Из кризисного характера основных постулатов теории трансформации вырастает новая альтернатива - рецепция и развитие теории устойчивого развития всех видов и направлений (табл. 3).
В Ы В О Д
Устойчивостью систем озабочены представители различных научных направлений и практики. Одним из важнейших направлений устойчивого развития в экономике, несмотря на неизбежность кризисных потрясений, являются
инновационное развитие предприятия, смена технологий производства и управления, а также преобразование производственных структур в соответствии с новой моделью хозяйствования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Радионова, В. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. Н. Радионова, Н. В. Федаркова, А. Н. Чек-менов. - М.: Изд-во РИОР, 2005.
2. Финансовый менеджмент. - 2006. - № 5.
3. АЬгм, Ор.сй, 2006. - Б. 706.
Поступила 30.10.2007
УДК 334.012:004
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ В УПРОЩЕННОЙ МЕТОДИКЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Асп. АТАМАНЧУК Т. С.
Белорусский национальный технический университет
Сегодня малый бизнес в Республике Беларусь превратился в отдельную экономическую сферу деятельности, в которой работают сотни тысяч людей и оборачиваются материальные ценности, эквивалентные миллиардам долларов США. Малое предпринимательство в Беларуси представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Оно формирует значительную часть налоговых поступлений, сбережений от заработной платы, обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения. Доля субъектов малого предпринимательства в ВВП страны составила в 2006 г. 12 % [1, а 5]. За 16 лет в стране сформировались правовые и организационные условия ведения бизнеса, но до сих пор не выработана методология бизнес-планирования, учитывающая специфику деятельности малого предпринимательства.
31.08.2005 в Республике Беларусь вступило в силу постановление Министерства экономики
Республики Беларусь «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» [2], которое предусматривает единые требования в бизнес-планировании для малого, среднего и крупного предпринимательства.
Однако самостоятельно разработать бизнес-план по методологии этого постановления под силу специалистам с экономическим образованием и с определенным опытом работы в этой области. Консалтинговые фирмы в оказании услуг по бизнес-планированию сориентированы на среднее и крупное предпринимательство. Поэтому предпринимателям малого бизнеса приходится обращаться за помощью к частным лицам, которые не всегда добросовестно и качественно справляются с поставленной задачей, или разрабатывать бизнес-план самостоятельно.
Бизнес-планирование малого предпринимательства отличается от бизнес-планирования среднего и крупного бизнеса в выполняемых функциях, принципах и глобальности. Если в среднем и крупном предпринимательстве биз-
нес-план представляет собой целевую комплексную программу, охватывающую научно-технические, технологические, финансово-экономические и социальные аспекты, то в малом предпринимательстве - это план-программа организации и проведения самой крупной по удельному весу предпринимательской сделки и получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Отличие самой сути бизнес-планов обосновывается несопоставимостью объемов производства, основных и оборотных средств, величиной привлекаемых кредитов, структурой хозяйственных рисков в малом и среднем (крупном) бизнесе.
Начинающий предприниматель предполагает, что конечный результат бизнеса зависит от множества взаимосвязанных промежуточных факторов и одновременного решения большого объема проблем с жестким временным характером. Систематизировать отдельные блоки бизнеса в единое целое позволяет бизнес-план. Образно говоря, бизнес-план является компасом для предпринимателей в достижении поставленной цели. Процесс составления бизнес-плана самим предпринимателем является мощным инструментом самообучения, в ходе которого он получает знания, опыт, профессионализм и ощущение уверенности и основательности предпринимательского начинания.
Поддерживая развитие малого предпринимательства, которое способствует формированию мелких собственников, обеспечивающих собственное благосостояние и создающих новые рабочие места, решается государственная задача подъема экономического и социального развития общества. Поэтому для упрощения бизнес-среды в Республике Беларусь назрела острая необходимость в разработке упрощенной методологии бизнес-планирования, доступной предпринимателю.
Автор предлагает упростить не только методику расчетов бизнес-плана, но и информационные технологии в двух основных разделах бизнес-плана малого предпринимательства.
Раздел «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» предлагается представить в виде следующих подразделов: «Расчет цен и тарифов», «Расчет прибыли», «Расчет налогов», «Прогноз доходов
и расходов», «Оценка предпринимательских рисков».
