Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим'

Актуальные вопросы подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дознание / следствие / деятельность / возмещение ущерба / организация / inquiry / investigation / activity / compensation for damage / organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилов Cергей Иванович

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с повышением эффективности возмещения ущерба потерпевшим, подразделений дознания и следствия, организация данной деятельности в указанных подразделениях, а также предлагаются меры по решению основных, наиболее важных проблем в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курилов Cергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Inquiry and Investigation Units the Ministry of Internal Affairs of Russia to Improve Efficiency Compensation for Damages to Victims

The article deals with problematic issues related to improving the effectiveness of compensation for victims, investigation and investigation units, the organization of this activity in these units, and also suggests measures to solve the main, most important problems in this direction.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим»

Актуальные вопросы подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим

КУРИЛОВ CЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ,

заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация,125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Topical Issues of Inquiry and Investigation Units the Ministry of Internal Affairs of Russia to Improve Efficiency Compensation for Damages to Victims

KURILOV SERGEY IVANOVICH,

Deputy Head of the Department of Management of Crime Investigation Bodies, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 343.1

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с повышением эффективности возмещения ущерба потерпевшим, подразделений дознания и следствия, организация данной деятельности в указанных подразделениях, а также предлагаются меры по решению основных, наиболее важных проблем в данном направлении.

Ключевые слова и словосочетания: дознание; следствие; деятельность; возмещение ущерба; организация.

Annotation. The article deals with problematic issues related to improving the effectiveness of compensation for victims, investigation and investigation units, the organization of this activity in these units, and also suggests measures to solve the main, most important problems in this direction.

Keywords and phrases: inquiry; investigation; activity; compensation for damage; organization.

Проблемные вопросы подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим сохраняют свою актуальность на протяжении длительного времени, поскольку для потерпевшего возмещение ущерба является одной из основных целей его обращения в правоохранительные органы с заявлением или сообщением о преступлении. Так, согласно статистическим данным за 2022 г. потерпевшим

от преступных посягательств причинен ущерб на сумму более 748,3 млрд рублей [2].

Реализация в ходе производства по делу неотъемлемого права потерпевшего на возмещение ущерба представляет собой один из показателей правосудия, по сути, важнейший. Именно по нему можно судить об эффективности деятельности всей правоохранительной системы [1, с. 43]. В этой связи рассматриваемая сфера деятельности по обе-

спечению возмещения ущерба является одним из приоритетных направлений в органах внутренних дел в целом и в частности в подразделениях дознания и следствия.

Указанная деятельность органов предварительного расследования, как и другие составляющие их деятельности, носит не только процессуальный, но и непроцессуальный характер. Тем не менее организация обеспечения возмещения ущерба регламентируется нормативными актами различной юридической силы и различных отраслей права, начиная от Конституции Российской Федерации и федеральных законов (УПК РФ), заканчивая ведомственными и межведомственными нормативными актами.

Так, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одной из задач в достижении целей обеспечения государственной и общественной безопасности является «предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение»1.

Одной из важных программ, в которой содержатся критерии оценки эффективности рассматриваемой деятельности органов внутренних дел, является государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»2 (далее — программа или государственная программа), согласно которой для подразделений следствия и дознания установлены целевые показатели увеличения доли возмещенного ущерба от фактически причиненного до 24,45 и 59,5 % к 2030 г. соответственно. Достижение данных показателей предлагается осуществить в том числе путем принятия своевременных, эффективных управленческих и процессуальных решений.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 СПС// КонсультантПлюс (дата обращения: 25.07.2023).

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2188.

Для достижения указанных показателей осуществляется ведомственный3 и отраслевой4 контроль, заключающийся в оценочных показателях деятельности для подразделений следствия и дознания по рассматриваемому направлению.

Следует отметить, что принятые следственными подразделениями меры методического и организационного характера позволили достичь планового значения показателя госпрограммы на 2022 г. (24,05 %), который составил 40,1 %. Однако подразделениями дознания, несмотря на принятые меры в вышеуказанном году, в целом по стране не достигнуто намеченного программой (47,1 %) значения индикатора, которое составило 45 %, что указывает на существенные недостатки в организации данного направления работы.

