Научная статья на тему 'Инструменты подготовки и переподготовки специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда'

Инструменты подготовки и переподготовки специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипенко Л. И.

Специальные технические и технологические знания устаревают быстро, что вызывает потребность в организации профессионального обучения на опережающей основе, то есть так, чтобы дипломированный специалист, с одной стороны, мог участвовать в научно-техническом прогрессе, а с другой быть генератором новых идей и внедрять их в жизнь [4]. Принцип опережающего образования реализуется в НШФ ЮФУ через постоянное обновление учебных программ и учебных дисциплин. Не остается неизменным содержание программ даже по классическим дисциплинам: математике, КСЕ, истории и уж тем более содержание спецкурсов, которые касаются характера будущей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты подготовки и переподготовки специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ти финансов и, соответственно, бюджетов различных уровней территорий в процессе их формирования, исполнения, а также сформировать необходимые и целесообразные условия для контроля за соблюдением финансовой и бюджетной дисциплины в целях решения социально-экономических задач и, прежде всего, повышения уровня жизни населения на территории республики.

ПИЛИПЕНКО Л.И.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА

В XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться

Э. Тоффлер

Специальные технические и технологические знания устаревают быстро, что вызывает потребность в организации профессионального обучения на опережающей основе, то есть так, чтобы дипломированный специалист, с одной стороны, мог участвовать в научно-техническом прогрессе, а с другой - быть генератором новых идей и внедрять их в жизнь [4].

Принцип опережающего образования реализуется в НШФ ЮФУ через постоянное обновление учебных программ и учебных дисциплин. Не остается неизменным содержание программ даже по классическим дисциплинам: математике, КСЕ, истории - и уж тем более содержание спецкурсов, которые касаются характера будущей деятельности. Появились, например, такие новые курсы, как компьютерное делопроизводство, конфликтология, психотехнологии общения, психология экономики, философия предпринимательства и т.п. К преподаванию активно привлекаются ведущие специалисты предприятий (организаций) города. Например, традиционно дисциплины «Бухгалтерский учет в банках», «Банковский анализ и аудит», «Законодательство в области финансов и бухгалтерского дела» читают специалисты Родионово-Несветайского отделения № 5190 Юго-Западного Банка Сбербанка Российской Федерации. Дисциплины «Занятость населения и ее регулирование», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб и учреждений», «Стимулирование труда работников социальной сферы», «Организация пенсионного обеспечения» - руководители учреждений социальной сферы г. Новошахтинска (Туркатова Е.И. - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске, Земцов В.М. - Центр занятости населения, Нечепуренко Т.И. - зам. начальника Управления социальной защиты населения г. Новошахтинска). В рамках дисциплины «Введение в специальность» для студентов специальности «Социальная работа» проводятся экскурсии в социальные учреждения г. Новошахтинска: Центр занятости населения, Управление социальной защиты населения, ОГОУО ШИ № 33 и т.д.

Новым, характерным для современного этапа развития рыночной экономики является также принцип соответствия подготовки кадров реальным общественным потребностям в них [3, 1]. А это означает, что структура и содержание образовательных программ должны быть разработаны не под интересы образовательного учреждения, а под интересы заказчика кадров, совокупного или индивидуального. Этот вопрос наш вуз решает, тесно контактируя с предприятиями и организациями города.

Традиционно эффективным инструментом взаимодействия вуза и предприятий являются Государственные аттестационные комиссии, в которые входят представители (как правило, руководители и ведущие специалисты) организаций-работодателей города. После защиты дипломных проектов комиссия составляет отчет, в который вносятся пред-

ложения по усилению того или иного направления подготовки студентов. В большинстве отзывов на дипломные работы отмечаются их высокий уровень и практическая направленность результатов исследования. Так, в НШФ ЮФУ всего осуществлено 4 выпуска студентов - 252 чел. (149 очной и 103 заочной формы обучения), из которых трудоустроено по специальности более 90%, в том числе в пределах города (региона) около 80%. В адрес кафедры финансов и бухгалтерского учета только в 2006-2007 уч. году получено 19 благодарственных писем, 3 акта о внедрении результатов дипломных исследований. Студенты специальности «прикладная информатика в экономике» выполняют дипломные работы на темы, предложенные предприятиями; результаты разработок находят отражение в деятельности данных предприятий (имеется 11 справок о внедрении, в т.ч. от ООО «Ростверк», ООО «Ростоврегиоргаз», ОАО ПТФ «Глория-Джинс», магазин «Компьютер. ^», ООО «Иган» и др.)

