National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of ^^bM^an's^evelopmen^^^^^^^^
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Хурлиман Алламуратова
Докторант Национального университета Узбекистана
АННОТАЦИЯ
Критическое мышление относится к способности людей самостоятельно мыслить и принимать правильные решения. В настоящее время развитие критического мышления у учащихся считается одной из задач учителей иностранных языков в связи с их высоким положением в классах иностранных языков. Существуют различные факторы, влияющие на навыки критического мышления изучающих язык. Среди этих факторов - используемые методы оценки.
Ключевые слова: мышление, интеллект, критическое мышление, технологии обучения мышлению
ANNOTATSIYA
Tanqidiy fikrlash deganda odamlarning mustaqil fikrlash va to'g'ri qaror qabul qilish qobiliyati tushuniladi. Hozirgi vaqtda o'quvchilarda tanqidiy fikrlashni rivojlantirish chet tili o'qituvchilarining chet tili darslarida tutgan o'rni yuqori bo'lganligi sababli ularning vazifalaridan biri hisoblanadi. Til o'rganuvchilarning tanqidiy fikrlash qobiliyatiga ta'sir qiluvchi turli omillar mavjud. Ushbu omillar orasida qo'llaniladigan baholash usullari mavjud.
Kalit so'zlar: fikrlash, aql, tanqidiy fikrlash, fikrlashni o'rgatish texnologiyalari
ABSTRACT
Critical thinking refers to the ability of people to think independently and make the right decisions. Currently, the development of critical thinking among students is considered one of the tasks of foreign language teachers due to their high position in foreign language classes. There are various factors that affect the critical thinking skills of language learners. Among these factors are the assessment methods used.
Keywords: thinking, intelligence, critical thinking, technologies for teaching thinking,
May 6, 2023
341
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of ^^bM^an's^evelopmen^^^^^^^^
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston
Критическое мышление было недавно введено и завоевало высокое положение в условиях преподавания иностранных языков (FLT), так что в настоящее время развитие критического мышления у учащихся считается одной из задач учителей иностранных языков. На навыки критического мышления учащихся может повлиять множество различных факторов. Типы оценки, используемые в классе, а также в конце курса, входят в число этих факторов. В этой статье утверждается, что, управляя способами оценки, учителя языка могут помочь учащимся развить навыки критического мышления. Множество различных определений было предложено для критического мышления различными педагогами, такими как Липман (1991); Норрис и Эннис (1989); и Сигел (1988). Однако между этими определениями нет большой разницы. Как утверждают Элдер и Пол (1994), критическое мышление относится к способности людей брать на себя ответственность за свое собственное мышление и разрабатывать соответствующие критерии и стандарты для анализа своего собственного мышления. Более того, в роли Майорана (1992) утверждает, что критическое мышление направлено на достижение понимания, оценку различных точек зрения и решение проблем.
Продвижение критического мышления в классах FLT имеет большое значение по нескольким причинам. Во-первых, если изучающие язык могут взять на себя ответственность за свое собственное мышление, они могут более успешно контролировать и оценивать свои собственные способы обучения. Во-вторых, критическое мышление расширяет учебный опыт учащихся и делает язык более значимым для них. В-третьих, критическое мышление имеет высокую степень корреляции с достижениями учащихся (Rafi, n.d.). Различные исследования подтвердили роль критического мышления в улучшении способности к письму ESL (Rafi, n.d.); владение языком (Liaw, 2007); и способность к устному общению (Kusaka & Robertson, n.d.). На самом деле, изучающие язык, которые развили навыки критического мышления, способны выполнять действия, на которые другие студенты могут быть не способны. В исследовании Mahyuddin et al (2004) подразумевается, что изучающие язык со способностью к критическому мышлению способны критически и творчески мыслить для достижения целей учебной программы; способный принимать решения и решать проблемы; способные использовать свои мыслительные навыки и понимать язык или его содержание; способен относиться к навыкам мышления как к обучению на
May 6, 2023
342
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston ^^^^^^^araqqiyotining^oydevor^
протяжении всей жизни; и, наконец, интеллектуально, физически, эмоционально и духовно хорошо сбалансирован.
Однако, несмотря на то, что среди теоретиков и педагогов мало споров о важности навыков мышления в развитии языка, в типичных школьных условиях изучение языка и навыки мышления часто рассматриваются как независимые процессы (Miraman & Tishman, 1988; Сухор, 1984). Другими словами, как утверждает Пика (2000), в традициях методики преподавания английского языка интеграция языковых и мыслительных навыков была периферийной. Утверждается (например, Kabilan, 2000), что даже коммуникативное обучение языку, которое подчеркивает использование языка в качестве средства общения, на самом деле не помогает учащимся овладеть изучаемым языком. Он предполагает, что для того, чтобы учащиеся владели языком, они должны уметь творчески и критически мыслить при использовании целевого языка. Таким образом, подразумевается, что даже коммуникативные подходы к обучению языку не развивают критическое мышление у учащихся. Учебная программа должна выходить за рамки лингвистических факторов для развития критического мышления у учащихся. Фактически, эффективность преподавания языка будет зависеть от того, чему учат, в дополнение к языку, который учащиеся могут рассматривать как целенаправленное и актуальное расширение своего кругозора (Widdowson, 1990).
