего из курса «Финансы организаций (предприятий)» и демонстрируемая на рис. 3, позволит удовлетворить запрос общества, концентрированно выраженный в проекте нового ФГОС ВПО. По нашему мнению, только в случае организации преподавания нового курса (предлагаемое разработчиками проекта ФГОС ВПО название — «Корпоративные финансы»), по предлагаемой нами модели, эта дисциплина действительно способна стать базовой, т. е. закладывающей фундамент профессиональных знаний экономиста — основой развития профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13).

Кроме того, предлагаемая модель построения курса корпоративных финансов, где последние рассматриваются не обособленно, а в системе всей совокупности финансовых отношений, позволит сохранить преемственность российской экономической школы.

3 По американскому праву, например, корпорация — это самостоятельное образование, которое выпускает акции, чтобы сформировать свой уставный фонд.

4 Так, акционерная ассоциация — это «неинкорпорированное коммерческое предприятие», в котором интересы собственности представлены акциями. Американские эксперты считают, что такой вид предприятия, хотя и признан нормами «Общего права» и по законодательству как корпоративное образование, имеет лишь некоторое сходство с корпорацией и партнерством. Эти корпорации, по их оценкам, лишь выступают как корпорация в той мере, в какой они обладают акционерным капиталом.

Мы глубоко убеждены в том, что дальнейшее развитие профессиональных компетенций в части формирования навыков по финансовому управлению, планированию и прогнозированию в условиях рынка (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-10, ПК-11), оценки рисков предпринимательской деятельности (ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-13, ПК-10), анализу финансовой отчетности с целью формирования компетентного мнения о финансовом состоянии организации (ПК-7, ПК-13, ПК-10), анализу результатов финансовой, хозяйственной деятельности, анализу учетно-аналитической системы затрат, формируемой в рамках финансового, управленческого и налогового учета (ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-10), должно опираться на прочный фундамент знаний о сути финансов организаций и процессе организации финансовых отношений и развиваться на основе знаний о финансах организаций (предприятий) — в том числе и корпоративных финансах.

Список литературы

1. Большаков С. В. Финансы предприятий: теория и практика: учебник. М.: Книжный мир, 2006. 617 с.

2. Бурмистрова Л. М. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 240 с.

3. Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 575 с.

4. Остапенко В. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / В. В. Остапенко. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. 302 с.

5. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 639 с.

6. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства: учебник / под ред. проф. Н. Г. Сычева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1986. 391 с.

7. Финансы торговли: учебник для экон. фак. торг. вузов. М.: Экономика, 1980. 240 с.

8. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2006. 504 с.

9. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н. В. Колчина и др.]; под ред. Н. В. Колчиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 383 с.

10. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 479 с.

11. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.