В процессе дипломного и курсового проектирования студентами изучаются актуальные социальные проблемы г.Новошахтинска, по итогам которых практические разработки используются в деятельности учреждений (Ляшенко О., Ахмедиевой Н., Некрытой В.).

В рамках научной работы в 2007 г. студенткой Н. Гречаниченко (рук. Т.С. Киенко) было проведено исследование, направленное на изучение профессиональной деформации специалистов по социальной работе ряда учреждений (МУ «ЦСО ГПВиИ г. Новошахтинска, ОГОУО ШИ № 33). По результатам исследования были составлены и переданы руководителям учреждений аналитические справки, в соответствии с рекомендациями руководителями были приняты кадровые решения. В феврале - марте 2008 г. Н. Гречаниченко провела экспертный опрос руководителей учреждений социальной работы с целью анализа кадровой политики. По результатам исследования составлены аналитические справки и рекомендациями для руководителей по активизации кадровой политики. Совместно с Органами опеки и попечительства преподавателем Е.В. Мартыновой разработан и внедряется исследовательский проект «Приемная семья», в рамках которого студенты специальности «социальная работа» осуществляют просветительскую, исследовательскую и аналитическую работу.

Взаимодействие НШФ ЮФУ с работодателями осуществляется через проведение ставших уже традиционными мероприятий: деловых игр (кафедра финансов и бухгалтерского учета и Родионово-Несветайское отделение № 5190 ЮЗБ СБРФ), круглых столов по проблемам трудоустройства выпускников и развития предпринимательской деятельности (кафедры финансов и бухгалтерского учета, экономики и менеджмента и представители бизнес-структур города). Совместно с сотрудниками Центра занятости населения в декабре 2007 года кафедрой гуманитарных дисциплин и социальной работы был проведен мастер-класс с целью повышения конкурентоспособности выпускников специальности «социальная работа» на рынке труда; психолог Центра занятости населения Тедеева В.А. обучала студентов навыкам самопрезентации и составления резюме. Специалисты учреждений принимают участие в организации и проведении конкурсов «Лучший по профессии» (специальности «социальная работа», «бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Кафедра экономики и менеджмента с 2006 года организует проведение круглых столов с участием предпринимателей города, на которых обсуждаются проблемы развития малого бизнеса, вопросы сотрудничества образования и бизнеса. Заключены соглашения с Администрацией города Новошахтинска и Новошахтинским зональным бизнес-инкубатором о создании условий и предоставлении дополнительных возможностей студентам и аспирантам для организации работы Молодежного инновационного бизнес-инкубатора на базе НШФ ЮФУ.

Немаловажное значение имеет постоянное сотрудничество кафедр НШФ ЮФУ с предприятиями и организациями города. Студенты филиала, начиная с третьего курса, проходят производственную практику, как правило, на одном и том же предприятии, что позволяет на только закрепить навыки практической деятельности, но и изучить специфику работы конкретного предприятия. Неслучайно студенты, проявившие себя в период практики, приглашаются на работу уже с 4-го курса. Ведущими учреждениями при организации практик студентов экономических специальностей являются Родионово-Несветайское отделение № 5190 ЮЗБ СБРФ, «Дон-Тексбанк», ГП РО «Донэнерго», ООО «ЭМС», «Радуга», «Дуга» ОАО

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ПТФ «Глория», ООО «Синусоида», РМП «Водоканал» и другие; по специальности «социальная работа» - Администрация города Новошахтинска и территориальный отдел по работе с общественностью, Управление социальной защиты населения г. Новошахтинска, Центр занятости населения г. Новошахтинска, МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска», Управление пенсионного фонда РФ, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска, Подразделение по делам несовершеннолетних ГОВД, Орган опеки и попечительства. Специалисты сотрудничающих организаций принимают участие в отчетно-практических студенческих конференциях студентов, проводимых по результатам практики.

