Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в подготовке специалистов по налогообложению'

Интеграционные процессы в подготовке специалистов по налогообложению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Л. И.

28-30 марта 2006 года в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялась ежегодная научно-методическая конференции, проводимая Учебно-методическим объединением по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». В центре внимания конференции были интеграционные процессы с наукой и практикой, характерные для современного образовательного процесса. Присоединение России к Болонской конвенции поставили новые вопросы перед вузами страны, потребовали новых подходов к образовательным технологиям…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в подготовке специалистов по налогообложению»

Финансовое образование

интеграционные процессы в подготовке специалистов по налогообложению

28-30 марта в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялась ежегодная научно-методическая конференции, проводимая Учебно-методическим объединением по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». В центре внимания конференции были интеграционные процессы с наукой и практикой, характерные для современного образовательного процесса. Присоединение России к Болонской конвенции поставило новые вопросы перед вузами страны, потребовало новых подходов к образовательным технологиям.

Исходя из важной роли налоговой системы в условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации перед вузами страны стоят весьма ответственные задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для налоговых органов. В работе секции УМО по специальности «Налоги и налогообложение» Международной научно — методической конференции участвовали 72 человека, в том числе в прениях приняли участие 16 преподавателей, в том числе профессор из Германии Вольфрам Райс. Заинтересованно обсуждались концептуальные и методические вопросы перехода на многоуровневую систему подготовки кадров с учетом требований Болонской декларации. Большое внимание было уделено методике преподавания дисциплин специальности и специализаций. Особое значение для качественной подготовки магистров придавалось научным исследованиям преподавателей, активному вовлечению в этот процесс студентов.

Профессор Л.П. Павлова — директор Международного центра научных исследований и консультаций по налоговым проблемам, председатель секции УМО. — В 2000 г. появилась новая специальность «Налоги и налогообложение». В 2003 г. российские вузы, включившиеся в подготовку специалистов по налогообложению, разработали новую редакцию ГОСТа, учитывая накопленный опыт преподавания и новые явления в экономике страны и новации в налоговом законодательстве. В 2005 г. УМО по специальности «Налоги и налогообложение» активно участвовали в разработке стандартов третьего по-

коления, учитывая подготовку по таким ступеням, как бакалавр и магистр.

УМО по специальности «Налоги и налогообложение» поддерживает вывод о необходимости подготовки не только бакалавров и магистров, но и специалистов (с 5-летним сроком обучения), особенно в случае с «междисциплинарными специальностями». Это предложение получило поддержку всех вузов, занятых обучением специалистов по налогообложению. К тому же в странах, где традиционно существует двухуровневая система подготовки студентов (бакалавр, магистр), в том числе и в США, есть немало вузов, выпускающих также специалистов. В Великобритании большое внимание уделяется подготовке бакалавров по направлению «taxation». Планируемый перевод основной части вузов на подготовку только бакалавров (вместо нынешних специалистов) приведет к существенному снижению уровня профессиональной подготовки налоговых работников. Выпускники-специалисты по налогообложению востребованы экономическими и юридическими структурами.

Вопросы интеграции науки и образования современны всегда, ибо специалист с высшим образованием не должен быть исполнителем. В современных условиях внимание к научным исследованиям вузов усилилось в связи с реализацией программы «Приоритетные национальные проекты», а именно в области образования для обеспечения становления и развития вузов как университетов инновационного типа. Выделены семь принципов университета инновационного типа, в частности:

1) развитие системы инновационного образования, результатом которой является подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности;

2) опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства;

3) сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и предпринимательства и др. Обеспечение требований работодателей по

качеству подготовки специалистов во многом будет

зависеть от того, насколько эти принципы будут реализовываться в методических и научных разработках преподавателей, студентов, аспирантов и научных работников высшей школы.

Профессор Л.И. Гончаренко — заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, сопредседатель секции УМО — отметила, что в результате предварительного опроса участников Круглого стола можно констатировать правильность решения, принятого шесть лет назад о выделении междисциплинарной специальности «Налоги и налогообложение». Обучение студентов в рамках специальности «Налоги и налогообложение» имеет целью подготовку специалистов с глубокими базовыми экономическими и правовыми знаниями.

