Научная статья на тему 'Вопросы конкурентоспособности подготовки специалистов в области налогообложения в России'

Вопросы конкурентоспособности подготовки специалистов в области налогообложения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Л. И.

Вхождение России в Болонский процесс повысило значение обеспечения конкурентоспособности выпускников российских вузов. Организация учебного процесса, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов оказывает существенное влияние на качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы конкурентоспособности подготовки специалистов в области налогообложения в России»

Конкурентоспособность

ВОПРОСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

Л. И. ЮНЧАРЕНКО, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Финансовая академия при Правительстве РФ

Вхождение России в Болонский процесс повысило значение обеспечения конкурентоспособности выпускников российских вузов. Организация учебного процесса, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов оказывает существенное влияние на качество образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность образования, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов, методическое обеспечение, учебный процесс, образовательные стандарты, бакалавриат, магистратура, налоговая культура.

Вузовская общественность продолжает активно работать над методологическими основами перехода на уровневую систему образования исходя из важной роли профессионального финансово-экономического образования в Российской Федерации [1]. Актуальной задачей при все более широком вхождении в Болонский процесс становится повышение конкурентоспособности профессионального образования выпускников российских экономических вузов. Активно обсуждаются вопросы учебно-методического обеспечения и организации учебного процесса в бакалавриате и магистратуре. Не стали исключением и заседания учебно-методического Совета вузов по секции «Налоги и налогообложение», проводимые в этом году в рамках научно-методических конференций, проведенных в Москве на базе Финансовой академии при Правительстве РФ и в Анапе. В центре внимания оказались вопросы:

1) о требованиях к подготовке специалистов по налогообложению в условиях усиления конкуренции в образовательной среде;

2) особенности организации учебного процесса при реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения;

3) о научной составляющей в подготовке бакалавров, магистров и соответственно в учебниках и учебных пособиях;

4) об организации, методическом обеспечении новых форм аудиторной и самостоятельной работы студентов и др.

Заседания Учебно-методического совета УМО по специальности «Налоги и налогообложение» вела председатель секции УМО, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор Л. И. Гончаренко.

Важнейшие требования, предъявляемые к выпускникам вузов по специальности «Налоги и налогообложение», можно отразить в следующих направлениях:

1) комплексность подготовки, что сейчас характеризует выпускников вузов УМО по налоговой специальности благодаря реализации действующего стандарта по междисциплинарной специальности «Налоги и налогообложение»;

2) системность взгляда на изучаемые явления (здесь все большую конкуренцию стали составлять выпускники технических вузов: МВТУ, МФТИ и др.);

3) умение работать на результат, причем с учетом перспектив развития;

4) повышение значимости практических специальных (профессиональных) навыков.

Все это повышает требования к содержанию учебного процесса, а также к его организации. Важнейшей задачей вузов становится определение Основной образовательной программы, на основе которой разрабатываются рабочие программы дисциплин, направленные на достижение формирования у обучающихся комплекса компетентностных характеристик, отвечающих соответствующему направлению образования [3]. Важной составляющей организации учебного процесса становится график выполнения работ для студентов на весь период обучения с выделением аудиторных занятий и самостоятельной работы (технологическая карта работы преподавателя и студента).

В современной организации учебного процесса, исходя из требований Болонского процесса, большое внимание уделяется «дисциплинам по выбору студента». Они могут стать той изюминкой, которая перевесит чашу весов при конкурсном отборе работодателями претендентов в штат сотрудников в пользу выпускников налоговых специальностей. Правильный подход к дисциплинам по выбору — одно из инновационных направлений учебного процесса, а, следовательно, к нему должен применяться инновационный подход.

Преподаватели должны более серьезно относиться к выбору студентами дисциплин. Именно здесь возможно применение междисциплинарного подхода к предмету изучения, в том числе в форме комплексных кейсов.

Необходимо научиться работать со студентами так, чтобы из трех наиболее распространенных ими методов выбора дисциплин, а именно: «метод «тыка» [1], «где преподаватель добрее» [3], «это нужно для моего профессионального уровня» [2] — применялся последний.

