Научная статья на тему 'Социальная ответственность экономических субъектов: отражение в новых образовательных программах и самостоятельной работе студентов'

Социальная ответственность экономических субъектов: отражение в новых образовательных программах и самостоятельной работе студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / EDUCATIONAL PROGRAM / TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT / FOUNDATIONS OF THE WELFARE STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Елена Александровна

Представлена характеристика учебно-методического обеспечения и требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к компетенциям слушателей в рамках дисциплин «Основы социального государства» и «Корпоративная социальная ответственность». Предложены методические рекомендации по преподаванию данных дисциплин с учетом опыта реализации образовательных программ в Томском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF ECONOMIC ACTORS: REFLECTED IN THE NEW EDUCATIONAL PROGRAMS AND SELF-STUDY

The article presents a description of training and methodological support and the requirements of the federal state educational standards of higher education to students competencies in the disciplines “Fundamentals of the welfare state” and “Corporate Social Responsibility.” Proposed guidelines for the teaching of these disciplines with the experience of educational programs at Tomsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность экономических субъектов: отражение в новых образовательных программах и самостоятельной работе студентов»

УДК 331. 30

Е. А. Фролова

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИх СУБъЕКТОВ: ОТРАЖЕНИЕ В НОВЫх

образовательных программах и самостоятельной работе студентов

Представлена характеристика учебно-методического обеспечения и требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к компетенциям слушателей в рамках дисциплин «Основы социального государства» и «Корпоративная социальная ответственность». Предложены методические рекомендации по преподаванию данных дисциплин с учетом опыта реализации образовательных программ в Томском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, образовательная программа, учебно-методическое обеспечение, основы социального государства.

Социальный аспект человеческой деятельности по мере развития экономики приобретает все большее значение и в последнее время становится одним из определяющих компонентов современной хозяйственной системы. Многие ученые отмечают, что данное явление - это не просто реакция на возникающие социальные конфликты, а объективная закономерность развития хозяйства.

Каждый субъект принимает решения в повседневной хозяйственной деятельности либо в пользу собственных узкокорыстных интересов, либо с учетом мнения окружающих его людей, поэтому социальная ответственность - деятельность с учетом интересов общества - крайне важна, особенно для России.

Для решения данной задачи насущно необходим высокий образовательный и культурный уровень населения и наличие положительных социальных шаблонов поведения - своеобразных примеров, которые обычно культивирует государство.

Российское образование последние два десятка лет находится в состоянии перманентного реформирования. Новации, введенные в образовательную систему в 2010-2011 г., ознаменовали очередной этап этого процесса. Введение государственных образовательных стандартов третьего поколения как в основном общем образовании, так и в профессиональном призвано решить проблему соответствия выпускника потребностям рынка труда (если речь идет о профессиональном образовании) либо формирования необходимых знаний, умений, навыков, иначе говоря, компетенций, для перехода на очередную образовательную ступень в рамках модели непрерывного образования.

В новых государственных образовательных стандартах все большее место занимает воспитательная функция, игнорирование которой в российском образовании начала 90-х гг. ХХ в. привело к известным печальным результатам.

И если в общем образовании в рамках модели «Наша новая школа» воспитательная компонента носит в основном психолого-педагогический и ме-

тодический характер, то в профессиональном образовании, в том числе по блоку экономических и социальных направлений, она представлена именно в содержательной части основной образовательной программы.

В новые государственные стандарты по направлениям 100100 «Сервис», квалификация (степень) «бакалавр» и 100400.62 «Туризм», квалификация «бакалавр», подготовку по которым осуществляет факультет экономики и управления Томского государственного педагогического университета, включены дисциплина и компетенции, обеспечивающие социализацию обучающихся в рамках данной профессиональной области. Речь идет о дисциплине «Основы социального государства», введенной в государственные стандарты по инициативе Академии труда и социальных отношений.

По мнению авторов стандарта, дисциплина должна формировать следующие профессиональные компетенции у обучающихся:

- способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);

- демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);

- способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);

- планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11);

- участие в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-14).

