Научная статья на тему 'Проблемы формирования психологического потенциала резерва руководящего состава территориальных органов МВД России'

Проблемы формирования психологического потенциала резерва руководящего состава территориальных органов МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / РЕЗЕРВ КАДРОВ / РЕЗЕРВИСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL POTENTIAL / LEADER / MANAGEMENT SUBJECT / PERSONNEL RESERVE / RESERVISTS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

Рассматривается понятие психологического потенциала личности руководителя органов внутренних дел; раскрываются психологические проблемы подготовки сотрудников из числа резерва кадров на выдвижение; приводятся результаты психодиагностического обследования некоторых показателей управленческого потенциала резервистов: коммуникативных и организаторских склонностей, карьерных устремлений, лидерских качеств, направленности личности. Определены выводы и рекомендации по формированию психологического потенциала резерва кадров руководящего состава территориальных органов МВД России.Discussed the concept of the psychological potential of the personality of the head of the internal affairs bodies, reveals the psychological problems of training employees from among the reserve staff for nomination, given the results of a psychodiagnostic examination of some indicators of the managerial potential of the reservists: communicative and organizational inclinations, career aspirations, leadership qualities, personality orientation. The conclusions and recommendations on the formation of the psychological potential of the personnel reserve of the leading staff of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования психологического потенциала резерва руководящего состава территориальных органов МВД России»

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10118

ББК 88.56 © А.В. Гайнуллина, 2019

Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.06 — юридическая психология

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ МВД РОССИИ

Айгуль Вильевна Гайнуллина, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД, кандидат психологических наук

Уфимский юридический институт МВД России (450103, Уфа, ул. Муксинова, д. 2) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается понятие психологического потенциала личности руководителя органов внутренних дел; раскрываются психологические проблемы подготовки сотрудников из числа резерва кадров на выдвижение; приводятся результаты психодиагностического обследования некоторых показателей управленческого потенциала резервистов: коммуникативных и организаторских склонностей, карьерных устремлений, лидерских качеств, направленности личности. Определены выводы и рекомендации по формированию психологического потенциала резерва кадров руководящего состава территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: психологический потенциал, руководитель, субъект управления, резерв кадров, резервисты, психологическое обеспечение.

PROBLEMS OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL POTENTIAL RESERVE OF THE LEADING STAFF OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Aigul V. Gainullina, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology in Police Activity, Candidate of Psychological Sciences

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103, Ufa, ul. Muksinova, d. 2) E-mail: [email protected]

Abstract. Discussed the concept of the psychological potential of the personality of the head of the internal affairs bodies, reveals the psychological problems of training employees from among the reserve staff for nomination, given the results of a psychodiagnostic examination of some indicators of the managerial potential of the reservists: communicative and organizational inclinations, career aspirations, leadership qualities, personality orientation. The conclusions and recommendations on the formation of the psychological potential of the personnel reserve of the leading staff of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.

Keywords: psychological potential, leader, management subject, personnel reserve, reservists, psychological support.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гайнуллина А.В. Проблемы формирования психологического потенциала резерва руководящего состава территориальных органов МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):315-20.

Министерством внутренних дел уделяется существенное внимание формированию и развитию кадрового потенциала. На сегодняшний день ведомственные образовательные организации в зна-

чительной степени обеспечивает потребности органов внутренних дел в специалистах различного профиля и уровня квалификации [1].

Перед образовательными организациями выс-

шего образования МВД России стоит задача подготовки профессионально грамотных специалистов с высоким уровнем не только профессиональной, но и психологической подготовленности, включающей высокоразвитые профессионально и психологические значимые качества личности.

Так как эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел существенно обусловлена профессионализмом его руководителя, то особое значение следует придавать психологическому потенциалу кадрового резерва руководящего состава, который должен развиваться как в рамках дополнительного профессионального образования, так и в процессе психологического обеспечения их деятельности.

С точки зрения психологии кадровый резерв — группа перспективных сотрудников, сформированная посредством профессионально психологического отбора и комплексной оценки, обладающих необходимыми профессиональными качествами, а также психологическим потенциалом для выдвижения на вышестоящие должности и прошедших специальную подготовку [2, с. 155; 3, с. 6].

Различные аспекты психологического обеспечения работы с кадровым резервом в правоохранительной сфере нашли отражение в трудах юридических психологов А.И. Китова, Н.В. Андреева, М.Г. Дебольского, Е.П. Клубова, И.О. Котенева, М.И. Марьина, И.Б. Пономарева, В.М. Позднякова, Е.В. Петухова, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкина, В.И. Черненилова, В.Е. Петрова, Н.Ю. Портняги-ной, Л.Е. Киселевой и др.