Недостигнутые положительные результаты по возмещению ущерба обусловлены в первую очередь неэффективным ведомственным процессуальным контролем руководителей и недостаточной инициативностью подчиненных сотрудников как на стадии доследственной проверки, так и в ходе предварительного расследования, а также ненадлежащей организацией совместной работы подразделений МВД России.

Указанная деятельность направлена на определение размера причиненного ущерба, поиск похищенного имущества, принятие мер по его возврату и процессуальной фиксации всех этих действий. В широком смысле слова в принятие мер по возмещению ущерба входит также совокупность действий по принятию, проверке и обеспечению гражданского иска.

Руководитель органа предварительного расследования должен контролировать деятельность подчиненных сотрудников по разъяснению прав потерпевшим на заявление гражданского иска. В случае отказа от заявления участниками подобных требований следует принимать от них заявления о том, что положения действующего законодательства им разъяснены и понятны, с указанием причин отказа в заявлении указанных требований.

Следует акцентировать внимание на том, что основной массив противоправных деяний, по которым ущерб не возмещен, составляют кражи, мошенничества, совершенные в первую

3 Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040.

4 Об оценке деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению дознания : распоряжение МВД России от 30 августа 2018 г. № 1/10035; Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России : распоряжение

МВД России от 19 июля 2021 г. № 1/8120.

очередь с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Одновременно по преступлениям экологической направленности специфика расчета причиненного вреда, основанного на установленных таксах и повышающих коэффициентах, значительно увеличивает сумму ущерба и не позволяет обеспечить его возмещение по делам рассматриваемой категории в ходе досудебного производства.

Так, крайне негативно повлиял на достижение запланированного значения обозначенного показателя государственной программы фактический ущерб по совершенному преступлению, предусмотренному ст. 262 УК РФ, в Республике Северная Осетия — Алания, который оценен в 20 млн рублей. Однако с учетом особенностей его расчета по методикам исчисления размера вреда по преступлениям экологической направленности он составил более 560 млн рублей. В результате рассматриваемый показатель по возмещению ущерба за 2022 г. в данном субъекте составил всего 0,694 %5.

Также сохраняется ряд иных объективных факторов, негативно влияющих на достижение запланированного значения указанного показателя программы. К ним можно отнести в том числе финансовую несостоятельность причинивших материальный ущерб лиц, отсутствие у них какого-либо имущества, денежных средств, постоянного источника дохода, сбыт ими похищенного имущества неустановленным лицам, а также длительный срок, прошедший с момента совершения преступления, что позволяет виновным лицам потратить незаконно добытые денежные средства.

Вместе с тем в 2022 г. сумма добровольно погашенного ущерба по уголовным делам, направленным следователями в суд с обвинительным заключением, снизилась на 35,3 % (с 22,1 млрд рублей до 14,3 млрд рублей). Удельный вес возмещенного указанным способом ущерба снизился с 14,9 % до 9,6 %, что негативно отразилось на результатах деятельности органов предварительного следствия по возмещению ущерба в целом (снижение с 52,2 % до 40,1 %). Данная тенденция обусловлена, как правило, объективными причинами, связанными с низким уровнем или отсутствием дохода у обвиняемых, их отказом признать свою вину и добровольно погасить ущерб, а также, несмотря на наличие положительных примеров работы, недостаточными усилиями следователей

5 О направлении обзора : письмо УОД МВД России от 15 февраля 2023 г. № 90/37.

по убеждению обвиняемых в необходимости возмещения ущерба.

Анализ статистической информации свидетельствует, что большая часть материального ущерба причиняется преступлениями экономической направленности (74,3 % от общей суммы ущерба по уголовным делам следственных подразделений регионального уровня). При этом в целом по России удалось обеспечить значительный уровень возмещения ущерба по уголовным делам данной категории (41,5 % при общем показателе следственных подразделений территориальных органов 42,4 %).

Возмещена практически половина ущерба (47,2 %), причиненного по уголовным делам о преступлениях прошлых лет (доля причиненного ущерба составляет 29,9 % от общей суммы ущерба по уголовным делам территориальных органов).

При этом являются недостаточными результаты работы следственных подразделений по возмещению ущерба, причиненного хищениями, совершенными с использованием информационно -телекоммуникационных техно -логий (27,6 %), составляющего 7,9 % от общей суммы причиненного преступлениями материального вреда.