Содержательная часть данной дисциплины закреплена в государственном стандарте в рамках так называемых ЗУВов:

знать: особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни;

уметь: применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения;

владеть: основами формирования социальных отношений в обществе.

Современные ФГОСы предоставляют образовательным учреждениям довольно большую степень свободы организации учебной деятельности по сравнению с предыдущими стандартами, не регламентируя ни дидактические единицы дисциплины, ни количество времени, отведенное на нее. В зависимости от потребностей рынка труда и профиля образовательной программы вуз вправе самостоятельно определять ее содержание как в части блока вариативных дисциплин и их наполнения, так и в части содержания базовых, регламентированных государственным стандартом курсов.

В рамках образовательных программ по обозначенным выше направлениям подготовки бакалавриата содержание дисциплины «Основы социального государства» включает в себя следующий тематический план.

Тема 1. Идея социального государства: необходимость и возможности реализации (4 часа).

Понятие «социальное». Понятие «социальное государство». Современные представления о социальном государстве. Теории социального государства. Социальное государство как государство нового цивилизованного типа. Признаки социального государства. Цели и приоритеты социального государства. Социальные функции социального государства. Принципы социального государства.

Тема 2. Этапы эволюции социального государства (4 часа).

Развитие представлений о социальном государстве. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Идейные истоки теории социального государства: правовое государство, государство как ночной сторож, социалистическое государство. Историческое развитие концепции социального государства: периодизация С. Завадского и С. Калашникова. Концепция социального государства Л. фон Штайна. Социальный вопрос как суть феномена социального государства. Роль собственности в решении социального вопроса. Социаль-

ное и социальное правовое государство Г. Геллера. Государство социальных услуг.

Тема 3. Модели социального государства (4 часа).

Модели социальных государств. Социальная ориентация различных типов государств. Типология социальных государств. Государства «равных возможностей». Государства «социальной безопасности». Социальные государства «всеобщего благосостояния». Либеральное социальное государство. Консервативное социальное государство. Социал-демократическое социальное государство (социальное рыночное хозяйство). Критерии отнесения государства к конкретной модели.

Тема 4. Государственная социальная политика: цели и инструменты (4 часа).

Понятие «социальная политика». Роль социальной политики в функционировании и развитии социального государства. Функции и принципы социальной политики. Основные институты и механизмы реализации социальной политики. Особенности формирования и реализации социальной политики в социальном государстве.

Особенности управления социальной сферой в социальном государстве. Разграничение полномочий в социальной политике между различными уровнями власти. Социальное партнерство в социальном государстве. Понятие «социальное партнерство». Основные модели социального партнерства. Развитие социальной ответственности бизнеса. Институты гражданского общества. Благотворительная деятельность. Некоммерческие организации социальной направленности. Роль гражданского общества в построении социального государства. Понятие «социальная защита». Конституционные гарантии социальной защиты населения. Институт социального страхования как механизм социальной защиты работников в социальном государстве. Обязательное и добровольное социальное страхование. Пенсионное страхование. Обязательное медицинское страхование. Страхование в связи с материнством. Страхование в связи с временной нетрудоспособностью. Обязательное страхование в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональными заболеваниями. Государственная социальная помощь. Социальное обслуживание. Развитие системы социальных услуг. Стандартизация системы социальных услуг.

Тема 5. Концепция социального государства в России (4 часа).

Основные положения Концепции социального государства в РФ. Факторы и условия становления в России социального государства. Приоритеты современного этапа развития социального государства. Национальное и социальное государство: проблемы согласования. Классификация государ-

ственных интересов. Россия как демократическое федеративное правовое государство.

Тема 6. Особенности реализации социальных функций государства в России (4 часа).

Тенденции развития социального государства в России. Предпосылки становления основ социального государства в дореволюционной России. СССР как социальное государство. Модернизация социального государства в современной России.

Модернизация социальной защиты в современной России. Развитие системы социального страхования в России. Российская модель социального страхования. Реформирование системы льгот. Формирование института социальной поддержки населения. Национальные проекты.