Этот подраздел предусматривает:
• перечень наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации бизнес-проекта (производственный, коммерческий и финансовый риски; допустимый, критический и катастрофический риски);
• расчет потерь, порождаемых этими рисками;
• оценку (сопоставление) уровня суммарных потерь от рисков с зоной риска с использованием прототипа программного продукта «Экономические риски», разработанного автором.
Осуществление предпринимательства связано с риском, который принято называть хозяйственным. Риск - это явление, которое характеризует возможность и масштаб несоответствия отрицательных и положительных результатов ожидаемым результатам при выборе окончательного варианта решения из числа альтернативных с разными исходами. Игнорирование предложений, связанных с риском, недопустимо, так как это может привести к частичной или полной утрате конкурентоспособности. Предпринимателю следует не избегать неизбежного риска, а научиться оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы. К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования крайне недостаточно разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным хозяйственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
Потери, которые могут возникнуть в малом предпринимательстве, можно условно подразделить на материальные, трудовые, финансовые, потери времени и специфические.
Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, сырья, энергии и т. п.
Трудовые потери предусматривают потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами (текучесть кадров, низкая производственная дисциплина).
Финансовые потери представляют собой прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов,
уплатой дополнительных налогов, невозвратом долгов, неоплатой покупателем поставляемой ему продукции, уменьшением выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги.
Потери времени возникают тогда, когда процесс хозяйственной деятельности идет медленнее, чем было намечено (недостаточная квалификация работников, устаревшие основные средства).
Специфические виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий.
При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска важно также выявить, какие из них определяющие, а какие -побочные. Расчет потерь можно производить по превалирующим случайным рискам .
Если для крупных бизнес-проектов необходим расчет рисков с применением математического аппарата теории вероятности [3, с. 33], то в более простых случаях или при отсутствии вероятностных оценок возможен анализ рисков с помощью метода экспертных оценок [4].
Расчет потерь, порождаемых перечисленными рисками, рекомендуется производить по формуле, предлагаемой автором:
Рр = Лху, (1)
где Лх - вероятное негативное изменение показателя в результате проявления риска; у - базовый показатель, позволяющий определить величину потерь от данного вида риска.
Например, если Лх - увеличение налоговой ставки в стоимостном выражении или в относительных показателях, то у - налоговая база.
Или если Лх - снижение объема реализации в натуральных показателях, то у - розничная цена единицы товара в стоимостных показателях.
Оценка уровня предпринимательского риска производится методом сравнения рассчитанных суммарных потерь от рисков с
* Потери, которые можно заранее предвидеть, необходимо рассматривать как неизбежные расходы и включать в расчетную калькуляцию.
зоной риска. Под зоной риска понимают область возможных потерь от риска:
• если величина потерь меньше расчетной прибыли, то это зона допустимого риска, и данный вид предпринимательской деятельности оправдывает свою экономическую целесообразность;
• если величина потерь больше расчетной прибыли, но меньше выручки от реализации, то это зона критического риска, и предпринимательство в рассматриваемой сфере может привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело;
• зона катастрофического риска включает в себя область потерь, которые по своей величине равны или превосходят имущественное состояние предпринимателя, что чревато возможностью банкротства.
В бизнесе не столь страшно отсутствие прибыли, сколько наличие убыточности. При отсутствии прибыли фирма может существовать еще долгое время. При убыточности банкротство неизбежно. Применение предлагаемого информационного продукта «Экономические риски» позволит предпринимателю определить зону риска в зависимости от величины рассчитанных им потерь и принять решение о целесообразности проведения в жизнь сделки, на которую разрабатывается бизнес-план.
Процедуру выработки решения предпринимателем можно представить в виде схемы (рис. 1).
Язык реализации прототипа информационного продукта «Экономические риски» - C#, среда разработки MS Visual Studio 2005. Системные требования: ОС Windows XP и выше, установленный .NET Framework 2.0.
Интерфейс программы состоит из двух окон: главное окно - для ввода данных и отображения результата (рис. 2) и вспомогательное окно-легенда - (рис. 3) для расшифровки аббревиатур и вывода решения программы о возможной ситуации при реализации бизнес-проекта.
Программа реализует две главные функции:
• отрисовку графических данных - линий, надписей, зон;
• обработку данных, введенных пользователем, расчет результатов.