Преподаватели языков относятся к числу практиков, которые могут сильно повлиять на тип обучения изучающих язык. Поэтому одна из их обязанностей - помочь учащимся развить способности к критическому мышлению. Может быть, даже больше, чем учителя L1, учителя L2 имеют причины знакомить своих учеников с аспектами критического мышления (Davidson, 1998). Как говорит Липман (2003), учителя несут ответственность за развитие критического мышления у учащихся, а не за помощь им переходить от одного уровня образования к другому. Ответственность учителей иностранных языков заключается в том, чтобы помочь своим ученикам приобрести навыки критического мышления во время изучения языка. Как утверждают Махьюддин и др. (2004), есть много возможностей для улучшения включения навыков мышления в наши учебные программы.
Практика оценивания в основном влияет на обучение, влияя на цели, которые учащиеся ставят перед собой при изучении иностранного языка. На самом деле, во многих
May 6, 2023
343
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqivotining povdevori
случаях способ оценки является определяющим фактором целей. Если в контексте преподавания языка оценка фокусируется на лингвистической компетенции. Учащиеся, овладение лингвистической компетенцией становится целью учащихся, в то время как в контексте, подчеркивающем коммуникативную компетенцию, учащиеся делают все возможное, чтобы стать коммуникативно компетентными в иностранном языке. Точно так же, если основное внимание при оценке уделяется интеграции языковых и мыслительных навыков, учащиеся делают все возможное для достижения этой цели. На самом деле, когда целью обучения является понимание процесса оценивания, Оценка, способствующая пониманию, должна информировать учащихся и учителей как о том, что учащиеся понимают в настоящее время, так и о том, как продолжить последующее преподавание и обучение.
Здесь представлен ряд предложений по развитию критического мышления у изучающих язык с помощью методов оценки:
1. Используйте текущую оценку, а не разовые экзамены в конце семестра. Во время одноразовых экзаменов требуют, чтобы тестируемый имел ограниченный объем знаний, в основном лингвистических, проводимую постоянную оценку выход во время курса дает преподавателю возможность проверить более широкий спектр знаний и навыков, включая навыки критического мышления
2. Используйте критериальное (CR) тестирование, а не нормированное (ЫЫЯ) тестирование. Тестирование ЫЫЯ поощряет учащиеся, чтобы попытаться быть лучше других, не думая о том, что они изучают и как они это используют. Кроме того, тестирование СЯ приветствует различия между учащимися и, следовательно, различия между Учащиеся приводят к тому, что учащиеся учатся друг у друга в дружеской неконкурентной атмосфере. В то время как Учащиеся становятся более кооперативными, чем конкуренты, они становятся более заинтересованными в понимании чем с результатами. Таким образом, они помогают друг другу в развитии навыков критического мышления.
3. Совместная разработка критериев оценки. Даже если у вас есть представление о том, какими должны быть критерии для конкретной успеваемости, попробуйте предложить учащимся разработать критерии самостоятельно, посмотрев на модели аналогичных результатов. Помогите студентам увидеть, как критерии соотносятся с целями
мероприятий.
May 6, 2023
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development
p
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqivotining povdevori
Предложенные здесь пункты являются лишь некоторыми из многих моментов, которые, если их принять во внимание, могут помочь изучающим язык критически мыслить. На самом деле, очень важно понимание учителями того, что оценка является ключевым фактором, определяющим то, что изучается на языковом уроке и как это изучается. В этом случае учителя могут выбрать наиболее подходящие способы оценки языка с учетом конкретного контекста их собственного класса.
Критическое мышление необходимо развивать среди изучающих язык из-за его важности в развитии эффективных изучение языка. Таким образом, развитие навыков критического мышления считается одной из задач преподавателей языка. Он может выполнять эту задачу различными способами, в том числе используя соответствующие способы оценки в качестве практики оценки обычно определяют цели обучения изучающих язык.
REFERENCES:
1.Fisher, A., Scriven, M. (1997). Critical thinking: Its definition and assessment.UK: Centre for Research in Critical Thinking. Edge Press.
2. Федоров А.В. Развитие медиа компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007.616c.
3. Moore, T. (2013). Critical thinking: seven definitions in search of a concept.
4. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С.97-
5. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 405c.C.
6. Белозёрова Н.Н. Парадоксы дискурса // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: мат. науч. конф. Тюмень, 2002.-79сС.27.
7. van Gelder, T. (2005). Teaching critical thinking: Some lessons from cognitive science.College teaching, 53(1), 41-48.
8. Hamrokulova, S. (2022). PEDAGOGICAL -PROGRAMM IMPLEMENTATION OF THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN HIGHER CLASS PUPILS OF SECONDARY SCHOOLS. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF EDUCATION AND COMPUTER SCIENCES (CAJECS), 1(4),
110.
13.
52-56.
May 6, 2023