ляннои г.г.,
кандидат юридических наук, доцент,
[email protected] кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 664074, г. Иркутск, ул. лермонтова, 110
LYANNoI G.G.,
candidate of legal Sciences,
associate professor,
chair of administrative law
and administrative activities
of law enforcement bodies;
East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Lermontov St. 110, Irkutsk, 664074, Russian Federation
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Предпринимательская деятельность — это продуктивная деятельность человека, направленная на его самореализацию и творчество, приносящая материальный результат (прибыль). Однако как любая деятельность она имеет свои риски. Часть из них закреплена в законодательном определении понятия предпринимательской деятельности. Кроме этого, общими рисками бизнеса являются внешне- и внутриполитические, экономические (санкционные) риски. Выделяются также риски, свойственные крупному, среднему, малому бизнесу и микробизнесу. Обосновывается важность и необходимость обеспечения государством безопасности предпринимательской деятельности, поскольку от этого зависит его устойчивость, благосостояние граждан и реализация принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации. Сформулированы задачи, стоящие в связи с этим перед государством. Ряд этих задач непосредственно связан с деятельностью правоохранительных органов.
Ключевые слова: административное право; предпринимательская деятельность; безопасность предпринимательства; безопасность государства; факторы (риски) предпринимательства.
THE SECURITY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES AS AN INTEGRAL ELEMENT ОF THE STATE SECURITY
Annotation. The entrepreneurial activity is a productive human activity, aimed at human selffulfillment and creativity, bringing tangible result (profit). However, like any activity, it has its risks. Some of them are fixed in the legal definition of the concept of entrepreneurship. In addition, the general business risks are external and internal political, economic (sanctions) risks. The risks inherent in large, medium, small and micro enterprises are also distinguished. The importance and necessity of ensuring the security of entrepreneurial activities by the state is substantiated, because it affects the state stability, the welfare of citizens and the implementation of the principles fixed in the Constitution of the Russian Federation. The tasks facing the state in this regard are formulated. A number of these tasks are directly related to the activities of law enforcement agencies.
Keywords: аdministrative law; entrepreneurial activities; enterprise security; state security; factors (risks) of enterprise.
Предпринимательство является стратегическим фактором и внутренним источником устойчивого экономического развития и материального обеспечения благосостояния населения страны в рыночных условиях хозяйствования, но эти функции предпринимательство способно выполнять только при научном подходе к пониманию его сущности и содержания.
При рассмотрении вопроса обеспечения безопасности предпринимательства следует отметить, что субъект предпринимательства является базой для развития экономической системы государства, ос-
нованной на принципах конкуренции, а не на давлении государственно-монополистических структур. Субъект предпринимательской деятельности является гарантом социально-экономической защищенности гражданского общества и национальной безопасности государства.
Однако деятельность субъектов предпринимательской деятельности свидетельствует о высокой степени их уязвимости (по сравнению с государственными структурами), которая проявляется в возникновении вокруг указанных субъектов различных дестабилизирующих факторов.
40
В связи с этим обеспечение безопасности предпринимательства является актуальным проблемным вопросом, включающим в себя комплекс различных мер противодействия угрозам такой деятельности.
Поскольку любые правоотношения являются составной частью предмета правового регулирования данной отрасли права, можно с уверенностью сказать, что вопросу обеспечения безопасности предпринимательства до сих пор не уделялось должного внимания. В связи с этим актуальным является утверждение современных ученых-административистов о существенной модификации содержания административного права, о выделении в качестве самостоятельных отраслей права в прошлом институтов административного права, об обновлении содержания, назначения административного права.
Безопасность предпринимательской деятельности, по нашему мнению, тесно связана с понятием «безопасное государство». что такое безопасное государство? Это государство, в котором права, свободы и интересы личности являются его высшей ценностью, во всех сферах жизни признается главенство права и закона, а государство обеспечивает благоприятную среду для развития науки, техники, способностей человека, заботится об экологии и помогает бизнес-процессам. Только в государстве, ставящем перед собой цель быть безопасным, для граждан и предпринимателей создаются максимально благоприятные условия.
