Научная статья на тему 'Состояние и перспективы экономического образования в России (Обзор Круглого стола, состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 23-25 марта 2005 г. )'

Состояние и перспективы экономического образования в России (Обзор Круглого стола, состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 23-25 марта 2005 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы экономического образования в России (Обзор Круглого стола, состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 23-25 марта 2005 г. )»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

(Обзор Круглого стола, состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 23-25 марта 2005 г.)

На протяжении многих лет Финансовая академия при Правительстве РФ проводит Международную научно-методическую конференцию, посвященную актуальным проблемам высшего экономического образования. 23-25 марта 2005 г. прошла очередная конференция на тему «Состояние и перспективы экономического образования в России». В рамках конференции состоялось заседание Круглого стола «Направления развития высшего профессионального образования в области налогов и налогообложения в контексте Болонского соглашения». В обсуждении вопросов подготовки экономистов по специальности 351200 «Налоги и налогообложение» в условиях перехода на многоуровневую систему образования приняли активное участие преподаватели Финансовой академии и российских вузов из Белгорода, Красноярска, Оренбурга, Саратова, Пензы, Уфы, Ростова, Владивостока, Волгограда, Ставрополя, Санкт-Петербурга и др.

Работу Круглого стола организовала кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, являющаяся базовой кафедрой Учебно-методического объединения по образованию в области финансов, учета и мировой экономики по специальности «Налоги и налогообложение».

Круглый стол прошел под председательством Лидии Петровны Павловой, председателя Учебно -методического совета по специальности «Налоги и налогообложение» и Любови Ивановны Гончаренко, заведующей кафедрой «Налоги и налогообложение».

Работу Круглого стола открыла Л.И. Гончаренко. Она отметила, что одним из необходимых условий подготовки специалистов, отвечающих потребностям современной налоговой системы, является наличие качественного методического обеспечения всего цикла учебного процесса. Кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии с первых дней своего существования уделяла большое внимание организации учебно-мето-

дической работы. За Шлет существования кафедры профессорско-преподавательским составом были разработаны 37 учебных дисциплин, из них 25 — по специальности «Налоги и налогообложение». Все учебные дисциплины обеспечены учебно-ме-тодическими комплексами, которые включают программу дисциплины, планы семинарских и практических заданий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, перечень вопросов для подготовки к экзамену (зачету), тематику курсовых работ (рефератов), темы эссе, перечень нормативно-правовых актов, список основной и дополнительной работы. Базовые учебные дисциплины обеспечены сборниками тестовых заданий, практикумами, лабораторными работами, рабочими тетрадями.

Коллективом кафедры опубликованы 12 учебных пособий. В 2004 г. изданы два учебника: «Федеральные налоги и сборы с организаций» (авторский коллектив под ред. Л. П. Павловой и Л .И. Гончаренко. М.: Статус-Кво 97, 2004) и «Налогообложение организаций финансового сектора экономики» (Л.И. Гончаренко. М.: Фин. и стат., 2004).

В последние годы кафедра большое внимание стала уделять методическому обеспечению активных форм обучения, а также организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время. Для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение», по специальным дисциплинам подготовлены 3 комплексные лабораторные работы и одна деловая игра.

На заседании Круглого стола хотелось бы обсудить следующие вопросы, которые представляются нам чрезвычайно важными с точки зрения перспектив развития системы высшего профессионального образования в области подготовки экономистов: • проблема сохранения специальности «Налоги

и налогообложение» в контексте Болонского

соглашения;

• работа кафедры в условиях перехода к двухуровневой подготовке специалистов;

• методическое обеспечение активных форм обучения;

• новые подходы к методике преподавания;

• методическое обеспечение и организация самостоятельной работы студентов;

• организация работы по контролю знаний студентов.

Л.М. Архипцева, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— В проекте ГОС по специальности «Экономика», подготовленном Министерством образования и науки РФ, предусмотрен гибкий подход к формированию специализаций, которые могут быть востребованы работодателями в соответствии с потребностями рыночной экономики, ее динамичным спросом на высококвалифицированные кадры.

