National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of ^^bM^an's^evelopmen^^^^^^^^
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ, ДЕТЕЙ С
ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Ш. Ф. Сагатова
Преподаватель кафедры педагогики и общей психологии УзМУ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты оказания психологической помощи семьям детей с особенностями развития. Ниже анализируются основные теоретические подходы, используемые в работе с семьями детей с особенностями развития в зарубежных странах и в Узбекистане. Предложены принципы оказания психологической помощи семье и являющейся ее основным звеном психологической коррекции деятельности семьи: системность, принцип индивидуальности, деятельностный подход, иерархический и интегративный принцип
Ключевые слова: ребенок с отклонениями в развитии, дизонтогенез, методика, психокоррекция, психоконсультация, принципы, родители
ABSTRACT
The main theoretical and methodological aspects of providing psychological support to families of children with developmental disabilities are studied in this paper. The main theoretical approaches used in working with families of children with developmental disabilities in foreign countries and in Uzbekistan are analyzed below. The principles of providing psychological support for family and the psychological correction of the family activity such as systematicity, the principle of individuality, the active approach, the hierarchical and integrative principles are offered.
Keywords: child with developmental disabilities, dysontogenesis, methodology, psychocorrection, psychoconsultation, principles, parents.
ANNOTATSIYA
Maqolada rivojlanishida nuqsoni bo'lgan bolalarning oilalariga psixologik yordam ko'rsatishning asosiy nazariy-metodologik jihatlari o'rganilgan. Rivojlanishida nuqsoni bo'lgan
May 6, 2023
289
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development
Volume 4 j NUU Conference 3 j 2G23 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqiyotining poydevori
bolalarning oilalari bilan ishlashda xorijiy mamlakatlarda va O'zbekistonda foydalanilayotgan asosiy nazariy yondashuvlar quyida tahlil qilinadi. Oilaga psixologik yordam ko'rsatishning tamoyillari va uning asosiy bo'g'ini bo'lgan oila faoliyatini psixologik korreksiya qilish taklif etiladi: tizimlilik, individuallik tamoyili, faoliyatli yondashuv, iyerarxik va integrativ tamoyili.
Kalit so'zlar: rivolanishida nuqsoni bo'lgan bola, dizontogenez, metodologiya, psixokorreksiya, psixokonsultatsiya, tamoyillar, ota-ona.
В настоящее время близкий родственник ребенка с нарушением развития изучается психологами как клиент, проявляющий объективную или субъективную потребность в психологической помощи. Несмотря на то, что данная проблема имеет большое практическое значение, тот факт, что она остается вне центра внимания психологов-специалистов, свидетельствует об актуальности изучаемой темы. К недостаткам их работы можно отнести следующее: психолог ставит проблемы аномального ребенка в центр своей работы и избегает работы с семьей; он ограничивает свою деятельность психодиагностикой или консультацией; использование комплекса методов и приемов, не имеющих определенной теоретической основы; неприменение дифференциального подхода, предполагающего целостную систему семьи.
Вышеуказанные недостатки связаны с недостаточно разработанностью теоретико-методических основ психологического сопровождения семей имеющих аномального ребенка.
При оказании психологической поддержки семье ребенка с особыми потребностями деятельность психолога должна включать следующие направления: семейная психодиагностика, психоконсультация, психологическая поддержка, психологическое сопровождение и психологическая коррекция [1].
В зарубежной психологии можно выделить четыре основных направления оказания психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: психоаналитическое, поведенческое, когнитивное и системное.
Психоаналитическая концепция является теоретической основой ряд работ, направленных на объеденение понимания женских переживаний, связанных с травмой обнаружения тяжелых нарушений у ребенка и потерей долгожданного здорового ребенка,
May 6, 2023
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of
Uzbekistan'sdveomem^^^^^^^m
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston
оказание психотерапевтического воздействия на матерей с детьми с умственной отсталостью и аутизмом [3-4].
В поведенческом подходе можно выделить два аспекта, которые осуществляются с использованием традиционных методов поведенческой терапии: психотерапевтическое направление [2,5]; тренинг обучения навыкам [4-5].
В ряде исследований, проведенных согласно когнитивно-поведенческому подходу, видно, что близкие родственники детей с отклонениями в развитии обладают значительно высокой возможностью справляться со стрессом.
Целью системного подхода в психотерапии является выявление проблемы и перестройка неблагополучной структуры семьи таким образом, чтобы семья была относительно гибкой, а ее члены были готовы к взаимодействию друг с другом и обществом.
