Научная статья на тему 'Экономические и социальные функции малого бизнеса'

Экономические и социальные функции малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4556
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / ECONOMICS / SOCIAL FUNCTIONS / STATE / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Татьяна Владимировна

В статье проводится теоретический и практический анализ экономических и со-циальных функций малого бизнеса. Выделяются основные ключевые задачи социаль-ных функций малого и среднего предпринимательства в современной экономике стра-ны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the theoretical and practical analysis of economic and social functions of small-scale business is carried out. The basic key problems of social functions of small and average business in modern national economy are allocated

Текст научной работы на тему «Экономические и социальные функции малого бизнеса»

Епифанова Т.В.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Экономическая функция малого бизнеса выражается в функционировании предприятия малого бизнеса и проявляется выходом товара на рынок, а также в получении выручки от продаж и увеличении поступлений в бюджет за счет уплаты налогов и сборов. Кроме того, малый бизнес содействует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособности спроса.

В силу своих особенностей и возможностей малые предприятия функционируют, как правило, на узкопрофильных сегментах рынка товаров и услуг. Они занимают особенные рыночные сегменты, производя товары, которые из-за достаточно высоких накладных расходов или быстроменяющихся предпочтений потребителей могут быть экономически нецелесообразными для производства на крупных и средних предприятиях. Привлекая финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые компании через развитие производства и внутри- и межрегиональной торговли способствуют экономическому оживлению страны.

Развитие субъектов предпринимательства сдерживается наличием ряда проблем, возникающих уже на этапе организации бизнеса. По результатам опроса [1] выявлено, что основными проблемами при организации собственного дела респонденты считают отсутствие стартового капитала (30,0%) и помещения для ведения бизнеса

(25,0%). При этом указанные проблемы характерны для 68% предпринимателей, работающих менее года. Сравнительный анализ данных социологических исследований 2010-го года и 2011-го года по этому вопросу показывает, что наиболее значимые проблемы остаются неизменными (в 2010-м году на проблему отсутствия стартового капитала указали 31% респондентов, а на отсутствие помещений для ведения бизнеса -30%).

Важнейшей проблемой остается организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Условиями формирования является содействие учебным центрам, осуществляющим обучение персонала субъектов предпринимательства и начинающих предпринимателей в подготовке учебных программ и кадров преподавателей, проведении семинаров для предпринимателей, развитие материально-технической базы этих центров и осуществление финансовой поддержки за счет средств бюджетов всех уровней на подготовку и повышение квалификации кадров.

Социальную роль малого предпринимательства можно оценить снижением уровня безработицы, созданием условий для реализации потенциальных возможностей граждан.

Нехватка бюджетного финансирования и плохая развитость социальных функций МСП усугубляют процесс

имущественного расслоения населения. В то время как происходит рост количества людей со средним уровнем достатка, а также людей зажиточных и обеспеченных, увеличивается количество неимущих, живущих за чертой бедности. Данная ситуация накаляет социально-политическую обстановку в стране и может оказать крайне негативное воздействие на дальнейший ход экономического развития. Поэтому как никогда актуальной является задача повышения эффективности социальных функций предприятий, как важнейшего фактора решения социальных проблем и экономической стабильности общества. Однако внедрение в жизнь этих функций приводит к возникновению серьёзных препятствий для основной деятельности предприятий. Данные проблемы связаны в первую очередь с увеличением коммерческих рисков, снижению рентабельности и прибыльности, что не может не влиять на развитие самих МСП. Таким образом, задача развития социальных функций предприятий в целом, в том числе малых и средних, как важнейшего из факторов укрепления социальной и экономической стабильности страны, продолжает оставаться крайне актуальной.

Социальные функции малых предприятий являются особым видом предпринимательской активности.

Ключевой целью данной функции является полноценное развитие экономики, духовное и культурное возрождение страны и построение развитого социального общества.

Проведенный теоретический и практический анализ показал, что экономическое и социальное в предпринимательстве существуют в тесной взаимосвязи.

Несомненно, что главной целью деятельности коммерческого предприятия является извлечение прибыли. Однако на практике, при реализации данной цели, предпринимателю приходится

постоянно добиваться воспроизводства социальных ресурсов, без чего очень сложно организовать нормальный производственный процесс, а значит, и получать прибыль.

Анализируя формулу движения промышленного капитала, с учетом двоякого устройства содержания процесса производства, видно, что воспроизводство человека и условий его жизни является интегральным моментом в движении капитала как самого необходимого условия его эффективного функционирования. В этом и заключается объективный характер социальных функций МСП.

Социальные функции бизнеса выражаются в создании материальных и духовных предпосылок воспроизводства человека, роста его благосостояния, повышении его самооценки, общественной и гражданской активности и ответственности. Все это проявляется в многочисленных формах. Таких как:

• создание рабочих мест;

• рост числа занятых;

• улучшение качества условий труда и быта сотрудников предприятий;

• обучение и повышение квалификации рабочей силы;

• совершенствование организации труда, а также материальная и нематериальная мотивация сотрудников ;

• вовлеченность трудящихся в управление компанией и т.д.