Анализ трудоустройства выпускников Финансовой академии показывает, что сегодня специалисты в области налогов и налогообложения высоко востребованы международными консалтинговыми компаниями и иностранными фирмами, аудиторскими фирмами, налоговыми органами, работодателями в банковской и страховой сферах, а также в других областях российского бизнеса.

Необходимость сохранения специальности «Налоги и налогообложение» в условиях многоуровневой системы высшего образования обусловлено рядом причин. Во-первых, налоговые органы России, численность персонала которых достигает сегодня 170 тыс. человек, ощущают недостаток в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить реализацию фискальных интересов государства, не нанося при этом ущерба развитию отечественного бизнеса. Во-вторых, увеличивается потребность в специалистах-налоговиках у организаций-налогоплательщиков. Им необходимы работники, которые могут выполнять весь комплекс задач по исчислению и уплате налогов, налоговому анализу и планированию. В-третьих, целесообразно готовить специалистов-налоговиков для сферы аудита и налогового консультирования. В-четвертых, ощущается потребность в специалистах-налоговиках для сферы научно-педагогической деятельности.

У нас сегодня имеется не только потребность в специалистах-налоговиках, но и уже имеется прочная база для их подготовки.

Подготовка выпускников по специальности «Налоги и налогообложение» осуществляется в 120

вузах страны. В рамках работы УМО, созданного на базе Финансовой академии при Правительстве РФ, создано два поколения государственных образовательных стандартов, накоплен большой опыт подготовки специалистов данного направления, опубликовано большое количество современных учебников и учебных пособий. Можно с уверенностью говорить о том, что в России сформировалось новое научное направление научных исследований: налогов и налогообложения.

Сегодня необходимо сосредоточить внимание на разработке и обосновании государственных образовательных стандартов по специальности «Налоги и налогообложение» для бакалавриата и магистратуры. Проекты таких стандартов уже разработаны коллективом кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ при активном участии многих экономических вузов страны. Есть надежда, что данные проекты позволят Министерству образования и науки РФ принять обоснованное решение по вопросу сохранения специальности «Налоги и налогообложение» в системе многоуровневой подготовки специалистов.

Л.И. Гончаренко, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, обратила внимание участников Круглого стола на новый подход, который был применен при подготовке проектов стандартов нового поколения, а именно — исходя из компетентности будущих работников, окончивших обучение бакалаврами или магистрами. Были выделены социально-личностные, общенаучные, организационно-управленческие, общепрофессиональные и специальные компетенции.

Остановимся на видах специальных компетенций. Они будут отличаться по бакалаврам и магистрам, поскольку на второй ступени больше внимания уделяется развитию аналитических и научно-исследовательских способностей.

Специальные компетенции бакалавров включают, в частности:

• знание механизма исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, порядка составления налоговых деклараций;

• знание судебных решений спорных вопросов налогообложения, умение отстаивать позиции конкретного участника налоговых отношений;

• знание рыночных основ и требований налогового законодательства по определению стои-

мостной характеристики (оценки) объектов налогообложения, в том числе механизма трансфертного ценообразования;

• умение изучать информацию по состоянию и изменению законодательства по налогам и сборам, атакже методических материалов по реализации механизма налогообложения, включая правовое регулирование налоговых вопросов;

• умение формировать доказательственную базу для активного участия в разрешении налоговых споров в гражданском и арбитражном процессах.