Проделанная работа последних лет с учетом положений Болонской конвенции, а также первопричины, приведшие к появлению такой специальности, как «Налоги и налогообложение», убеждают вузы, входящие в объединение, что избранный в 2000 году путь был правомерен. Сегодня нет дополнительных факторов, которые говорили бы обратное. Более того, появилась необходимость выделения и таких специализаций как «Налоговое администрирование» и «Налоговое консультирование». Это подтверждается и изменениями в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда России от 4 августа 2000 г. № 57), в частности, введена должность налогового консультанта.

Специальность «Налоги и налогообложение» является междисциплинарной, сочетающей в себе экономическое и юридическое образование. В условиях построения правового государства такие специалисты в области налогообложения крайне необходимы. По разным оценкам, от 300 млрд руб. налоговых платежей не поступают в бюджет вследствие использования схем незаконного ухода от налогообложения. Для их раскрытия, судебного обоснования необходимы специалисты, разбирающиеся как в экономических процессах, так и правовых нюансах хозяйственных договоров и налогового законодательства.

Специалисты для налоговых органов как государственные служащие должны готовиться в государственных образовательных организациях по системе подготовки «специалистов». Бизнес вряд ли прямо заинтересован в подготовке государственных служащих, в частности, налоговиков. К тому же средства из бюджета при финансировании Минфина России и ФНС России выделяются главным образом на повышение квалификации кадров, но не на их подготовку как специалистов.

В процессе разработки стандарта третьего поколения рабочая группа пришла к однозначному заключению, что бакалавры и магистры должны готовиться не по экономике вообще (поскольку на рынке труда для таких выпускников возникает масса проблем), а непосредственно и по специальности «Налоги и налогообложение». Мировая практика свидетельствует, что подготовка грамотного налогового инспектора резко увеличивает поступление доходов в бюджет. Например, по оценкам в США на 1 дол., истраченный на подготовку и оплату труда финансовых инспекторов, государство получает около 4 дол. дохода в виде дополнительных выплат в счет установленных налогов (Экономика и жизнь. 2004. № 2. С. 7).

При необходимости доработки государственного стандарта третьего поколения для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Налоги и налогообложение» совершенствование должно идти по нескольким направлениям, а именно:

- более четкое определение квалификационной характеристики выпускника и требований к нему, сферы его профессиональной деятельности; выделение специализаций;

- сокращение общего объема учебной нагрузки и оптимизация ее структуры по основным блокам дисциплин, по федеральной и региональной составляющей;

- пересмотр перечня и последовательности в изучении дисциплин, уточнение содержательного наполнения учебных дисциплин;

- введение в учебный план блока дисциплин по информационным технологиям в налогообложении.

Важнейшей задачей учебного процесса считать привитие студентам навыков интегрирования знаний. Учебный процесс необходимо совершенствовать на основе применения современных образовательных технологий, в том числе:

- расширить практику использования деловых игр на основе компьютерных программ;

- распространение практики подготовки компьютерных учебных пособий;

- внедрение в учебный процесс новых форм интерактивных занятий, как например, «конференций», «заседаний судебных органов» и других. Важно стимулировать их методическое обеспечение.

Главная и наиболее часто упоминаемая претензия работодателей к выпускникам была и остается

- оторванность полученных знаний от практики. В годы перехода экономики на рыночные условия проблема лишь усугубилась, в том числе вследствие появления понятия «коммерческая тайна», и,

конечно, финансового обеспечения в отношении реализации производственной и преддипломной практики студентов.

Наиболее успешные компании ведущих отраслей, не удовлетворенные качеством образования, пытаются параллельно с государством осуществлять свою вузовскую реформу. Однако адаптация учебных программ к требованиям бизнеса далеко не всегда обеспечивает выполнение тех методических требований, которые применяются в вузах с традиционной подготовкой специалистов высшей квалификации. Это впоследствии отражается на готовности и способности специалистов творчески реагировать на изменения законодательства, методически грамотно доводить до подчиненных нормативные, отраслевые документы и др.

Представляется, что вузы должны быть нацелены на обеспечение следующих требований к выпускникам:

• общий уровень развития и базовые знания;

• способность системно и самостоятельно мыслить;

• умение анализировать большие объемы информации, обобщать и вычленять главное;

• умение и желание постоянно учиться. Бизнес же должен либо помочь, создав соответствующие условия вузам (например, в результате проведения производственной практики), либо полностью взять на себя обеспечение таких требований, как:

• умение применять на практике полученные знания;

• навыки командной работы;

• нацеленность на карьеру, целеустремленность. Будущее все-таки представляется за сотрудничеством бизнеса, прежде всего средних и крупных компаний, с традиционными вузами, в том числе через модификацию образовательных программ, методов преподавания.

