Научная статья на тему 'Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска'

Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА У ПОСТРАДАВШИХ / ПОСТРАДАВШИЕ / ПОДЛЕЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ / VICTIM'S SUICIDAL RISK FACTORS / POST-TRAUMATIC STRESS DISORDERS / VICTIMS ENTITLED TO STATE DEFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Линевич Владимир Леонтьевич

Статья посвящена анализу причин и условий формирования посттравматических стрессовых расстройств, степени их влияния на уровень суицидального риска у пострадавших лиц, подлежащих государственной защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Линевич Владимир Леонтьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-traumatic stress disorders is a suicidal risk factor

The article studies the causes and conditions of forming post-traumatic stress disorders, the level of its influence on suicidal risk sustained by the victims entitled to state defense.

Текст научной работы на тему «Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска»

психологические аспекты напряженности и конфликтологии

УДК 159.96

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА - ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

В. Л. Линевич

Статья посвящена анализу причин и условий формирования посттравматических стрессовых расстройств, степени их влияния на уровень суицидального риска у пострадавших лиц, подлежащих государственной защите.

Ключевые слова: посттравматические стрессовые расстройства; суицидальные факторы риска у пострадавших; пострадавшие, подлежащие государственной защите.

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) принято связывать с именем американского психоаналитика А. Кардинера, исследования которого привели в 1980 г. к включению данного вида нарушений психического состояния человека в классификацию психических расстройств '. Ранее признаки нарушений психики, характерных для ПТСР, регистрировались у солдат во время гражданской войны в Америке. Так, Якоб да Коста в 1871 г. описал солдат с признаками ПТСР, употребив термин «солдатское сердце» в связи с наличием у них кардиальных вегетативных нарушений. В период Первой мировой войны синдром получил название «снарядный шок». Считалось, что он является результатом мозговой травмы от взрывов снарядов. Во время Второй мировой войны ПТСР наблюдались у военнослужащих и мирного населения, особенно у переживших атомные бомбардировки Японии. Исторически ПТСР рассматривалось как специфическое военное расстройство, но во второй половине XX в. перечень причин, приводящих к ПТСР, был существенно расширен 2.

Было установлено, что к развитию ПТСР могут приводить не только участие в войне, попадание в плен, но и нахождение в заложниках, угроза жизни человека или его близких, в результате изнасилования и иных преступных действий, террористического акта, природных или техногенных катастроф 3. В конце XX в. к причинам, приводящим к ПТСР, стали относить и психическое состояние свидетелей, подпадающих под государственную защиту. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности

лиц, подлежащих государственной защите, весьма актуальны, так как являются одним из условий осуществления правосудия. Потерпевшие, свидетели, другие участники уголовного процесса, а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов испытывают на себе давление со стороны обвиняемых, подозреваемых, их родственников и других лиц. Чаще всего это проявляется в противоправном воздействии в рамках уголовного судопроизводства. Для применения мер безопасности сотрудников, обеспечивающих государственную защиту, необходим специальный опыт, психологические и медицинские знания, подготовка для работы с различными категориями лиц: потерпевшими, свидетелями преступлений и членами их семей, обвиняемыми, переходящими в статус свидетеля в процессе судопроизводства, и др. 4

Формирование необходимых профессиональных знаний и навыков должно осуществляться как при обучении в высших образовательных организациях МВД России, так и в ходе повышения квалификации или переподготовки сотрудников подразделений государственной защиты на базе профильных образовательных организаций. В процессе обучения сотрудники полиции приобретут знание основ кризисной психологии и навыки оказания экстренной психологической помощи, диагностики угрожающего состояния здоровья и жизни лиц, подлежащих государственной защите 5. Существует целый спектр проблем, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам полиции в ходе обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, так как они находятся вне сферы полномочий властно-государственных структур. Такие защищаемые лица нуждаются в экстренной психологической и медицинской помощи, социальной поддержке, в их числе — жертвы сексуального насилия, торговли людьми, дети (в том числе жертвы педофилии), одинокие матери, социально неблагополучные категории граждан (алкоголики, наркоманы, психически деформированные личности, склонные к насилию) 6. Для оценки частоты возникновения подобных ситуаций и соответствующей корректировки программ обучения психологической подготовки нами было проведено анкетирование сотрудников полиции, осуществляющих меры по защите подлежащих государственной защите лиц.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

45

Линевич В. Л. Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

/

с?

/

<?

