Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка экономиста: формирование вариативной части основной образовательной программы'

Профессиональная подготовка экономиста: формирование вариативной части основной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ВПО / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Наталия Евгеньевна, Селиверстова Ольга Федоровна

В статье предлагается методика формирования вариативной части основной образовательной программы экономического вуза на основании выявления профессиональных компетенций, связанных с конкретными видами профессиональной деятельности выпускников. В качестве примера приводятся обоснования включения в вариативную часть подготовки студентов дисциплин, обеспечивающих формирование отдельных общекультурных и профессиональных компетенций по укрупненной группе направлений подготовки «Экономика и управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева Наталия Евгеньевна, Селиверстова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF ECONOMISTS: THE FORMATION OF VARIATIVE OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

The article offers a method of forming variative of the basic educational program of economic institution on the basis of the identification of professional competencies related to specific professional activities of graduates. As an example, studies are included in the variability of the training of students of disciplines, ensuring the formation of separate culture in general and professional competencies of the enlarged group, training areas, "Economics and Management."

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка экономиста: формирование вариативной части основной образовательной программы»

Киселева Наталия Евгеньевна, Селиверстова Ольга Федоровна

Профессиональная подготовка экономиста: формирование вариативной части

о ^ о

основной образовательной программы

В статье предлагается методика формирования вариативной части основной образовательной программы экономического вуза на основании выявления профессиональных компетенций, связанных с конкретными видами профессиональной деятельности выпускников. В качестве примера приводятся обоснования включения в вариативную часть подготовки студентов дисциплин, обеспечивающих формирование отдельных общекультурных и профессиональных компетенций по укрупненной группе направлений подготовки «Экономика и управление».

ФГОС ВПО, основная образовательная программа, вариативная часть учебного плана, общекультурные и профессиональные компетенции.

В современных условиях к уровню профессиональной подготовки специалистов экономического профиля предъявляются достаточно высокие требования. Задача высшего учебного заведения - подготовка квалифицированных специалистов, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, обеспечивающими необходимый уровень профессионализма в будущей деятельности выпускника. Задача основной образовательной программы вуза - формирование образовательной траектории, способной сформировать и развить эти компетенции.

Предложенная методика перехода от вузовского компонента образовательных программ ГОС ВПО к отраженной во ФГОС ВПО третьего поколения компетентностно ориентированной вариативной части основных образовательных программ бакалавра и магистра по экономическим направлениям подготовки может быть использована для разработки учебных планов, программ и материалов.

При реализации этой задачи следует учитывать неоднозначность отражения в результатах и содержании подготовки студентов и выпускников вуза (бакалавров и магистров) результатов и содержания их будущего труда и, в том числе, с учетом его динамического изменения. При этом надо учитывать, что законодательно заложен квалификационный признак (профессиональное образование должно обеспечивать получение обучающимся соответствующей квалификации), из чего вытекает, что ядром компетенции является именно квалификация. При любой трактовке квалификация формируется на основе полученных знаний, умений, навыков (ЗУНов), что и нужно учитывать при разработке ООП.

Для формирования состава общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с конкретными видами профессиональной деятельности выпускников, а в дальнейшем -получения необходимых результатов обучения в виде усвоенных знаний, умений, навыков и освоенных компетенций, формирование вариативной (профильной) части следует начинать с анализа видов и задач профессиональной деятельности. Согласно требованиям раздела 4.3.

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

ФГОС ВПО по каждому направлению подготовки конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса -с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Исходными материалами для выявления компетенций и ЗУН для формирования вариативной части профессионального цикла могут быть:

- профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням;

- Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, представляющий собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности (занятий). В качестве признаков для группировки занятий выбраны характеристики занятий - содержание выполняемых работ, предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства и другие, определяющие квалификацию и профессиональную специализацию работников;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 010-93 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. №298);

- ГОС ВПО второго поколения (в части требований к уровню подготовки выпускника по конкретной специальности, требований к содержанию ООП - особенно в части специальных дисциплин и дисциплин вузовского компонента);

- функциональные обязанности, должностные инструкции специалистов на рабочих местах;

- нормативные акты и иные документы, регламентирующие деятельность государственной службы РФ; налоговых органов и т.п.

К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики должностей, призванные способствовать правильному решению вопросов профессиональной деятельности посредством четкого определения функциональных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. При назначении работника на должность устанавливается круг его компетенции с целью обеспечения обязательного выполнения закрепляемых за ним функций.