За прошедшие годы коллеги, занимающиеся подготовкой специалистов по налогообложению, стали более тесно сотрудничать, в том числе в разработке типовых программ, методических материалов, учебных пособий для бакалавриата и магистратуры.

Д.К. Грунина — доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ — считает, что возврат на четырехлетний период обучения в вузе, в рамках «бакалавриата», лишь на первый взгляд не может отрицательно сказаться на качестве подготовки кадров. По сравнению с предшествующим периодом произошли существенные изменения во

взаимоотношениях между вузами и организациями — «работодателями», в том числе органами системы ФНС России. В современный период перед вузами стоит задача моделировать практические ситуации с тем, чтобы максимально удовлетворять требования работодателя к практическим навыкам выпускников вузов. Раньше ответственность за качество специалистов несли не только вузы, но и министерства и ведомства, для которых готовились кадры. Это проявлялось, в частности, в том, что организации — базы практики были обязаны не только принять студентов на практику, но и нести бремя расходов в связи с этим, а также отчитываться перед вышестоящими организациями.

Переход к рыночной экономике требует от налоговых работников не только знания экономики, но и правовых норм. Если в период административно-командной экономики конфликты между государственными контролерами и контролируемыми ими организациями решались преимущественно в административном порядке их вышестоящими структурами, то ныне налоговые конфликты разрешаются преимущественно в судебном порядке. Налогоплательщики, отстаивая свои права, прибегают к помощи квалифицированных адвокатов и аудиторов. Чтобы достойно представлять интересы государства, специалисты налоговых органов по своим знаниям и профессионализму не должны уступать им. Можно ли за четыре года передать студентам знания и экономики, и юридическим законов? Очевидно, что нет.

Т.В. Стырова — директор Палаты налоговых консультантов — посвятила свое выступление новой специализации: налоговый консультант.

Начало 1990-х гг. По сути произошедших событий в России этот период характеризуется развитием отдельных элементов новой общественно-экономической формации.

Легализация предпринимательской деятельности, появление сектора негосударственной экономики, зарождение частного капитала — с одной стороны, и гарантия невмешательства государства в деятельность субъектов этого сектора—с другой стороны, вызвали необходимость в появлении независимых специалистов, призванных обеспечить профессиональной поддержкой существенно изменившийся состав участников хозяйственных отношений.

Налоговые правоотношения при социалистической системе хозяйствования носили усеченный характер, т.е. налоговые обязательства юридических и физических лиц исполнялись финансово-экономическими службами организа-

ций, отсутствовала потребность в специалистах в области налоговых правоотношений.

Становление, развитие, совершенствование налоговой системы, присущей рыночной экономике, значительное расширение состава участников налоговых правоотношений, формирование института частной собственности как юридических, так и физических лиц, вызвало острую потребность в профессиональном специалисте — консультанте по налогам и сборам (налоговом консультанте).

По своему содержанию, предмету налоговое консультирование имеет экономическую природу, а по форме, методам и способам — юридическую.

Исходя из специфики профессиональной деятельности в этой области, полностью подготовленных специалистов на рынке услуг практически не было: экономист не обладал в достаточном объеме знаниями юриспруденции, а юрист — экономическими знаниями.

Кроме того, рождение новой отрасли права — налогового права, его постоянное совершенствование и, как неизбежное следствие — усложнение, вызвало потребность в специалисте новой формации — налоговом консультанте.

Уникальная особенность этого специалиста заключается в том, что, безусловно, представляя интересы налогоплательщиков, он одновременно является защитником и проводником государственных интересов.

Например, адвокатская и аудиторская деятельности всем известны и понятны: адвокат, как правило, защищает интересы клиента после совершения им противоправных действий; аудитор подтверждает, как правило, достоверность сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации. Тогда как налоговый консультант призван обеспечить соответствие совершаемых операций хозяйствующим субъектом требованиям законодательства без ущерба для результатов самой предпринимательской деятельности. Не следует забывать, что круг налогоплательщиков не ограничивается хозяйствующими субъектами, значительную часть его составляют и граждане — налогоплательщики.