Рис. 1. Схема процесса выработки решения
Рис. 2. Главное окно программы
Легенда
Пр. - расчетная прибыль
Вобщ. - выручка
Ис. - имущественное состояние
Результат:
Рекомендуем!
Рис. 3. Вспомогательное окно программы
Для начала работы с программой Economic-risk требуется ввести значения рассчитанных потерь от рисков (Рр), расчетной прибыли (Пр.), выручки от реализации товара (Вобщ.) и величину имущественного состояния (Ис. -стоимость основных средств + предполагаемая выручка) и щелкнуть по ячейке «Проверить». Результат анализа автоматически отразится в одной из зон риска. Метка (!) сигнализирует о состоянии бизнеса из-за непредвиденных (случайных) рисков:
• если метка (!) отражается в зоне допустимого риска, то это свидетельствует о нормальном состоянии бизнеса, невзирая на потери от хозяйственных рисков;
• если метка (!) отражается в зоне критического риска, то это сигнализирует об опасном состоянии бизнеса из-за потерь от непредвиденных рисков;
• если метка (!) отражается в зоне катастрофического риска, то это предупреждает о чрезвычайном положении в бизнесе и возможном банкротстве от потерь случайных рисков.
Раздел «Показатели эффективности проекта» предусматривает обоснование финансово-экономической целесообразности реализации бизнес-проекта. По упрощенной методике бизнес-планирования автором предлагается производить оценку эффективности проекта на основе:
• рентабельности реализованного товара;
• доли собственного капитала в объеме вложений капитала и коэффициента структуры капитала;
• срока окупаемости бизнес-проекта;
• уровня безубыточности, который рекомендуется определять с помощью интерфейса программы «Анализ безубыточности», разработанного автором.
Уровень безубыточности представляет собой удельный вес критической программы в годовом объеме производства. Этот показатель характеризует границы экономической эффективности и не должен превышать 60 %. Критическая программа определяет объем продаж за год в натуральных показателях, за счет которого покрываются издержки, и его величина соответствует точке безубыточности.
Безубыточность может быть определена аналитически или графически.
Аналитический расчет использует формулу
Выручка, руб. Затраты, руб.
T =
П
(2)
где Тб - точка безубыточности, ед.; ЕЗп -условно-постоянные затраты, тыс. руб.; Пм -маржинальная прибыль, тыс. руб.
Маржинальная прибыль рассчитывается по формуле
(
Пм = Ц -
л
П
(3)
где Ц - цена (тариф) за единицу товара (услуги), тыс. руб.; ЕЗпер - условно-переменные затраты, тыс. руб.; Пр - годовой объем производства и продаж товара, ед.
Графический расчет основан на использовании годового объема производства (продаж) в натуральных показателях, выручки, затрат и условно-постоянных расходов в стоимостных показателях.
. Вкр Объем продаж, ед.
Рис. 4. График безубыточности
Анализ безубыточности используется для определения требуемого объема реализации для безубыточной работы.
Точка безубыточности Тб показывает такой объем реализации, который обеспечивает возмещение всех расходов предпринимателю, но не дает прибыли. Точка безубыточности - это довольно непродолжительный момент времени, обычно знаменующий собой переход от убыточности к прибыльности и, наоборот, состояние шаткого равновесия между нормально работающим предприятием и предприятием -потенциальным банкротом.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции или объем реализации, не неся при этом убытков.
Эффективность бизнес-проекта будет подтверждена при выполнении следующего условия:
В_
(4)
кр
В„
< 0,6,
где Вкр - критическая программа, ед.; Вр - реальный объем продаж, ед.
Автором разработан интерфейс программы «Анализ безубыточности», предназначенный для расчета критической программы и ее удельного веса в годовом объеме продаж и соответствующего вывода об эффективности бизнес-проекта.
Язык реализации - C#, среда разработки MS Visual Studio 2005. Системные требования: ОС Windows XP и выше, установленный .NET Framework 2.0.
Программа состоит из двух окон: - главное окно - для отображения результата (рис. 5) и
вспомогательное окно-легенда (рис. 6) - для ввода данных и вывода решения программы о эффективности бизнес-проекта.
ХОДЫ
Рис. 5. Главное окно программы
Рис. 6. Вспомогательное окно программы
Алгоритм интерфейса программы «Анализ безубыточности». Программа реализует четыре главные функции:
• отрисовку графических данных - линий, надписей;
• обработку данных, введенных пользователем;
• расчет результатов;
• вывод графиков согласно рассчитанным данным.
