Научная статья на тему 'Административные аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности'

Административные аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лянной Г. Г.

Государство единый организм, а предпринимательская деятельность его сердце, необходимо в кратчайшее время ввести меры по защите предпринимательства и, таким образом, обеспечить безопасность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state a uniform organism, and enterprise activity its heart, is necessary to enter in the shortest possible time measures on protection of business and thus, to provide safety of the state

Текст научной работы на тему «Административные аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности»

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.Г. Лянной,

доцент кафедры АП и АД ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России кандидат юридических наук, доцент

Государство - единый организм, а предпринимательская деятельность - его сердце, необходимо в кратчайшее время ввести меры по защите предпринимательства и, таким образом, обеспечить безопасность государства.

The state - a uniform organism, and enterprise activity - its heart, is necessary to enter in the shortest possible time measures on protection of business and thus, to provide safety of the state1.

В «советский» период все вопросы и проблемы обеспечения безопасности граждан, предприятий и организаций брало на себя и решало государство. Понимание и содержание обеспечения безопасности было сужено в соответствии с образом жизни людей в социалистическом обществе.

Предприниматель — главное действующее лицо рынка и двигающая сила экономической системы страны, основанной не на государственной монополии, а на конкурентной основе. Предпринимательская деятельность — гарантия экономической безопасности государства, а стабильное развитие этой деятельности - устойчивость гражданского общества, крепнущее государство. В настоящее время руководство страны уделяет большое внимание вопросу безопасности предпринимательской деятельности.

Для более объективного рассмотрения этого аспекта необходимо разъяснение, что мы понимаем под безопасностью предпринимательской деятельности - состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, позволяющее ему устойчиво функционировать и достигать целей, поставленных перед собой при принятии решения о необходимости занятии предпринимательской деятельностью.

К основным видам внешних угроз можно отнести следующие:

- защита интересов отечественного предпринимательства, осуществляемая государством, от протекционных действия иностранных предпринимателей, поддерживаемых иностранными государствами. Способы защиты таковы: введение экономических, налоговых и иных послаблений и льгот, стимулирование производительности путем предоставления льготных

1 Luannoy G. Administrative aspects of safety activity.

кредитов и т.д. Данный вид деятельности в настоящее время только начинает реализовываться на государственном уровне. Но, к сожалению, в большей степени это касается только крупного бизнеса (например, Газпром). Средний и мелкий бизнес не имеют под собой в настоящий момент реальной движущей силы и финансовой поддержки, поэтому не могут рассчитывать на серьезную помощь со стороны государства;

- защита от негативной ситуации, складывающейся на мировом рынке. Мировой экономический кризис яркий тому пример. В период с 2004 по 2008 год Россия, получавшая инвестиции в экономику от зарубежных инвесторов, с момента начала экономического кризиса лишилась этих инвестиций, так как деньги, вложенные в экономику нашего государства, были очень быстро изъяты из нее. Быстрый отток капитала привел к остановке развития основных движущих отраслей экономики в стране, например, строительство, что привело к торможению развития многих отраслей экономики;

- стимулирование и создание условий, способствующих выходу отечественной промышленности на зарубежный рынок;

- отстаивание позиций на рынке за российскими товарами (этим занимаются все государства в различных сферах);

- создание надлежащей правовой базы с иностранными государствами, гарантирующей предпринимательству безопасность в международных отношениях. Т.е. заключение международных договоров с другими государствами о взаимном признании решений судов и обязательность их исполнения на территории другого государства, где находится недобросовестный предприниматель;

- лояльную таможенную политику по отношению к отечественному предпринимателю, экспортирующему не товарное сырье, а качественные изделия, пользующиеся спросом на внешнем рынке.

Существуют и такие угрозы, которые классифицируются предпринимателем как угрозы его бизнесу, но они задаются самим бизнесом и являются нормальными спутниками предпринимательства, например, различные виды предпринимательских рисков. Мы не будем уделять внимание рассмотрению вопроса внутренних угроз, поскольку они свойственны любому виду предпринимательской деятельности и не представляют угрозы государству, кроме того, устранить внутренние угрозы (риски предпринимателя) невозможно в принципе, так как это противоречило бы самой сути предпринимательства. Единственный способ уменьшить предпринимательский риск - это просчитать наиболее адекватную модель ведения бизнеса, в результате чего предприниматель может лишь уменьшить риск, но не ликвидировать его.

