Научная статья на тему 'Управление инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга'

Управление инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / LEASING / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / THE MECHANISM / INNOVATIVE ACTIVITY / FREE ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Стрекалова Г. Р.

В статье рассмотрены проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Предложен механизм управления инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга. Схематично показаны три схемы алгоритма реализации мероприятий по развитию инновационно активных предприятий в свободно-экономической зонеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of development of small and average business in the Republic of Tatarstan are considered. The management mechanism by innovative activity of the enterprises of small and medium business by the instrument of leasing is offered. Three schemes of algorithm of realization of actions for development of innovatively active enterprises in a free and economic zone are schematically shown

Текст научной работы на тему «Управление инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 330:001.895

В. В. Авилова, Г. Р. Стрекалова

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ИНСТРУМЕНТОМ ЛИЗИНГА

Ключевые слова: лизинг, малый и средний бизнес, механизм, инновационная активность, свободная экономическая зона.

В статье рассмотрены проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Предложен механизм управления инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга. Схематично показаны три схемы алгоритма реализации мероприятий по развитию инновационно - активных предприятий в свободно-экономической зоне

Keywords: leasing, small and average business, the mechanism, Innovative activity, free economic zone.

In article problems of development of small and average business in the Republic of Tatarstan are considered. The management mechanism by innovative activity of the enterprises of small and medium business by the instrument of leasing is offered. Three schemes of algorithm of realization of actions for development of innovatively active enterprises in a free and economic zone are schematically shown

Исследования ряда авторов свидетельствуют о том, что предприятия, активно занимающиеся инновационной деятельностью, получают более высокие доходы, растут быстрее, обеспечивая тем самым устойчивое финансовое положение и высокую конкурентоспособность [1].

Следует также отметить, что в высококонкурентных секторах экономики предприятия для выживания и роста бизнеса вынуждены искать наилучший способ удовлетворения запросов потребителей, выводя на рынок товары, создающие новые ценности у имеющихся и новых покупателей. Ценность определяется качеством и уникальностью продукта или услуги, степенью удовлетворенности потребителя и применимости к решению его проблем [2]. Создание новой ценности через инновации становится ключевым фактором роста, прибыльности и конкурентоспособности бизнеса, целью инновационной деятельности предприятия.

Большая часть инноваций, способствующих росту экономики осуществляется в сфере малого и среднего бизнеса. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого и среднего бизнеса в отдельных странах играют ведущую роль [3]. В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса в оздоровление экономики России явно недостаточен, ровно, как и масштабы его развития. Неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Недостаточная эффективность функционирования малого и среднего бизнеса объясняется, прежде всего, тем, что именно его развитие наиболее зависимо от колебаний рынка, и именно малый и средний бизнес в большей степени нуждает-

ся в разносторонней государственной поддержке. Одной из важнейших проблем малого и среднего бизнеса все еще остается недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности.

Сегодня доля сектора малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте развитых (ВВП) стран составляет 50-60 процентов.[4] В России, где обеспечение занятости, повышение уровня жизни населения и рост ВВП остаются первоочередными задачами, малый и средний бизнес имеют огромный резерв роста, что определяет актуальность исследований данного направления.

На заседании форума «Опоры России» в 2009 году были оглашены следующие инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:

- сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.);

- освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трех лет;

- отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет, и они не обращаются на биржевом рынке;

- освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет;

- передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности

- продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС;

- сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (по существующему законодательству нужно продлевать каждые пять лет).

Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в

2010 г. составил 13 млрд. руб.

Рассмотрим динамику показателей развития малого и среднего бизнеса Республики Татарстан (табл.1). К субъектам малого и среднего бизнеса, согласно законодательству, относятся средние, малые и микропредприятия с численностью постоянных работников не более 250 человек. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства 1000 млн. рублей [5].