Вся работа программы - это реакция на действия пользователя. После того как пользователь ввел данные и нажал кнопку «Проверить», начинается обработка данных, введенных пользователем в текстовые поля «Условно-постоянные затраты», «Объем производства», «Расходы от основной деятельности», «Выруч-
ка от основной деятельности». Результат анализа автоматически отразится во вспомогательном окне программы «Легенда» в виде заключения «Эффективно» или «Не эффективно». Таким образом предприниматель может критически оценить свою бизнес-идею о сфере предстоящей деятельности:
• при результате «Эффективно» имеет смысл заняться данным видом бизнеса;
• при результате «Не эффективно» целесообразно отказаться от намечаемой предполагаемой сферы деятельности с рассчитанным объемом продаж товара (услуг).
В Ы В О Д Ы
В условиях рыночной экономики нелегко добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не анализировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, потерях от хозяйственных рисков и т. д.
Поэтому каждому предпринимателю, начиная какую-либо деятельность, необходимо точно представлять свои потребности на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, ущерб от возможных видов случайных рисков, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Стремление предпринимателей выжить и преуспеть в условиях рынка приводит к попыткам получить конкурентное преимущество с помощью информационных систем, позволяющих ускорить обработку информации и применить информационные технологии, необходимые для качественной разработки планов и реализации их в текущее время [5, с. 21]. В действующих ныне информационных технологиях по бизнес-планированию расчеты осуществляются в процессоре электронных таблиц MS Excel, что требует от пользователя (в данном случае - предпринимателя) специальной подготовки. Применение информационных продуктов, предлагаемых автором, доступны любому пользователю и реально позволяют предпринимателям рассчитать потери от возможных хозяйственных рисков и определить границы эффективного объема продаж,
что в конечном итоге будет способствовать занятию устойчивых позиций на рынке.
Социологи отмечают, что 15-17 % неудач в малом предпринимательстве связано с недостаточными экономическими знаниями, в том числе и в бизнес-планировании. Учитывая то, что в настоящее время в малом бизнесе задействовано около 25 % всего населения, занятого в экономике страны [6, с. 12], эта социальная группа может быть увеличена до 29 % при условии расчетов бизнес-планов по упрощенной методике с использованием информационных технологий, учитывающих специфику малого бизнеса. При этом и удельный вес платежей, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства в регионах страны, может соответственно возрасти с 10,3 до 12 % [7].
Предлагаемое применение доступных для пользователя информационных технологий в бизнес-планировании малого предпринимательства позволит заинтересовать и привлечь бизнесменов к личному участию в расчетах, обосновывающих бизнес-идею, что, в свою очередь, будет способствовать развитию и укреплению малого предпринимательства, успешно решающего социально-экономические проблемы страны.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ильин, А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильин. - Минск: Вышэйш. шк., 2005. - 506 с.
2. Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь от 31 авг. 2005 г., № 158 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2005. - № 158. - 8/13184.
3. Орлова, Е. Р. Бизнес-план / Е. Р. Орлова. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 149 с.
4. Статистические данные и экспертные оценки вероятностей возникновения потерь в коммерческом и производственном предпринимательстве: анкеты / ИПК и ПК УО «МГУ им. А. А. Кулешова». - Могилев, 2005-2007.
5. Гулин, В. Н. Бизнес-офис предприятия / В. Н. Гу-лин. - Минск: БГЭУ, 2004. - 279 с.
6. Карягин, В. М. Вызовы развития предпринимательства Беларуси / В. М. Карягин // Предпринимательство в Беларуси: опыт становления и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12-13 июня 2007 г.: в 2 ч. / Ин-т предпринимав деят.; редкол.: В. Л. Цыбовский [и др.]. - Минск, 2007. - Ч. 1. -С. 12-21.
7. Сведения управления предпринимательства комитета экономики Могилевского облисполкома. - Могилев, 2007.
Поступила 30.10.2007
УДК 13.001
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
ГОРОДОВИЧ А. М.
Эффективная реализация задач обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяется комплексом социально-политических, экономических, экологических и гуманитарных факторов,
гарантирующих рост качества жизни, поступательность развития страны.
В ходе осуществляемых в стане трансформаций происходит изменение организационной структуры хозяйствования, что обусловливает