Научная статья на тему 'Методы измерения рисков в малом бизнесе в условиях неопределённости'

Методы измерения рисков в малом бизнесе в условиях неопределённости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгоруков Ю. А., Падерин И. Д.

Розглядаються сутність і методи виміру ризиків у малому бізнесі та діяльність малого підприємства в умовах перехідної економіки.Рассматриваются сущность и методы измерения рисков в малом бизнесе и деятельность малого предприятия в условиях переходной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and methods for measuring risks in small business are considered, as well as activities of a small enterprise under transition economy.

Текст научной работы на тему «Методы измерения рисков в малом бизнесе в условиях неопределённости»

Ю.А. Долгоруков, И.Д. Падерин

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ РИСКОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Постановка проблемы. В условиях рыночной экономики риск - неизбежный элемент предпринимательства, так как его непременным условием является свобода поиска и выбора способов экономических действий при их разнообразии. Поэтому

предпринимательская деятельность

связана в большинстве случаев со значительной неопределенностью и риском. Особенно к неустойчивости чувствительна сфера малого бизнеса.

Неопределенность - это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях. Неопределенность -это то, что не поддается оценке. Она чаще всего связана с неожиданностью, неуверенностью, предположениями.

Для предпринимателя риск - это вероятность потерь, убытков или недополучения доходов по сравнению с первоначальными расчетами. Значит, в отличие от неопределенности, вероятность в какой-то мере может быть предсказуемой.

Риск - это определенная любым способом вероятность каждого из возможных событий. Чтобы

количественно измерить риск, надо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий.

По этой проблеме имеется ряд публикаций [1-5]. Так, в работе В.М. Гранатурова рассматриваются несколько модификаций риска [1]:

субъект, делающий выбор из нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятности

получения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на обработке статистических данных;

вероятности наступления

ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями (к ним относятся, в первую очередь, экспертные оценки, по которым вероятность наступления риска может быть определена соответствующими экономико-математическими методами);

субъект в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.

В условиях политической и экономической неустойчивости, а также законодательного и нормативного обеспечения предпринимательской

деятельности степень риска значительно возрастает. Стремясь уменьшить рискованную ситуацию,

предприниматель делает выбор и стремится реализовать его. Этот процесс делает риск расчетливым, а неудачу -более прогнозируемой.

В явлении риска выделяются следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

вероятность достижения желаемого результата;

отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

© Долгоруков Юрий Александрович - доктор экономических наук, профессор; Падерин Иван Дмитриевич - кандидат экономических наук. Государственная финансовая академия, Днепропетровск.

ISSN 1562-109X

возможность материальных,

нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности

альтернативы [1, 28].

В работе [3, 5] указано, что малые предприятия имеют серьёзные трудности в своей деятельности в связи с малым объёмом первоначального капитала, финансовым обеспечением, невысоким уровнем профессионального

менеджмента, относительно высоким риском на первом этапе жизненного цикла предприятия, неуверенностью в партнёрах при заключении контрактов, трудностями привлечения

высококвалифицированных кадров,

высоким уровнем занятости

руководителя малого предприятия.

В работе В.В. Витлинского и Г.Т. Ве-ликоиваненко сформулировано понятие риска применительно к экономике и предпринимательству. Авторы считают, что риск - это экономическая категория, которая отображает особенности содействия заинтересованным субъектам экономических отношений объективно существующих неопределённостей и конфликтности, имманентных процессов целеполагания, управления, принятия решений, оценивания, что предполагает возможные угрозы и неиспользование возможностей [2, 171].

Постановка задачи. Целью данной статьи является исследование методов измерения рисков в малом бизнесе в условиях неопределённости.

Результаты. Рассмотрим основные методы измерения рисков в условиях неопределённости. Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода - в этом его субъективная сторона. Помимо этого, он проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают

экономический риск в

силу различия психологических, нрав-

ственных, идеологических ориентаций, принципов, установок и т. д.

Человек, совершивший выбор, осуществляющий то или иное действие, может считать их рискованными, а другими людьми они могут расцениваться как осторожные, лишенные всякого риска.

Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обусловливает вероятностная сущность многих природных,

социальных и технологических процессов, многовариантность

хозяйственных отношений, в которые вступают субъекты

предпринимательства.

Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.

Субъективно-объективная природа риска определяется тем, что он порождается процессами как

субъективного характера, так и такими, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.