Таблица 1 - Динамика показателей развития малого и среднего бизнеса Республики Татарстан [6]

Показатели по годам 2009 2010 2011 (01.09)

Количество предприятий, единиц

Всего: 5761 6329 6735

Рост числа предп. в % к пред. году 27,17 9,86 6,4

Обрабатывающие производства 982 1025 1018

в % к итого 17,04 16,19 15,12

Строительство 985 989 1028

в % к итого 17,1 15,62 15,26

Торговля 1153 1320 1534

в % к итого 20,01 20,86 22,78

Транспорт и связь 242 285 323

в % к итого 4,2 4,5 4,8

Операции с недвижимым имуществом 1285 1487 1553

в % к итого 22,31 23,5 23,06

Оборот предприятий, млрд. рублей

Всего 93,31 106,65 114,73

Рост оборота в % к пред. году 14,3 7,58

Обрабатывающие производства 13,79 14,08 15,89

в % к итого 14,78 13,2 13,85

Строительство 20,09 10,82 18,3

в % к итого 21,53 10,14 15,95

Торговля 38,85 52,51 52,67

в % к итого 41,63 49,23 45,91

Транспорт и связь 2,24 2,47 4,35

в % к итого 2,4 2,3 3,8

Операции с недвижимым имуществом 8,68 13,67 11,52

в % к итого 9,3 12,82 10,04

Как показывают данные приведенные в табл.1, в исследуемый период от 2009 до 2011 годы наблюдался рост количества предприятий малого и среднего бизнеса, но темпы роста незначительные, если например, рост числа предприятий в 2009 году в срав-

нении с 2008 годом составлял 27,2%, то в 2010 году в сравнении с 2009 годом рост составил лишь 9,86%, а в

2011 году в сравнение с 2010 годом только на 6,4%. Подобная тенденция наблюдается и в случае динамики оборота предприятий.

Если рассматривать отраслевую структуру, то можно заметить, что большая доля приходится на предприятия занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (23,3%) и торговлей (22,78%). Динамика роста их сравнительно стабильна, за период с 2009-2011 годы на 2,77% в структуре увеличилось количество предприятий сферы торговли, и на 1,92% снизилась численность предприятий сферы обрабатывающих производств. Анализ показывает, что развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сегодня в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений - торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, риэлторской сфере. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой отсутствие доступа предприятий малого и среднего бизнеса к безрисковым, долгосрочным финансовым ресурсам.

Таким образом, ключевыми факторами успеха становятся оперативное реагирование на изменения внешней среды и формирование таких изменений, нахождение таких инструментов, которые способствовали бы повышению инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса и созданию инновационной модели развития предпринимательства. Однако на пути развития инновационной модели предпринимательства пока существует ряд нерешенных проблем, в числе которых: проблемы развития инфраструктуры, налогового законодательства, дефицит кредитных ресурсов для развития инновационного предпринимательства, недостаточность общей информации о существующих моделях венчурного инвестирования, а также отсутствие комплексных мер по поддержке малого и среднего бизнеса на начальном этапе развития.

Одним из инструментов решения многих проблем, связанных с финансированием деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, как на начальном этапе, так и на этапе развития может стать лизинг.

В зарубежной практике выработана схема финансирования с применением лизинга как вида инвестиционной деятельности, способствующей развитию бизнеса, за счет быстрого обновления основных фондов и производству конкурентоспособной продукции.

В российской практике имеются примеры использования лизинга как инвестиционного инструмента в реализации стратегических государственных приоритетов, в частности в создании новых высокотехнологичных производств. [7] Сегодня лизинг в России охватывает практически все отрасли производства и как вид инвестиционной деятельности, мо-

жет стать одним из инструментов активизации инновационной деятельности предприятий и эффективным инструментом обновления основных фондов, технического и технологического переоснащения предприятий [8].

О роли лизинга в развитии малого бизнеса можно судить по результатам, достигнутым на рынке лизинговых услуг.

Так, например, благодаря существенным потребностям экономики в обновлении основных фондов (изношенность которых во многих секторах экономики достигла 80%), разморозке свернутых в кризис инвестиционных программ, а также эффекту «низкой базы», лизинговый рынок в 2010 году характеризовался повышенной эффективностью. Если до 2009 года лизингодатели традиционно в конце года заключали около 40% сделок от обще-годового уровня, то объем новых сделок по итогам 2010 года составил около 550-580 млрд. руб., то есть с темпом прироста к 2009 году - 75-85% [9].

Помимо улучшения экономической ситуации в стране и мире росту рынка лизинга России способствует и изменение законодательства. Но изменение законодательства может дать как положительные результаты, так и отрицательные. Например, отмена с 01.01.2011г. ограничения на использование предмета лизинга исключительно для предпринимательских целей значительно расширит целевой клиентский сегмент и потребует разработки нового продуктового ряда и развития, как информационных технологий, так и технологий оценки кредитного риска. Если сохраниться в отношении лизинга режим льготного налогообложения, то можно ожидать прироста рынка лизинга на 30-50%. Однако если на законодательном уровне произойдет отмена ускоренной амортизации, рынок лизинга, напротив, ждет сокращение в 2-4 раза.

