Научная статья на тему 'Актуальные вопросы по составлению заданий, ориентированных на учащихся с разными стилями учения'

Актуальные вопросы по составлению заданий, ориентированных на учащихся с разными стилями учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ / СТИЛЬ УЧЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ALGORITHM FOR COMPOSING TASKS / STYLE OF TEACHING / FEATURES OF PERCEPTION OF SPEECH EXPRESSIONS / SPEECH GENRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатенко Екатерина Владимировна

В статье предлагается алгоритм составления заданий, вопросов, ориентированный на учащихся с разным стилем учения (мыслитель, прагматик, теоретик, креативист) с учетом их особенностей к восприятию учебного текста (устного/письменного). Приведены примеры комплексных и индивидуальных заданий для учащихся с разными стилями учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатенко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual questions on the formulation of tasks aimed at students with different styles of teaching

The article proposes an algorithm for drawing up assignments, questions, aimed at students with different styles of teaching (thinker, pragmatist, theorist, creativist), taking into account their peculiarities to the perception of the text (oral / written). Examples of complex and individual assignments for students with different styles of teaching are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы по составлению заданий, ориентированных на учащихся с разными стилями учения»

A CTUAL QUESTIONS ON THE FORMULA T/ON OF TASKS AIMED A T STUDENTS WITH DIFFERENT STYLES OF TEA CHING Gnatenko Ekaterina Vladimirovna, Deputy Director, municipal educational institution "Secondary school №76" Leninsky district, Saratov

The article proposes an algorithm for drawing up assignments, questions, aimed at students with different styles of teaching (thinker, pragmatist, theorist, creativist), taking into account their peculiarities to the perception of the text (oral / written). Examples of complex and individual assignments for students with different styles of teaching are given.

Keywords: algorithm for composing tasks; style of teaching; features of perception of speech expressions; speech genre.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ, УДК 372.584 ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВАК РФ 13.00.02 СТИЛЯМИ УЧЕНИЯ

В статье предлагается алгоритм составления заданий, вопросов, ориентиро- © Гнатенко Е.В., 2017

ванный на учащихся с разным стилем учения (мыслитель, прагматик, теоретик,

креативист) с учетом их особенностей к восприятию учебного текста (устного/

письменного). Приведены примеры комплексных и индивидуальных заданий

для учащихся с разными стилями учения.

Ключевые слова: алгоритм составления заданий; стиль учения; особенности восприятия речевых выражений; речевой жанр.

На основе учета результатов проведенного анализа формулировок заданий и упражнений, представленных в УМК по химии, требований ФГОС 00 и личностно-ориентированных подходов к организации учебного процесса, возникает необходимость в разработке методических рекомендациях по составлению заданий, направленных на активизацию учебной деятельности всех категорий учащихся (мыслителей, креативистов, прагматиков, теоретиков).

Более того, результаты проведенного анкетирования среди учителей химии г. Саратова и Саратовской области (150 респондентов) показали, что учителя испытывают трудности при составлении заданий для учащихся с разными стилями учения (98%). Это связано с тем, что в своей педагогической деятельности преподаватели практически не учитывают стиль учения обучающегося (88%) и особенности восприятия ими изучаемого материала (90%).

В этой связи возникает потребность в разработке алгоритма по составлению заданий, ориентированных на теоретиков, прагматиков, мыслителей, креативистов и методических рекомендаций по их использованию в организации индивидуализации учебно-познавательной деятельности с учетом стиля учения обучающихся.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и выше изложенных индивидуальных особенностей обучающихся, обладающих различными типологиями (креативисты, мыслители, прагматики, теоретики) [1], нами был разработан алгоритм составления заданий для учащихся с разными стилями учения (рис. 1).

Так, при составлении задания или вопроса, ориентированного на креативиста, мыслителя, прагматика, теоретика, в первую очередь, следует учитывать как содержание изучаемой темы, особенности поведения учащихся в учебном процессе, так и уровень готовности к восприятию нового материала. Отсюда при определении сущности задания или вопроса учителю необходимо составить логическую последовательность его изучения. Для этого на основе учета психологических характеристик каждой категории учащихся и особенностей их восприятия текста (устного или письменного)

ГНА ТЕНКО Екатерина Владимировна,

заместитель директора, муниципальное общеобразова тельное учреждение "Средняя общеобразова тельная школа №76"Ленинский район, Саратов ка1и5Ьа- I38@mail.ru

осуществляется подбор определенных речевых формулировок [2].

1. Определение сущности задания или вопроса.

Вытекает из содержания изучаемой темы и психологических особенностей поведения учащегося в учебном процессе.

2. Подбор речевой формулировки задания или вопроса для учащихся с определенным стилем учения.

3. Составление (перефразирование) формулировки задания с учетом речевого жанра, ориентированного на креативистов, теоретиков, прагматиков, мыслителей. ■

Определяется психологическими особенностями учащихся и особенностями восприятия ими речевых выражений в тексте.

Зависит как от типологии урока, так и от психологических особенностей ученика и его особенностью к восприятию текста (устного или письменного).

4. Определение места задания в организации учебного процесса.

Рисунок 1 - Алгоритм составления заданий для учащихся с разными стилями учения

Составление вопросов (заданий) следует начинать с анализа того материала, который представлен в учебнике или дидактических материалах. Затем, на основе учета речевого жанра и психологических особенностей обучающегося, учителем принимается решение -переработать (перефразировать), дополнить существующее задание или вновь составить комплексное/индивидуальное задание, ориентированное на все категории учащихся.