В первую очередь это неопределенность внешней среды, которая включает в себя объективные экономические, социальные и

политические условия, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Это возможные сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и

технологических новшеств, изменение политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность, непредсказуемые природные явления и многое другое. Большое влияние на конечные результаты предпринимательской

деятельности оказывает

неопределенность экономической

конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из-за недостаточной

информации, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств, включая наличие криминальных и

коррумпированных структур, в т.ч. в управленческом аппарате

государственной исполнительной власти, а также на различных уровнях в органах правопорядка.

В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют производственный, коммерческий, финансовый риск, а также риск страхования. Рассмотрим некоторые из них.

Производственный риск связан с невыполнением предприятием

обязательств по производству продукции (работ, услуг). Среди наиболее важных причин - низкая дисциплина поставок, рост материальных и энергетических затрат из-за цен на сырье и энергоносители, неблагоприятное

воздействие конъюнктуры рынка, неадекватное использование новой техники и технологии, потери имущества МП и др.

Этот вид риска наиболее чувствителен к изменению намеченных объемов производства и объемов реализации продукции, уровня ее качества.

Причиной неисполнения

хозяйственных договоров нередко является неплатежеспособность

партнеров. Неблагоприятное воздействие конъюнктуры рынка чаще всего связано с неправильным выбором рынков сбыта, неточной информацией о конкурентах,

их недобросовестностью и

использованием ими недозволенных методов.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения, изменение валютных курсов и др.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов; низкая платежеспособность;

неосуществление платежей и появление вследствие этого дебиторской и кредиторской задолженностей; неудовлетворительное использование оборотных

фондов, банковских кредитов; невыполнение обязательств по выплате долга и т. п.

Для того чтобы у предпринимателя была уверенность в выполнении своих финансовых обязательств, необходимо убедиться в финансовой устойчивости МП.

Характеристика финансовой

устойчивости проводится с помощью показателей, характеризующих

финансовую независимость,

концентрацию привлеченного капитала, реальную стоимость основных средств в имуществе, мобильность собственных оборотных средств.

Недостаток собственных оборотных средств ощущает большинство малых предприятий, поэтому они стремятся иметь в своем обороте заемные средства. Здесь рискует и кредитор - вернутся ли своевременно суммы кредитов, и

предприниматель - при невыполнении обязательств придется нести

соответствующую имущественную

ответственность.

В первую очередь МП должно иметь достаточный уровень

платежеспособности. Для его оценки существуют традиционные показатели -коэффициенты платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий

коэффициент покрытия. Каждый из них рассчитывается делением отдельных элементов или всей суммы оборотных активов МП на величину его краткосрочной задолженности.

В итоге ставится задача - узнать, во сколько раз все оборотные активы превышают краткосрочные долги предприятия. Этот показатель должен превышать единицу, т.к. предполагается, что после уплаты долгов у МП должны остаться оборотные активы в размерах, необходимых для продолжения бесперебойной деятельности.

Для обеспечения устойчивой платежеспособности следует соблюдать ряд условий:

не допускать излишков

материальных запасов в структуре оборотных средств, а если они имеются, то достаточно ли они ликвидны, т.е. могут быть реально проданы и превращены в деньги;

оценить наличие безнадежной дебиторской задолженности, установить причины ее возникновения, найти источник покрытия этих потерь.

Оценка платежеспособности

требует тщательного анализа структуры и состава оборотных активов на каждом предприятии. Уровень традиционного общего коэффициента покрытия, складывающийся на основе балансовых данных, еще не характеризует платежеспособность предприятия, т. к. один и тот же уровень коэффициента

может быть достаточным для одного предприятия и недостаточным для другого, с иной структурой оборотных активов.

Это только некоторые аспекты. Если МП затруднительно иметь специалиста по финансам, то периодически следует обращаться к консультантам аудиторских фирм.

Финансовый риск во многом связан с системой налогообложения: появление новых налогов; изменение величины налоговых ставок; введение

дополнительных платежей (косвенное налогообложение); ликвидация или сокращение налоговых льгот; изменение условий уплаты налогов и т.п.

Как показала практика, государство оказывается заинтересованным в установлении таких ставок

налогообложения, которые бы с одной стороны, не препятствовали развитию предпринимательства, а с другой -обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет.

Не зависит от воли предпринимателя наступление форс-мажорных обстоятельств - риск стихийных бедствий. В соответствии со ст. 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи стороны освобождаются от ответственности по контрактам в случае наступления таких обстоятельств. Возмещение потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами,

осуществляется, как правило,

посредством страховых сделок в специализированных страховых

компаниях.