К факторам же, определяющим уровень риска, можно отнести следующие:

- политический фактор. Безопасность предпринимательской деятельности во многом зависит от политической стабильности в обществе. Знание политической ситуации очень важно для компании и отдельного предпринимателя для маневрирования и принятия адекватных решений. В западных странах существуют консультативные центры по анализу и оценке политического риска, в том числе и в крупных компаниях и банках;

- нормативно-правовой фактор. Это состояние системы законов и нормативных актов, определяющих «правила игры» на рынке. В России эта система не способствует обеспечению безопасности предпринимательства;

- экономический фактор. Он определяется внутренней и межгосударственной экономической ситуацией. В России этот фактор стал угрожающим безопасности предпринимательства и жизнедеятельности общества, его экономике.

Можно выделить следующие виды риска: финансовый, рыночный, кредитный, инвестиционный, риск управления, риск составления неправильной отчетности (или риск бухгалтера) и др.

Финансовый риск является неотъемлемым атрибутом деловой активности экономических агентов и означает подверженность потенциальным финансовым потерям.

Рыночный риск вызывается зависимостью прибыльности бизнеса от изменения цен на рынках. Он во многом определяется степенью информированности и временем реакции субъекта на соответствующую информацию. Успех конкретного предпринимателя в этом случае обусловливается его гибкостью и маневренностью по сравнению с рынком, его индивидуальным умением и опытом.

Кредитный риск - это риск в отношении контрагента, связанный с возможностью невыполнения контрагентом своих обязательств. Такой риск присутствует в той или иной форме в сфере бизнеса. Существуют детально разработанные методы оценки надежности, т. е. кредитоспособности заемщика, основанные на анализе его финансового состояния, в основном ликвидности баланса. Эти методы, кроме финансового состояния, должны учитывать желание и мотивы выполнения заемщиком его обязательств, степень влияния на заемщика изменений во внешней среде, компетенцию заемщика, его стратегические цели.

Инвестиционный риск - это риск, связанный с возможностью обесценения капитальных вложений в производство или в ценные бумаги. Возросшая степень инвестиционного риска в России привела к низкой инвестиционной активности, к тому, что банковские кредиты направляются в сферы с быстрым периодом оборота, например, в торговлю.

Риск управления появляется в результате неправильности действий предпринимателя в конкретной ситуации (например, принятие решений на основе использования математических моделей и прогнозов низкого качества). Этот риск также связан с пренебрежением к проблемам подбора кадров, с информационно-техническим обеспечением и не эффективной организационной структурой предприятия.

Риск неправильного составления отчетности вызван некомпетентностью бухгалтера, который может нанести предприятию огромный ущерб, даже поставить его на грань банкротства.

Для российских предпринимателей возрастающую угрозу представляют налоговые риски, которые включают риск, вызванный ошибками бухгалтера при расчете налогов, риск, вызванный запутанностью законов и инструкций по налогам, умышленный риск, когда предприниматель сознательно уклоняется от уплаты, делая подтасовки в

расчетах. Последствиями некомпетентности бухгалтера в расчете налогов являются доначисления налогов, штрафов, пени и иных санкций налоговых органов. Уменьшить такой риск возможно самостоятельно или с помощью экспертов. Исправлением ошибки является доначисление в налоговую инспекцию пересчитанных сумм и пени, но уже без штрафа.

Существует несколько рекомендаций по повышению надежности расчета налогов и снижению налоговых рисков. Это персональная ответственность бухгалтеров за расчет налогов, выборочные проверки расчета налогов на предприятии собственными силами или с привлечением аудиторов перед представлением расчетов в налоговую инспекцию, а также деловые контакты с сотрудниками налоговых органов и т. д.

Разработка мероприятий по снижению различных видов риска предпринимателей является важнейшим компонентом стратегии предприятия в сфере обеспечения безопасности предпринимательства. Реализация такой стратегии на внутрифирменном уровне наряду с деятельностью государства по созданию системы защиты предпринимательства, информационного обеспечения позволит смягчить ситуацию в российском предпринимательстве, повысить его безопасность.