Тема 7. Инструменты социальной политики в России (4 часа).

Модель социальной политики России. Сущность, цели, направления, приоритеты социальной политики России на современном этапе. Основные направления социальных реформ. Программа социально-экономического развития России на 20002009 гг. Программно-целевой и проектно-целевой методы в социальной политике. Программа социально-экономического развития России на 20102020 гг. Национальные проекты в социальной сфере. Модернизация системы здравоохранения. Модернизация системы образования.

Тема 8. Перспективы развития социального государства после кризиса 2008-2010 гг. (4 часа).

Сущность и особенности мирового экономического кризиса 2008-2010 гг. Вторая волна кризиса 2011-2012 гг. Долговой кризис США, Германии, Швеции, Франции. Трансформация моделей социального государства в промышленно развитых странах. Будущее социального государства в России.

Дисциплина «Основы социального государства» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического блока учебного плана, читается во втором семестре в общем объеме 32 аудиторных часа и предусматривает 76 часов самостоятельной работы. Дисциплина тесно связана с курсами профессионального цикла, в том числе «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «Экономика туристского рынка», «Правовое регулирование в туризме». Для успешного освоения дисциплины бакалавры должны иметь знания из таких областей, как экономическая теория, история, обществознание.

Основная трудность в преподавании данной дисциплины состоит в практически полном отсутствии учебно-методических материалов, так как государственный стандарт введен в действие в мае 2011 г. и сейчас обучение проходит только первая группа бакалавров. Ранее в образовательных про-

граммах по специальностям и направлениям социально-экономического профиля данной дисциплины не было вовсе.

В процессе подготовки лекционного курса и заданий для самостоятельной работы слушателей приходится опираться на научную литературу в области социального государства и собственные авторские научные исследования.

Из базовых учебников можно упомянуть лишь работу Н. А. Волгина и соавт. «Социальное государство: учебник для вузов», изданную первоначально в 2004 г. и в дальнейшем переработанную и дополненную и вышедшую в свет в 2009 г. [1].

Научной литературы по социальному государству значительно больше. Например:

1. Россия: путь к социальному государству: материалы конференции. М., 2006. 925 с.

2. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. 190 с.

3. Социальная экономика: теория и практика / ред. А. В. Бузгалин. М., 2009. 315 с.

4. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / ред. Р. М. Нуреева. М., 2007.

5. Кочеткова Л. Н. Социальное государство: опыт философского анализа. М.: Либроком, 2009.

6. Уколов Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник. М., 2009. 621 с.

7. Сидорина Т. Ю. Два века социальной политики. М.: РГГУ, 2005. 442 с.

Имеется огромное количество статей, докладов, сообщений, опубликованных в периодической печати или на интернет-форумах.

Однако при изучении данных источников студенты испытывают существенные трудности, так как дисциплина читается на первом курсе, помимо данной дисциплины в учебном плане подготовки других экономических курсов не предусмотрено, профессиональное экономическое мышление еще не сформировано, приходится опираться на школьные знания истории и обществознания.

С учетом степени информатизации современного российского профессионального образования, распространения компьютерной техники и сети Интернет, выдавая задания для самостоятельной работы по дисциплине, необходимо дополнять его перечнем источников, обязательных для изучения, так как самостоятельно студенты этот список составить не способны, а во Всемирной информационной сети, которая пользуется огромной популярностью, размещены в том числе источники, не внушающие доверия, но студенты-первокурсники пока эту сортировку провести не могут.

В новом ФГОС вПо по направлению 080200 «Менеджмент» также закреплена дисциплина социального профиля в блоке базовой части

профессиональных дисциплин - «Корпоративная социальная ответственность (КСО)».

Своеобразным «законодателем мод» в преподавании и разработке учебно-методического обеспечения данной дисциплины по праву является НИ ГУ ВШЭ.

Научный и практический интерес к социальной ответственности бизнеса в России «спонтанно» возник в 2004 г. после одного из публичных выступлений президента РФ. Однако до последнего момента корпоративная социальная ответственность была преимущественно полем для научных дискуссий в рамках определения объектов, субъектов и инструментов реализации социальной ответственности. В качестве курса по выбору КСО появилась в образовательных программах в 20082009 гг., обязательной дисциплиной стала только в 2011 г.