Одним из направлений совершенствования учебно-методического обеспечения современного учебного процесса является повышение качества учебников и учебных пособий. Вузовская общественность все в большей мере придерживается позиции, что и в бакалавриате, и в магистратуре содержание учебников должно усваиваться обучающимися самостоятельно с последующим обсуждением вопросов на семинарских занятиях и с применением полученных знаний на практических занятиях, а также необходимости контроля посредством «входного» тестирования. На лекционных же занятиях основной акцент должен быть сделан, во-первых, на конкретизацию установок по осво-

ению учебной темы, во-вторых, на проблемных вопросах темы лекции.

Важным направлением методической работы выступает обеспечение качественного контроля за уровнем усвоения знаний и приобретением навыков студентами, что является непременным элементом системы менеджмента качества обучения. Различают входной, текущий и рубежный (итоговый) виды контроля.

Целью входного (предварительного) контроля является определение уровня приобретенных знаний (тестирование) по результатам изучения базовых дисциплин. В результате текущего контроля должна быть выявлена степень усваиваемости студентами учебных материалов. Рубежный (итоговый) контроль имеет целью оценку достижений студентом предметных (компетентностных) целей обучения.

Изменение стратегии обучения должно сопровождаться и совершенствованием способов оценки достижений обучающихся. Результаты оценки должны отвечать, по крайней мере, трем качествам:

— быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания);

— быть максимально объективными (независимыми от времени или характера экзаменующего и экзаменующегося);

— быть доступными.

В наибольшей мере всем трем качествам отвечает рейтинговая система контроля. Рейтинг студентов — метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно, научно обоснованная форма организации не только контроля за знаниями, но и за учебным процессом в целом. Чаще под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Следует согласиться с теми методическими разработками, которые определяют рейтинговый метод оценки и обучения как новый способ стимулирования учебного труда учащихся, создающий условия для мотивации их самостоятельности путем своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

На качество подготовки выпускников, в том числе при написании ими дипломных работ, положительное влияние оказывает получившее распространение в последние годы привлечение высококвалифицированных профессиональных практиков

к педагогическому процессу. Причем от единичных случаев во многих вузах перешли к системному встраиванию их лекций в традиционный учебный процесс, что дало положительные результаты в сочетании учебной методики и профессиональных практических знаний, умений. Особенно следует приветствовать открытие филиалов кафедр в некоторых налоговых органах (Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Нальчик, Краснодар и др.).

Представляется, что возможным направлением повышения эффективности привлечения практиков будет разработка узкоспециализированных учебных циклов с практической направленностью, а еще лучше — проводимых в форме case-study.

Расширение масштабов изучения содержания, форм организации налоговых отношений в России в последние два десятилетия поставили задачу организационного оформления научных школ в области налогов и налогообложения, в том числе на межрегиональном уровне. Научная деятельность преподавателей является важнейшим фактором совершенствования учебного процесса, его инновационных форм, в том числе через научную деятельность студентов. Идет постоянный процесс поиска новых форм научной работы со студентами, среди них: Ярмарка научных идей (Финансовая академия при Правительстве РФ); Форум студентов (Курский ГТУ); Неделя науки (практически все вузы); межрегиональные (международные) очно-заочные конференции (Екатеренбург (УГТУ-УПИ) — Москва — Харьков); on-line конференции (перспектива); коллективные монографии на базе научных работ студентов (УГТУ-УПИ).

Заведующая кафедрой Марийского государственного технического университета О. А. Миронова и доцент Сургутского государственного университета Г. Е. Каратаева поделились опытом организации научно-исследовательской работы студентов.

Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Система НИРС в вузе является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

НИРС должна быть организована, прежде всего, на кафедрах с активным организационным

участием студенческого сообщества и научным отделом вуза. При кафедре организуется работа научных кружков, проблемных групп и дискуссионных клубов. Наиболее масштабными и уже традиционными являются научные студенческие мероприятия, проводимые в рамках ежегодной научной студенческой конференции.

Целесообразно совмещать три основных вида организации НИРС, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации:

1) научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу: чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Это — изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов, содержащих научно-исследовательские разделы;

2) научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе — олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары;

3) научные исследования, осуществляемые параллельно учебному процессу. Основная задача — научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т. е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководства. Это — участие в плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам.

Для эффективной организации студенческих научных исследований в области налогообложения необходим тщательный анализ актуальных для развития налоговой системы проблем и составление на его основе тематики НИРС с учетом проблем зарубежных стран, а также разработок ведущих вузов.