1999 г.: введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ; Министерство по налогам и сборам России создает Центральную комиссию по налоговому консультированию. Основными задачами, которые должна была решить Центральная комиссия по налоговому консультированию, являлись: разработка образовательной программы подготовки налоговых консультантов, аккредитация образовательных организаций на право реализации

этой программы и как завершающий этап — выдача квалификационных аттестатов, подтверждающих соответствие консультантов по налогам и сборам квалификационным требованиям, сформулированным Министерством труда и социального развития (Постановление Минтруда России от 04.08.2000 г. № 57).

В 2001 г. создано профессиональное сообщество

— Палата налоговых консультантов. Деятельность профессионального сообщества направлена на становление и развитие профессионального налогового консультирования, обеспечение условий и содействия в осуществлении профессиональной деятельности аттестованным налоговым консультантам, проведение мониторинга действующей программы подготовки налоговых консультантов на соответствие законодательству, а также разработку новых программ в рамках дополнительного профессионального образования с учетом потребности рынка (например, программы подготовки налоговых консультантов с учетом специфики в кредитных организациях, бюджетных организациях и т.п.).

Развитие рыночных отношений, возрастающая предпринимательская активность привели к тому, что спрос на профессиональные услуги налогового консультанта значительно превышает предложение. В связи с чем высшей школой все чаще начинают обсуждаться вопросы подготовки специалистов

— налоговых консультантов в рамках подготовки специалистов по программе «Налоги и налогообложение», специализация — «Налоговое консультирование» как первого базового образования.

Учитывая значимость влияния нового вида деятельности, а также его представителей — налоговых консультантов на развитие предпринимательской активности граждан, формирование бюджета и в целом экономическое развитие страны, профессиональному сообществу — Палате налоговых консультантов и высшей школе необходимо скоординировать свои действия в процессе подготовки, а также дальнейшей профессиональной поддержки специалистов новой формации — налоговых консультантов.

О.А. Миронова — профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита МарГТУ,

акцентировала внимание на интеграции научных направлений и их роли в подготовке специалистов по налогообложению. Государственные образовательные стандарты 2000 и 2003 гг., позволившие осуществлять подготовку студентов в вузах по специальности «Налоги и налогообложение», за истекший период времени обнаружили свои положительные стороны и спорные моменты.

Значимость указанной специальности для российской практики — велика. Происходящие реформы в Федеральной налоговой службе и ее региональных подразделениях, возросшее значение налогового контроля требуют специалистов высокого профессионального уровня, умеющих сочетать научные исследования и практический опыт работы.

Большую роль в содержании общепрофессиональных и специальных дисциплин по налогам и налогообложению играет развитие новых научных направлений. Следует отметить, что несмотря на колоссальные изменения, происходящие в практике налогообложения и теории налогов, до настоящего времени нет новых, значимых для отечественной науки концепций, слабо развивается методология налогового администрирования как науки, нет единства в использовании понятий и категорий.

Выездное сентябрьское заседание УМО 2005 г., обсудившее много научных проблем, подчеркивало особую значимость дисциплины «Налоговое администрирование» как базового научного направления для специальных дисциплин по налогам и налогообложению. «Круглый стол», проводимый Финансовой академией при Правительстве РФ (октябрь 2005 г.), был специально посвящен налоговому администрированию. Однако к единой концепции развития налогового администрирования ученые и специалисты так и не пришли.

Развитие системы налогового администрирования, его научно-методического аппарата позволило бы определить эффективные методики исчисления налоговой базы, например, налога на прибыль, сделать учет налогов прозрачным и простым. Понимая, что налоговая база любого налога формируется в системе бухгалтерского учета, необходимо разрабатывать практикумы на основе уже сложившейся методической базы и имеющихся сквозных бухгалтерских задач. Можно предложить разработку налогового практикума по организации налогового учета на основе учебного модуля «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» (разработанного кафедрой бухгалтерского учета и аудита Марийского государственного технического университета). Сквозная задача уникальна тем, что ориентирована на промышленное производственное предприятие и предполагает выполнение всех участков бухгалтерского учета до составления годовой бухгалтерской отчетности.