Безопасность предпринимательства представляет собой сложный социальноправовой феномен, который нуждается в глубоком и всестороннем исследовании.
Термин «безопасность» начал употребляться еще в XII веке и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. В России данное понятие использовалось редко. Термин «государственная безопасность» был впервые употреблен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года, понятие «национальная безопасность» ввел в политический лексикон Президент сША Т. Рузвельт в 1904 году [1, с. 143].
В настоящее время в научной литературе и в отдельных документах, к сожа-
лению, нет единого понимания сущности безопасности. Так, В.л. Тамбовцев считает, что безопасностью следует называть такое состояние субъекта, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-нибудь качеств субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела) [2, с. 37].
Авторы работы «основы экономической безопасности» определяют безопасность как состояние и тенденцию развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз [3, с. 288].
В.И. лукашин считает, что «безопасность» - состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз и опасных воздействий» [4, с. 288].
В Федеральном законе «О безопасности» определено, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз*. Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй,суверенитет и территориальная целостность.
Значение этого закона трудно переоценить. Однако в нем можно выделить ряд недостатков: понятие «безопасность» слишком абстрактно, что снижает его теоретическую и практическую значимость; акцент делается на том, что защищаются не все, а только жизненно важные интересы. Эти установки хотя и верны в принципе, но слишком обобщены и нуждаются в дополнительном разъяснении и уточнении; закон основан на учете интересов, которые не могут быть юридически определены, в то время как целесообразнее было бы говорить об общественных отношениях; единая система обеспечения
безопасности рассредоточена по различным ведомствам. Иными словами, Федеральный закон «о безопасности» лишь декларирует некоторые основы безопасности, многие его положения нуждаются в доработке.
Экономическая безопасность рассматривается в научной литературе как качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности конкретного предприятия, отрасли, населения, устойчивое обеспечение развития народного хозяйства ресурсами, а также последовательную реализацию региональных и государственных интересов.
определение безопасности как специфического состояния защищенности или как собственно защищенности отражает лишь статику системы, между тем безопасность постоянно воспроизводится и обеспечивается в результате функционирования системы, ее реагирования на внешние и внутренние угрозы, нейтрализуя их. Иначе говоря, безопасность следует рассматривать в динамике, не только как характеристику самой системы, но и как характеристику ее взаимодействия с окружающей средой.
По справедливому мнению о.А. Грунина и С.А. Грунина, безопасность - это такое состояние объекта, при котором ему не угрожает опасность, сохраняется его независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасностей или существующих угроз. Иными словами, безопасность любого исследуемого объекта свидетельствует о том, что он в состоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различного рода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защититься или восстановить свою работоспособность [5, с. 22].
Таким образом, следует вывод, что безопасность предпринимательской деятельности - это состояние защищенности предпринимателя, при котором он в случае возникновения различных угроз может от них защититься и восстановить свою деятельность, используя законные механизмы реализации права.
Интересна точка зрения по данному вопросу академика В. Сенчагова, который,
говоря об экономической безопасности, выделяет два понятия - «развитие» и «устойчивость». Эти же понятия являются базовыми и при характеристике безопасности предпринимательства [6, с. 300].
Действительно, если субъект предпринимательской деятельности не развивается, то резко сокращаются возможности его выживания, а также сопротивляемость и приспосабливаемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость предпринимательской деятельности характеризует прочность и надежность ее элементов, связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние возмущающие воздействия [7, с. 12].
Обеспечение безопасности предпринимательства есть гарантирование прав и законных интересов граждан, которые им занимаются. Обеспечительную деятельность можно классифицировать с точки зрения места, которое она занимает в реализации функций предпринимательской деятельности: данные действия могут быть основными, обязательными либо дополнительными, факультативными, носящими характер содействия в процессе реализации предпринимателями своих прав и законных интересов.
В основе нашего исследования лежит тезис о полном, всеобъемлющем подходе к изучению данного явления. Изменения и развитие возможны при использовании положений юриспруденции, экономики и других наук, при опоре на принципы безопасности и понятие «безопасное государство».
