Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2016
Е.Е. СМИРНОВА кандидат экономических наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В статье рассматривается текущая ситуация, а также основные проблемы, сложившиеся в высшем образовании по подготовке специалистов для налоговой сферы, как для государственных, так и для коммерческих структур. Решение проблем предлагается автором осуществить путем активизации работы образовательных организаций по следующим направлениям: предоставление образовательных услуг высокого качества, совершенствование образовательного стандарта с учетом изменений в области законодательства, повышение качества обучения путем совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплины, усиление практической направленности дисциплин.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, бакалавры, экономика, работодатели, дисциплины, компетенции.
1БЬ: А22, Н25.
Подготовка специалистов в сфере налогообложения является важной частью подготовки экономистов во всех ведущих ВУЗах Российской Федерации. Они востребованы как в государственном секторе экономики (особенно в налоговых органах России), так и в коммерческом секторе - в аудиторских компаниях, в финансовых и бухгалтерских службах любой организации. Также следует отметить растущую потребность в налоговых консультантах, которые хотя и готовятся в структурах дополнительного образования, но изучают, пусть и более детально, те же вопросы налогообложения и налогового администрирования.
Подготовка специалистов в сфере налогообложения имеет свои особенности, отличающие ее от подготовки экономистов прочей специализации. Эти особенности в подготовке связаны с высокими требованиями к выпускникам по данной специальности. Для эффективной работы они должны: 1) знать и уметь взаимоувязывать положения налогового законодательства, арбитражной практики и экспертных заключений при решении практических задач; 2) уметь оценивать налоговые последствия до совершения хозяйственных операций с уче-
Вестник ИЭ РАН. №5. 2016 С. 122-127
том возможных налоговых рисков; 3) уметь проводить анализ положений учетной политики в целях налогообложения любого предприятия и выявлять альтернативные способы налогового учета в рамках допустимых методов налогового планирования.
В настоящее время все большее внимание в системе высшего образования уделяется «обратной» связи с работодателями, ожиданиям которых должны соответствовать выпускники ВУЗов. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» работодатели и их объединения являются участниками отношений в сфере образования, они вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1, с. 80].
Представители работодателей как органов государственной власти, так и коммерческих структур, заинтересованы в повышении уровня образования своих потенциальных работников, поэтому они стараются активно принимать участие в образовательном процессе, систематизируют проблемы, выявленные при принятии на работу выпускников-бакалавров, и стараются довести их до образовательных заведений. Работодатели обращают внимание на следующие основные проблемы выпускников:
- неумение связать между собой знания по бухгалтерскому учету, налоговому учету, анализу финансовой отчетности и праву. Это объясняется, в первую очередь, некоторой «оторванностью» знаний, получаемых при изучении различных дисциплин. Например, студенты не всегда могут выделить различия между бухгалтерским учетом и налоговым учетом расходов организации, затрудняются обосновать расхождения в выручке по данным налоговых деклараций и бухгалтерского отчета о финансовых результатах;
- отсутствие четкой аргументации в отстаивании своей точки зрения. Учитывая то, что налоговые органы руководствуются при принятии решений по результатам налоговых проверок сложившейся арбитражной практикой, студентам следует более активно использовать справочные правовые системы для поиска постановлений арбитражных судов по налоговым спорам.
Нельзя не отметить проблемы реализации общекультурных компетенций в рамках освоения налоговых дисциплин:
- недостаточное знание информационных технологий. Речь идет в первую очередь о недостаточно активном изучении информационных систем и автоматизированных систем контроля, используемых в работе налоговых органов;
- неумение «говорить и писать». Подготовка рефератов и курсовых работ теоретически направлена на решение вышеозначенной
проблемы, однако в настоящее время ряд студентов позволяют себе использовать неправомерные заимствования, не развивая собственные аналитические способности. Использование в ВУЗах системы «Антиплагиат» и обязательная проверка преподавателем сданных студентами материалов, позволяет стимулировать самостоятельную подготовку студентами своих работ. Важную роль в этом процессе играет и помощь преподавателя, которая должна осуществляться в рамках проведения индивидуальных консультаций;
- «рамочное мышление». Студенты должны понимать, что в сфере налогообложения достаточно редко встречаются хрестоматийные практические ситуации, рассмотреть решение которых достаточно только с использованием Налогового кодекса. Поэтому очень важно уметь оценивать неоднозначность норм Налогового кодекса РФ, выявлять дискуссионные положения, реализация которых требует всестороннего анализа (в том числе с учетом писем Минфина России, ФНС России, а также разъяснений экспертов);
- неактуальные знания. Постоянная корректировка НК РФ требует отслеживания введения новых положений и отмены действующих ограничений. Как следствие этого, неотъемлемой чертой в подготовке специалистов в области налогообложения является мониторинг налогового законодательства. При этом студент должен понимать последствия вводимых изменений и для налогоплательщика, и для налогового органа.
Одним из важнейших инструментов решения указанных выше проблем в обучении студентов и повышения эффективности подготовки специалистов является создание методических материалов, позволяющих наиболее полно сформировать компетенции учащихся. При этом подготовка студентов по налоговым дисциплинам предполагает определенный комплекс мероприятий, который направлен на качественное усвоение учебного материала и обеспечивает не только аудиторную, но и самостоятельную работу студентов. Реализация поставленных задач находит отражение в изучении дисциплины «Организация и методика проведения налоговых проверок», которая более десяти лет преподается в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации для студентов, обучающихся на факультете «Налоги и налогообложение».