Основные ключевые задачи социальных функций МСП в современной экономике страны:

• поддержка социальной устойчивости в обществе;

• увеличение среднего класса; борьба с бедностью;

• возрождение исторического, морального и духовного наследия предпринимательства;

• культурное и нравственное возрождение общества.

Разделение социальных функций малого бизнеса осуществляется по сле-

дующим критериям: по содержанию; по типу влияния на общество, целевой направленности и другим. На основании данных критериев, выделяются основные факторы, способствующие развитию социальных функций МСП.

Факторы, содействующие развитию социальных функций:

а) экономические, правовые, политические (объективные) - факторы внешней среды;

б) практическое поведение людей в процессе принятия решений, влияние культурных норм и национальных особенностей общества, а также системы разделяемых ценностей на каждом конкретном предприятии (субъективные) - факторы внутренней среды.

Анализируя отечественную и зарубежную практику социальных инициатив, можно отметить, что социальные функции компаний в наибольшей степени проявляются в то время, когда успешно работают все элементы рыночной системы, довольно устойчива внешняя и внутренняя обстановка, в которой осуществляется предпринимательская деятельность.

Государственные и муниципальные власти заинтересованы в получении от хозяйственных субъектов максимального объёма денежных средств на удовлетворение социальных нужд. С одной стороны, предприятия, осуществляя экономическую функцию производства товаров и услуг, необходимых для общества, предоставляют не только занятость гражданам, но и соответствующие доходы, в виде заработной платы, а также вознаграждение для акционеров. С другой стороны, оказывается, что этого мало для успешного функционирования предприятия. Во-первых, государственные органы власти при помощи экономических, правовых и административных механизмов могут в обязательном порядке взимать с предприятий ресурсы на общественные цели. Например: на защиту среды обитания, здраво-

охранение, обеспечение безопасности и защиту гражданских прав населения, прав потребителей. Во-вторых, организация может сама реагировать на социальные проблемы общества. Это объясняется тем, что в обществе более благополучном с социальной точки зрения гораздо лучше условия для предпринимательской деятельности, то есть очевидны долгосрочные перспективы для организации.

К тому же создается привлекательный образ социально-активной фирмы, что дает преимущества в конкурентной борьбе за покупателей, в возможности получения государственных заказов и, следовательно, в извлечении дополнительной прибыли.

Между тем решение социальных задач требует дополнительных финансовых ресурсов. Часть расходов предприятия переносят на потребителя в виде повышения цен. Однако, как известно, многие малые предприятия работают в низкодоходных сферах. Очевидно, что, расходуя собственные средства для решения социальных задач, они несут повышенные риски, связанные с выживаемостью на рынке. Расходовать финансовые ресурсы на социальные нужды в объеме, который негативно сказывается на экономической эффективности производства, нецелесообразно. Следовательно, чтобы активизировать развитие социальных инициатив малых предприятий, государству требуется организовать такие экономические условия, при которых субъектам бизнеса было бы выгодно (неубыточно) реали-зовывать свои социальные функции, иначе под прессом основных экономических законов, они, вероятнее всего, придут к банкротству.

В связи с вышесказанным особую актуальность принимает вопрос о государственной поддержке социальных функций малых предприятий, Данная поддержка может быть оказана в виде дополнительных льгот или префе-

ренций для субъектов малого бизнеса, функционирующих в низкоприбыльных отраслях экономики и реализующих социальные программы.

Что касается устройства управления развитием социальных функций малых предприятий, то под ним подразумеваются методы и средства достижения взаимодействия государства, общественных организаций и субъектов предпринимательства с целью реализации ряда мероприятий в области обеспечения хороших условий для развития и поднятия экономической и социальной эффективности предпринимательского сектора. При создании данных условий увеличится доля ресурсов у субъектов предпринимательства, которые могут быть направлены на социальные нужды.

Структура и основные элементы данного механизма:

• активность и инициативность предпринимателя;

• инструменты государственного регулирования рыночных отношений;

• законодательство, направленное на содействие развитию малых предприятий и осуществлению ими социальных функций;

• поддержка общества;

• положительный имидж предпринимательства;

• система государственного стимулирования социальных инициатив малых предприятий.

Основная роль в данной структуре отводится государству, это объясняется тем, что именно от политики государства зависит работоспособность практически всех элементов механизма развития социальных функций малых предприятий. Кроме того, их развитие в России происходит в условиях, существенно отличающихся от западных, поэтому копирование зарубежного опыта представляется нецелесообразным.

За всю историю не было страны, которая осуществляла трансформацию в

рыночную экономику от административно-командной с таким высоким уровнем монополизации. Кроме того, важно учитывать иждивенческое отношение населения, выработанное в годы советской власти. Граждане не умеют осмысленно и ответственно подходить к вопросам труда и системе налогообложения, а также не ощущают себя полноценной единицей общества, способной повлиять на его политическую и экономическую стабильность. Нынешнее, зачастую негативное, отношение к предпринимателям, также не содействует развитию их социальных и экономических функций. Таким образом, вся структура и рычаги разрабатываемого механизма должны быть направлены на создание наиболее благоприятных условий для трансформации предпринимательского сектора в одну из основных структур рыночного хозяйства. Данная стратегия осуществима на основе утверждения комплексной государственной программы содействия и развития социальных функций малых предприятий, которая должна охватывать все их стороны как единой части экономической структуры страны.

