Научная статья на тему 'Использование механизма лизинга для развития предпринимательства и реализации промышленной политики России'

Использование механизма лизинга для развития предпринимательства и реализации промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ENTREPRENEURSHIP / INDUSTRIAL POLICY / LEASING / INVESTMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпина Светлана Игоревна

Рассматриваются проблемы развития предпринимательства, концепция современной промышленной политики России и роль бизнеса в ее реализации, исследуются проблемы модернизации оборудования на промышленных предприятиях, анализируется место лизинга в России и его роль в устранении основных барьеров в развитии предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the development of entrepreneurship; discloses the concept of modern Russia’s industrial policy and the role of business in its implementation; explores the problem of modernization of equipment at industrial enterprises; considers the use of leasing in Russia and its impact on eliminating main barriers that prevent the development of entrepreneurship

Текст научной работы на тему «Использование механизма лизинга для развития предпринимательства и реализации промышленной политики России»

УДК 339.187.62

использование механизма лизинга для развития предпринимательства и реализации промышленной политики России

Рассматриваются проблемы развития предпринимательства, концепция современной промышленной политики России и роль бизнеса в ее реализации, исследуются проблемы модернизации оборудования на промышленных предприятиях, анализируется место лизинга в России и его роль в устранении основных барьеров в развитии предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство; промышленная политика; лизинг; инвестиции; модернизация.

The article analyzes the development of entrepreneurship; discloses the concept of modern Russia's industrial policy and the role of business in its implementation; explores the problem of modernization of equipment at industrial enterprises; considers the use of leasing in Russia and its impact on eliminating main barriers that prevent the development of entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship; industrial policy; leasing; investment; modernization.

Цыпина Светлана Игоревна

аспирант кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета E-mail: [email protected]

Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения

В условиях нестабильной экономики количество малых предприятий уменьшается. В частности, за 2013 г. число малых предприятий сократилось в России на 600 тыс., что имело для экономики страны негативные последствия. Основные проблемы малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) и пути их решения приведены в таблице.

Этапы развития российского предпринимательства

За последние двадцать четыре года российское предпринимательство, занимающееся выпуском

промышленной продукции, прошло в своем развитии три основных этапа.

Первый этап (1990-2000 гг.) характеризовался:

• формированием рыночных отношений;

• принятием нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

• созданием новой системы управления промышленностью, когда на смену централизованной государственной системе министерств и ведомств пришла функциональная система управления.

В этот период осуществлялась значительная перестройка отношений в промышленности и ощущалась острая нехватка инвестиций для ее развития из-за кризисов 1991-1997 и 1998-1999 гг. Низкий международный кредитный рейтинг России в то время существенно ограничил приток зарубежных инвестиций. Основные производственные фонды не обновлялись. Произошел спад экономики в среднем по стране на 40-50%, что привело к серьезному разрушению промышленной базы.

Второй этап развития предпринимательских структур в промышленности относится к периоду 2001-2007 гг. и знаменуется:

• завершением рыночных преобразований;

Таблица

Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения

Проблемы МСБ Пути решения проблем МСБ

1. Уменьшение количества малых и средних предприятий и стремление продать свой бизнес (57% предпринимателей в Российской Федерации, 17% предпринимателей в Западной Европе)* Создание благоприятных условий для бизнеса: • льготная аренда помещений и возможности их выкупа; • получение земельных угодий на льготных условиях; • организация бизнес-инкубаторов; • кредитование под низкий процент; • льготное налогообложение; • обеспечение доступа к государственным заказам и контрактам

2. Незаконное уголовное преследование представителей МСБ: • целенаправленный перевод гражданско-правовых споров в уголовно-правовое русло; нарушения при проведении судебной экспертизы; • уголовное преследование предпринимателей при отсутствии ущерба и потерпевших • Определение в УК РФ сущности предпринимательской деятельности на основе постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 41; • увеличение до 20-30% размера налоговой недоимки от общей суммы налогов; • освобождение предпринимателей от предварительной оплаты уставного капитала и открытия специального банковского счета при создании ООО

3. Недостаточно активное продвижение продукции отечественных предприятий за рубеж • Создание единого центра по системному руководству стратегией и тактикой развития несырьевого экспорта за рубеж; • увеличение числа торговых представительств за рубежом и организация международных торговых выставок отечественных товаров

РБК с1а11у от 31.01.2014. С. 1-3.

Рис. 1. Цикличность развития экономики РФ с 1990-2013 гг. (1990=100%)

Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики России до 2030 г. (опыт, проблемы, перспективы). Сборник Всероссийской

научно-практической конференции, апрель 2013 г. Изд-во МГИУ.

• значительным подъемом предпринимательской деятельности в ресурсных отраслях экономики (нефтедобывающей, металлургической, химической);

• началом обновления основных фондов промышленных предприятий за счет отечественных и зарубежных инвестиций.