0 знают признаки

ш не знают признаки

□ способны определить психол. состояние пострадавшего

Рис. 1. Соотношение знаний и способности сотрудников полиции подразделения государственной защиты оценить психологическое состояние пострадавшего и оказать психологическую помощь

Исследование проводилось на базе Уфимского юридического инетитута МВД России, включало анкетирование двух групп испытуемых и анализ результатов. Первую групеу в количестве 13 человек составляли сотрудники пор разделений, осуществляющих меры по защите лиц, педлежащих государственной защите. Вторая группа иепытуемых в количестве 36 человек включала сотрудников различных служб ОВД, заочно обучающихся в УЮ И МВД России. Анкета, предлагаемая респондентам обеих групп, содержала 24 вопроса. Они включали половозрастные данные испытуемых, общий стаж службы в органах внутренних дел, стаж работы на последнем месте службы, а также вопросы, позволяющие оценить субъективный и объективный уровень знаний по психологическому обеспечению профессиональной деятельности (рис. 1, 2).

Оценивая уровень своих знаний по психологической подготовке, респонденты первой группы (69%) указали, что знают преннаки кризисного состояния, затруднились с онаетом и1% их. При этом 69% опрошенных смогле назначь характерные признаки кризисного состояния у лиц, подлижащих государственной защите, и порядок oкaзрдод им психологической помощи. Из числа испытуемых первой группы 46% знали признаки суицидального риска, затруднились с ответом 54% их. При этом 77% опрошенных смогли назвать характерные признаки суицидального риска у лиц, подлежащих государственной защите. Большинство респондентов первой группы (92%) при анкетировании указали, что знают признаки депрессивного состояния, затруднились с ответом 8% их. При этом 69% опрошенных первой группы знали

100

90

ие

70

ге

50

00

30

П0

10

0

йззтот признаки

Ш за ззтот признаки

□ леалаЗза переделить ельхак. лалтаязьа пострадавшего

V

.к® сФ

~<гг

&

f' о?"' nON -О'’ _,On

** </

Ж Ж rif J1

&

* 4*

* r>

f C?

Ж

-p°

Рис. 2. Соотношение знаний и готовности сотрудников полиции оказать пострадавшим в процессе профессиональной деятельности необходимую психологическую помощь

46

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Линевич В. Л. Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска

характерные признаки депрессии у лиц, подлежащих государственной защите, и порядок оказания им психологической помощи. Испытуемые первой группы при ответах на вопросы анкеты указали признаки стрессового состояния (85%), затруднились с ответом 15% их. При этом 54% опрошенных смогли привести характерные признаки острого или хронического стресса у лиц, подлежащих государственной защите. Респонденты первой группы указали, что знают признаки фрустрации — 77%, затруднились с ответом 23%; 54% опрошенных могли назвать характерные признаки фрустрационного состояния у лиц, подлежащих государственной защите, и порядок оказания им психологической помощи.

Респонденты второй группы (67%) при оценке уровня своих знаний по психологической подготовке указали, что знают признаки кризисного состояния, затруднились с ответом 33% их. При этом 58% опрошенных смогли назвать характерные признаки кризисного состояния у пострадавших. Испытуемые второй группы указали, что знают признаки суицидального риска (86%), затруднились с ответом 14% их. При этом 69% опрошенных смогли указать характерные признаки суицидального риска. Респонденты второй группы указали, что знают признаки депрессии (72%), затруднились с ответом 28% их; 61% опрошенных указали характерные признаки депрессивного состояния и порядок оказания им психологической помощи.

Испытуемые второй группы при ответах на вопросы анкеты указали, что знают специфические признаки стрессового состояния, — 72%, не ответили на вопрос 28%; при этом 47% опрошенных смогли указать характерные признаки острого или хронического стресса и порядок оказания психологической помощи. Респонденты второй группы указали, что знают специфические признаки, указывающие на наличие у пострадавшего фрустрации (72%), остальные не ответили на вопрос. При этом 50% опрошенных смогли указать характерные признаки фрустрацион-ного состояния у пострадавших и порядок оказания им психологической помощи (табл. 1, 2).

Рекомендации. В структуре ПТСР присутствуют два типа нарушений:

1) кратковременные, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов обратимые расстройства;

2) длительные, прогредиентные, затрагивающие личностный уровень нарушения.

Второй тип нарушений имеет ряд признаков, характерных для личностного расстройства, что дает основание предполагать особую форму посттравматического личностного расстройства — личностное расстройство, вызванное стрессом 7. К кратковременным нарушениям в структуре ПТСР относятся:

1) повторяющиеся вторжения в сознание нарушающих психическое равновесие, стрессирующих воспоминаний о травматическом событии;

2) повторяющиеся кошмарные сновидения, отражающие содержание психической травмы;

3) «вспышки» (flashbacks) — внезапное появление перед глазами какой-либо картинки, фрагмента чего-либо знакомого. Кратковременность явления не позволяет распознать конкретное содержание образа;

4) внезапное возникновение диссоциативного состояния, со сменой обычного состояния и поведения активностью, отражающей травматическое событие.