Существуют различные точки зрения на сущность психологического потенциала личности руководителя. В.И. Черненилов разработал концепцию психологического потенциала правоохранительных органов, в соответствии с которой под психологическим потенциалом руководителя он понимает совокупность реально проявляемых и оставшихся невостребованными психологических качеств руководителя, соотнесенных с системой требований, предъявляемых к нему как главному элементу этой системы [4, с. 344-345].

Психологический потенциал личности руководителя предусматривает наличие у него специфических способностей и выраженной мотивации профессионально-личностного (карьерного роста), а также определённого объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности и функционирования в качестве субъекта управления [5, с. 60].

В соответствии с требованиями к квалификационным знаниям и профессиональным навыкам

руководителей из числа среднего начальствующего состава [6], управленческий психологический потенциал проявляется в навыках руководителя, обеспечивающих эффективное руководство подразделениями и подчиненными, постановку задач и организацию их выполнения, оперативное принятие и реализацию управленческих решений, контроль за исполнением поручений, подбор и расстановку кадров, прогнозирование и планирование работы, стимулирование достижения результатов подчиненными.

Одной из значимых проблем психологии управления является определение структурных элементов психологического потенциала субъекта управленческой деятельности. Автором организа-ционно-деятельностной психологической концепции управления А.М. Столяренко психологический потенциал руководителя представлен: индивидуально-управленческой концепцией, управленческой подготовленностью, морально-психологическими, познавательными, интеллектуальными и коммуникативными качествами, а также управленческими способностями [7, с. 199].

В психологическом потенциале сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение, можно выделить компоненты:

• управленческий (индивидуально-управленческая концепция, стиль руководства и организаторские способности);

• мотивационный (готовность и желание работать руководителем, мотивация к службе в органах внутренних дел);

• аутопсихологический (самооценка, межличностная сензитивность, рефлексивность, эмпатия);

• эмоциональный (эмоционально-волевые качества, стрессоустойчивость);

• коммуникативный (коммуникативная компетентность);

• когнитивный (память, внимание, наблюдательность, интеллектуальные и творческие способности) [8, с. 5]

С целью диагностики некоторых особенностей управленческого потенциала было применено психодиагностическое обследование обучающихся в Уфимском ЮИ МВД России в количестве 42 человек из числа кадрового резерва, из них 83,3% со стажем работы в ОВД свыше 10 лет, при этом более трети опрошенных (38,1%) не имели опыта работы руководителями. Тестирование проходило по следующим опросникам: «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федоришина [9, с. 27-30], методика «Якоря ка-

рьеры» Э. Шейна в адаптации В.И. Винокуровой и В.А. Чикер, «Направленность личности» В. Смей-кала и М. Кучера [10, с. 409-411], «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушель-ницкого [11, с. 316-320].

Одним из показателей профессиональной деятельности человека, достижения признания своей значимости для других людей и общества является карьера. Для современного руководителя органов внутренних дел, особенно в условиях существенного некомплекта и, как следствие, значительного омоложения личного состава, инициативность, готовность к инновациям, преобладание мотивации достижения успеха, стремление к доминированию и карьерному росту, является залогом эффективного мотивирования подчиненных к достижению высоких результатов оперативно-служебной деятельности и слаженной работы коллектива.

По результатам обследования резервистов по методике «Якоря карьеры» выявлены особенности ценностных ориентацией в карьере испытуемых среди таких карьерных устремлений, как профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство (рис. 1).

Рис. 1. Усредненные показатели выраженности ценностных ориентаций в карьере резервистов

Более половины обследованных сотрудников (57,1%) придерживаются в карьере такой ценностной ориентации, как стабильность в работе, которая обеспечивается длительным контрактом, стабильным положением, социальными гарантиями. В то же время, выбор такой работы свойствен личностям с невысоким уровнем притязаний, а сотрудники, руководствующиеся данной ориентацией, перекладывают ответственность за управление своей карьерой на нанимателя.

Для 28,6% резервистов ведущей в карьерных устремлениях является социально ориентирован-

ная деятельность (работа с людьми, оказание помощи людям), а также воплощение своих идеалов и ценностей. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если их работа не достаточно оплачиваемая.

У 14,3% обследованных резервистов не выражено преобладание какой-либо ведущей ориентации в карьере. В данном случае карьера не является центральной в их жизни, что связано с недостаточным профессиональным самоопределением и саморазвитием обследуемых сотрудников.

