Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные компетенции / традиционные методы / интерактивные методы / интегративный характер / технологии. / universal kompetensiyalar / an'anaviy usullar / interfaol usullar / integrativ xarakter / texnologiyalar.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимур Собирович Саттаров

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения методики преподавания психологии, технологии организации практических занятий, перспективы разработок методических указаний для обучающихся с целью освоения универсальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maqolada psixologiya o'qitish metodikasini aniqlashning dolzarb masalalari, amaliy mashg'ulotlarni tashkil etish texnologiyasi, umuminsoniy kompetensiyalarni o'zlashtirish uchun talabalar uchun uslubiy ko'rsatmalar ishlab chiqish istiqbollari ko'rib chiqiladi

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА»

National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan'sdeveiopmen^^^^^^^^

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА

Тимур Собирович Саттаров

Преподаватель кафедры «Педагогика и общая психология» Национального

Университета Узбекистана

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения методики преподавания психологии, технологии организации практических занятий, перспективы разработок методических указаний для обучающихся с целью освоения универсальных компетенций.

Ключевые слова: универсальные компетенции, традиционные методы, интерактивные методы, интегративный характер, технологии.

ANNOTATSIYA

Maqolada psixologiya o'qitish metodikasini aniqlashning dolzarb masalalari, amaliy mashg'ulotlarni tashkil etish texnologiyasi, umuminsoniy kompetensiyalarni o'zlashtirish uchun talabalar uchun uslubiy ko'rsatmalar ishlab chiqish istiqbollari ko'rib chiqiladi.

Kalit so'zlar: universal kompetensiyalar, an'anaviy usullar, interfaol usullar, integrativ xarakter, texnologiyalar.

ABSTRACT

The article deals with topical issues of determining the methods of teaching psychology, the technology of organizing practical classes, the prospects for the development of guidelines for students in order to master universal competencies.

Keywords: universal competencies, traditional methods, interactive methods, integrative nature, technologies.

При реализации целей высшего образования, выработанные государством на основании запросов времени и общества, методики преподавания общей психологии помогают отобрать содержание предмета, приводят это содержание в соответствие с познавательными возможностями обучающихся студентов, реализовывают задачу

May 6, 2023

300

National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development

познавательного интереса, определяют качество образования в процессе выявления результатов преподавания.

В педагогическом процессе такая учебная дисциплина как «общая психология» определяется как учебный предмет, содержание которого составляют основы психологических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для его прочного усвоения и позволяющие применять их в различных жизненных ситуациях.

Предусматривается не просто воспроизведение основ научного знания, а реализация специальной модели этого знания, учитывающей как базовое содержание психологии, так социальные и педагогические задачи, решаемые высшей школой.

Проблема преподавания общей психологии в неспециализированных факультетах вуза неоднократно поднималась и поднимается на страницах различных научных изданий, проводятся конференции, посвященные актуальным проблемам гуманитарного знания на неспециализированных факультетах [1].

Педагогическая деятельность является сложной, требующей постоянной кропотливой методической подготовки, разработки и тщательного формулирования основных идей и выводов, основательного обобщения и систематизации материала. Уровень профессионализма преподавателя высшей школы характеризуется его профессиональной компетентностью, рефлексией, стремлением к профессиональному и личностному росту, а также умением вовлечь обучающихся в совместную творческую деятельность, потребностью в сотрудничестве с коллегами [2, с. 201].

Автор предлагает свои способы, как наиболее эффективно адаптировать учебный материал под особенности преподавания общего курса общей психологии для обучающихся в том числе технических специальностей.

В последнее время преподаватели делают акцент на внедрение современных технологий обучения общей психологии, и, прежде всего, применение компьютерных информационных программ и технологий. Это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий [3]. Успех образовательного процесса заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на лекционных и

практических занятиях.

May 6, 2023

National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development

p

Важным остается личное общение преподавателя и обучающегося, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На такое взаимодействие влияет профессиональная подготовка педагога, его интеллект, развитая речь, внешний вид и многое другое.

Сегодня идея структурирования знаний приобрела новое значение, так как психологическое образование на современном этапе является по своей сути работой преподавателя и обучающегося с информацией. Знания, с появлением новых информационных технологий, изменились по объему, способам получения, обработки и предъявления.

