Абдуллаева Лариса Амраховна, Амирханова Лиана Бедретдиновна
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМСЯ-ДАГЕСТАНЦАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
В статье рассматривается функционально-стилистический аспект в преподавании русского языка учащимся-дагестанцам. Успешному формированию у учащихся навыков функционально направленной речи способствует знакомство с особенностями употребления синтаксических конструкций в речевых высказываниях разного стиля. Знание стилеобразующих черт функциональных стилей и особенностей организации языковых средств в зависимости от экстралингвистических факторов будет способствовать усилению коммуникативной направленности процесса обучения. Определен объем учебного материала, подлежащего стилистическому изучению в 9-10 классах дагестанской школы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/10-1752.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 1. C. 189-191. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
В статье рассматривается функционально-стилистический аспект в преподавании русского языка учащимся-дагестанцам. Успешному формированию у учащихся навыков функционально направленной речи способствует знакомство с особенностями употребления синтаксических конструкций в речевых высказываниях разного стиля. Знание стилеобразующих черт функциональных стилей и особенностей организации языковых средств в зависимости от экстралингвистических факторов будет способствовать усилению коммуникативной направленности процесса обучения. Определен объем учебного материала, подлежащего стилистическому изучению в 9-10 классах дагестанской школы.
Ключевые слова и фразы: преподавание русского языка; учащиеся-дагестанцы; функциональный стиль; речевой жанр; речевые умения и навыки; стилевая дифференциация языковых средств; стилистический анализ текста.
Абдуллаева Лариса Амраховна, к. пед. н., доцент Амирханова Лиана Бедретдиновна, к. пед. н., доцент
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала liana_amir05@mail. т
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМСЯ-ДАГЕСТАНЦАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Со стилистическим разграничением языковых средств русского языка учащиеся дагестанской школы в практическом плане знакомятся уже в среднем концентре. Особенностью стилистической работы в старших классах является то, что здесь происходит знакомство с понятием функционального стиля, осмысление факта стилистического расслоения речи, осознание зависимости отбора и организации языковых средств от экстралингвистических факторов - сферы и цели общения, условий и содержания высказывания. В процессе изучения стилистических явлений школьники учатся целенаправленно отбирать языковые средства, подчиняя их коммуникативно-стилистическому заданию.
Поскольку функциональный стиль как речевое явление складывается под воздействием экстралингвистических факторов, то специфика каждого из речевых стилей может быть осмыслена учащимися лишь при знании внелингвистических параметров стилей. Поэтому для успешного формирования у учащихся навыков функционально направленной речи нужно знакомить их не только с особенностями функционирования синтаксических конструкций в той или иной речевой разновидности, но и с ее внелингвистической основой, с тем чтобы ученики поняли, для чего и с какой целью они говорят или пишут, почему в данном тексте автором использованы именно эти, а не другие языковые средства.
Стилистика, как и любая функционально-коммуникативная лингвистическая дисциплина, исследует язык в действии и призвана ответить на вопрос, как используются единицы и категории данного языка для решения различных коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения (выражение эмоций, передача информации и т.д.) [1, с. 15].
В исследованиях по лингвостилистике указываются основные экстралингвистические параметры стилей, влияющие на характер речевого высказывания: цели, задачи, ситуация и сфера общения. Так, Э. Г. Ризель выделяет следующие стилеобразующие признаки функциональных стилей, под влиянием которых складываются установки на использование определенных единиц языка: сжатость - пространность, ясность - расплывчатость, образность - отсутствие образности, эмоциональность - отсутствие эмоциональности, статичность - динамичность, субъективность - объективность, официальность - непринужденность [3, с. 97].
Введение функционально-стилистического аспекта в преподавание русского языка, нам думается, будет способствовать усилению коммуникативной направленности процесса обучения и благодаря этому - совершенствованию общеречевых умений и навыков учащихся. Кроме того, использование в упражнениях текстов научно-популярного, общественно-политического характера, газетного материала на различные актуальные темы поможет решению многих воспитательных задач.