В специальных компетенциях магистра выделим наиболее характерные для этого уровня обучения:

• знание методологических основ налогового регулирования экономикой, формирования налоговых доходов бюджетов разного уровня, управления налогообложением в организациях, принципов согласованного финансового и налогового управления в организации, методов оценки и планирования оптимального налогообложения;

• знание принципов и механизмов принятия и реализации решений по вопросам налогообложения на микро- и макроуровнях на основе оценки и прогнозирования социально-экономических и политических явлений и процессов;

• умение обосновывать решение современных проблем налогового регулирования с помощью теоретических знаний;

• умение решать задачи, связанные с налоговым планированием и эффективным использованием денежных, финансовых ресурсов, организацией контроля (надзора) любого уровня на основе применения количественных методов экономического анализа в сфере налогообложения, включая оценку налоговых рисков;

• умение о\\ептьтенденции развития налогового законодательства и влияния налоговых преобразований на экономические процессы, в том числе инвестиционные и инновационные, размер и структуру налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, налоговую нагрузку на экономику, налогоплательщиков. Важным приемом определения содержания

компетенций и для бакалавров, и для магистров стало составление сравнительных таблиц для данных уровней образования. Это позволило точнее разграничить компетенции бакалавра и магистра, а также разработать специальные перечни учебных дисциплин для разных уровней образования, что должно способствовать формированию разных по

квалификации профессионалов в области налогов и налогообложения.

М.В. Каширииа, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ.

— Присоединение России к Болонской конвенции ставит перед нашей кафедрой сложную, масштабную задачу по разработке и освоению технологии двухступенчатого образования «бакалавр — магистр». Процесс перехода на двухуровневую систему подготовки осуществляется одновременно с непрерывной работой преподавателей кафедры по обновлению содержания текста читаемых лекций и разработкой новых актуализированных практических задач и тестов в связи с постоянными изменениями налогового законодательства России.

Переход на двухуровневую систему образования требует включения в учебный процесс новых специальных дисциплин в области налогообложения, а также переработки некоторых традиционно преподаваемых дисциплин. Одной из таких новых дисциплин является «Налогообложение природопользования». В настоящее время она уже преподается студентам, магистрантам и слушателям Финансовой академии, обучающимся по специальности 351200 «Налоги и налогообложение». При переходе на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр» эта дисциплина войдет в региональный компонент бакалавриата, а затем на более углубленном уровне будет изучаться в магистратуре. Поданной дисциплине в соответствии с Государственным образовательным стандартом пока разработан только учебно-методический комплекс и поэтому проведение учебно-методических разработок следует продолжать. В первую очередь, необходимы учебник, учебное пособие, лабораторные работы и практикум «Налогообложение природопользования», в который должны войти задачи и тесты повышенного уровня сложности.

Решение этих вопросов потребует проведения переподготовки профессорско-преподавательского состава, включая стажировки в зарубежных университетах. Кроме того, необходимы консультации с руководителями и специалистами ведущих вузов России, имеющих многолетний опыт преподавания в рамках двухступенчатой системы образования, проведение совместных круглых столов и др.

М.Р. Пинская, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— В условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов на первый план выходят вопросы, связанные с побуждением студентов самостоятельно контролировать собственный процесс обучения. Поэтому разработка и использование активных форм и методов проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов являются особенно актуальными. Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия студентов в процессе получения знаний. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студентам в процессе разрешения поставленной им проблемы.

На кафедре «Налоги и налогообложение» имеются разработки по проведению ситуационных занятий по дисциплине «Теория и история налогообложения» для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». Цель таких занятий: развитие творческой активности студентов для решения нестандартных задач, определение ценностных ориентаций обучающихся, применение полученных знаний в области налогов и налогообложения в практической деятельности. Для реализации этой цели необходимо сформировать у студентов следующие умения и навыки: умение работать в малых группах, способность решать трудные проблемы, умение учиться друг у друга, формирование чувства ответственности за учебный процесс, совместной работы в командах.

На основе данной методики разработаны деловые игры по двум темам дисциплины «Теория и история налогообложения»: «Налоговая система» и «Налоговая политика государства». Цель первой деловой игры состоит в том, чтобы студенты научились предлагать новые налоги и сборы, разрабатывать элементы налогообложения по каждому из них. Целью деловой игры по второй теме является выработка рекомендаций по совершенствованию налоговой политики Российской Федерации на современном этапе.