Каждая квалификационная характеристика состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования». В соответствии с целями статьи наиболее подробно рассматривается второй раздел.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работникам в отношении знаний законодательных актов, приказов, распоряжений, инструкций и других руководящих и методических документов, а также специальных знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Прежде всего, формулируются требования к знаниям нормативных документов и методических материалов, определяющих порядок выполнения предусмотренных функций. Далее следуют требования к знаниям, вытекающие из основной деятельности по той или иной должности. При этом в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения они дифференцируются. Так, для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других - достаточно знаний их основ. Важная особенность этого раздела - лаконичность и унификация формулировок специальных знаний, особенно применительно к группам должностей, относящихся к одной функции управления.

Так, например, согласно квалификационной характеристике из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), финансовый менеджер, выпускник вуза по направлению «Экономика», должен знать:

- законодательные и нормативные правовые документы, определяющие требования к финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- состояние и перспективы развития финансовых рынков и рынков сбыта продукции (товаров, услуг, работ);

- принципы организации финансовой работы на предприятии;

О РЭ

Си

К К

о

н

£¡4

к

г

о Ш о

И

- порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (товаров, услуг, работ), планов по прибыли;

- систему финансовых инструментов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

- основы управления собственным капиталом предприятия;

- методы оценки финансовых активов, доходности и риска;

- основы управления оборотным капиталом, модели формирования собственных оборотных средств;

- принципы определения предпринимательского риска;

- порядок краткосрочного и долгосрочного кредитования предприятия, привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств;

- правила выпуска и процедуру приобретения ценных бумаг;

- порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений;

- принципы финансового контроля;

- порядок и формы финансовых расчетов;

- принципы и методы налогообложения;

- способы уплаты налогов и сборов;

- налоговую систему;

- характеристику основных налогов и сборов РФ;

- стандарты финансового учета и отчетности;

- бухгалтерский учет;

- средства вычислительной техники, телекоммуникаций и связи;

- основы трудового законодательства.

При формировании вариативной части учебного плана ООП ВПО по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей «Экономика и управление» должны быть учтены конкретные виды профессиональной деятельности и вытекающие из них знания, умения и навыки, и, следовательно, компетенции. Т.е. от компетенций следует постепенно переходить к содержанию дисциплины через знания, умения, навыки, которыми должен обладать студент, завершив изучение этой дисциплины. При этом надо учесть, что изучение одной отдельной дисциплины может дать возможность для формирования нескольких компетенций. Компетенции формируются также и на уровне дисциплин, циклов дисциплин, на квалификационном уровне выпускника как совокупный ожидаемый результат образования при завершении освоения ООП в целом. Кроме того, освоенная компетенция - это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д.

Следующим этапом формирования основных профессиональных образовательных программ является выявление состава и содержания учебных дисциплин вариативной части, которые призваны обеспечить полноценную подготовку выпускников. В качестве примера рекомендуем приведенные обоснования необходимости включения в вариативную часть учебного плана ООП ВПО по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» четырех учебных дисциплин, обеспечивающих формирование отдельных общекультурных и профессиональных компетенций.

1. Учебная дисциплина «Бюджетное регулирование»

Российская Федерация является государством с федеративным устройством. В ее состав входят 83 субъекта РФ, существенно отличающиеся друг от друга по географическому положению, демографической ситуации, уровню социально-экономического развития. Все эти характеристики влияют на формирование финансовой базы функционирования субъектов РФ в целом и в части реализации государственных социальных обязательств, выполнение которых возложено на региональные органы власти. Для создания условий финансового обеспечения выполнения государственных социальных обязательств субъектами РФ используется механизм бюджетного регулирования, позволяющий выравнивать уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ и достигать баланса между возложенными на них государственными обязательствами по расходам и доходами, формирующимися за счет финансовой помощи из федерального бюджета.

Одной из областей профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Экономика» является деятельность в органах государственной и муниципальной власти,

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

вследствие этого дисциплина «Бюджетное регулирование» является необходимой для изучения бакалаврами по данному направлению подготовки в вариативной части профессионального цикла и ее изучение обеспечивает более глубокое освоение компетенций базовой дисциплины «Финансы» и применение полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата из Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика):

1. Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

2. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).

3. Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).

4. Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально - экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для освоения общекультурной компетенции ОК-4 «Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем» бакалавр должен:

знать уметь владеть

состав и назначение финансовой системы, государственный финансовый механизм на основе статистических данных рассчитывать показатели социально-экономического развития РФ и интерпретировать полученные результаты в практике деятельности органов государственной и муниципальной власти методикой определения тренда развития социально-экономических показателей экономики РФ; приемами анализа статистических данных, характеризующих социально-экономические процессы,происходящие в Российской Федерации

Для освоения общекультурной компетенции ОК-5 «Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» бакалавр должен:

знать уметь владеть

федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации и другие подзаконные акты, регламентирующие бюджетное регулирование анализировать нормативно-правовую основу бюджетного регулирования; определять область применения инструментов бюджетного регулирования, определяемую нормативно-правовыми документами инструментами бюджетного регулирования; методологией анализа нормативно-правовых документов

Для освоения профессиональной компетенции ПК-2 «Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов» бакалавр должен:

знать уметь владеть

содержание и принципы бюджетного федерализма, источники формирования бюджетов; механизм горизонтального и вертикального выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; социально-экономические характеристики бюджетной системы РФ; инструменты бюджетного регулирования социально-экономического характеристики бюджетной системы РФ анализировать тенденции развития процесса бюджетного регулирования; оценивать уровень сбалансированности региональных бюджетов с учетом финансовой помощи из федерального бюджета; анализировать соответствие финансовых потребностей региональных бюджетов объемам средств, выделяемых из федерального бюджета на выполнение социальных обязательств методологией горизонтального и вертикального выравнивания доходов бюджетов различного уровня; методологией расчета социально-экономических характеристик бюджетной системы РФ

Для освоения профессиональной компетенции ПК-13 «Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально - экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий» бакалавр должен:

знать уметь владеть

финансово-экономическое содержание, формы, методы, инструменты, функциональное назначение и цели развития процесса бюджетного регулирования; методики расчета размеров трансфертов, субсидий и субвенций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды применять формы и методы бюджетного регулирования в практической деятельности методиками оценки прогнозных значений потребности в дополнительных объемах финансирования для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; распределительными, нормативными и стимулирующими методами бюджетного регулирования

2. Учебная дисциплина «Устойчивость развития экономики региона» представляет важность для вариативной части учебного цикла бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика». Дисциплина дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, связанных с особенностями федеративного устройства нашей страны и необходимостью учитывать специфику территорий при проведении региональной политики. Указанная дисциплина помогает студенту получить дополнительные знания для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Актуальность изучения вопросов устойчивости развития регионов нашей страны обусловлена глубокой дифференциацией в экономическом развитии субъектов федерации, дальнейшее усугубление которой угрожает целостности страны. В современных условиях преодоления кризисных явлений особенно важно формирование концепции социально-экономического развития для каждой отдельной территории. При этом большую роль играют различные группировки факторов и условий, определяющих воздействие на устойчивость развития региона как открытой системы. Важнейшие положения концепции устойчивости социально-экономического развития могут быть непосредственно применены к различным территориям, особенно к тем, которые обладают потенциальными возможностями для процветания (богатство природных ресурсов, человеческий потенциал, уровень состояния обрабатывающих отраслей промышленности, науки, образования).

В ходе изучения дисциплины подробно изучаются цели, задачи и инструменты осуществления региональной политики в нашей стране в целях устойчивого развития. Показывается роль финансового (бюджетного, инвестиционного и банковского) сектора в достижении устойчивости, а также социальной сферы, как фактора и оценки устойчивого развития региона. Уделяется особое внимание проблемам инновационного развития регионов и роли высших учебных заведений в этой сфере деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

1. Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

2. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

3. Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

4. Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

Для освоения общекультурной компетенции ОК-4 «Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем» бакалавр должен:

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о

РЭ Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

знать уметь владеть

закономерности функционирования современной российской экономики на региональном уровне; основные понятия и категории в теории региональной экономики применять понятийно-категориальный аппарат, касающийся вопросов функционирования региональной экономики навыками прогнозирования экономических и социальных процессов на региональном и местном уровне

Для освоения общекультурной компетенции ОК-5 «Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» бакалавр должен:

знать уметь владеть

основные нормативные правовые документы, касающиеся экономической и социальной сферы деятельности в регионе; особенности формирования целей, задач, методов региональной экономической политики ориентироваться в системе регионального законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих социально-экономические процессы на уровне субъектов федерации навыками нахождения организационно-управленческих решений проблем устойчивости экономического развития региона

Для освоения профессиональной компетенции (ПК-1) «Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» бакалавр должен:

знать уметь владеть

основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на региональном уровне выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в финансовой и инвестиционной деятельности в регионе навыками расчета экономических и социальных показателей по конкретному субъекту федерации

Для освоения профессиональной компетенции (ПК-8) «Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей» бакалавр должен:

знать уметь владеть

основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на региональном уровне собирать и интерпретировать данные статистики о региональных социально-экономических процессах и явлениях навыками самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу экономических и социальных данных по конкретному региону

3. Учебная дисциплина «Основы финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга рынка недвижимости» является важной для вариативной части учебного цикла бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика», профиль «Финансы и кредит». Дисциплина направлена на решение класса научно-практических задач, направленных на формирование эффективных систем проектного финансирования и, как правило, опирается на: 1) разработку финансовых инструментов инвестирования; 2) теоретико-методологические основы финансовых концепций регулирования воспроизводственных процессов; 3) урегулирование проблем управления финансовыми рисками. Данная дисциплина помогает студенту получить дополнительные знания для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Актуальность изучения вопросов финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга рынка недвижимости обусловлены: глобализацией мирового и национальных финансовых рынков, в составе которых рынки недвижимых активов стали неотъемлемым экономическим компонентом;

- глубоким взаимным влиянием развития рынков недвижимости, денежно-кредитных и банковских систем в национальных экономиках, о чем свидетельствует кризис на рынке недвижимости США, глобализовавшийся в национальный и мировой финансовый кризис;

- современной ролью финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга рынков недвижимости в обеспечении экономической безопасности и устойчивого экономического роста реальной экономики в посткризисный период;

- высокой общественной потребностью в подготовке современных экономистов, способных обеспечить финансовый анализ и управление портфелем активов и инвестиций всех типов (как портфельных, так и прямых, как финансовых, так и материальных).

В ходе изучения дисциплины подробно изучаются основные понятия о международных стандартах финансового инвестиционного анализа, применяемых в России, основы отраслевой экономической теории рынка недвижимости. Рассматриваются расчетные методики сравнительного анализа инвестиционной привлекательности региональных и локальных рынков и их функциональных сегментов. Особое внимание уделяется методическим основам финансового анализа инвестиций на российском рынке недвижимости, а также проблемам финансово-проектного консалтинга.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

1. Знать общие принципы мышления и логики, использовать в своей профессиональной деятельности общую культуру мышления, уметь обобщать, анализировать, способностью воспринимать профессиональную информацию, способностью к постановке цели при решении задачи в сфере своей профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

3. Способен выбирать инструментальные средства для обработки финансовых и экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать свой выбор (ПК-13);

4. Уметь собирать необходимые статистические данные, обрабатывать их, анализировать и предоставлять в требуемой для информационного обзора и/или аналитического отчета форме (ПК-14).

Для освоения общекультурной компетенции ОК-1 «Знать общие принципы мышления и логики, использовать в своей профессиональной деятельности общую культуру мышления, уметь обобщать, анализировать, способностью воспринимать профессиональную информацию, способностью к постановке цели при решении задачи в сфере своей профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения» бакалавр должен:

знать уметь владеть

Основные макроэкономические показатели, принципы их расчета и взаимосвязь с финансовыми показателями рынка недвижимости Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности в сфере финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга рынка недвижимости Навыками деловых коммуникация, самоорганизации и организации выполнения заданий в профессиональной деятельности

Для освоения общекультурной компетенции ОК-5 «Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» бакалавр должен:

знать уметь владеть

Основные нормативные правовые документы, касающиеся экономической сферы, а именно финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга рынка недвижимости Ориентироваться в системе федерального законодательства и нормативно-правовых актах, регламентирующих экономические процессы Навыками нахождения организационно-управленческих решений проблем рынка недвижимости

Для освоения профессиональной компетенции (ПК-13) «Способен выбирать инструментальные средства для обработки финансовых и экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать свой выбор» бакалавр должен:

знать уметь владеть

Принципы, формы и методы организации финансов, кредитных отношений в сфере рынка недвижимости Анализировать и выделять приоритеты финансовой, денежно-кредитной политики на российском рынке недвижимости Методами финансового планирования и прогнозирования

Для освоения профессиональной компетенции (ПК-14) «Уметь собирать необходимые статистические данные, обрабатывать их, анализировать и предоставлять в требуемой для информационного обзора и/или аналитического отчета форме бакалавр должен:

знать уметь владеть

Методику построения, анализа и применения математических моделей Использовать прогнозные показатели макроэкономического развития Методикой и методами финансовых расчетов среднестатистических индексов

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

доходности, емкости рынка, разрывов спроса и предложения

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

и

4. Учебная дисциплина «Организация деятельности коммерческого банка». Коммерческие банки являются неотъемлемым атрибутом современной цивилизации. Функционирование коммерческих банков позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Будучи частью общей экономической системы банки отражают закономерности и проблемы общественного развития, которые невозможно рассматривать изолированно от состояния экономики в целом. Подобное взаимодействие заметно и в условиях переходного периода, и в условиях кризиса. Глубокое представление о путях повышения эффективности деятельности коммерческих банков невозможно также без анализа отечественного и зарубежного опыта, его позитивных и негативных сторон.