К внутренним угрозам следует отнести коррупцию, существующую во всех отраслях деятельности государственных органов от правоохранительных до представителей высших эшелонов власти, причем в стороне не осталась ни одна из ветвей власти, существующая в государстве.

Эту группу следует разделить на следующие виды:

- коррупция, встречающаяся при осуществлении предпринимательской деятельности (получение денежных средств или иных выгод за ту работу, которую и так обязан выполнить государственный служащий);

- коррупция, прикрывающая с виду легальную предпринимательскую деятельность, а по факту «противоправную предпринимательскую деятельность» (например, обналичивание денежных средств, вывод капитала за рубеж). При совершении этих преступлений в схеме задействованы представители налоговых органов, работники кредитных организаций и сотрудники ОВД, осуществляющие прикрытие таких лиц и др. деятельность;

- угрозы, исходящие от общеуголовной преступности. Их в свою очередь следует разделить на следующие подвиды:

- «крышевание», этот вид угроз сохранился за теми сферами предпринимательской деятельности, которые находятся в тесном взаимодействии с преступными интересами. К ним можно отнести золотодобычу, заготовку древесины, заготовку рыб, занесенных в Красную книгу, или ловлю редких пород животных, игорный бизнес, торговлю ювелирными украшениями, работу ломбардов и т.д.;

- совершение рейдерских захватов путем подделки документов или путем совершения общеуголовных преступлений (мошенничество, убийство, и т.д.), т.е. деятельность «черных рейдеров»;

- совершение рейдерских захватов с использованием «административных ресурсов» (читаем: органов исполнительной, судебной, а в некоторых случаях законодательной власти);

Особую угрозу предпринимательству создают пробелы в действующем законодательстве и его недостаточная эффективность. Под эффективностью следует понимать минимальное количество времени, которое необходимо затратить предпринимателю для достижения правового результата. Так срок вступления в законную силу и возможности исполнения решения о взыскании с недобросовестного предпринимателя денежных средств происходит не ранее чем через 6 месяцев после обращения за защитой нарушенного права. Это не эффективно.

Факторов, влияющих на безопасность предпринимательской деятельности, значительно больше, нежели приведены в настоящей статье. Их выявление, классификация - предмет нашей дельнейшей работы.

Каковы же способы борьбы с факторами, создающими угрозу предпринимательской деятельности?

Моральный способ борьбы включает следующее: воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законов, уважения государства. Это касается и предпринимателей, и государственных органов. Целое поколение нигилистов 90-х годов существенно подорвало эту сферу. А ведь именно эта сфера в советские времена была на высоком уровне. Известно, что после завершения Второй мировой войны никто из западных спецслужб не мог завербовать на территории СССР агентов для шпионажа, а, наоборот, вербовка агентов для спецслужб СССР была легче. Просто никто не готов был сотрудничать ни за деньги, ни за какие блага. И здесь вопрос не о невозможности граждан тратить полученные деньги на территории СССР, а о неготовности граждан совершать противоправные действия, посягающие на жизненноважные интересы СВОЕГО государства, из за патриотических чувств;

Административно - экономический способ борьбы с факторами, создающими угрозу предпринимательской деятельности предполагает введение контроля за расходами всех граждан РФ, т.е. за соответствием декларируемых доходов лица с его расходами. Это эффективно и уже давно используется в развитых странах всего мира. Уже сейчас необходимо создавать архивы с базами данных по доходам физических лиц и апробировать способы контроля за расходами физических лиц.

Правовой способ защиты заключается в совершенствование законодательства, позволяющего эффективно отстаивать интересы предпринимательства.

По нашему мнению, таковы наиболее актуальные и эффективные способы, использование которых следует начать уже сейчас.

Конечно, указанный перечень способов защиты не является исчерпывающим и может быть дополнен, а о достижении результатов можно говорить через определенное время.

Поскольку государство - единый организм, а предпринимательская деятельность - его сердце, необходимо в кратчайшее время ввести меры по защите предпринимательства и таким образом, обеспечить безопасность государства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 N 390-Ф3 "О безопасности"

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011);

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.02.2012);

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95 -ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012);

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.