Таким образом, безопасность предпринимательской деятельности - это комплексное понятие. В самом общем виде ее можно представить как отсутствие у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, различного рода опасностей и угроз или наличие законных возможностей по их предупреждению, защите своих интересов в достижении целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска.
Согласно действующему законодательству предприятия (бизнес) классифицируются, исходя из суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год. Так, выделяют микропредприятия с выручкой 120 миллионов рублей; малые предприятия с выручкой 800 миллионов рублей;
42
средние предприятия* с выручкой 2 миллиарда рублей, крупный бизнес - предприятия, выручка которых свыше 2 миллиардов рублей.
Все предприятия, содержащиеся в приведенной выше классификации, имеют общие, присущие предпринимательской деятельности риски-признаки. Эти риски - признаки предпринимательства отражены в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая показывает «здоровое состояние» предпринимательской деятельности. К указанным признакам можно отнести: «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»**.
Однако кроме общих рисков-признаков, с которыми сопряжено само занятие предпринимательской деятельностью, каждое направление бизнеса из приведенной классификации имеет иные риски, свойственные бизнесу различных уровней.
К общим рискам бизнеса следует добавить:
- геополитические риски. К ним можно отнести действия сопредельных государств, корпораций, направленные на дестабилизацию обстановки в стране путем проведения переворотов и революций, а также в странах ближнего зарубежья и на международной арене и т.д.;
- экономические (санкционные). Увеличение налогового бремени или ужесточение налогового законодательства и таможенных сборов, ухудшение доступности капитала в стране и за ее пределами, существенное изменение имеющихся рыночных связей из-за введения экономических санкций и др.;
* О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 29 (ч. II). Ст. 4500.
** Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ: ред. от 31 янв. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; URL: http://www.pravo.gov.ru
- политические. Изменение правящей элиты и в связи с этим изменение политики в отношении бизнеса в общем или в отдельных отраслях.
Перечень рисков не является исчерпывающим, однако они напрямую отражаются на стабильности и устойчивости предпринимательской деятельности. Таким образом, от того, насколько государство способно поддерживать лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, создавать максимально благоприятную среду для ее развития, зависит устойчивость государства, благосостояние граждан и реализация принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации.
Кроме угроз, которым подвержен весь бизнес-процесс, каждый бизнес, пропорционально своим размерам, имеет дополнительные риски. Так, для крупного бизнеса характерны следующие виды рисков:
- экологические (ответственность, связанная с необходимостью использовать источники повышенной опасности; технологии, которые способны нанести значительный ущерб экологии);
- научно-технические и технологические (прорывы в технологиях, открытия и изобретения, которые способны осуществить переворот в существующей области или значительно удешевить производство);
- демографические. Естественная убыль или прирост населения, миграционные процессы, происходящие внутри государства из-за создания наиболее благоприятных условий для жизни граждан в одном регионе, из-за проводимых в нем реформ, а также сезонность в нем - все это оказывает существенное влияние на развитие бизнеса. Известно, что большое по численности население страны представляет собой дешевую рабочую силу, что создает предпосылки для переноса производства из других стран, а также развития собственного производства. Создание среднего класса и развитие идеи потребления позволяет сформировать модель практически постоянного роста экономики;
- природно-климатические (глобальное потепление и изменение климата);
- бизнес-шпионаж, внедрение вредоносного программного обеспечения с целью сбора информации о конкуренте.
Для среднего бизнеса характерны следующие экономические риски:
- исходящие от криминальных и силовых структур. Здесь в первую очередь имеет значение то, с какой сферой народного хозяйства взаимодействует бизнес и в каком регионе он находится. Наиболее криминогенными являются:: лесозаготовительная деятельность; добыча, переработка, реализация рыбы и морепродуктов; нефтепереработка; деятельность в области оборота драгоценных металлов и камней; добыча золота и других драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; игорный бизнес;
- исходящие от конкурентов и рейдеров (например, конкуренты или рейдеры перекупают сырьевую базу, которая используется производителем, для своего производства с целью создания условий нехватки сырья и дестабилизирующей ситуации на производстве, чтобы устранить конкурента с рынка, а в дальнейшем произвести рейдерский захват предприятия, используя различные схемы, или попытаться запустить механизм банкротства предприятия [9, с. 45]);
- исходящие от контрагентов. В этом случае речь идет о добропорядочности и добросовестности контрагентов, поскольку получение недоброкачественного сырья или неполучение товара или комплектующих может существенным образом подорвать экономическое положение предприятия.