Сохраняет актуальность проблема обеспечения возмещения ущерба по преступлениям, связанным с незаконной рубкой лесных насаждений и деятельностью финансовых пирамид, так как удельный вес возмещения ущерба суммарно составил всего 13,8 %.

Низкие результаты указанной деятельности в некоторой степени обусловлены особенностями нормативного регулирования и судебно-следственной практикой по уголовным делам об отдельных видах преступлений.

Так, в сфере долевого строительства рассматриваемая проблема обусловлена невозможностью фактического изъятия и возврата потер -певшим имущества в размере, сопоставимом с суммой вложенных в строительство многоквартирных домов денежных средств.

По уголовным делам о незаконной рубке лесных насаждений незначительное возмещение причиненного вреда связано с практикой его погашения за счет реализации изъятой с места происшествия незаконно заготовленной древесины по рыночной цене, существенно отличающейся от размера причиненного ущерба, рассчитанного по установленным таксам6.

6 О направлении информационно-аналитических материалов : письмо Следственного департамента МВД России от 1 июня 2023 г. № 17/1-18200.

В этой связи необходимо обратить повышенное внимание не только на установление имущества, подлежащего аресту, но и на тщательную подготовку обосновывающих материалов, представляемых в суд с ходатайством о наложении ареста на имущество, в том числе принадлежащее лицам, не являющимся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия в соответствии с ч. 3 ст. 115 УПК РФ.

Особое значение это приобретает при расследовании уголовных дел о незаконной рубке лесных насаждений. Как свидетельствует судебная практика, в большинстве случаев судами зачастую отказывается в наложении ареста на технику, используемую для рубки и вывоза древесины, в связи с отсутствием доказательств причастности владельца имущества к преступной деятельности. С учетом этого руководителям подразделений следствия и дознания необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с оперативными подразделениями в целях проведения до возбуждения уголовного дела тщательной проверки оперативным путем версии об осведомленности лиц, предоставивших технику, о преступных намерениях арендаторов с надлежащим документированием указанного обстоятельства и последующим наложением ареста на имущество.

В этой связи в целях повышения эффективности возмещения потерпевшим причиненного материального ущерба и совершенствования работы по данному направлению деятельности руководителям следственных органов и подразделений дознания необходимо в полной мере реализовывать свои процессуальные и иные полномочия, принимать необходимые меры организационного и методического характера по обеспечению возмещения ущерба следователями и дознавателями. Осуществлять контроль при направлении и исполнении поручений следователя (дознавателя) в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ в части проведения конкретных мероприятий, так как зачастую некоторые руководители формально относятся к проблеме, связанной с неисполнением поручений: не всегда проводится анализ проблемных вопросов, с учетом которого должны вырабатываться решения, запланированные мероприятия нередко не выходят за рамки повседневной деятельности руководителей. Перечисленные недостатки существенно снижают эффективность выполнения поручений.

Также при изучении материалов дослед-ственных проверок следователями часто не обращается должного внимания на принятые органом дознания меры по установлению

похищенного имущества и объектов, на которые может быть наложен арест, не даются указания о проведении дополнительной проверки для установления данных обстоятельств.

При этом представляемые материалы оперативно-розыскной деятельности зачастую не содержат информации о мероприятиях по возмещению ущерба. Остаются без внимания вопросы проведения с целью обнаружения похищенного оперативной работы в отношении родственников и ближнего окружения обвиняемых (подозреваемых), на которых имущество могло быть переоформлено. Не всегда соответствуют предъявляемым требованиям полнота, качество и своевременность исполнения поручений следователей.

Системная работа по проверке мест сбыта похищенного имущества не организована. Совместный анализ результатов работы в данном направлении в территориальных органах не проводится.

Также одним из актуальных вопросов следует считать проблему розыска похищенного имущества, которое было легализовано и направлено за границу в «безопасное убежище» в существующих за рубежом мировых финансовых центрах. В связи с проведением специальной военной операции на Украине правоохранительные органы Российской Федерации стали намного чаще испытывать трудности в организации взаимодействия с правоохранительными органами недружественных иностранных государств по исполнению поручений по уголовным делам. До настоящего времени данная проблема остается нерешенной, однако в качестве решения данной проблемы предлагается рассмотреть возможность исполнения вышеуказанных поручений через министерства внутренних дел дружественных иностранных государств, а именно направление международных поручений в уполномоченный орган дружественного государства для дальнейшего направления данного поручения в иностранное государство, которое является конечным адресатом.