Как отмечается в «Методическом руководстве для преподавателей русского языка иностранцам», когда человек при овладении вторым языком «приобретает и теоретические сведения о его фонетических, лексических, грамматических и стилистических особенностях, чувство языка развивается значительно раньше, формируется значительно быстрее» [2, с. 58].
Овладение стилистикой русского языка в дагестанской школе происходит в рамках, обусловленных практическими нуждами, т.е. усваиваются особенности функционирования лишь тех синтаксических конструкций, которые обслуживают сферы наиболее вероятных речевых контактов учащихся.
190
^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 1
В результате обучения стилистике учащиеся старших классов должны приобрести следующие умения и навыки:
1) по официально-деловому стилю: составлять объявление, заявление, автобиографию, доверенность, описание действий и внешности человека;
2) по научному стилю: читать, понимать и воспроизводить научно-популярные тексты типа описания, повествования, рассуждения;
3) по публицистическому стилю: читать, понимать и воспроизводить тексты общественно-политического характера и газетную информацию; составлять заметки для стенгазеты;
4) по разговорному стилю: вести диалоги на семейно-бытовые, школьные и другие темы (с использованием необходимых конструкций);
5) по художественному стилю: производить стилистический анализ текста, понимать и пересказывать его смысловое содержание (коммуникативный план текста).
В процессе стилистической работы учащиеся овладевают двумя группами умений и навыков: продуктивными, предусматривающими самостоятельное составление текстов конкретной жанрово-стилевой принадлежности, и рецептивно-репродуктивными, предусматривающими чтение (слушание), понимание и воспроизведение текста того или иного характера. Эти умения и навыки могут быть сформированы на специально отобранном грамматическом материале, который позволит представить своеобразие каждого из функциональных стилей.
Таким образом, с учетом указанных выше целей и задач обучения и на основе экстралингвистических, лингвистических и дидактических критериев отбора нами определен следующий объем учебного материала, подлежащего стилистическому изучению в 9-10 классах дагестанской школы.
9 класс. Синтаксис простого предложения
1. Употребление простого глагольного сказуемого в деловом стиле (речевой жанр объявления).
2. Употребление односоставных предложений в функциональных стилях: деловом (речевые жанры автобиографии, описания действий, предметов и т.д.), научном, публицистическом, художественном, разговорном. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
3. Употребление составного глагольного сказуемого в деловом стиле (речевой жанр заявления).
4. Употребление модели должен, обязан + инфинитив в официально-деловом и публицистическом стилях.
5. Употребление сказуемого, выраженного глагольно-именным словосочетанием (типа принимать участие, иметь значение) в научном и публицистическом стилях.
6. Употребление модели сказуемого можно, следует, необходимо, надо (нужно) + инфинитив в научном и публицистическом стилях.
7. Употребление моделей типа ему надо + инфинитив и ему уроки готовить в разговорной речи.
8. Употребление составного именного сказуемого в научном стиле.
9. Употребление именного сказуемого с кратким причастием в научном, публицистическом, деловом (речевой жанр отчета) стилях.
10. Употребление именного сказуемого, выраженного полным и кратким прилагательным, в различных речевых стилях.
11. Употребление определений, выраженных прилагательными, в художественном стиле.
12. Употребление определений, выраженных причастиями, в различных речевых стилях.
13. Употребление приложения в деловом стиле (речевой жанр доверенности).
14. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов с временным, причинным значением в научном, публицистическом и художественном стилях.
15. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов со значением обстоятельства образа действия в научном, публицистическом и художественном стилях.
16. Употребление однородных членов предложения с обобщающим словом в научном стиле.
17. Работа над связным текстом. Виды и средства связи между предложениями в текстах различной стилевой принадлежности.
10 класс. Синтаксис сложного предложения
1. Синонимия союзных и бессоюзных сложносочиненных предложений.
2. Синонимия союзных и бессоюзных изъяснительных предложений.
3. Замена прямой речи косвенной.
4. Синонимия сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и простых предложений с причастным оборотом.