Учение о коммерческом банке призвано упорядочить знания в области организации управления деятельностью коммерческого банка, обобщить отечественную практику в сфере банковского дела. В связи с этим задачей настоящей учебной дисциплины является формирование целостного представления о сущности и функциях коммерческого банка, его роли в развитии экономики, содержании выполняемых операций. Существует множество моделей организации деятельности коммерческого банка. Настоящая учебная дисциплина имеет целью обобщить существующие методологии всеобъемлющих схем организации деятельности коммерческих банков учитывая факторы корпоративного управления.

По набору представленных вопросов программа должна раскрывать всю совокупность как общетеоретических вопросов, так и практики совершения банковских операций.

Формирование комплексного и интегрированного взгляда на деятельность коммерческого банка и банковское дело обусловлено формированием у выпускника по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией «бакалавр» следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК—1);

2) умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

расчетно-экономическая деятельность

3) способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

4) способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

5) способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

6) способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

7) способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность

8) способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

Формирование комплексного и интегрированного взгляда на деятельность коммерческого 168

банка и банковское дело обусловлено формированием у выпускника по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией «бакалавр» следующих компетенций:

1) владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

2) умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); организационно-управленческая деятельность

3) способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

информационно-аналитическая деятельность

4) знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

5) способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

предпринимательская деятельность

6) способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49).

Для примера в таблицах приведено сопряжение формируемых компетенций и приобретаемых знаний, умений, навыков при изучении дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

Формируемые компетенции у выпускника по направлению подготовки «Экономика»

Код Формируемая компетенция Знания, умения, навыки, приобретаемые обучаемым

Общекультурные компетенции

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории Уметь: ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе Владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества

ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать: основные нормативные правовые документы Уметь: использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности Владеть: навыками применения правовых норм для решения экономических задач

Профессиональные компетенции

ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин Уметь: использовать источники экономической, социальной, управленческой информации Владеть: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных

ПК-2 способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне Уметь: рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; Владеть: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

ПК-3 способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты,обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне Уметь: осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач Владеть: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

ПК-7 способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне Уметь: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений Владеть: современными методиками расчета и анализа социально-экономических

О ¡X

о

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

О РЭ

Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

о ш

о

и

Код Формируемая компетенция Знания, умения, навыки, приобретаемые обучаемым

ПК-9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин Уметь: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей Владеть: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

ПК-13 способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий Знать: основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий Владеть: навыками извлечения необходимой информации из предлагаемого множества вариантов, для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов

Формируемые компетенции у выпускника по направлению подготовки «Менеджмент»

Код Формируемая компетенция Знания, умения, навыки, приобретаемые обучаемым

Общекультурные компетенции

ОК-5 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления Уметь: применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности Владеть: экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства

ОК-9 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать: основные нормативные правовые документы Уметь: использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности Владеть: навыками применения правовых норм для решения экономических задач

Профессиональные компетенции

ПК-19 способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций Знать: принципы развития и закономерности функционирования организации Уметь: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию Владеть: методами управления операциями

ПК-30 знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли Знать: типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования Уметь анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию Владеть: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)

ПК-47 способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений Знать: принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации Уметь: планировать операционную деятельность организации Владеть: методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков

ПК-49 способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) Знать: основные бизнес-процессы в организации Уметь: оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений Владеть: методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

О

pq о

К >

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

W О

Литература

Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. №12-ФЗ (с учетом изменений и дополнений)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. ОК 029-2001.

Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, п. 3; п. 7, п.п. а); п. 8, п.п. а) (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г., №142)

Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профес-

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

сионального образования, п.3 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г., №1015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика разработки и введения в действие профессиональных стандартов. Сб. нормативно-методических документов. - М.: Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальное агентство развития квалификаций, 2009.

Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании, от 28 декабря 2009 г. №03-2672.

Рекомендации по разработке в вузах основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО. Методические материалы1 для слушателей семинара повышения квалификации. - М., 2009.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. №307-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

о ш

о

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.