Спрос на лизинговые услуги в настоящее время хотя и растет, но остается уязвимым. Это обусловлено, с одной стороны, все еще короткими сроками планирования у лизингополучателей и медленным улучшением их финансового состояния, а с другой стороны - неопределенностью изменений законодательства в отношении лизинга.

Рост лизингового рынка в последние несколько лет преимущественно обеспечивали массовые розничные сделки (например, автолизинг) и крупные единичные контракты (поставки авиатехники, судов, парка подвижного состава). При крупных контрактах спрос поддерживается государством (например, возмещение части лизинговых платежей по авиатехнике и судам), в то же время мелкие сделки стимулируются фактически только Программой финансирования институтов инфраструктуры Российского Банка Развития.

Но даже при значительном приросте доля лизинга в ВВП составляет всего 1,5-1,7%, что соответствует уровню 2008 года, а для достижения докризисных 3% ВВП потребуется еще несколько лет.

По своей сущности лизинг предполагает кредитование, не требуя немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество, что особо важно для предприятий малого и среднего бизнеса.

При использовании обычного кредита под покупку оборудования, предприятие уплачивает поставщику всю его стоимость, учитывает имущество у себя на балансе, платит налог на имущество (при отсутствии льгот по данному налогу), амортизирует его в общеустановленном порядке, и, помимо возврата самого кредита (займа), несет бремя по уплате процентов по нему (в случае, если заем

не беспроцентный.

Преимущества лизинга достаточно разнообразны и касаются они различных сторон функционирования, как отдельного предприятия, так и экономики в целом. К ним относятся:

- снижение риска у лизингополучателя в связи с устареванием оборудования (риск морального и физического износа переносится на лизингодателя);

- расширение экономической свободы предпринимателя (существует возможность выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое современное оборудование);

- налоговые льготы (государственная поддержка лизинга);

- реализация государственных интересов ( привлечение частных и иностранных инвестиций в экономику страны, увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет активизации предпринимательства, ускорение технического и технологического перевооружения производства) и др.

Таким образом, по результатам анализа развития лизинга в отечественной практике, можно заключить, что главная роль лизинга заключается в том, что он является одной из важнейших составляющих инвестиционной политики государства. При этом показано, что теоретическая основа для осуществления лизинговых сделок недостаточно развита и имеет на настоящий момент ряд недостатков, по сути выступающих препятствиями на пути стремительного подъема лизинга. Так, например, в современных российских условиях потенциальными получателями лизинговых услуг выступают государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, а также физические лица. Возможность заключения лизинговых сделок для них на настоящий момент ограничена законодательством, предполагающим, что предмет лизинга используется только для предпринимательских целей. При этом особое внимание должно уделяться созданию эффективного механизма гарантий обязательств.

Существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому снижается налог на имущество и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Предприятию также нет необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет.

Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100 %. И при этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.

Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога. Так, для лизингополучателя необходимость применения лизингового механизма, кредитной схемы или иного вида финансирования должно основываться на анализе эффективности того или иного способа и сопоставлении их результатов.

Для лизингодателя, в отличие от денежного кредита, при лизинге снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество, и оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.

Эти факторы обусловливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и ускорение темпов роста этого рынка.

Несмотря на то, что лицензирование лизинговой деятельности отменено, и любая коммерческая организация вправе осуществлять лизинговые операции, лизинговая деятельность для государства является предметом специального контроля и надзора, что является сдерживающим фактором развития лизинговой сферы.

Сдерживать развитие лизинга в будущем могут следующие ограничения:

1)кредитование в России крайне ограничено, улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем, в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к инвестиционным ресурсам с длительным сроком возврата и сравнительно низкой процентной ставкой. Для решения этой проблемы необходимо применять схему распределения лизинговых рисков;

2)бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую используются неэффективно;

3)в условиях ограниченности государственного финансирования, недостаток кредитных ресурсов лизингодателей все больше компенсируется собственными средствами лизинговых компаний. Это одна из новых тенденций лизингового рынка в России;

4)лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

5)несмотря на значительное увеличение объема лизинговых операций, лизинговой отрасли все еще не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. предприятиям, предпринимателям);

6)информационное обеспечение непосредственных участников лизингового процесса, в первую очередь, взаимосвязано с развитием инфраструктуры, в частности, информационной инфраструктуры лизингового рынка. Развитие инфраструктуры и инфор-