Кратковременные нарушения, как правило, провоцируются ассоциациями, связанными с травматическим событием (звук, запах, произнесенная фраза, чье-то поведение, элементы окружающей обстановки и др.). Таким образом травматическое событие постоянно «напоминает о себе», периодически переживается вновь. При работе с ПТСР необходимо обращать внимание на особенности, которые были свойственны пострадавшему до возникновения этого расстройства. Необходимо учитывать, что обычное ПТСР, названное расстройством первого типа, может развиваться на основе не диагностированного ранее ПТСР второго типа (детско-подросткового ПТСР). Основными кластерами факторов, влияющих на формирование и развитие ПТСР, являются:

— факторы, непосредственно относящиеся к экстремальному воздействию;

— психологические характеристики личности;

— психосоциальные влияния ближайшего окружения;

— наличие психической травматизации в детском периоде;

— хроническая психическая травматизация;

— факторы, связанные с отношением государства и общества.

По статистике, приблизительно 30% пострадавших с признаками ПТСР выздоравливают, у 40% в последующем сохраняются легкие симптомы, у 20% — умеренные и у 10% пострадавших ПТСР остаются без изменения или их состояние прогрессивно ухудшается 8.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, участвующих в исследовании, достаточен для эффективного выполнения ими профессиональных обязанностей.

2. Сотрудникам подразделения государственной защиты, по сравнению с сотрудниками других служб органов внутренних дел, значительно чаще приходится осуществлять психологическую помощь и поддержку лицам, подлежащим государственной защите.

3. Уровень теоретических знаний и практических навыков, необходимых для оказания пострадавшим психологической помощи, напрямую зависит от частоты применения данных навыков на практике.

4. Для обеспечения достаточного уровня психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел необходима регулярная отработка практических навыков психологического сопровождения при

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

47

Линевич В. Л. Посттравматические стрессовые расстройства — фактор суицидального риска

Таблица 1. Правила оказания психологической самопомощи пострадавшими с признаками посттравматических стрессовых расстройств

Правила оказания самопомощи пострадавшим с ПТСР

Правильно Неправильно

Стараться жить обычной жизнью и заниматься повседневными делами, вернуться на работу Ругать себя за происходящее — симптомы ПТСР являются не признаком слабости, а нормальной реакцией человека на пугающие события

Обсудить произошедшее с человеком, которому вы доверяете Скрывать свои чувства, симптомы ПТСР, держать их в себе

Делать упражнения на расслабление Переутомляться

Регулярно есть и заниматься физическими упражнениями Ожидать, что воспоминания исчезнут немедленно — на самом деле они могут появляться еще довольно долго

Вернуться туда, где произошло травмирующее событие Требовать от себя слишком многого — позвольте себе немного побездельничать, пока не свыкнетесь с произошедшим

Уделять время семье и друзьям Избегать общения с другими людьми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аккуратно водить машину — ваша способность к концентрации может снизиться Злоупотреблять алкоголем, кофе или больше курить

Проявлять общую осторожность — в такое время чаще происходят несчастные случаи Пропускать приемы пищи

Верить в улучшение самочувствия Проводить праздники в одиночестве

Таблица 2. Правила оказания психологической помощи пострадавшим с признаками ПТСР

сотрудниками полиции

Правила оказания психологической помощи пострадавшим с ПТСР, подлежащим государственной защите

Правильно Неправильно

Обращать внимание на любые изменения в поведении — плохое качество работы, опоздания, отпуск по болезни, незначительные несчастные случаи Говорить пострадавшему, что вы знаете, как он себя чувствует (вы не знаете)

Следить за проявлениями гнева, раздражительности, симптомов депрессии, отсутствием интереса и концентрации Говорить, как ему повезло, что он остался жив (провоцировать эмоциональные взрывы)

Дать время пережившему травму на то, чтобы рассказать свою историю Принижать его опыт («на самом деле все не так уж плохо...»)

Позволить выговориться, не перебивать, не делиться собственным опытом, задавать общие вопросы Советовать, чтобы он просто взял себя в руки

наиболее часто возникающих состояниях нарушения здоровья и психического равновесия у лиц, подлежащих государственной защите или пострадавших.

5. Психологическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России должна включать знания и навыки оказания психологической помощи с признаками ПТСР у пострадавших, включая лиц, подлежащих государственной защите. 1 2

1 Либина А. В. Совпадающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М., 2008. С. 302.

2 Там же. С. 302-323.

3 Зверев В. О., Селянин А.С. Эмоциональное состояние жертв террора // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2(33). С. 36-38.

4 Таганова А. А. Вопросы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты. Краснодар, 2012. С. 21-24.

5 Там же. С. 30-35.

6 Линевич В. Л., Костенко А. Л. Превенция самоубийств: социальная и медико-психологическая реабилитация // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2(41). С. 37-40.

7 Либина А. В. Указ. соч. С. 305.

8 Там же. С. 304.

48

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.