Научная статья на тему 'Предпринимательство: модульно-рейтинговая система обучения'

Предпринимательство: модульно-рейтинговая система обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / MODULE-RATING SYSTEM OF EDUCATION / DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизикова С. Ф., Романова М. Ю.

В статье описано модульно-рейтинговая система обучения, позволяющая реализовывать предпринимательскую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP: MODULE-RATING TRAINING SYSTEM

The article describes the module-rating training system that allows business to implement the function.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство: модульно-рейтинговая система обучения»

ально иного подхода к планированию педагогической нагрузки преподавателей, составлению расписания занятий, учебных планов.

Представляется, что в новых условиях, когда будут преобладать дисциплины по выбору, а также индивидуальные формы внеаудиторной и аудиторной работы, акцент должен быть сделан на составлении индивидуальных графиков обучения магистрантов, и, как правило, индивидуальных учебных планов.

Подготовка высококачественных заданий для индивидуальной работы студентов, проведение консультаций по вопросам подготовки этих заданий и обсуждение результатов их выполнения являются полноценной педагогической нагрузкой, которая обязательно должна входить в «часы первой половины рабочего дня преподавателя».

Расписание аудиторных занятий составляется для преподавателя, а не для студенческих групп.

Нужны лекции двух типов:

- установочные лекции, которые определяют круг рассматриваемых в учебной дисциплине вопросов, знание которых обеспечит магистру возможность освоения конкретных компетенций, предусмотренных требованиями к этому уровню образования. Вместе с тем, установочные лекции должны объяснить магистру всю архитектуру источников получения необходимой информации по данным вопросам;

- проблемные лекции, в которых формулируются актуальные научные проблемы и существующие подходы к их решению, доминирующей целью ко-

торых должно являться формирование компетенций предвидения, прогнозирования развития тенденций, а так же процессов и объектов профессиональной среды.

Проектно-процессный подход к организации образовательного процесса в магистратуре представляет собой интенсивный путь обучения. Он ориентируется на реализацию компетентностного формата образовательного процесса; опирается на самостоятельную работу студентов, направленную на приобретение тех знаний и новых навыков, которые позволят ему уверенно осуществлять профессиональную деятельность в условиях неустойчивой, неопределенной среды благодаря сформированной способности к инновационному обновлению.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О Федеральной Целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы».

2. Министерство образования РФ письмо от 17 июля 2000 г. N 24-52-206/10 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки».

3. Министерство образования РФ письмо от 23 ноября 2001 г. N 14-52-607ин/13 «О порядке введения в Вузах магистерских программ».

4. Мельникова Н. П. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 6.

Bragina Z. V., Suglobov A. E.

THE DESIGN-PROCESS APPROACH OF PREPARATION OF MASTERS (A DIRECTION OF PREPARATION «ECONOMY» AND «MANAGEMENT»)

Problems of the organization of work ofmagistracy are considered. The design-process approach to preparation ofmasters is offered. Conditions of realization of a competence format of educational process are considered.

Keywords: мagistracy, extensive and intensive variants ofdevelopment of higher education; the design-process approach

УДК 378

Сизикова С. Ф., Романова М. Ю. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В статье описано модульно-рейтинговая система обучения, позволяющая реализовывать предпринимательскую функцию.

Ключевые слова: Модульно-рейтинговая система обучения, развитие предпринимательства.

Цель юучения модуля государственного стандарта общего образования

Местомодуля вучебном предмете (Часть II. Среднее (полное) общее образование),

Концепция профильного обучения на старшей а также Федеральный базисный учебный план

ступени общего образования и разработанный и примерные учебные планы для образователь-

в соответствии с ней федеральный компонент ных учреждений РФ предусматривают различные

возможности изучения модуля «Предпринимательство».

В рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание» обязательного для всех учащихся в профильных и непрофильных школах на базовом и профильном уровнях, предмет «Обществознание» («Обществоведение») включает разделы «Экономика» и «Право». На профильном уровне эти разделы представляют собой самостоятельные учебные предметы.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования среднего (полного) общего образования (далее - государственный стандарт) по обществознанию (базовый уровень) обязательный минимум содержания основных образовательных программ по обществоведению включает: «Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Налоги, уплачиваемые предприятиями».

В рамках предмета «Технология» государственный стандарт по технологии (профильный уровень) как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии включает: «Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг. Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты, инновационные технологии. Поиск информации для инновационной деятельности». В рамках технологического профиля «Основы предпринимательства» могут быть профильным общеобразовательным предметом для учащихся 10 и 11-х классов.

В рамках предмета «Экономика» социально-экономического профиля в 10 и 11-х классах государственный стандарт по экономике (профильный уровень) как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экономике включает: «Факторы производства и факторные доходы. Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Пред-

принимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга, Бизнес-план. Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль».

Содержание модуля «предпринимательство»

Учебные цели и задачи

В рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования среднего (полного) общего образования указано, что изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка способности к личному самоопределению и самореализации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, правовом регулировании общественных отношений, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства, для соотнесения своих действий и действий друг их людей с нормами поведения, установленными законом.

Изучение экономики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениям: находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

- экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение,

способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

- Изучение предлагаемого модуля «Предпринимательство» направлено на достижение этих целей. Основной целью модульного обучения «является организация учебного процесса, позволяющая развивать познавательную самостоятельность, индивидуальные возможности и способности обучаемых». Разработанный модуль «Предпринимательство» конкретизирует эти позиции.

Изучение модуля «Предпринимательство» предполагает достижение следующих целей:

- первоначальное знакомство школьников с предпринимательской деятельностью и основами организации частного предприятия;

- формирование у старшеклассников знания

о содержании предпринимательской деятельности и роли предпринимателей в экономике, уважения к груду предпринимателей;

- воспитание у школьников активной жизненной позиции;

- осознание школьниками требований, предъявляемых этим типом деятельности к выпускникам школы, которые в будущем хотели бы организовать свое дело.

Полученные знания будут способствовать самореализации учащихся в условиях рыночной экономики. Задачи изучения модуля:

- закрепление базовых понятий курса «Экономика»;

- активизация исследовательской, творческой деятельности учащихся;

- ознакомление с правовыми основами предпринимательства и формирование понимания юридической ответственности за ведение предпринимательской деятельности;

- знакомство с порядком организации деятельности в сфере предпринимательской деятельности.

В результате изучения этого модуля учащиеся будут знать:

- значение предпринимательской деятельности в экономике;

- содержание понятий «предпринимательская деятельность», «предприниматель», «предприятие», «предпринимательские способности», «маркетинговые исследования» и т.д.;

- права и обязанности предпринимателей и юридических лиц; з назначение и основные разделы бизнес-плана; 5 основные виды налогов; которые должен выплачивать предприниматель, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Учащиеся будут уметь:

- извлекать деловую информацию из различных источников: периодической печати, средств массовой информации, Интернета и т. д.;

- проводить простые маркетинговые исследования;

- выбирать предпринимательскую идею;

- планировать предпринимательскую деятельность;

- рассчитывать налоги с заработной платы, прибыли предприятия.

Темы модуля «предпринимательство»

Продолжительность изучения модуля «Предпринимательство» -17 часов, то есть приблизительно одна учебная четверть.

1.Предпринимательская идея (1ч). Предпринимательская идея. Производственная стратегия; выпуск аналогов существующих товаров, улучшенных товаров, товаров-новинок. Практическое занятие «Поиск предпринимательской идеи» (самостоятельная работа с материалами периодической печати).

2.Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Государственная регистрация предпринимательской деятельности (1 ч.). Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Учредительные документы юридического лица. Организационноправовые формы предприятий. Практическое занятие «Знакомство с учредительными документами». Юридическая ответственность предпринимателей и юридических лиц (1 ч.). Юридическая ответственность, правонарушения. Виды юридической ответственности: гражданская (гражданско-правовая), административная и уголовная. Практическое занятие (1 ч) «Работа с материалами Гражданского кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовного кодекса РФ».