В настоящее время имеет место ситуация, когда, с одной стороны, потенциальные заказчики исследований зачастую даже не подозревают о возможности реализации своих потребностей на базе расположенного поблизости вуза, а с другой стороны, студент, работая над гипотетической темой, не осознает значимости своего исследования и не видит его результатов. Решение данной проблемы находится в создании системы заказов на НИРС, что должно стать приоритетным направлением маркетинговой политики вузов. Напри-

мер, в Марийском государственном техническом университете работает филиал кафедры налогов и налогообложения, созданный на базе ИФНС России по г. Йошкар-Оле. Другим положительным опытом можно считать создание на базе вузов коммерческих предприятий, в которых заняты студенты (например, в Сургутском государственном университете создано Общество налоговых консультантов).

Заведующая кафедрой налогов и налогообложения Курского государственного технического университета Т. Ю. Ткачева отметила, что для подготовки качественной дипломной работы большое значение имеет участие студентов в научных исследованиях. Последнее зависит от уровня организации научно-исследовательской работы студентов в вузе, от активности преподавателей. В КГТУ используется такая форма НИРС, как «Форум студентов-налоговедов». Тематика Форума ежегодно определяется кафедрой «Налоги и налогообложение». Участвуют в Форуме студенты 3-5-го курсов, но приглашаются все желающие. Формируются команды, для каждой определяется тренер-преподаватель. В состав жюри входят не только преподаватели, но и работодатели и студенты из научного общества. Конкурс проходит в четыре этапа, каждый из которых представляет соответствующее задание, включая представление на тему, кроссворды, блиц-вопросы, индивидуальные презентации. В КГТУ также проводится внутри-вузовский конкурс научных работ с региональной тематикой. Например, студенты специальности «Налоги и налогообложение» победили с работой, выполненной по теме «История налогообложения Курского края в XIX, ХХ вв.», выполненной на основе архивных материалов.

Также была рассмотрена эффективность входного (предварительного) тестирования при подготовке к государственным экзаменам по специальности. Такой подход позволяет выявить слабые стороны остаточных знаний студентов по дисциплинам. Особенно это касается вопросов по теории государства и права, которые изучались на начальных курсах.

Доцент Северо-Кавказской академии государственной службы Е. Ю. Золочевская обратила внимание на такой важный аспект Болонской системы образования, как формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей и др.) к вопросам оценки качества образования от разработки стан-

дартов до контроля за результатами. Вместе с тем следует в государственных нормативных документах признать бакалавриат полноценным высшим образованием, с корректировкой справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Относительно включения в билеты ГЭК задач или практических ситуаций мнения участников несколько разделились. Выступающие отметили, что если задачи более приемлемы для специалистов и бакалавров, то для магистрантов это однозначно должны быть только ситуации, причем обоснование которых должно производиться непосредственно с применением Налогового кодекса РФ (М. А Шадрина, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Московской государственной сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, Н. А. Мешакова — заведующая кафедрой Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина).

Заведующий кафедрой «Налоговые расследования» Уральского государственного технического университета И. А. Майбуров отметил, что научная составляющая должна обязательно присутствовать и в учебном процессе, и в учебниках. Тем более что устаревание знаний в области экономики, по международным экспертным оценкам, составляет 3 года. Соотношение элементов аксиоматичных знаний и научной новизны может быть различным и в учебниках для бакалавриата (например 80/20), и для магистратуры (например 50/50). В противном случае студенты будут получать заведомо устаревшие знания. Однако следует обратить внимание на методическое оформление материала, в том числе на поясняющие ссылки. При рассмотрении дискуссионных вопросов и элементов научной новизны важно четко отражать авторство позиций [4].

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ Н. И. Осетрова полагает, что следует с благодарностью признать критику относительно невысокого качества издаваемых сегодня учебников по налогам, имея в виду теорию. Достаточно для сравнения открыть, например, учебник немецкого ученого К. Г. Рау «Основные начала финансовой науки» (1868) и по библиографии сразу становится ясно, сколько надо было изучить серьезных работ для написания этого прекрасного труда, по которому полвека учились студенты основам налогообложения в разных странах, в том числе и в Россию. Такой же подход видится и в других работах этого периода (работы В. А. Лебедева, С. Н. Иловайского, И. И. Янжула, И. Х. Озерова, А. А. Соколова и др.).