Для малого бизнеса и микробизнеса характерны следующие виды рисков:
- технологические риски. К этому виду рисков можно отнести: недостаточный уровень технологической дисциплины работников, внеплановые остановки оборудования, аварии, вынужденную переналадку оборудования, перебои в энерго-, водо-, теплоснабжении, увеличение (по сравнению с плановыми) сроков ремонта оборудования, нарушение вентиляции, неподготовленность инструментального хозяйства, выход из строя вычислительной техники, недостаточную патентную защищенность и др. [10, с. 43];
- кадровые риски. Эту группу рисков можно разделить на качественные и количественные. Суть количественных рисков заключается в неэффективном построении структуры предприятия. На практике это может привести к недостаточному ко-
личеству или переизбытку тех или иных специалистов.
В микробизнесе из-за небольшого оборота денежных средств на предприятии отсутствует возможность нанять новых работников, что влечет перераспределение дополнительных объемов работ между всеми членами коллектива, а это приводит к возложению на работающих в организации сотрудников дополнительных обязанностей, которые, как правило, выполняются сверх установленного рабочего времени. Это вызывает утомляемость персонала, его эмоциональное выгорание, приводит к снижению эффективности в повседневной деятельности, к отсутствию заинтересованности в результате совместного дела, и даже к авариям.
Качественный показатель наиболее латентный и проблемный, поскольку на отсутствие подходящего уровня квалификации кадров ссылаются до 70 % опрошенных предпринимателей этой группы. Латентным он является потому, что ненадлежащая подготовленность сотрудника может выясниться не в момент приема на работу, а по прошествии нескольких лет, например, если по результатам налоговой проверки выявится факт несвоевременной уплаты налога или его неуплаты, когда налоговым органам приходится доначислять налоги, пени и накладывать штрафы. Резкое увеличение расходов в этом случае может привести к ликвидации предприятия.
Таким образом, для обеспечения безопасности предпринимательства необходимо определить перечень задач, для решения которых, по нашему мнению, следует привлечь правоохранительные органы, спецслужбы, общественные институты, частные охранные предприятия, органы местного самоуправления, средства массовой информации.
Задачи, стоящие перед государством и требующие решения для обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, следующие:
- объективное информационное освещение политических, экономических, научно-технических и других проблем, затрагивающих интересы российского бизнеса;
- выявление и пресечение деятельности иностранных фирм и компаний, на-
44
правленной против отечественного предпринимательства;
- борьба с коррупцией и организованной преступностью, которая наносит отечественному бизнесу моральный и материальный ущерб;
- защита коммерческой тайны;
- защита от дискредитации деятельности фирм и предприятий, ориентированных на цивилизованный путь своего развития в рамках закона и с учетом взятых на себя обязательств по экономическому возрождению России;
- защита и выявление среди российских предпринимательских структур, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, имеющих своей целью сбор информации, саботаж и осуществление экономических диверсий в стране;
- защита от использования преступных структур для нейтрализации конкурирующих фирм [8, с. 28];
- разработка комплекса мер, направленных на привитие бизнес-сообществу понимания социальной ответственности бизнеса перед государством и обществом, а также об обоюдной ответственности государства (в лице его государственных органов) перед бизнес-сообществом и уяснение всеми, что это единый государственный организм, обеспечивающий безопасность государства;
- повышение эффективности законодательства. Под эффективностью следует понимать минимальное количество времени, которое необходимо затратить предпринимателю для достижения правового
результата. Так, срок вступления в законную силу и наступление возможности исполнения решения о взыскании с недобросовестного предпринимателя денежных средств происходит не ранее чем через 6 месяцев после обращения за защитой нарушенного права. Это неэффективно [11, с. 68].