Еще один механизм - предоставление дополнительных образовательных услуг. Дополнительное образование является тем инструментом, который позволяет выпускнику быть специалистом, имеющим не только дополнительные специальные знания, но и практические умения, и профессиональные навыки, нужные работодателям. Сегодня на рынке труда необходимы специалисты таких профессий, которых еще нет в министерском классификаторе, но которые уже востребованы социумом. Именно система дополнительного образования дает возможность решения данной проблемы.

Основная цель деятельности отдела дополнительного образования НШФ ЮФУ заключается в подготовке специалиста, способного осуществлять качественные изменения в получении дополнительных компетенций в сфере своей профессиональной деятельности.

Ценность дополнительного образования состоит также в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает в профессиональном самоопределении студентов и способствует реализации их сил и знаний, полученных в базовом компоненте. Осваивая избранную специальность, студент может при желании «скорректировать» свое обучение, заключив соответствующий договор для изучения дополнительных дисциплин, специальных курсов или даже для получения дополнительной квалификации. При этом требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон, заключивших договор, и могут быть даже выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами. Надо отметить также, что в роли заказчика дополнительных образовательных услуг может выступить не только сам студент, но и его родители, будущий работодатель, заинтересованный в подготовке специалиста, либо другие лица.

В НШФ ЮФУ дополнительные образовательные услуги оказываются с 2002 года, и в этой сфере деятельности уже накоплен определенный опыт. В филиале работают 78 преподавателей, из которых более 70% - кандидаты и доктора наук, что свидетельствует о высоком научном потенциале профессорско-преподавательского состава. Важно, что это команда единомышленников, которая организует инновационный учебный процесс и реализует новую образовательную парадигму «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

В настоящее время НШФ ЮФУ предоставляет дополнительные образовательные услуги по достаточно большому количеству направлений на основе запросов студентов, специалистов предприятий (организаций), которые определяют свои потребности в овладении определенными компетенциями, исходя из практического опыта работы:

- Бухгалтерский учет на предприятии: 1-С Бухгалтерия;

- Пользователь ПЭВМ;

- Технология сборки и настройки ПК;

- Администрирование систем и локальных вычислительных сетей;

- Секретарь-референт;

- Менеджмент по персоналу;

- Бухучет на предприятиях малого бизнеса и др.

Однако понимание непрерывного профессионального образования как метода сопровождения деловой карьеры предполагает тесное сотрудничество с самими работодателями, которые лучше представляют, какими смежными знаниями должен обладать работник их предприятия (в области экологии, экономики, права, компьютерной грамотности,

изучения иностранного языка и др.) [5]. Опыт подобного сотрудничества по организации проведения корпоративных курсов уже имеется. С 2006 года кафедра ГД и СР проводит для сотрудников МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска» и Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Новошахтинска следующие курсы:

- Стандарты профессиональной деятельности социального педагога;

- Современная методология социальной работы;

- Эффективная социальная работа с муниципальными учреждениями.

Это направление деятельности следует расширять, поскольку для предприятия - это один из механизмов воспроизводства и развития рабочей силы. Профессиональное сопровождение карьеры нужно как руководителю, специалисту, так и рабочему. НШФ ЮФУ готов тесно сотрудничать с представителями местного и регионального бизнес-сообщества по данному вопросу, привлекая для проведения курсов высококвалифицированных специалистов ЮФУ и ведущих вузов области. Научный, кадровый и материально-технический потенциал НШФ ЮФУ позволяет реализовать принцип соответствия подготовки кадров реальным общественным потребностям, который означает, что структура и масштабы системы профессионального образования должны быть разработаны не под интересы образовательного ведомства или учреждения, а под интересы заказчика кадров, совокупного или индивидуального [2].