Для обеспечения практической ориентированности образовательной подготовки следует усилить работу со студентами и по следующим направлениям:
- ознакомление с автоматизированными системами контроля, применяемыми в налоговых органах, и выделение возможностей их использования в деятельности налоговых органов;
- моделирование мероприятий предпроверочного анализа на примере конкретных ситуаций;
- самостоятельная работа по оформлению документов, используемых при осуществлении налогового контроля.
Одним из направлений развития системы подготовки специалистов в сфере налогообложения является использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения. Для европейской системы профессионального образования характерна гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых «кредитов», неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.) [2, с. 64]. Вместе с тем традиционными формами, например, американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков, тесная интеграция с общественными профессиональными организациями.
В рамках эффективного взаимодействия ВУЗов с работодателями, позволяющего повысить качество подготовки специалистов в области налогообложения, представляется целесообразным решение следующих задач:
- предоставление образовательных услуг высокого качества. При этом важна не только оценка получаемых знаний самими студентами, которые не всегда способы оценить уровень преподавания, но и оценка работодателями - представителями налоговых органов и коммерческих структур выпускников различных образовательных организаций с выделением наиболее конкурентоспособных программ и дисциплин;
- совершенствование образовательного стандарта с учетом изменений в области законодательства. И здесь важна оценка научным сообществом рабочих программ дисциплин с обязательным привлечением в качестве рецензентов представителей работодателей. При этом надо отдавать себе отчет, что подготовка осуществляется не только в интересах конкретной организации, но и в интересах отдельной отрасли и государства в целом;
- повышение качества обучения путем совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплины. Опыт показывает, что эффективность обучения, конечно, возрастает при активном участии студента в учебном процессе, в том числе при подготовке докладов, эссе, в деловых играх [3, с. 64]. Однако повышается роль и самостоятельной работы, самостоятельного освоения определенной части учебного материала, к чему не все студенты готовы в настоящее время. Нельзя не отметить важность развития системы профессиональной ориентации школьников, мероприятия в рамках которой позволят сформировать понимание необходимости серьезного подхода к обучению по выбранному направлению;
- усиление практической направленности дисциплин, успешное изучение которых позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Решением данной задачи может являться приглашение специалистов-практиков для освещения наиболее проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности государственных служащих и работников коммерческих организаций. Также важна периодичность стажировки преподавателей в коммерческих организациях и налоговых органах, что позволит удачно реализовать совмещение четкой методики преподавания с использованием новейших практических достижений в целях повышения качества образования;
- поддержка тесной связи с выпускниками, отслеживание их карьерных достижений и выделение основных направлений совершенствования преподавания тех дисциплин, которые позволяют реализовать их потенциал. Так, опросы показывают, что выпускники отмечают целесообразность углубленной подготовки по налоговым дисциплинам на основе выполнения различных домашних заданий;
- разработка программ послевузовской подготовки, позволяющих развить и углубить компетенции, наиболее важные в практической деятельности;
- стимулирование научной работы студентов-бакалавров, в том числе помощь в подготовке научных статей и докладов, а также привлечение к участию в конференциях по актуальным экономическим вопросам. И здесь положительным опытом является непрерывная работа со студентом, начиная с руководства курсовой работой по налогообложению, затем - выпускной квалификационной работой, магистерской диссертацией и в дальнейшем - диссертацией на соискание ученой степени кандидата экономических наук [3, с. 74].
Развитие системы подготовки специалистов в сфере налогообложения неразрывно связано с совершенствованием законодательства о налогах и сборах, с одной стороны, и с актуализацией рабочих учебных программ, - с другой.
Как нам представляется, крайне важно, чтобы образовательные организаций осуществляли свою деятельность в постоянной взаимосвязи с представителями работодателей и с научным сообществом, а также подготавливали и выпускали все необходимые методические материалы с учетом постоянно меняющихся требований.
Литература
1. Смирнова Е.Е. Актуальные вопросы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации / Под общ. ред. А.И. Вос-трецова // Новое в науке: современные проблемы и тенденции: мате-
риалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2015. С. 79-85. 2. Смирнова Е.Е. Особенности преподавания финансовых дисциплин в свете Болонского процесса // Налоги и налогообложение. 2007. № 6.
3. 3. Смирнова Е.Е. Проблемы и перспективы развития послевузовского образования // Налоги и налогообложение. 2009. № 5. С. 73-75.
E.E. SMIRNOVA
PhD in economics, docent of the Department for tax policy and customs and tariff regulation of the Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
TOPICAL ISSUES OF TAXATION SPECIALISTS TRAINING
The paper reviews the current situation and the main issues which developed in the higher education on training of specialists for the tax sphere both for state, and for commercial structures. The problem resolution is offered by the author to carry out works of the educational organizations for the following directions by activation: provision of high-quality educational services, enhancement of the educational standard taking into account changes in area of the legislation, improvement of quality of training by enhancement of educational and methodical ensuring discipline, strengthening of a practical orientation of disciplines.
Keywords: taxes, taxation, bachelors, economy, employers, disciplines, competences. JEL: А22,
С. 63-64.