5. Синонимия придаточных предложений времени и деепричастных оборотов с временным значением.
6. Синонимия придаточных предложений причины и деепричастных оборотов с причинным значением. Синонимия придаточных предложений причины с союзами потому что, ибо, так как.
7. Употребление сложноподчиненных предложений условия с союзами если, то, когда в научном стиле. Синонимия союзов если и когда.
8. Употребление сложноподчиненных предложений условия с союзом раз.
9. Употребление сложноподчиненных предложений с союзом хотя в разговорной речи. Синонимия союзов несмотря на то(,) что и хотя. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточным уступительным.
10. Употребление придаточных присоединительных с союзом что в научном стиле.
11. Работа над связным текстом. Виды и средства связи между предложениями в текстах различной стилевой принадлежности.
Как видно из перечня тем, в ряде случаев стилистический материал вводится лишь после изучения группы синтаксических конструкций с тем, чтобы нагляднее показать специфику их функционирования в разных речевых стилях. Так расположен материал, например, при изучении односоставных предложений. Приведенный учебный материал содержит две группы явлений:
• синтаксические конструкции, характеризующиеся особенностями речевого функционирования в разных сферах общения;
• взаимозаменяемые, синонимические конструкции.
При изучении первой группы конструкций учащиеся овладевают закономерностями их функционирования в различных речевых жанрах. Изучение второй группы синтаксических явлений способствует формированию у учащихся умений и навыков отбора из имеющихся в их распоряжении синонимических языковых средств, наиболее уместных и целесообразных в конкретной ситуации общения.
Таким образом, стилистическая аспектизация обучения значительно способствует развитию и обогащению русской речи учащихся-дагестанцев: они практически овладевают явлением полифункциональности синтаксических категорий с особенностями и правилами их употребления в речи для передачи определенных смысловых и стилистических оттенков, усваивают вариантные, соотносительные конструкции и нормы их функционирования в речевых стилях. Стилистическая работа вместе с тем помогает и более глубокому усвоению изучаемых грамматических категорий, осмыслению их свойств, общих и частных значений в текстах с различной стилистической окраской.
Список источников
1. Воронцова Т. А. Элементарная стилистика: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. 130 с.
2. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1976. 137 с.
3. Ризель Э. Г. Полярные стилевые черты и их языковое воплощение // Иностранные языки в школе. 1961. № 3. С. 96-103.
FUNCTIONAL-STYLISTIC ASPECT IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE TO DAGESTAN STUDENTS AT SENIOR SCHOOL
Abdullaeva Larisa Amrakhovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Amirkhanova Liana Bedretdinovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala liana_amir05@mail. ru
The article deals with the functional-stylistic aspect in teaching the Russian language to Dagestan students. Successful formation of students' skills in functionally directed speech is promoted by acquaintance with the features of the use of syntactic constructions in speech utterances of different styles. Knowledge of the style-forming features of functional styles and peculiarities of the organization of language means depending on extralinguistic factors will contribute to the strengthening of the communicative direction of the learning process. The volume of educational material subjected to stylistic study in the IX-X grades of Dagestan school is determined.
Key words and phrases: teaching the Russian language; Dagestan students; functional style; speech genre; speech skills; style differentiation of language means; stylistic analysis of text.
УДК 372.881.111.1
Данная статья посвящена проблеме развития навыков письменной компетенции через овладение письменной речью старшими школьниками при обучении иностранному языку. Анализируются лингвистические особенности графических кодов изучаемого в школе иностранного языка, выделяются деятельностные цели, задачи, аспекты письменной речи, формы письменных произведений, которые должны быть включены в обучение навыкам письменной компетенции на иностранном языке.
Ключевые слова и фразы: письменная компетенция; графический код; аспекты письменной речи; содержание обучения; реферат; аннотация; эссе.
Адельшина Наталья Александровна
Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время вопрос развития письменной компетенции при обучении иностранному языку стал особенно актуальным, поскольку овладение данной компетенцией главным образом происходит через изучение письменной речи обучаемыми.