Кроме того, при сравнении вопросов, которые в свое время волновали передовые умы человечества, с вопросами, которые освещаются и дискутируются в современных учебниках по теории (порою надуманных, без должной преемственности, критической оценки), очевиден вывод не в пользу последних.

При рассмотрении содержания учебников по налогам в начале 1990-х гг. и далее прослеживается аналогия с советским периодом, когда теоретические вопросы относительно доходов бюджета (налогов) в учебниках по финансам рассматривались в отрыве от опыта и достижений мировой финансовой мысли.

Кандидат экономических наук, руководитель налоговой инспекции в г. Москве О. В. Князева подчеркнула, что со стороны молодежи все больше понимания того, что карьера в государственной службе, в том числе в налоговых органах — это престижно. Все это объективно предопределяет повышение требований к выпускникам вузов и уровню их профессиональной подготовки. Однозначно правомерна позиция вузов относительно того, что и бакалавр, и магистр должны обладать достаточно конкретными профессиональными знаниями и навыками (компетенциями). Это позволит работодателю в оптимальные сроки адаптировать знания выпускников к их рабочим должностным обязанностям. В учебном процессе следует больше внимания обращать на компетенции, основывающиеся на связке: Налоговый кодекс РФ — первичные документы — отчетность. Именно здесь чаще всего проявляется недостаточность навыков молодых специалистов. Больше внимания следует уделять и обучению информационным технологиям, используемым в налоговых органах.

Кандидат экономических наук, партнер аудиторской компании KPMG М. Клементьев обратил внимание на недостаток квалифицированных налоговых кадров на предприятиях. Уровень их профессиональных знаний следует оценивать по их способности понимать экономическую суть в создании той или иной налоговой цели. Клиенты известных аудиторских компаний давно отошли от агрессивной позиции уменьшения налоговых платежей. Речь, главным образом, идет о создании адекватной налоговой политики организации, учитывающей как ее перспективные цели, имидж, так и положения налогового законодательства.

Конкурентоспособность, особенно в области магистратуры, может быть обеспечена только в случае фундаментальности знаний в области зарубежного опыта. Например, это касается конвен-

ций ОЕСD в области налогообложения, которые позволяют регулировать как национальные, так и межстрановые отношения, в частности касательно доходов из офшорных зон.

Очень важно, что, несмотря на современные финансовые трудности, крупные вузы, в том числе Финансовая академия при Правительстве РФ, выделяют средства на обеспечение интеграции учебных процессов с ведущими зарубежными вузами, в том числе посредством приглашения иностранных преподавателей, а также формирования библиотечного фонда. Студенты в дипломных работах критически анализируют зарубежную практику.

При обсуждении взаимосвязи бакалавриата и магистратуры активная дискуссия развернулась относительно вступительных испытаний. В ряде вузов они проходят в форме тестирования, в других — дополняются собеседованием. Причем, если тестирование осуществляется по базовым знаниям (например, по направлению «Экономика» — по экономической теории), то собеседование максимально приближено к специальным компетенциям по избранной поступающими программе магистратуры.

Был затронут и вопрос государственной аттестации бакалавра и магистра. В. В. Курочкин, профессор, декан факультета «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ отметил, что итоговые испытания должны иметь существенную специфику. Общее состоит в том, что государственная аттестация бакалавров и магистров включает два этапа: государственные экзамены и защита выпускной работы. По содержанию и даже по форме государственные экзамены целесообразно различать. Так, в магистратуре должны быть ситуации, а в бакалавриате — задачи. Выпускная работа также должна существенно отличаться, что следует и из названия — дипломная работа и магистерская диссертация. Но в любом случае это требует научной составляющей в учебном процессе, как у бакалавров, так и особенно у магистров.

Заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» ВЗФЭИ А. З. Дадашев обратил внимание на то, что результатом научно-исследовательской работы бакалавров и магистров должна стать качественная дипломная работа. При этом вопросы эволюционного развития механизма налогообложения представляют собой аналитические разработки, а не научные. Следует более внимательно подходить к определению тематики выпускных работ, нацеливая студентов на научное исследование темы.