Чтобы избежать значительных потерь, предприниматель стремится к оптимальному сочетанию выигрыша и величины риска. В основе управления риском лежит целенаправленный поиск и организация работы по его снижению. Очевидно, что предприниматели различаются своей готовностью пойти на риск. Некоторые не хотят рисковать,

другим это нравится, а иные к риску безразличны (нейтральны). Наиболее распространенное отношение к риску -это нерасположенность к нему. Более того, люди страхуются от рискованных ситуаций, то есть заключают договоры по страхованию жизни, автомобиля, жилья, производственных объектов, стремятся найти работу или создать условия с относительно стабильной заработной платой.

Предприниматель, страхующий свой дом от пожара или автомобиль от повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия (оба вида собственности могут явиться и предметом залога при оформлении кредита), соглашается с определенной потерей небольшой суммы денег (страхового взноса), предпочитая ее, а не неопределенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И наоборот, предприниматель, покупающий некоторое количество акций, подвергает себя большой вероятности потери сравнительно небольшой суммы денег (цена акций) и малой вероятности перепродажи акций с большим выигрышем во избежание обоих рисков. Он выбирает неопределенность в предпочтении перед определенностью. Этот выбор присутствует и при решении других экономических вопросов. Каждым своим действием предприниматель стремится к достижению не только полезного результата, но и достаточно высокого уровня полезности.

Не склонным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает определенный гарантированный результат ряду неопределенных рисковых результатов.

Риск для людей, не расположенных к нему, - серьезное испытание, и они готовы пойти на него лишь в том случае, если им предложат определенную компенсацию.

Нейтральным к риску считается индивидуум, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рискованным результатами.

И, наконец, расположенным (склонным) к риску считается индивидуум, который при данном ожидаемом доходе предпочитает связанный с риском результат определенному

гарантированному результату.

Свидетельством расположенности к риску является то, что многим нравится предпринимательство, игра на бирже и т.д.

Вознаграждением за риск является сумма денег, которую человек, не склонный к риску, готов заплатить, чтобы избежать его. Эта величина зависит от тех связанных с риском альтернативных вариантов, с которыми он сталкивается.

В целом не расположенные к риску люди предпочитают риск, связанный с меньшей дисперсией в доходах. Чем больше изменчивость, тем больше человек готов заплатить, чтобы избежать рискованных вариантов.

Важной задачей всех

предпринимателей в условиях неопределенности является снижение риска.

Основными методами его сокращения являются:

1. Диверсификация - метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рискованными вариантами

использования средств или получения дохода, результаты которых

непосредственно не связаны.

Она не может полностью уничтожить риск, но позволяет его значительно сократить, так как повышение риска, например от покупки или продажи одного вида акций, перекрывается возможным снижением риска от соответствующих действий с другим видом акций.

2. Объединение риска - метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.

Как уже отмечалось, не склонные к риску люди готовы отказаться от части дохода, лишь бы избежать риска. В этом случае приобретение страховки гарантирует субъекту получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет. Так как доходы при получении страховки равны ожидаемым потерям, то данный стабильный доход равен ожидаемому доходу, связанному с риском. Для не расположенного к риску

предпринимателя гарантия одинакового дохода, независимо от результата, обеспечивает большую полезность, чем в случае, когда уровень дохода зависит от неопределенности результатов.

Очевидно, что предельная полезность как без потерь, так и при финансовых потерях одинакова для человека, приобретающего страховку, поскольку его благосостояние остается прежним. Но с учетом того, что при нерасположенности к риску предельная полезность уменьшается при увеличении дохода, то в случае отсутствия страховки она при убытках выше, чем при их отсутствии. Следовательно, переход благосостояния из одного состояния в другое, осуществляемый с помощью страхования, должен повысить общую полезность.

Предприниматели обычно

оформляют страховку в страховых компаниях, которые строят свою деятельность таким образом, чтобы сумма выплат и затраты на организацию не превышали величины полученных взносов. Главное условие эффективности объединения риска при страховании заключается в том, чтобы риски

застрахованных лиц не были зависимыми друг от друга.

Таким образом, диверсификация представляет собой один из вариантов страхования - самострахование. Однако в условиях неустойчивой экономики, социальных нравов и законособлюдения страховые компании рассматриваются предпринимателями нередко как рисковый вариант опоры.

