Научная статья на тему 'О подходе к повышению качества подготовки кадров в интересах конечных потребителей - работодателей'

О подходе к повышению качества подготовки кадров в интересах конечных потребителей - работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОПОРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / EDUCATION / EMPLOYER / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / REGIONAL SUPPORT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкевич Р.А.

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров для регионального рынка труда. Описывается проводимое исследование, обосновывается подход к подготовке кадров путем интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и «конкретных» работодателей. Перечислены принципы оценки качества подготовки с учетом требований потенциальных работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашкевич Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING IN THE END CONSUMERS - EMPLOYERS

The article presents the aspects of training at the regional labor market. The article describes the research. The article explains the approach to learning through the integration of the requirements of the federal state educational standards, professional standards and "concrete" employers. This article describes the principles for assessing the quality of training in accordance with the requirements of potential employers.

Текст научной работы на тему «О подходе к повышению качества подготовки кадров в интересах конечных потребителей - работодателей»

УДК 331.108.4

О ПОДХОДЕ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Р.А. Дашкевич

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров для регионального рынка труда. Описывается проводимое исследование, обосновывается подход к подготовке кадров путем интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и «конкретных» работодателей. Перечислены принципы оценки качества подготовки с учетом требований потенциальных работодателей.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, образование, работодатель, профессиональные стандарты, федеральный государственный образовательный стандарт, опорный региональный университет

На сегодняшний момент продолжается трансформация российской системы образования, обусловленная интеграцией в общемировое пространство. В то же время во многих образовательных учреждениях Российской Федерации имеет распространение фундаментальное образование, что влечет за собой неудовлетворенность работодателей уровнем практической подготовки выпускников высшей школы. Для повышения уровня подготовки кадров необходимо обеспечение взаимосвязи технических знаний, профессиональной компетентности и опыта на стадии обучения, которые по нашему мнению, должны основываться на укреплении взаимодействия высшего учебного заведения с рынком труда.

Процесс подготовки специалиста можно рассматривать как комплекс «воздействий» активных и пассивных субъектов образовательного процесса на объект - обучающегося. При получении фундаментального образования, основанного на классическом подходе подготовки, активными субъектами образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав и руководство высшего учебного заведения, научные кадры, непосредственно взаимодействующие с обучающимися, а работодатели в данном случае являются потребителями конечного результата [3]. Однако в случае укрепления взаимодействия высшего учебного заведения с рынком труда работодатель перестает быть пассивным получателем результата, его предпочтения становятся элементом системы подготовки кадров. Коллективное управление инновационным образовательным процессом на основе постоянного взаимодействия с работодателями, совместной разработки, апробации и внедрении механизмов качественной профессиональной подготовки выпускников объединяет идеологию как «систему взглядов на то, что нужно изменить в содержании и методике подготовки студентов» и технологию, которая призвана обеспечить развитие образовательного учреждения в нужном направлении.

Для оказания непосредственного влияния на качество подготовки будущего специалиста инновационная система подготовки кадров должна быть основана на участии предприятий и организаций регионального уровня в определении содержания и качества основой образовательной программы.[1] Существующая бально-рейтинговая система оценки качества образования в основном ориентирована на определение степени соответствия уровня подготовки выпускника требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программе, в общем случае отличающимся от требований работодателей. Невозможность оперативного учета в федеральных государственных образовательных стандартах и основных образовательных программах динамично меняющихся требований работодателей приводит к необходимости создания комплексной системы оценки качества образования.

На основании Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 под качеством образовании понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Таким образом, законодатель выделяет две составляющие оценки качества образования: оценка образовательной деятельности и оценка качества подготовки обучающихся.

Под оценкой образовательной деятельности понимается характеристика образовательной деятельности, отражающая соответствующие процессы и ресурсы реализации образовательных программ.

Под качеством подготовки обучающихся в рамках данного исследования понимается отображенная в результатах система характеристик и параметров, согласующихся с нормами, закрепленными в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональных стандартах, удовлетворяющих требования работодателей и выпускников как конечных потребителей услуг.

В свою очередь главное, что отличает выпускников друг от друга - это их конкурентоспособность, то есть востребованность на рынке труда при постоянно меняющихся условиях. Как было отмечено ранее, низкая конкурентоспособность обусловлена несоответствием результатов образования и требований работодателей. Основными причинами низкой конкурентоспособности выпускников являются: несоответствие производственных технологий и учебной базы, расхождение в требованиях к качеству подготовки выпускников у образовательных учреждений и работодателей.