H.H. Башкирова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, выступила с докладом «Активные формы обучения по налоговым дисциплинам: лабораторные работы и деловые игры».

В своем докладе H.H. Башкирова отметила, что кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии уделяет большое внимание активным формам организации учебного процесса, среди которых можно выделить аудиторные (дискуссии, круглые столы, деловые игры, комплексные задачи)

и внеаудиторные (лабораторные работы и эссе). В рамках дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» предусмотрено проведение лабораторной работы по теме «Налог на добавленную стоимость» и деловой игры по теме «Налог на прибыль организаций». Целью проведения лабораторных работ и деловых игр является закрепление теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций», а также выработка у студентов практических навыков исчисления и уплаты налогов.

Реализация поставленной цели достигается через решение следующих задач:

• закрепление практических навыков по составлению налоговой отчетности;

• развитие навыков контрольной и аналитической работы;

• развитие навыков анализа законодательства и правоприменительной практики;

• обучение навыкам делового общения. Отметив, что лабораторная работа — это комплексное объемное задание повышенной сложности, H.H. Башкирова остановилась на методическом обеспечении и этапах проведения лабораторной работы. Принципиальное отличие лабораторной работы от решения комплексных задач на практических занятиях заключается в том, что лабораторная работа предусматривает:

• более глубокое освоение материала и приобретение навыков исчисления налоговых платежей;

• объединение отдельных аспектов механизма налогообложения прибыли/ НДС в комплексную задачу;

• выполнение всего объема операций, проводимых налогоплательщиками при исчислении конкретного налога;

• выработка студентами управленческих решений;

• использование элементов налогового планирования.

В конечном итоге проведение лабораторной работы не только способствует формированию навыков делового общения, закреплению теоретических знаний, полученных в ходе лекций, углублению знаний по вопросам налогов и налогообложения, а также навыков практического исчисления налогов, но и стимулирует творческую активность студентов.

Д.А. Смирнов, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ, предложил собствен-

ный вариант проведения семинарского занятия в форме дискуссии:

— На семинарском занятии обсуждается выполнение творческого домашнего задания: «Сформулируйте базовые положения и основные элементы виртуального сбора за опоздание на лекцию».

Коллективное обсуждение такого домашнего задания обеспечивает более эффективное восприятие пройденного материала через самостоятельное формулирование элементов и принципов построения нового налога. Результат, который достигается в процессе обсуждения полученных вариантов и поиска принципиальных ошибок,— это не только закрепление теоретического материала, касающегося общих принципов построения налоговой системы, функций и элементов налогов, но развитие умения аргументировать и последовательно отстаивать собственную позицию, что, безусловно, стимулирует творческую активность студентов.

Н.И. Осетрова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— С грустью приходится констатировать, что у большинства студентов сегодня отсутствует интерес к теоретическому осмыслению проблем современного налогообложения. Это сказывается и на снижении качества самостоятельных исследований: курсовых и выпускных квалификационных работ. Студенты в большей степени ориентированы на получение знаний эмпирического характера. Поэтому в образовательном процессе чрезвычайно важным становится умение показать студентам необходимость понимания теоретических и исторических вопросов налогообложения. Актуальность этого безусловна, поскольку практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение. Такая задача, хотя и нелегкая, но вполне решаема, а главное, она необходима для повышения налоговой этики в стране.

A.B. Варнавский, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— Преподавание дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» необходимо строить на основе углубленного изучения понятий и терминов, применяемых в Налоговом кодексе РФ, других нормативно-правовых документах, регулирующих налоговые правоотношения, с учетом реалий правоприменительной практики и экономического содержания того или иного термина. Данная мето-

дика позволяет последовательно изучить систему взаимосвязанных понятий в области налогообложения, наиболее глубоко исследовать содержание законодательно определенного понятия.