3. Реализация предпринимательской идеи. Планирование предпринимательской деятельности (1 ч). Планирование. Бизнес-план. Структура и характеристика основных разделов бизнес-плана. Практическое занятие (1 ч) «Разработка разделов бизнес-плана». Себестоимость продукции (1 ч). Затраты (издержки) производства. Себестоимость. Структура себестоимости, материальные расходы, затраты труда, затраты основных средств, накладные расходы. Методика расчета себестоимости продукции. Практическое занятие (1ч) «Решение задач по расчету себестоимости».

4. Продажа произведенной продукции. Торговля. Ценообразование (1 ч). Торговля: оптовая и розничная. Цена. Прибыль: валовая и чистая. Практическое занятие (1 ч) «Решение задач по расчету цены товаров и услуг». Реклама. Стимулирование продаж (1 ч). Реклама. Основные средства распространения рекламы в печатных изданиях, теле- и радно-

ре клама, наружная реклама; компьютерная реклама; прямая почтовая реклама. Стимулирование продаж. Практическое занятие (1 ч) «Разработка плана рекламной кампании».

5. Налогообложение предпринимательской деятельности (1 ч). Налог, сбор, прямые и косвенные налоги, назначение налогов/Налоговое законодательство в России, права и обязанности налогоплательщиков. Элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сроки уплаты налогов и сборов. Основные налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами Практическое занятие (1 ч) «Решение задач по исчислению налогов».

6. Менеджмент (1 ч). Менеджмент и управление. Организация. Содержание и функции менеджмента: планирование, организация исполнения планов, мотивация, контроль. Значение коммуникации. Лидер и руководитель. Практическое занятие (1 ч). Тестирование по выбору: «Лидерские качества», «Стили руководства», «Производственные ситуации», «Уверенность в себе». Тестирование; «Умение слушать», «Стиль общения», «Ведущий или ведомый?», «Можете ли вы стать настоящим менеджером?».

7. Цивилизованный предприниматель. Этические и нравственные нормы предпринимательской деятельности (1 ч). Этика, мораль, нравственность, профессиональная этика Этические традиции российского предпринимательства. Этические и нравственные принципы предпринимательской деятельности. Этикет предпринимателя. Практические занятия. Тесты «Этикет телефонных переговоров», «Определение способов регулирования конфликтов», «Какой у вас характер... расскажет одежда».

Рекомендуемая литература

1. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса : учебное пособие / Образовательная область «Технология». - М. : Вита-Пресс, 2001. - 1-12 с. : ил.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ч. 1-Ш. - М. : ТК Велби, 2004. - 448с.

3. Иванова И. А. Менеджмент : учебное пособие. - М. : РИОР, 2004. - 96 с.

4. Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9-й класс : учебник. - М. : Дрофа, 2000. -192 с. : ил.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. I, И). Официальный текст. - М. : Юркнига, 2005. - 480 с.

6. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие / под рук. и ред. А. Г. Новицкого, В. В. Скрябина. - М. : Про-Пресс, 2000. - 368 с.

7. Психологические тесты для деловых людей / сост.

Н. А. Литвинцева. - М. : Интел-Синтез, 1998. - 521 с.

8. Психологические тесты / под ред. А. А. Каре-линя. : в 2 т. - М. : ВЛАДОС 2003. - Т. 1. - 312 с. : ил.

9. Уткин Э. А. Этика бизнеса : учебник. - М. : Зерцало, 1998. - 256 с.

10. Федин С. В. Предпринимательство : учебное пособие / С. В. Федин, И. Б. Тесленко. - Владимир : ВГПУ, 1999. (Экономика. Ч. 2).

Критерии освоения модуля

Учет, контроль и оценка социально-экономических и правовых знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, тестирования, выполнения практических работ, решения задач. Подведение итогов обучения будет проводиться в виде итогового тестирования и подготовки разделов бизнес-планов.