М.Р. Пинская — доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, также обратила внимание на необходимость углубленной разработки теоретических

вопросов налогообложения. Понятийный аппарат науки о налогах является интернациональным. В то же время в России в настоящее время он находится в стадии формирования. Нередко специалисты сталкиваются с проблемой поиска наиболее адекватных терминов в процессе перевода иностранной литературы. Другая проблема, которая не нашла должного решения — это согласование экономической и правовой терминологии. Пренебрежение к основным теоретическим постулатам науки о налогах со стороны разработчиков налоговых законов приводит на практике к ошибочным законодательным и судебным решениям. В частности, в экономической научной литературе ссылаются на элементы налога, а в законодательстве о налогах и сборах РФ упоминаются элементы налогообложения. Имеющиеся различия между составом этих элементов обусловлены тем, что в первом случае речь идет об экономических основах понятия «налог», а во втором случае — о его правовых основах.

Л.М. Архипцева, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, посвятила свое выступление содержанию учебной литературы по налогам и налогообложению в условиях многоуровневой системы подготовки налоговиков. За более чем десятилетний период налоговой реформы по различным налоговым дисциплинам издано большое количество учебников и учебных пособий. Накоплен определенный положительный опыт. Учебники и учебные пособия отражают процессы, происходящие в сфере налогообложения. Совершенствуется структура и содержание учебной литературы, более ярко проявляется ее методические, обучающие аспекты. Авторы стремятся включить в учебники материал, существенно дополняющий, разъясняющий нормативно-правовую базу по налогам.

Аналитический обзор изданной учебной литературы по налоговым дисциплинам свидетельствует об отсутствии единых, общепризнанных специфических требований к ее структуре и содержанию, обеспечивающих их качество. Особые сложности возникают у авторов при подготовке учебной литературы для разных категорий слушателей: учащихся колледжей, бакалавриата, магистратуры.

Н.И. Осетрова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ. История учит нас не столько своими ответами, сколько поставленными вопросами, которые человечество мучительно пытается разрешить. Применительно к налогообложению та-

кими вопросами, по определению теоретиков, являются три. Каков должен быть уровень налоговых изъятий? Какие формы налоговых платежей предпочесть, чтобы они были адекватны экономике данной страны в данное время? Как обеспечить равномерное налогообложение?

Как бы кто ни относился к вопросу о необходимости и важности изучения истории, достаточно убедительно одно, что «использовать уроки истории означает получить пищу для ума и души».

Аналитический, в частности, исторический, подход к вопросам методологии исчисления налога, как показывает опыт работы со студентами, заинтересовывает их намного больше. Преподавателю совсем не нужно давать готовых рецептов решения сложнейших вопросов налогообложения, важно их обозначить и дать, по возможности, ключи, которыми открываются ларчики. Это, конечно, дело непростое, требующее практического опыта и знаний, а также взаимного междисциплинарного сотрудничества, диалогов — одной из лучших форм серьезного обсуждения вопросов для получения внятных ответов.

Н.Г. Вишневская, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, осветила методику применения рабочей тетради как формы организации самостоятельной работы студентов, которая все более активно используется на кафедре «Налоги и налогообложение». Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Практикум по методике исчисления и уплаты налогов и сборов» используется для проведения занятий по дисциплине и текущего контроля знаний студентов. Она состоит из трех разделов. Студенты изучают структуру налоговых деклараций, порядок их заполнения, подачи в налоговые органы, порядок внесения исправлений. Исчисление каждого налога производится в соответствующей налоговой декларации, в результате чего процесс исчисления налогов приобретает конкретные формы, приближенные к практической деятельности.

Заполнение налоговых деклараций представляет собой самостоятельный и ответственный вид работы, выполнение которой осложняется необходимостью первоначального заполнения приложений или вспомогательных разделов. В связи с этим первые задания выполняются под руководством преподавателя. Однако большинство заданий снабжены методическими указаниями и рассчитаны на самостоятельное решение. Очевидно, что действительно самостоятельной работе сту-

дентов способствуют задания с многовариантными исходными данными. В рабочей тетради есть задание с индивидуальными данными для каждого студента.

Своевременность и качество выполнения заданий отражается в контрольных листах, помещенных в конце каждой части рабочей тетради. Систематическое и правильное их выполнение, с одной стороны, является необходимым условием получения зачета по дисциплине, с другой стороны, позволит студентам закрепить полученные на лекциях по дисциплине знания и отработать процесс начисления налогов и заполнения налоговых деклараций.