В результате обобщения полученных результатов исследования студенты формируют те необходимые требования, которые должны быть учтены в законодательно установленном определении изучаемого понятия. При этом студенты приучаются к аналитическому подходу в трактовке норм налогового законодательства. Помимо этого, данная методика позволяет достичь полного понимания студентами используемых в настоящий момент в законодательстве о налогах и сборах терминов и определений, а также развивает способности студентов к самостоятельному анализу законодательства о налогах и сборах в целом, что полностью вписывается в концепцию подготовки высококвалифицированных специалистов, способных мыслить общегосударственными категориями.

И.В. Липатова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— В этом учебном году наша кафедра приступила к преподаванию совершенно новой дисциплины «Особенности налогообложения по видам деятельности». Первый опыт преподавания уже показал, что изучение данной дисциплины позволит студентам на примерах практических ситуаций освоить профессиональные методы и принципы определения налоговой базы по налогам и сборам с учетом профиля деятельности хозяйствующих субъектов.

Современный образовательный процесс ставит перед преподавателем задачу стимулировать познавательную активность студентов. Для решения этой задачи необходимо активно использовать метод самостоятельных аналитических заданий по материалам средств массовой информации, специализированным журналам, книгам, а также по материалам арбитражной практики. Последующее обсуждение на семинарских и практических занятиях сложных практических ситуаций, проблемных вопросов практического применения сложных норм налогового законодательства, возможных вариантов их толкования с учетом специфики деятельности хозяйствующего субъекта значительно повышает эффективность учебного процесса. Это проявляется в следующем:

• в процессе поиска, получения и осмысления

дополнительной информации происходит

лучшее усвоение теоретического материала;

• интенсивное погружение в актуальные проблемы хозяйственной практики обеспечивает соединение теоретических знаний с навыками самостоятельного исчисления отдельных налогов, с применением конкретных особенностей деятельности организаций;

• происходит понимание норм налогового законодательства как живой, развивающейся и противоречивой сферы;

• формируются навыки критического мышления при сопоставлении разных позиций и точек зрения.

О.И. Пилипенко, профессор, заведующая кафедрой «Финансы, бюджет и налогообложение» Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ):

— ВЗФЭИ имеет славную историю и динамичное настоящее. Однако его многообещающее будущее во многом зависит от решения ряда серьезных проблем, связанных с повышением качества профессиональной подготовки выпускников института по специализациям кафедры — «Государственные и муниципальные финансы» и «Налоги и налогообложение». Их решение во многом связано с достижением системной согласованности содержания дисциплин выпускающей кафедры с предметами, преподаваемыми на ранних курсах. Поиск адекватного способа реализации поставленных целей привел коллектив кафедры к пониманию необходимости органичного включения в учебный процесс компьютерных обучающих программ для лучшего понимания студентами-практиками лекционного материала, проверки своих знаний с помощью адекватной тестовой базы, соответствующего методического сопровождения.

Качественное изменение учебного процесса позволяет перестроить и самостоятельную работу студентов за счет формирования банка данных по практическим проблемам финансов и налогообложения, который можно структурировать по сложности, ориентируясь, во-первых, на уровень знаний студентов, во-вторых, на вид письменной работы (курсовая или дипломная), и в-третьих, на подготовку будущих специалистов высшей квалификации (для наиболее способных студентов).

Решение всего комплекса проблем позволит превратить кафедру в научную лабораторию, центр решения прикладных задач в сотрудничестве со студенческим коллективом и практическими организациями, в тренажер по повышению педагогического мастерства преподавателей, что поз-

волит добиться решения проблемы обеспечения постоянно высокого качества современных знаний студентов в сфере финансов и налогообложения.

Н.П. Мельникова, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— Систематическая самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современной экономики. Коллективом кафедры «Налоги и налогообложение» накоплен интересный практический опыт в организации самостоятельной работы студентов. Большое внимание на кафедре также уделяется методическому обеспечению самостоятельной работы студентов. Вместе с тем преподаватели отмечают, что самостоятельная работа студентов не всегда имеет высокие результаты.