В век Интернета процесс добывания информации, ее отбор и структурирование порой становится более важной целью, чем само знание. Благодаря доступности и распространенности само психологическое знание стало более «децентрализованным», более распыленным по разным источникам и не является целостным. Поэтому особую важность представляет не только собирание его в «монолит», но и структурирование как для лекционного, так и для практического занятия по общей психологии.

Говоря о проблеме преподавания общей психологии неспециализированных факультетах, необходимо учитывать разницу в мышлении, подходах к изучению объективной реальности у представителей гуманитарных и технических специальностей. Так, у обучающихся по техническим направлениям лучше развито дискретно-логическое мышление: им значительно проще мыслить в конкретных, логически выверенных, небольших по объему моделях. Это позволяет разглядеть и проанализировать в психолого-педагогическом процессе определенные частности.

Но вот обратное движение, да еще при отсутствии системности в образовательном процессе, становится практически невозможным. Такому студенту трудно соединить отдельное в единое целое, охватить значительную часть психологической реальности, понять ее динамику и цельность развития.

Необходимо сконцентрировать внимание студентов на выстраивании длительных логических цепочек, а не на отвлеченных фактах частного характера.

Необходимо нацеливать молодых людей на поиск закономерностей, сопоставление фактов и их анализ. Тем более что поиск закономерностей - это часть методологии любой науки и в этом смысле сближает

гуманитарное и техническое знание.

May 6, 2023

National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of

Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях.

Выбор методов обучения зависит не только от содержания обучения, но и от компонентов компетенций, которые необходимо освоить обучающимся. Логика практических занятий по общей психологии строится в соответствии с планируемыми результатами освоения универсальных компетенций (УК), а именно:

а) иметь общее представление о общей психологии;

б) владеть минимальной этимологией психологических терминов;

в) уметь видеть в развитии психологии как науки особенности, связанные с субъективными факторами, с социально-экономическим, политическим, идеологическим развитием страны;

г) владеть навыками выявления причинно-следственных связей в рамках психологического процесса, самостоятельно работать с источниками информации,

д) критически воспринимать разные точки зрения и формировать на основании полученных знаний собственную точку зрения.

Традиционные методы, используемые в образовании направлены на оценку преимущественно знаний обучающихся, на возможность воспроизводить учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты.

Интерактивные методы направлены на оценку готовности обучающихся решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков.

Кроме того, используемые нами оценочные средства отличаются проблемно-деятельностным, интегративным характером.

Таким образом, практические занятия по общей психологии включают в себя следующие типы занятий, позволяющие оценивать знания, умения и навыки обучающихся в конкретных блоках содержания изучаемого материала.

REFERENCES

1. Сотникова Е. В. Научная и педагогическая деятельность преподавателя вуза // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Роль университетов в формировании

May 6, 2023

303

National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development

p

информационного общества. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 2 ч. (Новосибирск, 29 января - 2 февраля 2018 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2018. Ч. 2. - С. 200-202.

2. Дубровская Е. С., Рожнева Е. М. Специфика игрового метода обучения взрослых в историческом дискурсе становления игровой деятельности как педагогического явления // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. XIV Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социогуманитарном дискурсе» : сб. материалов (Новосибирск, 23-27 апреля 2018 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2018. - С. 148-151.

3. Ахророва Зебунисо Бахромовна Алишер Навоии ижоди воситасида баркамол авлодни тарбиялаш // Современное образование (Узбекистан). 2019. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alisher-navoii-izhodi-vositasida-barkamol-avlodni-tarbiyalash (дата обращения: 11.05.2023).

4. Саттаров, Т. С. (2021). ОБЩЕНИЕ-КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Academic research in educational sciences, 2(NUU Conference 1), 387389.

5. Sobirovich, S. T. (2020, December). SYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF POLITICAL CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF YOUTH. In Archive of Conferences (Vol. 10, No. 1, pp. 106-109).

6. Хайдарова Хилола Рахимбердиевна, Нигора Набижоновна Шомуротова РАКАМЛИ МЕДИА ОРКДЛИ ОТА-ОНАЛАРНИНГ ВИРТУАЛ МАДАНИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ДОЛЗАРБ МАСАЛАЛАРИ // Academic research in educational sciences. 2023. №NUU Conference 2.

May 6, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.