Заведующий кафедрой налогообложения Харьковского национального экономического универ-

ситета Ю. Б. Иванов познакомил участников с требованиями к системе бакалавр — магистр на Украине, в частности в ХНЭУ. Ю. Б. Иванов обратил внимание, что из 100 выпускников-бакалавров в магистратуру в настоящее время поступает 12—13 чел. Магистратура отличается существенно более высоким уровнем научной составляющей обучения. Принята следующая последовательность подготовки учебников для магистратуры: подготовка и издание монографии — ее апробация — учебник. Гриф на учебник подписывается Министром образования.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ И. В. Липатова — обратила внимание на организацию методического обеспечения в условиях многоуровневого образования.

Новое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в условиях многоуровневого образования ориентировано на результат образования. Соответственно при разработке методической литературы необходимо учитывать основные три составляющие, которые определяют цель дисциплины и соответственно разрабатываемой методической литературы. Так, первая составляющая — знания. В процессе обучения знания должны характеризоваться как передовые, включающие критическое понимание теорий, методов и принципов. Вторая составляющая — умения, характеризующиеся как передовые, демонстрирующие мастерство и инновацию, требуемые для решения сложных проблем в практике. И, наконец, третья составляющая — это компетенции. Это управление сложными техническими профессиональными действиями, принятие ответственности за выработку и реализацию решений в непредсказуемых условиях работы или обучения, принятие ответственности за управление профессиональным развитием отдельных сотрудников и групп.

Таким образом, в условиях подготовки и внедрения в учебный процесс методической литературы целесообразно четко определить ключевые моменты, отвечающие понятиям и терминам трех составляющих — знания, умения и компетенции.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ М. Р. Пинская обратила внимание на методику решения кейсов по дисциплине «Теория и история налогообложения», относящейся к имитационным интерактивным методам обучения. Разработаны два вида кейсов:

1) иллюстративная учебная ситуация, предназначенная обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации на определенном реальном примере деятельности законодательного органа;

2) кейс с формированием проблемы, предназначенный обучить студентов диагностированию ситуации и самостоятельному принятию решения по указанной и четко сформулированной проблеме в конкретный период времени.

Целью кейсов является привитие навыков самостоятельной работы с литературой, развитие аналитических и творческих способностей студентов для поиска нестандартных решений, обучение диагностированию ситуации и самостоятельному принятию решения по указанной и четко сформулированной проблеме в конкретный период времени.

Методики решения двух видов кейсов различаются тем, что при решении первого кейса студентам предлагается иллюстративный материал, который представляется собой, в частности, проект постановления Правительства РФ, и далее происходит обсуждение целесообразности и возможность принятия данного проекта (в рамках «круглого стола», или в виде обсуждения презентаций).

При решении второго вида кейса студенты должны обосновать возможность введения новых налогов и разработать элементы налогообложения по каждому из них, или же дать предложения о внесении изменений к основным направлениям налоговой политики Российской Федерации исходя из современных реалий. Здесь используется метод «мозгового штурма».

Метод решения кейсов способствует формированию у студентов умения работать в малых группах (в командах), разрешению трудных проблем, формированию чувства ответственности за профессиональную подготовку и приобретенные знания.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ О. В. Мандрощенко обратила внимание на то, что современные квалификационные требования к специалистам в области налогообложения придают особую важность воспитанию у студентов стойкого познавательного интереса, развитию аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь

самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, события и информацию.

Основными задачами научно-исследовательской работы со студентами являются:

— формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах;

— развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.

Заслуживающими внимания формами научно-исследовательской работы студентов являются:

— моделирование экономических ситуационных задач;

— выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера в период прохождения производственной практики;

— разработка научных сообщений и выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, научных конференциях;

— подготовка научных статей;

— участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так и в всероссийских и международных конкурсах.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ Л. П. Грундел сосредоточила внимание на организационно-методических аспектах проведения семинарских занятий. Поскольку семинар становится одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, необходимо наряду с информационно-коммуникационными технологиями, кейс-стади, работы в фокус-группах использовать технологию коммуникативного обучения и технологию критического мышления.

При коммуникативном обучении отношения между преподавателем и студентом основаны на равноправном партнерстве и сотрудничестве. Нормативно-правовая литература является одновременно и целью, и средством обучения. Студенты, изучив законодательный материал, высказывают возможные последствия изменений, которые произошли, и делают выводы о влиянии данных изменений на налоговую политику Российской Федерации.