Стратегия развития Новошахтинского филиала ЮФУ как базового элемента ЮФУ ставит новые задачи в области предоставления дополнительных образовательных услуг:

- формирование содержания образования, позволяющего наиболее полно удовлетворять естественную потребность в саморазвитии и самообразовании;

- формирование устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям внешней среды;

- обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста в постоянно меняющемся социально-экономическом окружении;

- подготовка специалистов в соответствии с требованиями работодателей к их компетенциям;

- укрепление связи науки и практики через взаимодействие образования и бизнес-сообщества.

Решение этих достаточно сложных задач возможно только при активном участии работодателей в реализации основных элементов процесса оказания дополнительных образовательных услуг. Наиболее эффективными механизмами взаимодействия вуза с бизнесом могут и должны стать следующие инструменты:

- размещение предприятиями (организациями) заказов на подготовку специалистов;

- материальная и техническая поддержка бизнес-сообществом учебного процесса и учебного заведения;

- организация научных чтений, конференций, открытых лекций, мастер-классов, подрядных проектов, подготовки научных трудов и разработок в вузах;

- проведение вузом семинаров (в том числе и выездных) для сотрудников организаций города;

- создание и реализация корпоративных обучающих программ, адаптированных под цели и задачи компании и специфику ее деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России» в рамках девятого Петербургского международного экономического форума. - http://www.ed-union.ru/docs/doc0919.doc

2. Китова Г.А.,Кузнецова Т.Е. Интеграция науки и образования в экономике знаний. - Информационное общество, 2005, вып. 5, с. 32-36.

3. Мержанов Г. Интеграция науки и образования. - Машиностроитель. 2005, № 6.

4. Некипелов А. Современное экономическое образование: интеграция академической науки и высшей школы. - Мир перемен, 2006, № 1, с. 8-15.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

5. Памятных Е.А., Прокопьев В.П. Интеграция высшего образования и фундаментальной науки - путь к образовательному обществу. - Университетское управление: практика и анализ, № 3, 1997.

НАУМОВА А.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

Преобразования в политическом устройстве Российской Федерации, ее экономике привели к кардинальным изменениям в системе налогообложения страны. Она стала играть важную роль в финансовой сфере деятельности государства, организаций и населения. Налог на доходы физических лиц призван обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально-экономических проблем в обществе. Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его про дуктивности, так как его плательщиками является практически все трудоспособное население страны. При прочих равных условиях он легче других налогов кон тролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важ нейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени. Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех до ходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объе му поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и налогу на прибыль, все же его доля в до ходах консолидированного бюджета - чуть более 12% - явно недоста точна.

Таким образом, подоходный налог еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияет на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что реформирование подоходного налогообложения в России должно стать приоритетным направлением финансовой политики государственной политики.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система обложения физических лиц.

На основании Закона «О подоходном налоге с физических лиц» предельная ставка налогообложения с 01.01.1992 варьировалась от 12% с совокупного годового дохода в размере 42000 руб. до 60% для дохода выше 420000 руб. [3].

С 01.07.1992 года в Закон была внесена поправка, в соответствии с которой предельная ставка налогообложения была установлена на уровне 12% для доходов до 200000 и 40% для доходов свыше 600000 руб. Данное изменение вводилось в действие с 1 января 1992 года. Вполне реалистично предположить, что должно было произойти уменьшение поступлений подоходного налога, учитывая, что увеличилось число граждан, налогообложение которых осуществлялось по минимальной ставке в 12%. Однако в условиях 1992 года, когда среднемесячная заработная плата колебалась от 1400 руб. в январе до 16100 руб. в декабре (соответственно 406 и 609 руб., в ценах декабря 1991 года) данная мера не оказала того действия, которого можно было бы ожидать [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.