3. Распределение риска - это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы имеют возможность финансирования крупных проектов и фундаментальных исследований. Использование этого метода малыми предприятиями весьма проблематично.

4. Получение большей информации о возможных вариантах выбора и результатах. Если информация доступна и полна, то предприниматели могут сделать более точный прогноз возможного развития событий и снизить риск. Например, очень важна информация о платежеспособности покупателя, которому намерены отгрузить продукцию. Другими словами, если хочешь управлять будущим, владей информацией.

Как уже было отмечено, большинство людей не склонны к риску, однако многие вкладывают сбережения в акции или другие активы, связанные с риском. Прежде чем ответить на вопрос, каким образом принимаются эти решения, надо определить ряд понятий.

Итак, активы - это средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т.д.), так и скрытых (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).

Они подразделяются на:

безрисковые - активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны;

рисковые - активы, доход по которым частично зависит от случая.

Примером рисковых активов являются акции промышленных предприятий, банков и т. п.

Целью приобретения активов является получение дохода. Чтобы определить, какой из них выгоднее, надо сопоставить денежные поступления от них с их ценой. Таким образом, прибыль от актива представляет собой отношение общего объема денежных поступлений от актива к его цене. Например, облигация, цена которой составляет на данный момент 1000 ден. ед., приносит в данном году 100 ден. ед. поступлений, и это означает, что она приносит 10% прибыли.

Вкладывая свои сбережения в акции, облигации и другие активы, люди рассчитывают на получение прибыли, которая повышает уровень инфляции. В этом случае, откладывая свое потребление, они смогут в будущем купить больше, чем в данный момент, расходуя весь свой доход. Следовательно, прибыль от активов должна быть определена в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении. Реальная прибыль от актива представляет собой номинальную прибыль за вычетом инфляции. Например, если уровень инфляции составляет 5% в год, то реальная прибыль от облигации будет 5%.

Так как большинство активов связаны с риском, вкладчик не может точно знать, какую прибыль он получит в дальнейшем. Сравнение рисковых активов осуществляется с помощью расчета ожидаемой прибыли (то есть прибыли, которую актив принесет в среднем).

Существует связь между ожидаемой прибылью и риском: чем выше прибыль на капиталовложения, тем

выше риск. Следовательно, не склонный к риску предприниматель (и любой вкладчик) должен соизмерять

ожидаемую прибыль с риском.

Бизнес невозможен без риска. Усиление риска - это, по сути дела, оборотная сторона свободы

предпринимательства, своеобразная плата за нее.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск.

Отсюда следует, что

предпринимателю не следует избегать риска, а научиться оценивать его степень и управлять риском, чтобы уменьшить его.

Выводы

1. Риск - это мера потенциально возможного отклонения ожидаемых результатов от установленных целей вследствие нарушения устойчивости системы материальных, финансовых и информационных потоков в процессе функционирования предприятия.

2. Деятельность малых предприятий отличается повышенной степенью риска по сравнению с крупными фирмами.

3. Бизнес без риска невозможен. Риск отражает реально проявляющиеся в жизни явления, процессы, стороны деятельности и существует независимо от того, осознают ли его наличие, учитывают или игнорируют. Многогранность учета возможных проявлений и последствий риска делает предпринимательство более расчетливым, а неудачу -прогнозируемой.

4. Принятию предпринимателем управленческих решений должна предшествовать подготовительная деятельность, учитывающая ряд основных правил, позволяющих снизить риск.

5. Повышение надежности работы МП, стремление к обеспечению финансового резерва являются важнейшими внутренними условиями снижения риска. Их использование непосредственно связано с системным и комплексным управлением

производственной и финансово-хозяйственной деятельностью МП.

Литература

1. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие. - М.: Дело и сервис, 1999. - 328 с.

2. Вгглшський В.В., Вели^ваненко Г.Т. Ризиколопя в

економщ та пщприемництвк

Монографiя. - К.: КНЕУ, 2004. - 480с.

3. Экономика предприятия: Учебник / Науч. ред. Б.И. Чайкин, В.Ж. Дубровский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. - 550с.

4. Малое предпринимательство в промышленном регионе: социально-экономическое развитие, формы и методы регулирования, механизмы экономического роста / Под ред. Н.И. Рединой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Днепропетровск: ДГФЭИ, 2004. - 352с.

5. Фирсова С.Н. Измерение предпринимательского риска с помощью финансового рычага // Економiчний вюник Донбасу. - 2005. - №1 (2). - С. 105-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.