мационного обеспечения участников лизинговой деятельности позволят его участникам снизить издержки на поиск информации о контрагентах и необходимом для лизинговой сделки имуществе. В данном случае государству необходимо осуществить целый комплекс мероприятий: создать общие для всех участников лизингового процесса базы данных, ввести рейтинговые и ренкинговые оценки лизинговых компаний, составить базы арбитражной практики относительно лизинговых операций, определить списки ненадежных партнеров и другие. Указанные меры требуют законодательного закрепления;

7)рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

Еще раз отметим, что сегодня государство особое внимание уделяет развитию лизинговой деятельности в инновационной сфере. Появление лизинга на российском рынке и было связано именно с необходимостью развития научно-технического прогресса, но в настоящий момент и эта сфера требует модернизации.

Государством предпринимаются следующие меры для поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: предоставление налоговых льгот для предприятий, имеющих научные, научно-конструкторские, научнотехнологические структурные подразделения; информационное, организационное и финансовое содействие в развитии научно-производственной кооперации и партнерства в области производства и поставок наукоемкой продукции; финансирование научных и технологических исследований; создание организаций инфраструктуры, в том числе венчурных фондов и лизинговых компаний и многое другое. Эти меры реализуются на основе целевых программ, реализация которых способствуют развитию, как инновационной отрасли, так и лизинговой деятельности в любом из регионов страны.

Конечно, инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность лизинговых операций во многих странах мира не может не подтвердиться и на российском рынке.

Все это настоятельно диктует необходимость совершенствования механизма лизинговых отношений в организационном аспекте.

В классической лизинговой сделке участвуют три субъекта, и механизм их взаимоотношений выражается следующим образом: лизингополучатель, как субъект, нуждающийся в приобретении нового прогрессивного оборудования, находит поставщика, то есть производителя новой техники и обращается к лизингодателю, как к субъекту, имеющему денежные средства, с просьбой купить оборудование. Лизинго-

датель, приобретая оборудование себе в собственность, передает право пользования им лизингополучателю на условиях, прописанных в договоре-лизинге. Лизингодателем может выступать коммерческий банк, кредитная небанковская организация или лизинговая компания.

С целью повышения инновационного потенциала Республики Татарстан, развития наукоемких производств и внедрения новых прогрессивных технологий, формирования новых для республики подходов в развитии инновационной деятельности, поддержки инноваций, создания условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствования системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан была создана Государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд РТ».

Одним из направлений деятельности Фонда является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан инструментом лизинга.

Схема реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства с участием Фонда в сфере предоставления оборудования по договору лизинга для реализации бизнес-проектов может быть реализована в 7 этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 этап Представление в Фонд бизнес-плана и пакета документов, согласно перечню необходимых документов.

2 этап Рассмотрение бизнес-плана и документов, подготовка заключения о возможности финансирования, предварительное определение поставщика современного, отвечающего мировым стандартам оборудования зарубежного или отечественного производителя.

3 этап Экспертиза бизнес-проекта, принятие решения на экспертном совете.

4 этап Подписание договора лизинга между лизингополучателем и Фондом.

5 этап Утверждение решения Фонда о финансировании бизнес-проекта.

6 этап Заключение трехстороннего (поставщика, лизингодателя и лизингополучателя) договора купли-продажи по договору лизинга.

7 этап Финансирование проекта.

Алгоритм реализации мероприятий Фонда по

поддержке предприятий, осуществляющих инновационную деятельность инструментом лизинга с участием государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд РТ, можно представить тремя схемами.

Алгоритм реализации мероприятий по развитию инновационно активных предприятий по схеме 1:

Согласно первой схеме посредством лизинга современного отвечающего мировым стандартам оборудования обновляются основные фонды и создается современная производственная база предприятий малого и среднего бизнеса РТ, осуществляющих инновационную деятельность.

Алгоритм реализации мероприятий по развитию инновационно активных предприятий по схеме 2:

Согласно второй схеме в качестве основных производителей современного, отвечающего мировым стандартом оборудования привлекаются не только промышленные предприятия республики, но и инновационно активные предприятия, а к финансовокредитному обеспечению проектов посредством лизинга привлекает коммерческие банки Республики Татарстана.

Алгоритм реализации мероприятий по развитию инновационно активных предприятий по схеме 3:

Согласно третьей организационной схеме в механизме осуществления лизинговых операций задействовано оборудование, которое по разным причинам не используется на предприятиях, однако не имеет значительного износа и может быть использовано для производства продукции, в том числе и инновационной, что позволит ускорить продвижение инновационной продукции и сформировать вторичный рынок оборудования

Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования инновационных процессов в Республике Татарстан являются вторая и третья схемы алгоритма реализации мероприятий по развитию инновационной активности предприятий. И в том и в другом случае возможно получение экономического эффекта за счет экономии на транспортных издержках и времени.