На сегодняшний момент во многих субъектах РФ система образования отстает от предъявляемых к ней требований, по нашему мнению, в силу следующих причин: недостаточная ориентация профессионального образования на запросы регионального рынка труда, вследствие отсутствия возможности дуального образования, большого процента миграции, неразвитости непрерывного профессионального образования, а также отсутствия связи образования, науки и производства.

Количество профессиональных стандартов в последние годы растет в геометрической прогрессии, а требования работодателей в свою очередь все больше конкретизируются. Таким образом, существует министерство образования с федеральными государственными образовательными стандартами, министерство по труду и социальной защиты с профессиональными стандартами, работодатель с конкретными требованиями к претенденту на работу, и образовательная организация высшего образования, формирующая основную образовательную программу, которая должна учитывать мнения всех.

Основной целью данного исследования является разработка комплексной оценки качества подготовки обучающихся

Экономика

279

с учетом требований работодателей и профессиональных стандартов.[2]

Формирование основной образовательной программы с учетом требований рынка труда возможно на основе своевременного выявления изменений в технологии производства и организации труда, изучении требования работодателей, определении необходимых дополнительных компетенций. Для построения и структурирования основной образовательной программы на основе набора профессиональных функций, выработанных работодателями необходимо создание механизма взаимодействия с работодателями. Во-первых, необходимо разработать механизм взаимодействия и интеграции требований работодателей в основную образовательную программу, и во-вторых, описать технологию и алгоритм разработки содержания ООП в соответствии с требованиями работодателей.[3]

Учет региональных требований к профессиональным компетенциям должен включать следующие действия:

- изучение федерального государственного образовательного стандарта, в части общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- мониторинг рынка труда для выделения субъектов хозяйствования для трудоустройства выпускников;

- изучение профессиональных стандартов;

- анкетирование работодателя для выявления требуемых компетенций;

- анализ требований работодателей, состыковка их с перечисленными компетенциями федерального государственного образовательного стандарта и трудовыми функциями, перечисленными в профессиональных стандартах;

- формирование основной образовательной программы для обучения;

- согласование основной образовательной программы с работодателями.

При анализе требований работодателей возможны несколько вариантов включения их требований в основную образовательную программу:

- увеличение объема учебной нагрузки на освоение компетенции, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте (включение тем лекционных, практических и лабораторных работ, согласованных с конкретными работодателями);

- определение новых компетенций и видов деятельности, предложенных работодателями на основе предложенных ими требований (введение в основную образовательную программу новых дисциплин и междисциплинарных курсов).

Для осуществления всех вышеперечисленных действий будет необходимо: сформировать инструментарий для сбора требований работодателей региона к результату образования, позволяющий определять состав компетенций, востребованных на региональном рынке труда.

В июне 2015 года Министр образования и науки Д.В. Ливанов сообщил о вступлении системы высшего образования во вторую ступень реформирования, направленную на формирования региональных опорных образовательных организаций, которые должны стать центрами инноваций и системообразующим звеном региональной инфраструктуры. Таким образом, вопросы инновационной подготовки на основании требований работодателей региона становится еще более актуальными.

Основными потребителями практического применения настоящего исследования являются: региональная система образования (государственные и негосударственные организации образования, региональные органы управления образованием, региональные опорные университеты); корпоративные системы непрерывного профессионального образования обучения региона; работодатели (организации, предприятии, выступающие по отношению образовательным организациям заказчиком обучения персонала и «покупателем» их основного «продукта).

В ходе развития данного исследования:

- разрабатывается комплексная модель оценки качества подготовки обучающегося, включающая в себя существующую систему оценки качества освоения обучающимся основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и соответствующих профессиональных стандартов, а также систему оценки соответствия компетенций, полученных обучающимся в ходе обучения, требованиям работодателя, предъявляемым при приеме на работу на должности, соответствующие направлению подготовки[4];

- описываются механизмы построения и организации функционирования нового информационного сервиса регионального уровня, обеспечивающего организацию взаимодействия «обучающийся-образовательная организация высшего образования», который обеспечит следующие функции:

- получение единой количественной характеристика качества получаемого (полученного) образования;

- получение рекомендаций (список должностей) по устройству на работу в соответствии с количественной характеристикой качества образования по направлению подготовки;

- получение доступа к перечню навыков, соответствующих требованиям работодателей по видам деятельности, свойственным направлению подготовки.

- формируются базы навыков, требуемых в данной сфере деятельности;

- формируются перечни вакансий с возможностью составления требований к кандидату на основе существующей базы навыков;

- получение базы кандидатов на замещаемые должности с указанием единой количественной характеристики и возможностью ее детализации до уровня конкретных навыков;

- получение единой комплексной оценки качества подготовки обучающихся в образовательной организации высшего образования;

- получение информации о потребностях регионального рынка труда;

- построение тренда потребности региона в специалистах на основе данных органов занятости населения[4].