Выступление Р.Г. Пансковой, доцента кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве

РФ, было посвящено особенностям организации самостоятельной работы студентов при изучении специальных дисциплин. Она отметила, что использование различных форм самостоятельной работы зависит от поставленных целей и задач. На примере учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» она показала, какие формы самостоятельной работы необходимо использовать, чтобы углубить знания по изучаемому предмету, закрепить их, и какие формы принимаются для формирования у студента практических навыков, творческой активности, формирования системных знаний по изучаемому предмету и обеспечения стыковки полученных знаний со смежными дисциплинами. Поделилась опытом организации и содержанием применяемых видов самостоятельной работы студентов по каждой теме учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» и «Бюджетное устройство и бюджетный процесс». В своем выступлении Р.Г. Панскова отметила также возрастающую роль преподавателя при проведении самостоятельной работы, дополнение его функций координаторской деятельностью.

Д.А. Смирнов, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, остановился на вопросах применения современных информационных технологий в учебном процессе. Можно выделить пять основных направления использования компьютерных средств и современных информационных технологий в учебном процессе:

1) применение компьютерных тестов промежуточного и итогового контроля;

2) использование современных информационных

систем для проведения лабораторных и практических занятий;

3) разработка и использование в учебном процессе электронных учебников и других средств дистанционного взаимодействия преподавателя и слушателя;

4) использование систем динамического проецирования при чтении лекций и проведении семинарского занятия;

5) использование сайта кафедры (так же как и электронной почты) для информирования студентов и обмена материалами. Преимущества использования средств информационных технологий при тестировании состоят в возможности оперативного получения результата теста (как преподавателем, так и студентом); «независимости» оценки результата; широте и многогранности охвата контролируемого материала.

Однако более активное применение тестов наталкивается, во-первых, на необходимость постоянной актуализации тестов с учетом меняющихся норм законодательства; во-вторых, на невозможность проверки творческого начала при тестировании, а следовательно, необходимость пересмотра параметров работы в семестре и оценки по итогам работы с учетом тестирования.

Среди преимуществ использования систем динамического проецирования в процессе преподавания можно выделить:

• наличие у студентов минимального материала по курсу с учетом специфики (подача материала, его объем и структура и т.п.) отдельного преподавателя;

• высвобождение времени, которое ранее тратилось на диктовку, для более подробного и дискуссионного обсуждения материала;

• применение различных форм представления материала (схемы, таблицы, графики и т.п.);

• возможность студенту подготовиться к теме на основе заранее полученного материала. Сложности, возникающие при использовании

систем динамического проецирования в процессе преподавания, также имеют место:

• дополнительные временные затраты при переложении лекционного (практического) материала в ряд схем, таблиц, графиков и т.п. для формирования материала, выводимого на экран и пересылаемого студентам, его постоянная актуализация;

• необходимость изменения схемы (отчасти и содержания) лекции, при которой вопросы обсуждаются со ссылками на экран и др. Направления применения интернет-сайта в

процессе обучения (www.nalogi.fa.ru ):

• информирование студентов о преподавателях, дисциплинах, новостях и изменениях учебного процесса;

• возможности оперативной передачи информации;

• построение двусторонней связи: преподаватель-студент (многосторонней: преподаватель — иные лица), а в перспективе и создание систем интернет-общения (чатов) для консультаций и общения на налоговую тематику;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание системы «интернет-обучения», включающей учебные материалы (интернет-курсы), тесты, задания и т.д. (с применением методов ограниченного доступа).

Е.Е. Смирнова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, обратила внимание на роль раздаточного материала в изучении студентами дисциплины «Организация и методика проведения налоговых проверок». Для повышения наглядности изложения лекционного материала, а также для закрепления практических навыков проведения налоговых проверок формируется раздаточный материал, который включает несколько разделов.

Первый раздел включает структурно-логические схемы и таблицы по темам. Во втором разделе приведена арбитражная практика по налоговым спорам, связанным с проведением налоговых проверок, отражающая наиболее актуальные проблемы законодательства о налогах и сборах. В третьем разделе даны разъяснения и консультации по отдельным ситуациям, возникающим в процессе взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание уделено пробелам в законодательстве, которые недобросовестные налогоплательщики используют в незаконных налоговых схемах. Четвертый раздел содержит справочную информацию, в том числе правовую и нормативную базу, которой следует пользоваться при проведении налоговых проверок (нормативные документы и инструктивные материалы). Отдельно выделена ответственность налогоплательщиков, налоговых агентов, коммерческих банков за нарушение законодательства о налогах и сборах (по НК РФ, УК РФ, КоАП РФ).

Обзор подготовила профессор Л.И. Гончаренко, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.