Третий этап развития предпринимательства (2008 г. — наше время) пришелся на мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. и характеризуется исчерпанием возможностей прироста доходов бизнеса от нефтегазовых ресурсов в силу следующих причин: • ограничение возможностей существенного наращивания добычи топливно-энергетических

Рис. 2. степень износа основных фондов, %

ресурсов в связи с разработкой действующих месторождений в современных рамках;

• постепенное увеличение в перспективе добычи нефти и газа из сланцев, которое, по прогнозам специалистов США, к 2018 г. станет экономически оправданным;

• неустойчивая цена на энергоносители, которая может привести при активной разработке нефтяных месторождений Ирана (после снятия международного экономического эмбарго) и месторождений США к резкому спаду цен на энергоносители. С этим Россия уже сталкивалась в 1998 г., когда цена за 1 баррель нефти на международном рынке упала до 18 долл. США (для сравнения: цена на нефть в 2014 г. составляет около 100-115 долл. США за 1 баррель марки «Брент»).

В связи с указанными обстоятельствами перед Россией встал вопрос, какую политику избрать для развития страны, учитывая в том числе рецессию в экономике (см. рис. 1).

При этом для развития экономики России возможно применение двух вариантов.

Вариант 1. Использование политики экономического роста для развития промышленности и предпринимательских структур в других отраслях экономики за счет имеющегося Федерального резервного фонда, Фонда национального благосостояния, снижения кредитных ставок для предпринимательских структур (составляющих от 14 до 20%) путем создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвесторов и обеспечения на этой основе инновационного развития экономики.

Вариант 2. Политика финансовой стабилизации. Размещение отечественных финансовых резервов в зарубежных ценных бумагах под 2-4% годовых. Однако это не позволит обеспечить интенсивное развитие экономики и реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, для реализации которой необходимо обеспечить темпы развития экономики не ниже 5-6% годового прироста ВВП.

В современных условиях важнейшую роль в обеспечении поступательного развития страны должна сыграть реиндустриализация промышленности и прежде всего машиностроения, где удельный вес устаревшего промышленного оборудования достигает 50% (рис. 2).

лизинг как один из инструментов обновления производственных фондов

Учитывая недостаток собственных средств предприятий в условии рецессии российской экономики и отток зарубежных капиталов, который, по данным Банка России, за 2013 г. составил 63 млрд долл. США, важнейшую роль в сценарии экономического роста и достижения намеченных государственной про-граммой-2020 целей развития России должно сыграть обновление основных производственных фондов предприятий с помощью механизма лизинга.

В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и его передаче на

Рис. 3. Динамика совокупного лизингового портфеля в 2011-2013 гг.

основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и определенных условиях, указанных в договоре, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему это имущество в аренду на долгосрочный период. Таким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют «кредит-арендой».

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу по истечении срока договора.

По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей.

К достоинствам лизинга как механизма обновления основных фондов можно отнести:

• отсутствие необходимости в первоначальных крупных капиталовложениях;

• возможность эксплуатации оборудования до момента выкупа;

• отсутствие необходимости учета на балансе предприятия дорогого оборудования;

• использование коэффициента ускоренной амортизации;

• возможность предоставления оборудования лизингополучателю по льготным ценам и т.д.

Несмотря на замедление темпов роста экономики России за последний год, лизинговый портфель показал значительный рост (рис. 3).

Лизинговый портфель по состоянию на 1 октября 2013 г. превышал соответствующий период 2012 г. на 12,8% и на 2011 г. — на 47%. Этот рост оказался возможен, несмотря на уменьшение сделок по лизингу железнодорожной техники (падение по сравнению с 2012 г. составило 17%). Резкий скачок сделок лизинга в сегменте «авиационный транспорт» в 2013 г. (более чем в 5 раз) произошел в основном за счет сделок оперативного лизинга. В этот период отмечался также рост сделок в сегменте «грузовой автотранспорт» (рост на 2%), «строительная техника» (рост на 2,2%) и «сельскохозяйственная техника» (рост на 2,7%). Увеличение количества сделок в сегментах «грузовой автотранспорт» и «строительная техника» было в основном связано с проведением Олимпиады в Сочи.

В настоящее время локомотивами рынка лизинга являются следующие основные сегменты1:

• железнодорожная техника;

• авиационный транспорт;

• грузовой автотранспорт;

1 Доля на рынке составляет более 5% по статистике за девять месяцев 2013 г., по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

= 9 месяцев 2012 г. 9 месяцев 2013 г.

га 60,0% 53,9%

> о

О О 50,0% ==42.3%

X о 40,0% —1

0J Е=:

Ч и X 30,0% И

■А а О |_ т S PI S 20,0% 10,0% 1 12,5% 5,4% 8,7% 8,6% 7,6%9'9% 11,6% -7,7% 9,9% 4,8%

к 0,0% == п == ц ==_^^ === 1 1 ==! == =

о

Москва СПб. ЦФО Приволжский Наименование округов Сибирский Уральский

Рис. 4. Географическое распределение наибольших объемов новых сделок по округам в динамике

• легковые автомобили;

• строительная техника.