The article presents the aspects of training at the regional labor market. The article describes the research. The article explains the approach to leaming through the integration of the requirements of the federal state educational standards, professional standards and "concrete" employers. This article describes the principles for assessing the quality of training in accordance with the requirements of potential employers. Keywords: educational organization of higher education, education, employer, professional standard, federal state educational standard, regional support university

Список литературы

1. Дашкевич Р.А., Фролова В.А. Проблемы подготовки инженерно-технических кадров для региона и пути их решения. Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Выпуск 4, часть 1, 2014г, с. 385-391

2. Дашкевич Р.А. ,Фролова В.А. Модель инновационной подготовки кадров // Материалы международной научно-практической конференции: «Экономика и управление: теория и практика», г. Нюрнберг, Германия 26 сентября 2014 г., с. 127-129

3. Дашкевич Р.А., Артемова Е.В., Фролова В.А. Инновационная модель развития системы подготовки высококвалифицированных кадров // Материалы V международной научно-практической конференции «Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права». - Саратов: «Эль-принт», 5 апреля 2014. - часть 1., с. 24-31

4. Шеметова Е.В., Фролов А.И., Артемов А.В, Артемова Е.В., Фролова В.А. О формировании системы инновационной подготовки инженерно-технических кадров // Материалы VI-й Международной научно-технической конференции «Информационные технологии в науке, образовании и производстве» - Орел: Госуниверситет, 2014. Режим доступа: www.irsit.ru/article455.

Об авторе

Дашкевич Р.А. - соискатель кафедры информационных систем Приокского государственного университета,

zikunova@mail.ru

УДК 657.26

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

О.В. Дедова, Л.В. Ермакова, Э.С. Шварц

В статье охарактеризована методика проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам при применении специальных налоговых режимов.

Ключевые слова: аудиторская проверка, специальные налоговые режимы, бухгалтерский учет.

Особенность выполнения налоговых обязательств организациями малого и среднего бизнеса сводится к возможности применения разных режимов налогообложения. Согласно статьи 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации [1] устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Совокупность этих налогов и сборов принято считать общим режимом налогообложения.

В то же время наряду с общим режимом налогообложения существуют особые налоговые режимы, применение которых освобождает организации от уплаты некоторых отдельных налогов.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ [1] специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексам РФ [1] и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом элементы налогообложения и налоговые льготы определяются так, как требует Налоговый кодекс РФ [1], а другие особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

Таким образом, специальный режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например, законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и т.п.

Налоги устанавливаются в одностороннем порядке государством, которое вменяет в обязанность своим юридическим и физическим лицам их уплату. Это не исключает предоставление налоговых преференций отдельным категориям плательщиков с учетом их финансового состояния и значимости хозяйственной деятельности для всего общества.

Установленные в одностороннем порядке и взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный механизм принуждения оказывает давление на налогоплательщиков, с тем, чтобы обязать их внести налоги в доход государства. В то же время необходимо помнить, что налог не является наказанием налогоплательщика, поскольку обязанность уплаты налога не обусловлена его неправомерным поведением. Как правило, налогоплательщики своевременно и добровольно вносят причитающиеся суммы налогов, так как осознают неизбежность превращения потенциального принуждения в реальность.

Важным аспектом совершенствования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства как участника налоговых отношений является развитие правового регулирования налогового механизма для стимулирования их бизнеса, а также предотвращение ситуации, когда отдельные его элементы могут сдерживать деловую активность и инициативу анализируемых организаций.

Попытки повысить привлекательность ведения различного форм бизнеса - от индивидуального, малого до среднего и крупного - выливаются в достаточно интересные формы организации контроля деятельности хозяйствующих субъектов, предполагающих, с одной стороны, уменьшение количества проверок, с другой - обеспечивающих поступление законодательно установленных платежей в полном объеме.

Выражением обозначенной практики со стороны государства является разработка и введение в действие форм независимого аудиторского контроля, который, вроде как без участия госструктур, выражает мнение о правильности формирования учетной информации, являющейся как раз той самой базой для исчисления налогов и сборов [2].

Целью аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам является установление правильности расчета налоговой базы, законности применения налоговых ставок, полноты исчисления налогов и своевременности перечисления их в бюджет.

В процессе аудита расчетов с бюджетом при применении специальных налоговых режимов аудиторам необходимо решить следующие задачи:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.