Технология критического мышления направлена на активизацию ранее полученных знаний по конкретной теме. Студентам предлагается практико-ориентированная ситуация, которую им необходимо решить, опираясь на свои знания и жизненный опыт. Первоначально проводится парная «мозговая

атака». Студенты составляют тезисы по заданной ситуации или список вопросов, устанавливается жесткий лимит времени — 5—7 мин. Например, какие последствия — негативные или позитивные — будут для налогоплательщиков — плательщиков взносов в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование. Данный прием может применяться и в группе, при этом будут возникать радикально противоположные мнения, увеличиваться количество идей, что приведет к активной дискуссии среди студентов.

В условиях инновационных преобразований необходимо кардинально поменять парадигму образования и перейти от обучения в формате «teaching» к формату «learning», где студента не учат, а студент учится самостоятельно. В рамках этой парадигмы, которая широко распространена в европейском профессиональном образовании, человек учится, а преподаватель ему помогает с учетом личной заинтересованности студента.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ Е. Е. Смирнова обратила внимание на повышение роли самостоятельной работы студентов, что в свою очередь делает требования к подготовке преподавателями методических материалов более жесткими.

Для обеспечения организации самостоятельной работы интересен опыт применения электронного учебника по дисциплине «Организация и методика проведения налоговых проверок», в структуру которого входит электронный учебно-методический комплекс по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий со встроенными системами тестирования и слайд-фильмами. Электронный учебник способствует формированию у студента понимания методологических основ организации и проведения налоговых проверок в рамках действующего законодательства. Это, в свою очередь, предполагает возможность применения полученных знаний при рассмотрении практических ситуаций, которые возникают у налогоплательщиков и налоговых агентов при налоговой проверке.

Использование электронного учебника в самостоятельной работе позволит студентам:

— анализировать ошибки, которые выявляются в процессе проведения налоговых проверок;

— осуществлять планирование выездных налоговых проверок в соответствии c основными тенденциями в российском законодательстве;

— оформлять документы, которые составляются налоговыми органами до, в процессе и по окончании налоговых проверок;

— применять материалы арбитражной практики при принятии оперативных решений;

— самостоятельно овладевать новыми знаниями, используя современные образовательные технологии.

Составной частью учебно-методического комплекса является рабочая тетрадь. Выполнение заданий позволит студентам закрепить полученные на лекциях и практических занятиях знания по изучаемой дисциплине. Преподаватель при проверке выполнения работы должен не только поставить оценку, но и обратить внимание студентов на те вопросы по дисциплине, которые следует проработать более глубоко. Рабочая тетрадь предназначена для текущего контроля за знаниями студентов. Она содержит задания, а также формы и таблицы для их выполнения.

Материалы электронного учебника апробировались при проведении лекций в режиме «sametime» («реального времени»).

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии Д. К. Грунта акцентировала внимание на организации систематического контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов в новых условиях. Основой такого контроля, по мнению Д. К. Груниной, является тестирование в виде вопросов по всем или нескольким темам учебной дисциплины. Тестовая форма проведения семинарских занятий пробуждает интерес студентов к изучению дисциплины и активизирует их самостоятельную работу. Например, тесты на соответствия позволяют создать творческую атмосферу, пробуждают деловой настрой к обсуждению вопросов у всех студентов группы. Однако они требуют большой подготовительной работы преподавателя по разработке тестов. В вопросах и предлагаемых ответах к ним должны быть заложены практические ситуации, расширяющие инициативу не только студентов в поиске правильных ответов, но и преподавателя. Преподаватель на основе теста в виде предлагаемого задания должен уметь ставить дополнительные воп -росы, в особенности проблемные и актуальные для практики применения налогового законодательства. Ответы на тесты необходимо сопровождать ссылками на статьи Налогового кодекса РФ, что помогает приобрести навыки профессионального прочтения закона. В результате студент приобретает способность самостоятельно разбираться в сложностях законодательства, его противоречиях, недостатках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и вырабатывает собственное суждение о возможных путях реформирования налоговой системы.

Поддержание делового интереса — непременное условие плодотворной самостоятельной работы студентов и удовлетворения их прагматических потребностей (более умело выполнять свои профессиональные функции). Этому способствует и выполнение кейс-стади.

Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ А. В. Варнавский поделился наработками по ведению семинарских занятий по дисциплине «Налоговое планирование». В ходе семинаров периодически возникает необходимость более подробно разобрать термины, используемые в законодательстве о налогах и сборах. В связи с этой потребностью была разработана новая методика совместного со студентами более глубокого изучения понятий и терминов, применяемых как в Налоговом кодексе РФ, так и других нормативно-правовых документах, регулирующих налоговые правоотношения. Изучение проводится исходя из правоприменительной практики и экономического содержания того или иного термина.