Примерные варианты итогового тестирования вариант 1

Прочитайте утверждения и отметьте одно правильное

1. Отметьте признак, который не характерен для деятельности предпринимателей:

A) экономическая свобода в принятии решений;

Б) ответственность за результаты деятельности

всего предприятия;

B) продажа товаров и услуг;

Г) ориентация на получение прибыли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д) выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором.

2. Предприниматели - это:

A) люди, способные создать предприятие и организовать рабочие места для других;

Б) владельцы предприятия;

B) ответы А, Б;

Г) владельцы капитала;

Д) инвесторы.

3. Предпринимательская идея - это:

A) представление о товаре или услуге, которые будут предложены покупателям;

Б) отчет о проведенном маркетинговом исследовании;

B) рисунок или схема будущего товара;

Г) ответы А, В;

Д) производственная стратегия.

4. К субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) относятся:

A) коммерческие предприятия, имеющие численность работников не более 100 человек;

Б) индивидуальные предприниматели;

B) промышленные предприятия;

Г) торговые организации.

Д) Все вышеперечисленное.

5. Франчайзинг - это:

A) один из способов получения кредита;

Б) деловое сотрудничество двух предприятий;

B) очень рискованный проект;

Г) маркетинговая компания;

Д) стратегия управления предприятием.

6. Для предприятия выигрышной стратегией является:

A) предложение товаров по цене ниже, чем у конкурентов;

Б) предложение совершенно новых товаров, не имеющих аналогов на рынке;

B) производство усовершенствованных товаров;

Г) ориентация на узкий сегмент рынка.

Д) Все перечисленные варианты производственной стратегии.

7. Маркетинговые исследования проводятся с целью.

A) снижения риска потерять денежные средства:

Б) сбора необходимой информации для принятия управленческих решений;

B) ответы А, Б;

Г) оповещения покупателей о продаваемых товарах и услугах;

Д) создания благоприятного мнения об организации, проводящей исследование.

8. Индивидуальный предприниматель:

A) так же как и юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Б) может не регистрировать предпринимательскую деятельность;

B) не обязан платить налоги;

Г) отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, размером вклада в уставной капитал.

Д) Верно все вышеперечисленное.

9. Для государственной регистрации юридического лица необходимы следующие документы:

A) бизнес-план;

Б) заявление о государственной регистрации;

B) решение о создании юридического лица в форме протокола заседания учредителей или решение единственного учредителя:

Г) ответы В, Г;

Д) водительские права.

10. За нарушения действующего законодательства предприниматели;

A) могут быть привлечены к административной ответственности;

Б) должны понести заслуженное наказание в соответствии с нормами права;

B) должны компенсировать причиненный вред;

Г) не привлекаются к уголовной ответственности.

Д) Ответы А. Б, В.

11. Бизнес-план необходим для того, чтобы:

A) привлечь инвесторов;

Б) зарегистрировать юридическое лицо.

B) Ответы Б. Г.

Г) получить кредит в банке.

Д) Ответы А, Г.

12. Себестоимость продукции включает:

A) стоимость сырья и материалов;

Б) отчисления на заработную плату;

B) ответы А, Б;

Г) прибыль производителя и доход продавца;

Д) ответы А, Б, Г.

13. Цена товаров складывается:

A) из себестоимости продукции;

Б) из налогов;

B) из прибыли производителя;

Г) из прибыли продавца;

Д) из всего вышеперечисленного.

14. Розничная цена:

А) не включает налоги;

Б) может быть ниже оптовой; по величине равна себестоимости продукции;

Г) складывается из цены производителя и прибыли производителя, налогов, затрат и прибыли оптового и розничного продавца.

Д) Ответы А и Г.