Эффективность самостоятельной работы студентов может быть существенно повышена посредством решения следующих задач. Во-первых, нужно добиваться большей согласованности действий всех кафедр высшего учебного заведения при определении объема заданий для самостоятельной работы в условиях ограниченности бюджета времени студента. Во-вторых, необходимо искать новые формы заданий для самостоятельной работы студентов. Полезным представляется анализ в периодической печати рубрик «горячая линия» или «вопрос-ответ». Такой анализ позволит студенту увидеть проблемы, актуальные в практике налогообложения, услышать разные ответы на один и тот же вопрос в разных изданиях, понять причину проблемного вопроса, возникшего в практике налогообложения. В-третьих, следует совершенствовать формы контроля за выполненной работой. Публичное обсуждение проделанной работы позволяет усилить заинтересованность студентов в высоком уровне выполнения заданий. Решение второй и третьей задач требует больших затрат времени преподавателя. Поэтому кафедрам необходимо настойчиво ставить перед руководством вуза вопрос о выделении в учебной нагрузке преподавателя дополнительных часов для составления не формальных, а интересных по содержанию заданий для самостоятельной работы студентов, разработки методического обеспечения для их качественного выполнения.

Н.Г. Вишневская, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— Результатом преподавания дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» — одной из основных дисциплин для обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» — должно стать не только глубокое знание студентами механизмов исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, но и умение работать с нормативной базой, принимать обоснованные решения в области налогообложения применительно к конкретным хозяйственным ситуациям. Достижение этой цели невозможно без качественного контроля, соответствующего специфике преподавания дисциплины. Интересен опыт проведения экзаменов по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций» с точки зрения структуры и содержания экзаменационных заданий, а также методического обеспечения, разработанного для достижения объективной оценки экзаменационных работ студентов.

Количество задач в экзаменационном билете — 2. Уровень сложности задач достаточно высок, и успешная сдача экзамена невозможна без хорошей теоретической подготовки. Каждая задача представляет комбинацию ситуаций для условного хозяйствующего субъекта.

Решению задач предшествует оформление студентом элементов приказа об учетной политике в целях налогообложения (в краткой форме с указанием основных положений), принципиальных для решения задач.

Так как процесс решения задачи требует достаточно глубоких знаний по конкретным вопросам, то студентам разрешается пользоваться Налоговым кодексом. Однако время, отводимое на экзамен, позволяет студентам уточнить в Кодексе только отдельные конкретные моменты.

Каждая задача и ее элемент оцениваются в определенном количестве баллов в зависимости от сложности. Так, первая задача оценивается в 20 баллов, а вторая задача как более объемная и сложная — в 60 баллов. Равноценные по сложности элементы задач оцениваются одинаковым количеством баллов. Этот принцип позволяет подготовить равноценные по сложности варианты экзаменационных билетов, а также облегчить проверку экзаменационных работ, обеспечив при этом максимальную объективность. К каждому билету составляется вспомогательная для преподавателя форма, в которой текст задачи разбивается на логические элементы, каждый из которых оценивается в баллах, и определяется, что именно подлежит проверке по этому элементу.

Задачи составлены таким образом, что возмож-

но несколько вариантов решения. Поэтому студенты должны обосновывать свой вариант решения, а именно: записать условие, при котором этот вариант решения будет верным, или определить соответствующий пункт учетной политики.

Производить решение задач студентам предлагается не в произвольной форме, а в заранее разработанных таблицах, что позволяет структурно оформить решение задачи, дисциплинирует студентов, не позволяет что-то пропустить, и, наконец, облегчает проверку преподавателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, можно сказать, что применяемые по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций» экзаменационные билеты:

• по содержанию — соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 351200 «Налоги и налогообложение»;

• рассчитаны на знание основ налогового законодательства, методику исчисления налоговой базы, а также умение работать с документами;

• требуют от студентов умения разбираться в конкретных хозяйственных ситуациях, принимать самостоятельные обоснованные решения в области налогообложения;

• соответствуют специфике преподавания данной дисциплины;

• являются активной формой контроля теоретических знаний и практических навыков студентов.