К сожалению, такие стратегические отрасли, как машиностроение и металлообработка, обеспечивающие изготовление оборудования для промышленности, занимают всего около 1,5% рынка лизинга. Прирост этого важного сегмента в лизинговом портфеле с 2012 г. составил 1,64%.

В зависимости от государственных задач развития, возможностей и интересов бизнеса меняется география лизинговой активности. Москва — центр лизинговой деятельности в стране. Здесь заключаются основные лизинговые сделки. Чаще других используют лизинговый механизм в Санкт-Петербурге, Уральском, Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. На рис. 4 показана динамика распределения новых лизинговых сделок за 9 месяцев 2012 и 9 месяцев 2013 г. по наиболее активным в этом направлении регионам.

Из представленной на рис. 4 диаграммы следует, что в Москве уменьшились объемы новых сделок по лизингу в 2013 г., а Санкт-Петербург и Уральский регион увеличили свою активность более чем в 2 раза.

Тенденция трех последних лет заключается в уменьшении доли государственных и лизинговых компаний при государственных банках в общем объеме новых сделок. На рис. 5 представлена динамика этого процесса с 2011 по 2013 г.

Учитывая спад, произошедший в экономике страны, и необходимость реиндустриализации, указанная динамика считается негативным явлением. Наращивание объема лизинговых сделок в промышленности под силу в основном государственным

компаниям, обладающим необходимым финансовым и управленческим ресурсом.

В сложившихся обстоятельствах возможны два выхода: во-первых, увеличение доли сделок, обслуживаемых государственными структурами, и, во-вторых, поддержка государством наиболее крупных частных лизинговых компаний, осуществляющих деятельность в рамках государственных программ. Такая поддержка может заключаться в предоставлении кредитов на более длительный срок и под максимально низкие проценты. Продолжительность таких кредитов и их стоимость должны определяться в зависимости от планируемого срока лизинговых сделок и их важности для экономики страны.

Специфика российского рынка лизинга заключается в том, что организации предпочитают заключать договоры финансового лизинга. Доля оперативного лизинга увеличилась только после того, как в сегменте авиатранспорта стали активнее заключаться сделки по лизингу бывших в употреблении самолетов. Вторичный рынок оборудования — это база для развития оперативного лизинга. До настоящего времени такой рынок свойствен только железнодорожному и авиатранспорту. По мере обновления основных фондов этот вид лизинга будет все более востребованным и в других сегментах.

Согласно опросу предпринимателей существуют несколько основных причин, сдерживающих предпринимательскую активность [3]. На первое место предприниматели ставят высокий уровень налогообложения, на второе — недостаток финансовых

9 мес. 2011

9 мес. 2012

9 мес. 2013

Государственные компании и компании при государственных банках | | Независимые лизинговые компании, компании при частных банках и производителях техники

Рис. 5. Сопоставление доли государственных и независимых лизинговых компаний в общем объеме новых

сделок за 9 месяцев в 2011, 2012, 2013 гг.

средств, а на третье — недостаток квалифицированных рабочих и изношенность или отсутствие оборудования. Использование механизма лизинга компаниями позволит снизить влияние сразу двух негативных факторов, а именно недостаток финансовых средств и изношенность или отсутствие оборудования.

Предложения по реализации эффективной государственной промышленной политики с помощью лизинга

Для реализации эффективной государственной промышленной политики с помощью механизма лизинга целесообразно проведение следующих мероприятий:

• предоставление государственных льготных кредитов лизинговым компаниям на проекты в рамках промышленной политики на длительный срок (от 4 лет) для стимулирования лизинговых компаний в работе с предприятиями по модернизации, а также оказания помощи в обеспечении конкурентных предложений для промышленности. Для предоставления таких специальных кредитов важно проведение специальной процедуры отбора лизинговых компаний. При этом важно учитывать такие факторы, как рейтинг компании, нахождение компании в списке надежных лизинговых фирм для получения субсидий лизингополучателями, срок деятельности компании на рынке и др. Такой вид взаимодействия государства и частных лизинговых компаний можно рассматривать также как форму государственно-частного партнерства;

• проведение специальных кампаний в СМИ по разъяснению сущности механизма лизинга и оказания помощи в кооперации потенциальных лизингополучателей с лизингодателями. Целесообразно создание единого центра по лизингу при Торгово-промышленной палате. Задачи этого центра — консультирование предпринимателей по вопросам использования лизинга в целях обновления основных фондов предприятий; информирование о потенциальных предприятиях — изготовителях оборудования и технологий в России, а при отсутствии таковых в России — помощь в их нахождении за рубежом; помощь в подборе лизинговых компаний и т.д.;

• совершенствование законодательства на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1.

2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

4.

5.

Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики России до 2030 г. (опыт, проблемы, перспективы). Сборник Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2013 г. М.: Изд-во МГИУ, 2013. 386 с. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 786 с. Россия в цифрах: крат. стат. сб. М., 2013. 573 с. Герасин А.Н., Цыпин И.С. Формирование стратегии развития регионов России // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 6. Цыпина С.И., Интенсификация развития АПК с использованием лизинга. Сборник Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2013 г. М.: МГИУ, 2013. 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.