Экономический эффект во всех трех схемах определяется возможностью получения прибыли от производства и реализации продукции, произведенной на современном оборудовании, полученном в лизинг.

Реализация предложенных схем может быть рекомендована в первую очередь в особых экономических зонах, в зонах, где предусмотрены налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности. Проводимая сегодня государством налоговая политика призвана стимулировать инновационную активность предприятия малого и среднего бизнеса. Созда-

ние стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, т.е. для инвестиций в новые технологии.

В Республике Татарстан с целью формирования максимально благоприятного правового, инвестиционного и налогового режимов, способствующих решению задач привлечения инвестиций для создания современных производств в приоритетных отраслях народного хозяйства, производств импортозамещающей продукции, экспортоориентированных производств была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга». Участникам ОЭЗ на основании Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" предоставляются существенные налоговые льготы [11]. Сегодня субъекты инновационно-

инвестиционной деятельности промплощадки «Ала-буга» имеют следующие налоговые льготы:

- налог на имущество - 0 %

- налог на землю - 0 %

- транспортный налог - 0 %

-сниженная ставка налога на прибыль до 15,5%.

ОЭЗ открыта для любых высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственнотехнического и потребительского назначения.

Освобождение от налоговых платежей и сборов в местный и республиканский бюджет и внебюджетные фонды Республики Татарстан, за исключением платежей по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и повысить ее конкурентоспособность, увеличивая при этом рентабельность производства.

Таким образом, реализация мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства с участием Фонда в сфере предоставления оборудования по договору лизинга с использованием предложенных лизинговых схем в ОЭЗ будет иметь мультипликативный эффект складывающийся из налоговых льгот, предоставленных участникам лизинговой сделки, и условий льготного налогообложения резидентов ОЭЗ.

В заключение следует выделить следующие направления управления инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга:

- повышение лояльности предприятий малого и среднего бизнеса к лизингу, достижение понимания

удобства лизинга и его целесообразности применительно к условиям бизнеса;

- повышение качества лизинговых услуг и активное продвижение их на рынок;

- стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся инновационной деятельностью в приоритетных отраслях народного хозяйства;

-привлечение крупных иностранных компаний, предоставляющих услуги лизинга;

-в целях повышения качества предоставляемых услуг следуют стимулировать появление на рынке стратегических партнерств и стратегических альянсов между операторами и лизинговыми компаниями или банками, а также с производителями и продавцами инновационной продукции, с другими участниками рынка, в том числе и с крупными клиентами;

-требуются меры господдержки поддержки как предприятий малого и среднего бизнеса, так и лизинговой отрасли.

Литература

1. Авилова В.В. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах / В.В.Авилова, С.А. Башкирцева// Вестник Казан. технол. ун-та.. - 2010. -№10. - С.238-247.

2. Авилова В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективные направления совершенствования научных, экономических исследований в сфере управления инновационным разви-тием/В.В. Авилова, М.В. Егорова, А. И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 4. - С. 250-267.

3. Киселев С.В. Инновационная активность предприятий малого бизнеса Республики Татарстан / С.В.Киселев, Г.Р. Стрекалова, Г.Р. Нугаева // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 14. - С. 277-283

4.

http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110209_ 013 [Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на заседании Бюро РСПП, г. Москва, 9 февраля 2011 г.]

5.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. - 2007.- № 31. - Ст. 4006.

6.Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. Татарстанстат, Казань, 2010. - 279 с.

7.Краснова О.М. Развитие инновационных процессов в РТ / О.М. Краснова // Экономический вестник РТ. - 2007. - № 4. - С. 19-24.

8. Сафиуллина И.Р.Роль лизинга в условиях мирового кризиса. // Вестник Казанского технологического университета. - Казань, № 5, 2009.- С. 33- 38.

9. Шагивалеев Т. Итоги работы Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ в 2010 году: http://www.tatar-inform.ru/ )

10. Отчет о деятельности Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан за 2009 год http://aspredrt.ru http://www.aspredrt.bancorp.ru

11.Анищенко А. Свободные экономические зоны

http://www.vlasovaandpartners. ru/ru/pub7 _sez.shtml.

© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доц. той же кафедры, strekalova-9@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.