Опыт исследователей опирается на идеи культурно-исторической теории (Л.С. Выготский), концепции отношений (В.Н. Мясишев), личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), а также методов зарубежной психотерапевтической школы.
Ю.И.Левченко и В.В.Ткачева предложили систему помощи семьям с особыми потребностями, основной целью которой было активизировать гармонию в семейных и внесемейных отношениях, личностное развитие ребенка при различных формах дизонтогенеза у ребенка [3]. В работе И.И.Маймачук и И.И.Смирновой психокоррекция семей, воспитывающих детей с дизонтогенезом, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на личности ребенка и гармонию семейных отношений, а также решение актуальных психологических проблем, вызванных нарушением семейных отношений, представлен системный подход [4].
Анализ отечественной(местной) и зарубежной литературы по проблеме, а также наш собственный опыт позволил выделить следующие принципы оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, и являющуюся важной ее частью, психокоррекцию
Системный принцип. Тот факт, что в основе конкретных проблем семьи лежат личностные особенности членов семьи в системной форме, а также особенности сплоченности семьи, определяет необходимость системного подхода к психокоррекции.
Принцип индивидуализации. Главное требование этого принципа состоит в том, что специалист должен учитывать
May 6, 2023
291
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqiyotining poydevori
сложную медико-психологическую структуру психического дефекта; поэтому он должен с высокой точностью знать взаимодействие первичных и вторичных дефектов и факторов, их вызывающих.
Принцип активного подхода. При таком подходе, который исходит из идей Леонтьева и Рубинштейна, деятельность должна строиться как целостная, осознанная деятельность ребенка и взрослого, органично систематизирующая повседневные отношения [2,5].
Иерархический принцип. Согласно учению Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, если клиенту предъявляется опыт, находящийся за границей развития или далекий от нее, оказываемая психологическая помощь не будет полезной.
Интегративный принцип. Согласно анализу существующих зарубежных психотерапевтических подходов в проведении психокоррекционной работы с семьей ребенка с дизонтогенезом, хотя они и являются понятийным источником, предопределяющим категориальный аппарат, задачи и методы работы, но в конечном счете они дополняют друг друга, изучают различные аспекты и проблемы межличностных и внутриличностных отношений членов семьи.
Проблемные стороны ребенка с нарушением развития и его родственников могут быть проанализированы и склонны к влиянию только при столкновении семьи и общества. При разработке программ психологической поддержки и психокоррекции не достаточно опираться на какой-то определенный теоретический подход, а необходимо эффективно использовать методы и приемы разных направлений.
REFERENCES:
1. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
3. Ахророва Зебунисо Бахромовна Алишер Навоии ижоди воситасида баркамол авлодни тарбиялаш // Современное образование (Узбекистан). 2019. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alisher-navoii-izhodi-vositasida-barkamol-avlodni-tarbiyalash (дата обращения: 11.05.2023).
4. Хайдарова Хилола Рахимбердиевна, Нигора Набижоновна
Шомуротова РАКАМЛИ МЕДИА ОРКДЯИ ОТА-
May 6, 2023
National University of Uzbekistan Quality education — the foundation of Uzbekistan's development
P
Volume 4 | NUU Conference 3 | 2023 Sifatli ta'lim — O'zbekiston taraqqivotining povdevori
ОНАЛАРНИНГ ВИРТУАЛ МАДАНИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ДОЛЗАРБ МАСАЛАЛАРИ // Academic research in educational sciences. 2023. №NUU Conference 2.
5. Simpson D. Psychoanalytic perspectives on emotional problems facing parents of children with learning disabilities // Psychoanalytic Theory for Social Work Practice: Thinking Under Fire / ed. by M. Bower. London, New York: Routledge. 2005. P. 106-114.
6. Solnit A. J., Stark M. H. Mourning and the birth of a defective child // Psychoanalytic Study of the Child // New Haven. 1961. Vol. 16. P. 523-537.
7. Shoxsanam SAGATOVA. (2022). THE ORIGIN OF CHILDREN CEREBRAL PALCY AND ITS PSYCHOLOGICAL ASPECTS. European Scholar Journal, 3(4), 104-106.
8. Сагатова, Ш. Ф. (2021). ЭМОЦИОНАЛ ИНТЕЛЛЕКТ РИВОЖЛАНИШИНИНГ ШАРТ-ШАРОИТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 2(NUU Conference 1), 124-127.
May 6, 2023