Тестирование испытуемых по методике «Направленность личности» В. Смейкала и М. Кучера определило их ведущие личностные направленности во взаимоотношениях с окружающими (рис. 2).

Рис. 2. Доминирующие направленности личности резервистов

Для 28,57% резервистов доминирующей является направленность на себя. Сотрудник с такой доминирующей направленностью чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и слабо реагирует на потребности людей вокруг себя. Для него важно преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу.

У 47,62% сотрудников выражена направленность к коллективной деятельности. Сотрудники с данной направленностью стремятся к взаимодействию, поддержанию хороших отношений с коллегами. Вместе с тем, их общение может быть несколько поверхностно, так как людям с данной направленностью не свойственно прилагать чрезмерные усилия там, где требуется внести существенный вклад в общее дело.

Для 23,81% резервистов характерно доминирование направленности на задачу. Сотрудники с такой преобладающей направленностью заинтересованы в выполнении заданий наилучшим образом,

стремятся проявлять инициативу в работе коллектива, предлагая свои идеи для повышения результативности профессиональной деятельности, даже если первоначально к их мнению не прислушивались. Им свойственно стремление к самообразованию и повышению своего профессионального мастерства.

Важный компонент психологического потенциала руководителя — коммуникативная компетентность, так как ему приходится взаимодействовать с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их общественными объединениями, подчиненными сотрудниками. Руководитель должен уметь устанавливать психологический контакт с сотрудниками, проводить различные виды бесед, преодолевая коммуникативные и психологические барьеры общения, владеть навыками публичного выступления, разрешать и предупреждать конфликты в коллективах [12, с. 3-5] и т.д. Тестирование резервистов по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федоришина показало следующие результаты (табл. 1; 2).

Для подавляющего большинства обследованных резервистов характерен очень высокий (71,43%) или высокий (19,04%) уровень развития коммуникативных навыков.

В отличие от коммуникативных, организаторские склонности около трети обследованных сотрудников (28,58%) являются недостаточно устойчивыми, так как находятся на среднем (14,29%), либо на низком уровне (14,29%), что может затруднить выполнение ими функциональных обязанностей в качестве субъектов управления, так как деятельность руководителя требует умения ставить четкие цели, планировать работу служебного коллектива, делегировать полномочия подчиненным, контролировать выполнение ими текущих оперативно-служебных задач и т.д.

Психодиагностическое обследование резервистов по методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого показало следующие результаты (табл. 3).

Лидерские качества сотрудников, зачисленных в кадровый резерв, нуждаются в дальнейшем развитии, так как в психологических исследованиях было доказано, что лидерство руководителей создает условия для эффективной деятельности подчиненных, способствует оптимизации управленческого взаимодействия и социально-психологического климата в коллективе [13, с. 22-23].

В целом, полученные результаты психологических исследований свидетельствуют о невысоком

уровне психологического потенциала некоторых резервистов, что во многом является следствием того, что в группе профессиональной переподготовки, наряду с действующими руководителями разных уровней и служб, состоят исполнители, недавно включенные в резерв руководящих кадров и еще не столкнувшиеся с вопросами управления [14, с. 48-51].

Обучение сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России на районном уровне, осуществляется по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки. Психологическая подготовка резервистов предусмотрена разд. № 4 «Организация работы с личным составом в территориальных органах МВД России на районном уровне» и включает преимущественно лекционные занятия, что, по нашему мнению, не способствует существенному развитию их психологического потенциала.

Психологическая работа по формированию управленческого потенциала сотрудников, зачисленных в резерв кадров на выдвижение, предусматривает:

• выявление уровня психологического потенциала резервистов (психодиагностика, оценка готовности и желания кандидата работать руководителем, анализ социометрического статуса сотрудника в служебном коллективе);

• развитие психологического потенциала резервистов посредством психологического сопровождения (психологическое консультирование, психологическая подготовка, психологическая помощь), а также обучения в высших образовательных организациях системы МВД России в рамках дополнительного профессионального образования (лекции, практические занятия в интерактивных формах: самодиагностика, деловые игры, тренинговые упражнения).

В целом формирование психологического потенциала резервистов предусматривает комплексную скоординированную работу сотрудников кадровых аппаратов, практических психологов, руководителей, профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных организаций, по изучению и подготовке резервистов к вхождению в новую должность. Перспективным направлением для дальнейших исследований является изучение особенностей управленческой деятельности с учетом профессиональной специализации и разработка соответствующих программ обучения.