Подводя итог по рассмотренному направлению деятельности и резюмируя изложенное, в целях решения указанных актуальных вопросов подразделений дознания и следствия МВД России по повышению эффективности возмещения ущерба потерпевшим можно предложить следующее:

— с учетом ограниченных возможностей органов предварительного расследования по восстановлению прав, нарушенных в связи с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации и их невозвраще-

нием, отсутствия возможности изъятия в натуральном виде цифровых активов и денежных средств, находящихся на банковских счетах, использовать алгоритм, отраженный в правовых актах7, подготовленных с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного департамента МВД России и иных заинтересованных ведомств;

— в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 104.1 УК РФ (ч. 1 п. «д»)8, необходимо нарабатывать практику конфискации транспортного средства, принадлежащего обвиняемому9;

— разработать и ввести в действие во всех субъектах Российской Федерации информационную подсистему по эксплуатации программного модуля «Возмещение ущерба» в составе «ИБД-Р» информационного центра, что позволит при наличии полноты и достоверности внесения в нее сведений производить мониторинг и анализ информации, также с помощью модуля в ежедневном режиме сотрудники ГСУ (СУ) смогут получать оперативную информацию, в том числе о фактах возбуждения уголовных дел, ущерб по которым составил более 250 тыс. рублей, проведенных обысках и их результативности. С учетом полученной информации сотрудники ГСУ (СУ) смогут устанавливать контроль за полнотой и своевременностью принимаемых мер по возмещению ущерба с ежемесячным изучением уголовных дел и выработкой дополнительных мер, оказывать методическую и практическую помощь;

— внести изменения в оценочную систему деятельности оперативных подразделений — со-

7 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по возвращению из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, МИД России, Минюста России, ФСБ России, Росфинмониторинга, ФТС России, ФНС России, ФССП России, Росимущества, Банка России, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 28 февраля 2023 г. № 133/25/107/3575/33/100/45/144/ЕД-7-18/137/106/40/ ОД-326/22/1/2802.

8 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 25.07.2023).

9 По преступлениям, предусмотренным ст. 264.1, 264.2, 264.3

УК РФ.

ответствующий показатель, отражающий результаты работы по розыску и отысканию похищенного имущества и имущества, на которое может быть наложен арест в целях обеспечения возмещения вреда, так как, например, в определенной мере положительное влияние на эффективность работы в данном направлении оказало включение с 1 июля 2021 г. в показатели ведомственной статистической оценки результатов деятельности органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040, показателя возмещения ущерба10, что повысило заинтересованность руководителей территориальных органов внутренних дел в надлежащей организации работы по обеспечению возмещения ущерба (до включения указанного индикатора значение показателя по государственной программе составляло ниже 40 %: в 2018 г. - 27,9 %, 2019 г. - 13,1 %, 2020 г. — 36,8 %, после включения в 2021 г. — 52,1 %, в 2022 г. — 40,1 %).

— внести изменения в государственную программу путем включения в показатель, определяющий эффективность работы следователей и дознавателей по возмещению ущерба, причиненного преступными действиями, наряду с возмещенным ущербом, показатель стоимости имущества, на которое наложен арест.

Таким образом, реализация вышеуказанных предложений в практической деятельности, а также постоянный контроль со стороны руководящего состава следствия и дознания, исключающий формальные подходы, будут способствовать достижению положительной динамики в рассмотренном направлении деятельности и, соответственно, достижению плановых значений показателя возмещения ущерба, предусмотренных государственной программой.

10 Сумма удельного веса числа уголовных дел, по которым причиненный ущерб возмещен полностью, от общего количества уголовных дел, по которым имеется материальный ущерб, и процента возмещения ущерба (по уголовным делам, оконченным расследованием органами внутренних дел).

Список литературы:

1. Киселев А. А. Защита права потерпевшего на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением // Криминалистъ. 2013. № 1 (12).

2. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года :

сборник ФКУ «ГИАЦ МВД России» // Министерство внутренних дел Российской Федерации : сайт. URL: Шр8://мвд.рф/ reports/item/35396677/ (дата обращения: 20.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.