Под государственной поддержкой в статье подразумевается связь экономических, правовых и административных отношений государства и субъектов бизнеса. Данные отношения нацелены на активизацию всех форм предпринимательской социальной инициативы, основной задачей которых является извлечение наибольшей выгоды общества в целом. Государство регулирует внешние функции предприятий и оказывает помощь в реализации внутренних. Согласовав со всеми заинтересованными сторонами программу, необходимо разрабатывать план развития социальных функций малых предприятий. К заинтересованным сторонам здесь относятся: общественные организации предпринимателей, ведущие уче-

ные-экономисты, государственные органы.

На развитие данных функций наиболее сильное влияние оказывает налоговая политика государства, ценовая, антимонопольная, антидемпинговая и конкурентная. Данный подход подразумевает создание механизмов государственного регулирования экономики.

От оптимально налоговой системы также во многом зависит эффективное развитие производства. С одной стороны, она должна способствовать поступлению достаточных средств в бюджет государства, с другой - не быть тяжким бременем при осуществлении предпринимательской деятельности. Без соразмерной налоговой политики нельзя надеяться на успешную деятельность малых предприятий, развитие здоровой конкуренции и преодоление сложившейся за многие годы монополии крупных предприятий.

Для защиты прав и инвестиций предпринимателей требуется пересмотреть трудовой кодекс в сторону ужесточения ответственности наёмных сотрудников при причинении ими как фактического, так и косвенного ущерба предприятиям.

Деятельность государства в области обеспечения здоровой конкуренции на различных сегментах рынка занимает первостепенное место в создании благоприятных условий для развития социальных функций малых предприятий. Основной задачей государства в этом вопросе является обеспечение равных стартовых условий развития для различных компаний, предотвращение криминализации предпринимательской среды, а также снижения риска социальной нестабильности. Создание данных условий возможно с помощью специальной системы финансирования, кредитования и страхования малых предприятий. Данная система позволит обеспечить равный доступ к финансовым ресурсам государственного и мест-

ного бюджета, а также средствам коммерческих финансово-кредитных структур, что будет способствовать сохранению устойчивого функционирования предприятий на начальном этапе деятельности и обезопасит потенциальных инвесторов от возможных финансовых потерь. Второе условие - наличие помещений, подходящих для бизнеса. Актуальной проблемой здесь является отсутствие у малых предприятий собственных производственных площадей. Для решения этой проблемы можно применить американский опыт по субсидированию государством приобретения малым бизнесом нежилых помещений в собственность. Сюда относится развитие механизмов долгосрочного кредитования покупки и лизинга недвижимости, включающих пониженную процентную ставку и увеличенные сроки выкупа.

Несомненно, что важнейшую роль играет ценообразование. В настоящее время такая государственная политика отсутствует. Вследствие чего происходит чрезмерный рост себестоимости таких показателей, как: коммунальные платежи, арендная плата и т.д., что влечёт за собой увеличение инфляции и рост цен на все виды товаров и услуг. В условиях низкого спроса всё это ведёт к банкротству многих малых предприятий, особенно тех, кто значительную часть средств выделяет на социальные программы.

Создание действенной системы управления развитием социальных функций малых предприятий является важнейшим условием обеспечения высокого уровня жизни населения и ускоренного развития малого бизнеса в России. Существующая на сегодняшний день система поддержки социальной инициативы малого предпринимательства не отвечают целям и задачам государственной социальной политики.

Анализируя реальное состояние МСП в посткризисный период, необхо-

димо отметить, что стабилизация хозяйственной деятельности в этом секторе происходит очень медленно. Предприниматели еще не рассчитались с долгами, не заработали достаточно средств для покрытия убытков прошлых лет, не достигли докризисного уровня доходности деятельности. Между тем на их скромные доходы ощутимыми затратами ложатся в разы возросшие налоги на землю, постоянно растущие тарифы. Помимо этого, принимаются законы, требующие обязательного страхования: урожаев, имущества, от банкротства, а также выполнения обязательных требований при осуществлении определенных видов деятельности: внедрения обязательных средств защиты персональных данных, установки приборов спутниковой навигации на междугородный общественный транспорт и, наконец, замена ЕСН страховыми социальными взносами, а также планируемая с 2012-го года отмена ЕНВД для определенных видов деятельности в разы увеличивают налоговую и административную нагрузку на малые предприятия и

делают малый бизнес, по сути, банкротом.

Таким образом, необходимость решения многоаспектной и сложной проблемы требует разработки принципов, форм и способов обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур, то есть методологии, механизма и методов управления предпринимательской деятельностью, как основополагающего условия успешного развития малых предприятий на современном этапе экономических и социальных преобразований в нашей стране.

Библиографический список

1.Информационно-аналитические материалы социологического опроса по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Муниципальное учреждение «Департамент экономики города Ростова-на-Дону»

2.Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.