При организации индивидуализации учебной деятельности обучающихся с учетом их стилей учения необходимо обратить внимание на то, что задание может либо носить индивидуальный характер, то есть быть "узнаваемым" для одной категории учащихся, либо комплексным - ориентированным на все категории обучающихся. В последнем случае, в одном задании должны быть речевые выражения, активизирующие деятельность всех учащихся, с учетом их стиля учения [4].

После того, как задание составлено, необходимо определить место его расположения в процессе урока. Это определяется тематикой урока, объемом учебного времени и личностными особенностями учащихся, а также их теоретическим уровнем готовности к восприятию НОВОЙ ТРМЫ.

Например, при изучении темы "Алюминий" учащимся в начале урока (рис. 2) предлагается комплексное задание, позволяющее создатьусловия активизации деятельности мыслителей, креативистов, прагматиков, теоретиков.

Задание: Сопоставьте и проанализируйте (ориентировано на креативистов и мыслителей) рисунки, отражающие области применения определенного вещества:

Подумайте, почему одно и то же вещество имеет такой широкий спектр применения?

Индивидуальные задания: Предположите, на основе каких (прагматики) свойств это вещество могло быть использовано в производстве электрических проводов? Подумайте, (мыслители) почему именно это вещество применяется при изготовлении пищевой пленки и кухонной посуды? Выявите взаимосвязь между свойствами данного вещества (теоретики) и его использованием в самолетостроении, кораблестроении и машиностроении [3].

Определяется темой урока, временными рамками изучения материала, возрастными и психологическими особенностями учащихся и уровнем готовности к восприятию этого материала.

Рисунок 2 - Пример комплексного задания

При дальнейшем изучении темы могут быть использованы индивидуальные задания, ориентированные на одну из категорий обучающихся. В этом случае, последовательность вопросов следует соотнести с планом изучения вещества. Например, см. таблицу 1.

Перспектива использования индивидуальных и комплексных заданий на уроках химии заключается в том, что благодаря им можно

создать не только условия для активизации развитию самоопределения, осмысления изу-учебной деятельности, но и способствовать чаемого материала.

Таблица 1 - Пример индивидуальных заданий, ориентированных на мыслителей, прагматиков,

креативистов, теоретиков

1. Изучение исторической справки

2. Изучение физических свойств

3.Изучение химических свойств

4.Изучение областей применения

Информационный текст:

Однажды некий изобретатель, имя которого неизвестно, пришел к императору Рима, Тиберию. Он принес в дар небьющуюся тарелку из блестящего материала, внешне схожего с серебром, но более легкого. Мастер хвастался, что только он знает, как получить этот металл. Но император не оценил подарка, а приказал казнить изобретателя, а мастерскую уничтожить.

1. Как вы думаете, чем был обеспокоен владыка? Как вы думаете, почему в \Z-VII вв. алюминий ценили дороже золота? (задание ориентировано на креативистов)

2. Продумайте можно ли назвать алюминий «серебром из глины»? (задание ориентировано на мыслителей).

Проанализируйте представленную диаграмму и определите степень распространенности алюминия в земной коре среди металлов и других химических элементов

3.На основе ранее изученных общих свойств металлов сделайте предположение о химических свойствах алюминий. Свое предположение подтвердите соответствующими уравнениями реакций (задание ориентировано на теоретиков)

4.Ввыявите взаимосвязь между свойствами алюминия и областями его применения (задание ориентировано на прагматиков)

физические свойства

области применения

1. Высокая теплопроводность

2. Высокая электропроводность

3. Высокая пластичность, непрозрачность

4. Лёгкий (плотность 2,7 г/см3)

5. Пл.= 660° С

6. Коррозийная стойкость

7. Высокий коэффициент отражения

1. Автомобилестроение

2. Самолётостроение

3. Антикоррозийное покрытие, легирование сталей

4. Конструкционный материал в строительстве

5. Изготовление сплавов (дюралюминий) (показ из коллекции)

6. Электрические провода, ЛЭП

7. Тепловое оборудование

8. Изготовление зеркал

9. Пищевая промышленность (изготовление упаковок)

Литература:

1. Гнатенко Е.В., Пичугина Г.А. Модель построения образовательного процесса с учетом стилей учения учащихся / Е.В. Гнатенко, Г.А. Пичугина, Е.Г. Евдокимова // Гуманитарные науки и образование. -2015. - №4.-С. 24-30.

2. Гнатенко Е.В., Пичугина Г.А. Организация учебного процесса с учетом стилей учения учащихся / Е.В. Гнатенко, Г.А. Пичугина, Е.Г. // Научное обозрение. Гуманитарные исследования. - 2015. -№12.-С.69-76.

3. Гнатенко, Е. В. Сущность понятия "стиль учения" в психолого-педагогической литературе / Е.В. Гнатенко, Г. А. Пичугина, Е. Г. Евдокимова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. -№ 5. - С. 72-73.

4. Гнатенко Е.В. Сущность понятия "стиль учения" в психолого-педагогической литературе / Е.В. Гнатенко, Г.А. Пичугина, Е.Г. Евдокимова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - № 5. - С. 72-73.

PROFESSIONAL DIDACTIC CONTENTS AS THE BASIS FOR REALIZING COMPETENCE EDUCATIONAL PARADIGM IN HIGHER SCHOOLS

Demchenko Valentina Ivanovna, DSc of Political sciences, Professor, Lopatuhina Tatiana Alexandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor,

Morozova Janina Samvelovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of World Languages and Cultures, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The article examines the ways of promoting new educational technologies to optimize the process of modern foreign language teaching. Taking into account this goal, the authors developed a new educational technology which they called content-modular technology for teaching foreign languages in higher schools. The described technology is considered as the integration of content elements and programs that allow to achieve fundamentally new educational results within the framework of the traditional learning model. An organized developed test system for monitoring students' knowledge must confirm or reject the effectiveness of the presented educational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.