Содержание данной дисциплины также не прописано в государственном образовательном стандарте, за исключением требований к формируемым компетенциям (без учета профиля подготовки) и комплекса знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучающиеся по данной образовательной программе.

В том числе закреплена необходимость:

1. Овладеть способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8).

2. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

3. Сформировать способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

4. Овладеть способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16).

Успешное освоение данной дисциплины предполагает наличие у слушателей знаний в области теории и истории менеджмента, экономической теории, теории фирмы, финансов и кредита и других профессиональных дисциплин.

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины еще более скудное, чем в предыду-

щем случае. По теории и практике корпоративной социальной ответственности в России до сих пор нет ни одного учебного издания, да и перечень научных работ также нельзя назвать обширным [2].

В позитивном смысле в области учебников по КСО отличились украинские преподаватели и эксперты, опубликовав первый на постсоветском пространстве учебник «КСО: модели и управленческая практика», который, по сведениям информационных агентств, уже получил гриф Министерства образования и науки Украины и рекомендован для преподавателей, студентов-экономистов, менеджеров по КСО. В России такая практика пока отсутствует.

Комплексных исследований крайне мало, в числе удачных примеров может быть только «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» [3]. В основном же преобладают работы описательного характера, где авторы пропагандируют собственную точку зрения относительно сущности и содержания данного феномена либо характеризуют основные инструменты социальной ответственности отдельных компаний. Однако, как показывает практика, такие работы нельзя рекомендовать студентам как источники основной литературы, ибо они не отражают научных (в строгом смысле этого слова) достижений в рассматриваемой области. Сами же студенты, не имея достаточно выраженного критического мышления, принимая выводы автора исследования за истину в конечной инстанции, не способны адекватно оценить реализацию механизмов социальной ответственности в деятельности предприятий и организаций.

В целом, как показывают результаты проведенного анализа, социальная проблематика в последнее время активно распространяется в экономических исследованиях, что свидетельствует об усилении интереса научной общественности к проблемам не только экономической, но и социальной эффективности развития современного хозяйства и общества [4]. Есть надежда, что этот интерес не станет лишь отражением конъюнктурных изменений научной проблематики, а обретет твердую теоретическую и научно-методологическую платформу и будет способствовать дальнейшему научному поиску и воспитанию социально ответственного экономического мышления.

Список литературы

1. Гриценко Н . Н . , Волгин Н . А. , Попов Ю . Н . и др . Основы социального государства: учебник для вузов / под общ . ред . д . э . н ., проф . Н . Н . Гриценко, д .э . н ., проф . А. А. Шулуса . М .: «АТИСО», 2009 . 440 с.

2 . Фролова Е . А. Экономические основы социальной ответственности бизнеса // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin) . 2011. Вып . 12 . С . 66-70 .

3 . Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под ред . И . Ю . Беляевой, М . А. Эскиндарова . М . :

КНОРУС, 2008. 504 с .

4 . Ушакова Э . Т. , Фролова Е . А. Социальная ответственность экономических субъектов в модели социально ориентированной рыночной

экономики: монография . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2012 . 132 с.

Фролова Е. А., кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: fea78@tpu.ru, frolova@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 04.06.2012.

E. A. Frolova

SOCIAL RESPONSIBILITY OF ECONOMIC ACTORS:

REFLECTED IN THE NEw EDUCATIONAL PROGRAMS AND SELF-STUDY

The article presents a description of training and methodological support and the requirements of the federal state educational standards of higher education to students competencies in the disciplines “Fundamentals of the welfare state” and “Corporate Social Responsibility.” Proposed guidelines for the teaching of these disciplines with the experience of educational programs at Tomsk State Pedagogical University.

Key words: social responsibility, corporate social responsibility, educational program, training and methodological support, foundations of the welfare state.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: fea78@tpu.ru, frolova@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.