И.Н. Гаскарова, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ:

— На современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, гуманизации общественно-экономических отношений, формирования энергичной, инициативной личности, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны. Большое значение имеет сложившаяся в Финансовой академии система преподавания дисциплин, организация текущего и итогового контроля знаний студентов.

При осуществлении контроля решается важнейшая задача — стимулирование студентов к постоянной и систематической работе по освоению учебного материала.

Текущий контроль играет первостепенную роль в организации учебного процесса. Он позволяет преподавателям корректировать работу с

учетом освоения студентами отдельных разделов изучаемых дисциплин. При этом чрезвычайно важно обеспечить активную работу студентов на семинарском занятии, прививать им интерес к рассматриваемому материалу, к обсуждаемым темам.

Разнообразие форм и методов проведения семинарских занятий, их сочетание в ходе одного семинара существенно повышают интерес студентов к изучаемым дисциплинам. Поэтому такая работа на семинарах должна стать общепринятой нормой, а не передовым опытом или новшеством. Для этого в учебно-методических материалах необходимо представлять не только вопросы, задания, задачи, тесты, но и методику проведения деловых игр по отдельным темам.

Е.А. Лаврентьева, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций:

— В докладе на тему «Организационно-методическое обеспечение проведения практики студентов» отмечено, что производственная и преддипломная практика являются составной частью образовательной программы высшего профессионального образования. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Организация производственной практики на всех этапах обучения должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. В ходе преддипломной практики студенты должны углубить свои знания и навыки, полученные ими в течение всего периода обучения, а также в процессе прохождения производственной практики на втором, третьем и четвертом годах обучения. При этом осуществляется конкретизация сбора материалов применительно к теме дипломной работы. В составе отчета о преддипломной практике студент должен представить на кафедру систематизированные и структурированные материалы по теме дипломной работы.

Организация практики студентов является обязательным компонентом учебного плана, обеспечивающим приобретение практических навыков для специалистов в области налогообложения.

В завершение Круглого стола прошла презента-

ция Международного центра научных исследований и консультаций по налоговым проблемам.

Международный центр научных исследований и консультаций по налоговым проблемам был создан в апреле 2004 г. как научное структурное подразделение Финансовой академии при Правительстве РФ. Работу центра возглавила директор— Лидия Петровна Павлова, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Важнейшими направлениями деятельности Международного центра являются:

• анализ состояния законодательной и нормативной базы налогообложения Российской Федерации и зарубежных стран;

• разработка методологии и методики определения налоговой базы и проведения налоговых проверок с привлечением ученых и специалистов в области налогообложения;

• разработка методики и методологии ведения налогового консультирования;

• подготовка экспертно-аналитических материалов для Правительства РФ, Государственной Думы РФ и других заинтересованных лиц. Международный центр проводит научные

исследования в следующих областях:

• совершенствование налогообложения юридических лиц;

• совершенствование налогообложения физических лиц;

• налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства;

• налогообложение природопользования;

• налогообложение в сфере экологии. Международный центр научных исследований

и консультаций по налоговым проблемам также проводит конференции, круглые столы по актуальным проблемам налогообложения, осуществляет издание материалов конференций, подготовку к публикации научных статей по вопросам налогообложения, а также глоссариев по терминам и понятиям, употребляемым в сфере налогообложения отраслевых структур экономики в целях налогового консультирования. Деятельность Международного центра рождает крупный научный резонанс в экономических кругах России и зарубежья. В частности, большой научно-практический интерес вызвал Международный круглый стол «Экологическая сбалансированность: экология и окружающая среда», проведенный 14 марта 2004 г.

Обзор подготовили: Л.И. Гончаренко, H.H. Башкирова, H.H. Мельникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.