15. Предприятие получает прибыль от производства и продажи товаров, если:

A) затраты на производство и реализацию товаров превышают выручку от продажи товаров;

Б) затраты на производство и реализацию товаров равны выручке от продажи товаров;

B) розничная цена на товар ниже его оптовой цены;

Г) цена на товар будет ниже его себестоимости;

Д) выручка от реализации товаров превышает затраты на их производство и продажу.

16. Целью рекламы является;

A) сбор информации о товарах и услугах;

Б) снижение спроса на рекламируемые товары;

B) распространение информации о товарах, услугах, фирме;

Г) увеличение рынков сбыта продукции

Д) Ответы В, Г.

17. Предприятие обязано уплачивать:

A) единый социальный налог;

Б) налог с доходов физических лиц;

B) только один налог - налог на прибыль организаций;

Г) все налоги, независимо от того, есть у предприятия прибыль или нет.

Д) Ответы А, Г.

18. Прибыль фирмы - это

A) разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами на их производство и реализацию;

Б) денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализацию продукции и оказание услуг;

B) стоимость продукции, произведенной за определенный период, приходящаяся на одного работающего;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г) обобщенный экономический показатель, отражающий долю текущих затрат в стоимости продукции.

Д) Верно все вышеперечисленное.

19. Функциями менеджера является:

A) государственная регистрация предприятия;

Б) организация работы сотрудников;

B) ответы А, Б;

Г) выбор формы мотивации труда работников;

Д) ответы Б, Г.

20. Вложение денежных средств - в решение социальных проблем общества:

A) способствует созданию благоприятного общественного мнения о фирме;

Б) экономически невыгодно;

B) позволяет продавать товары дороже, чем у конкурентов, поскольку у покупателей формируется благоприятный образ предприятия;

Г) Ответы А, В;

Д) Обязательно только для крупных предприятий.

Ответы к заданиям варианта 1

№ Ответ № Ответ

1 Д 11 Д

2 В 12 В

3 Г 13 Д

4 Д 14 Г

5 Б 15 Д

б Д 16 Д

7 В 17 А

В А 1В А

9 Г 19 Д

1O Д 2O Г

Задачи

(За правильное решение одной задачи - 2O баллов.)

Задача 1. Для изготовление мягкой игрушки «Медведь» были использованы следующие материалы:

Затраты Коли- чество Цена, руб. Стои- мость

Ис кусственный мех 125 м 180

Синтепон для наполнения 5O м 45

Нитки лавсановые 1O катушек 10

Заработная зарплата раскрой-щиц и швей 30% от стоимо сти материалов

ЕСН 26% фонда заработной платы

Обществе нные расходы 0,3 стоимости материалов

Всего

Было изготовлено 300 игрушек. Рассчитайте розничную цену одной игрушки, если известно, что оптовая наценка составляет 20% себестоимости, а розничная - 40% оптовой цены.

Задача 2. Рассчитайте прибыль от продажи 100 игрушек, если себестоимость одной игрушки составляет 300 руб.. а розничная цена -450 руб.

Задача 3. Рассчитайте налог с доходов физических лиц. если величина заработной платы составляет 10 тыс. руб.

Понятия

(За каждое правильное объяснение значения понятия -10 баллов)

1. Предпринимательская деятельность.

2. Маркетинговые исследования.

3. Индивидуальный предприниматель.

4. Налоговое правонарушение.

5. Бизнес-план.

6. Налог.

7. Себестоимость.

8. Цена.

9. Менеджмент.

10. Социально-ответственное предпринимательство.

Центр инвестиционного просвещения:

www.invest-prosvet.ru - главный сайт Центра инвестиционного просвещения, где представлены все проекты.

www.ilnhistoiy.org - история финансового рынка и акционерного дела.

www reputacya.ru - все о кредитных историях в России.

www.finconsalt info - бюро финансовых и корпоративных консультаций

www.shoolmoney - школа денег.

Sizikova S. F., Romanova M. Yu. ENTREPRENEURSHIP: MODULE-RATING TRAINING SYSTEM

The article describes the module-rating training system that allows business to implement the function.

Keywords: module-rating system of education, development of entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.