Безусловно, обеспечение безопасности предпринимательской деятельности -одна из важнейших задач нашего государства, так как экономическая независимость государства позволяет стране уверенно отстаивать свои интересы на политической арене, обеспечивать безопасность граждан как внутри государства, так и за его пределами. И еще одна сторона предпринимательской деятельности определена в статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это, безусловно, так. Осуществление предпринимательской деятельности есть творчество, а творчество - это свободное развитие человека. Не следует забывать, что благодаря налогам, которые отчисляются вследствие предпринимательской деятельности, пополняется государственный и региональные бюджеты, создаются условия достойной жизни граждан Российской Федерации.
Таким образом, от того, насколько безопасными будут условия для занятия предпринимательской деятельностью, зависит безопасность государства и благополучие россиян.
Список литературы
1. Зеркалов Д.В. Экономические проблемы: хрестоматия: в 4 кн.: кн. 3. Киев: Наук. свт, 2008. 143 с. (Безопасность бизнеса).
2. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура и проблемы // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. 2013. N 3.
3. Основы экономической безопасности. Государство регион, предприятие, личность / [под ред. Е.А. Олейникова]. М.: Интел-Синтез, 1997.
4. Лукашин В.И. Безопасность состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз и опасных воздействий: монография. М.: Анкил, 2006.
5. Грунин О.А., Грунин С.А.. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.
6. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.
7. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
8. Буров В.Ю. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях теневых экономических отношений // Безопасность бизнеса. 2012. N 4.
9. Лянной Г.Г. Рейдерство - новые аспекты безопасности предпринимательской деятельности // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2013. N 2 (65). С. 42-46.
45
10. Лянной Г.Г. Потребности обеспечения безопасности предпринимательской деятельности // Интеграл. 2012. N 2 (64). С. 41-44.
11. Лянной Г.Г. Значение нравственности для сотрудника ОВД как еще один элемент обеспечения безопасности государства и предпринимательской деятельности в частности // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всерос. науч.-ме-тод. конф. Иркутск, 2015. С. 67-70.
РУДИЧ В.В., кандидат юридических наук, [email protected]
Кафедра уголовно-правовых дисциплин;
Уральский институт экономики, управления и права, 620026, г. Екатеринбург, ул. луначарского, 194
rudich v.v.,
candidate of Legal Sciences, [email protected]
Chair of criminal law disciplines; ural Institute of Economics, Management and Law, Lunacharskogo St. 194, Ekaterinburg, 620026,
Russian Federation
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ ПОДОЗРЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ
СУДОМ РЕШЕНИЯ ОБ ИЗБРАНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА Рф ОТ 24 МАЯ 2016 ГОДА
Аннотация. В статье рассматриваются причины и последствия появления новой трактовки правового стандарта «обоснованность подозрения», которая дана Пленумом Верховного суда России в постановлении от 24 мая 2016 года N 23. Приводятся аргументы в пользу введения института следственных судей и усвоения доктриной доказательственного права стандартов доказанности (обоснованности) уголовно-процессуальных решений, которые приняты в развитых уголовно-процессуальных порядках. свои выводы автор подкрепляет ссылками на международно-правовые стандарты обоснованности подозрения, закрепленные в решениях европейского суда по правам человека, а также позиции конституционного суда Российской Федерации. Приводится анализ сложившейся судебной практики по вопросу проверки обоснованности подозрения в ходе рассмотрения судом ходатайства органа предварительного расследования об избрании меры пресечения.
Ключевые слова: обоснованность подозрения; судебный контроль; правосудие; суд; следственный судья; уголовное судопроизводство; правовой стандарт.
CHECKING THE REASONABLE SUSPICION WHEN MAKING THE COURT DECISION ON CHOOSING THE MEASURE OF RESTRAINT IN THE CONTEXT OF THE RESOLUTION OF THE PLENUM OF THE SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION OF 24 MAY 2016
Annotation. The causes and consequences of the emergence of a new interpretation of the legal standard of "reasonable suspicion”, which is given by the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation in its resolution of 24 May 2016 No. 23 are analyzed in the article. The arguments in favor of introducing the institution of investigative judges and the assimilation of standards of proof (validity) of the criminal procedure decisions taken in advanced criminal procedure systems by