Предложенная методика основывается на последовательном разборе взаимосвязанных определений, исходя из следующих направлений: экономическое содержание изучаемого понятия, отражение найденного экономического содержания в законодательно установленном определении, определение составных элементов законодательно установленного определения.

На основе проведенного исследования разрабатывается новое (или предлагаются изменения к уже существующему) определение базового понятия с учетом полученных замечаний.

Форма проведения семинарских (практических) занятий в рамках предлагаемой методики возможна исключительно в виде дискуссии, в которой участвуют все студенты. Определяющим моментом здесь является максимальная заинтересованность студентов в самостоятельном нахождении тех недочетов, которые присутствуют фактически почти в любом определении. Преподаватель в данном случае выступает в качестве арбитра и ведущего дискуссии, направляя ход мысли студентов в соответствии с планом проведения занятия по изучению определенного термина.

Профессор, заведующая кафедрой «Налогообложение» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики З. П. Кузнецова подчеркнула центральную роль базовых кафедр при применении информационных технологий в

профессиональной подготовке специалистов. Важнейшими элементами информационных технологий являются: автоматизированная система организации электронного обучения; мультимедийные учебные комплексы, представленные в различных системах электронного вида. Только в этом случае будет обеспечен переход от метода накоплений знаний к практикоориентированному относительно профессиональной деятельности переходу. Студентом анализируется информация, выявляется ключевая проблема, выбирается альтернативный путь решения, находится оптимальный вариант и формулируется программа дальнейших действий.

Старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ М. В. Пьянова посвятила свое выступление использованию информационных технологий как способу повышения интереса студентов к учебному процессу.

В связи с процессом глобальной информатизации перед современным образованием возникла задача или некий специфический социальный заказ, — подготовить кадры, способные активно включиться в качественно новый этап развития современного общества. Актуальность определена и уникальными возможностями ИТ, в том числе по автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Одной из целей использования ИТ в сфере образования является обеспечение побудительных мотивов или интереса студентов к учебному процессу. Достижению этой цели может способствовать использование ИТ в самостоятельной работе студентов на опережающей основе.

Под самостоятельной работой на опережающей основе понимается организация занятий, при которой часть работы выполняется студентами самостоятельно с использованием средств ИТ и предшествует изучению темы в группе с преподавателем. Цель таких заданий — формирование у студентов интереса к проблеме, которую предстоит изучить, получение информации, позволяющей осознанно и критически относиться к предлагаемому учебному материалу с позиций собственного опыта.

Использование метода на практике позволяет обобщить некоторые особенности данного вида работы:

— задания на начальном этапе изучения дисциплины носят преимущественно познавательный и исследовательский характер, впоследствии — учебный и научный;

— наиболее эффективно выполнение заданий небольшими группами обучающихся — по 4—5 чел.;

— результаты выполненной работы должны быть представлены несколькими группами на конкурентной основе.

Применение ИТ и как средства обучения, и как варианта самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения эффективнее, сформировать у студентов устойчивую положительную мотивацию, стимулировать их поисковую деятельность и познавательные потребности.

Проблемы в российской экономике, хотя и носят, прежде всего, фундаментальный характер, но, представляется, обострены еще и низким, к сожалению, уровнем рыночной культуры населения, проявляющимся во многих аспектах. Необходимо повысить внимание к воспитанию профессиональной культуры студентов, и это будет вкладом в создание социально ориентированного бизнеса, понимающего ответственность за развитие своей страны, отечественной экономики.

Список литературы

1. Гончаренко Л. И. Вопросы профессиональной подготовки выпускников в условиях многоуровневой системы экономического образования // Налоги и налогообложение. М. 2008. № 12. С. 69-80.

2. Гончаренко Л. И., Осетрова Н. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. М. 2007. № 11. С. 55-59.

3. Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: сборник научных статей по материалам межвузовской методической конференции (декабрь 2008 г.) / под ред.

B. К. Поспелова / Финансовая академия при Правительстве РФ. М., 2009. 97 с.

4. Мельникова Н. П. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре // Налоги и налогообложение. М. 2008. № 6.

C. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.