Таблица 1

Коммуникативные склонности

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0,10-0,45 низкий уровень 0 0 0

0,46-0,55 уровень ниже среднего 0 0 0

0,56-0,65 средний уровень 0,6 0,0 9,53

0,66-0,75 высокий уровень 0,73 0,03 19,04

0,76-1,00 очень высокий уровень 0,93 0,04 71,43

Таблица 2

Организаторские склонности

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0,20-0,55 низкий уровень 0 0 0

0,56-0,65 уровень ниже среднего 0,63 0,02 14,29

0,66-0,70 средний уровень 0,69 0,02 14,29

0,71-0,80 высокий уровень 0,77 0,03 28,57

0,81-1,00 очень высокий уровень 0,92 0,04 42,85

Таблица 3

Диагностика лидерских способностей

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0-25 низкий уровень 22,4 1,3 14,28

26-35 средний уровень 29,7 1,5 61,90

36-40 высокий уровень 37,8 1,7 23,80

свыше 40 очень высокий 0 0 0

Литература

1. Колокольцева В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии МВД России от 28 февраля 2018 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/56949 (дата обращения 17 ноября 2019).

2. Психология управления: учебник / под ред. В.И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России, 2011. 352 с.

3. Казимирчук Г.И. Организация работы с

резервом кадров для выдвижения на руководящие должности в органах внутренних дел: учебное пособие.Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 80 с.

4. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 607 с.

5. Котенев И.О., Портнягина Н.Ю., Тюнис Л.Ю. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров органов внутренних дел: методическое пособие /

под ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 232 с.

6. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11 ноября 2019 г.).

7. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов. под ред. А.М. Столя-ренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

8. Портнягина Н.Ю. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел : Автореферат дис. ... канд. психол. н. М., 2007. 25 с.

9. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие / А. П. Панфилова. — М. : Академия, 2007. 288 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

12. Цветков В.Л., Божко Н.В. Влияние личностных особенностей руководителя на предупреждение конфликтов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4(43). С. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Киселева Л.Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки. Автореферат дис. . канд. психол. наук. 25 с.

14. Бавсун И.Г., Ильин С.А. Организация дополнительного профессионального образования резерва руководящего состава территориальных органов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 48-51.

References

1. Kolokol'ceva V.V. Vystuplenie na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii ot 28 февраля 2018 g. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56949 (data obrashhenija 17 ноября 2019).

2. Psihologija upravlenija: uchebnik / pod red. V.I. Chernenilova. M.: Akademija upravlenija MVD Rossii, 2011. 352 s.

3. Kazimirchuk G.I. Organizacija raboty s rezervom kadrov dlja vydvizhenija na rukovodjashhie dolzhnosti v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2009. 80 s.

4. Jenciklopedija juridicheskoj psihologii / pod red. A.M. Stoljarenko. M.: JuNITI-DANA, 2003. 607 s.

5. Kotenev I.O., Portnjagina N.Ju., Tjunis L.Ju. Organizacija psihologicheskoj raboty s rezervom rukovodjashhih kadrov organov vnutrennih del: metodicheskoe posobie / pod red. V.L. Kubyshko. M.: COKR MVD Rossii, 2007. 232 s.

6. Prikaz MVD Rossii ot 1 февраля 2018 g. № 50 «Ob utverzhdenii porjadka organizacii prohozhdenija sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // [Jelektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija: 11 ноября 2019 g.).

7. Prikladnaja juridicheskaja psihologija: uchebnoe posobie dlja vuzov. pod red. A.M. Stoljarenko. M.: JuNITI-DANA, 2001. 639 s.

8. Portnjagina N.Ju. Psihologicheskoe obespechenie raboty s rezervom kadrov na vydvizhenie v organah vnutrennih del. Avtoreferat dis. ... kand. psihol. n. M. 2007. 25 s.

9. Panfilova A.P. Teorija i praktika obshhenija: ucheb. posobie / A.P. Panfilova. M.: Akademija, 2007. 288 s.

10. Il'in E.P. Motivacija i motivy. SPb.: Piter, 2003. 512 s.

11. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp. M,. 2002. 490 s.

12. Cvetkov V.L., Bozhko N.V. Vlijanie lichnostnyh osobennostej rukovoditelja na preduprezhdenie konfliktov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2010. № 4(43). S. 3-7.

13. Kiseleva L.E. Razvitie liderskih kachestv rukovoditelej gorrajorganov vnutrennih del v processe professional'no-psihologicheskoj podgotovki: Avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. 25 s.

14. Bavsun I.G., Il'in S.A. Organizacija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija rezerva rukovodj ashhego sostava territorial'nyh organov MVD Rossii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018. № 3(74). S. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.