Токтарова Наима Камаловна
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ДАГЕСТАНЦЕВ
В статье рассматриваются особенности работы над синтаксическими синонимами как средством развития речи студентов-дагестанцев. Отмечается, что изучение синтаксических синонимов должно проводиться на основе специальных упражнений, способствующих развитию устной и письменной речи студентов. Описываются различные случаи замены предложения синтаксическим синонимом. Адрес статьи: от^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/5-3/5£Шт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 206-208. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Данный метод предусматривает три этапа работы. Сначала участники читают в течение определённого времени предложенный текст и записывают каждый на своём поле его основные идеи. Во время первого этапа не допускается, чтобы участники беседовали друг с другом. На втором этапе проходит обмен идеями и участники на общее поле выписывают только те слова, которые совпали у большинства членов микрогруппы. Далее все студенты вместе по опорным словам и словосочетаниям составляют пересказ текста. На третьем этапе происходит представление подготовленного группой пересказа. В каждой группе остаётся один ведущий со своим плакатом, который пересказывает текст подходящим к нему участникам другой группы [Ibidem, S. 245].
Таким образом, применение представленных выше методов позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, их самостоятельность, формирует культуру творческого и оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, у студентов вьграбатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам, что ведет к формированию коллектива. Применение этих методов позволяет сформировать не только думающего и владеющего немецким языком, но и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках.
Список источников
1. Бароненко Е. А., Белова Л. А., Слабышева А. В. Креативная иноязычная дидактическая среда как одна из форм развития коммуникативной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60): в 3-х ч. Ч. 3. С. 183-186.
2. Поляков О. Г. Направления совершенствования коммуникативных умений в профильно-ориентированном обучении английскому языку // Иностранные языки в высшей школе. 2005. № 3. С. 55-62.
3. Mattes W. Methoden für den Unterricht: Kompakte Übersichten für Lehrende und Lernende. Neuauflage. Paderborn: Schöningh, 2011. 264 S.
USING THE METHODS OF W. MATTES FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE
OF STUDENTS LEARNING THE GERMAN LANGUAGE
Slabysheva Alevtina Vasil'evna
Urals State University of Physical Culture, Chelyabinsk slabyshevaa@mail. ru
Belova Larisa Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Chelyabinsk State Pedagogical University telems74@rambler. ru
The article presents the effective methods of development of communicative competence in classes of a foreign language, developed by the German researcher W. Mattes. The author describes the rules of organizing and conducting studies using these techniques which also help to enhance cognitive activity of students, their independence and to develop culture of creative and operative thinking.
Key words and phrases: communicative competence; teaching the German language; method; problem solution; group communication; individual pace.
УДК 372.881.161.1
В статье рассматриваются особенности работы над синтаксическими синонимами как средством развития речи студентов-дагестанцев. Отмечается, что изучение синтаксических синонимов должно проводиться на основе специальных упражнений, способствующих развитию устной и письменной речи студентов. Описываются различные случаи замены предложения синтаксическим синонимом.
Ключевые слова и фразы: синтаксическая синонимия; синтаксические синонимы; синтаксические конструкции; сложноподчиненные предложения с придаточным определительным; причастный оборот.
Токтарова Наима Камаловна, д. филол. н., доцент
Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала naima. [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ДАГЕСТАНЦЕВ
Как известно, синонимы присущи разным уровням языка; при этом для каждого языкового уровня характерна своя синонимия. Богато представлена лексическая синонимика, большим разнообразием отличаются
13.00.00 Педагогические науки
207
фразеологические синонимы, значительным количеством синонимов обладает синтаксис, большим числом синонимов располагает морфология, также значительны синонимы и в словообразовании.
Темой нашего исследования в данной статье являются синтаксические синонимы. Синтаксическая синонимия разнообразна и многочисленна. Синонимами могут быть различные типы словосочетаний, простые предложения, простое и сложное предложения, сложные предложения с различными видами придаточных. Одну и ту же мысль можно выразить различными синтаксическими конструкциями, каждая из них представляет синтаксический синоним.
Как показывает практика, занятия по синтаксической синонимии - методически наименее обеспеченный участок работы по русскому языку в дагестанской аудитории. Между тем именно синтаксическая синонимия должна познакомить обучающихся с использованием форм языка в точном соответствии с различными целями высказывания.
Кроме того, к большому сожалению, культура устной и письменной речи остается недостаточно высокой. О низком уровне речевой культуры студентов-дагестанцев свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые встречаются в их письменных работах. Тем не менее методисты подчеркивают, что «изучение синтаксической синонимии в дагестанской аудитории имеет, прежде всего, практическое значение: она способствует развитию активных навыков письменной и устной речи студентов, пониманию особенностей языка и стиля художественных произведений» [1, с. 56].
Наблюдения показывают, что студенты-дагестанцы не всегда знают, как использовать тот или иной синтаксический синоним, не умеют заменять предложения синтаксическим синонимом.
Известно, что в качестве синонимических конструкций могут выступать причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения, отсюда возможность их взаимозамены [2, с. 53]. Причастный оборот используется в тех случаях, когда говорящий сжато и лаконично хочет выразить свою мысль; он характерен в основном для книжного стиля и придает речи особую окраску. Часто употребление причастного оборота является главным средством стилистической правки. С помощью причастного оборота можно устранить неоправданное скопление союзных слов, которые могут возникнуть в сложноподчиненных предложениях с неоднородными придаточными частями [4, с. 300]. Рассмотрим следующие примеры.
(1) В альбоме, который мне недавно подарили, немало прекрасных фотографий, которые запечатлели насыщенную студенческую жизнь. - В подаренном мне недавно альбоме немало прекрасных фотографий, запечатлевших насыщенную студенческую жизнь.
(2) Стихи, которые были отправлены на конкурс, были великолепны. - Стихи, отправленные на конкурс, были великолепны.
Необходимо отметить, что в данных предложениях придаточное определительное заменяем причастным оборотом для того, чтобы устранить двусмысленность, связанную с возможностью двоякого соотношения союзного слова который с одним из предшествующих существительных.
(3) И душераздирающие крики взрослых, которые доносились из окна, и лай собаки, лежавшей неподалеку, - все это рождало непонятное чувство тревоги. - И душераздирающие крики взрослых, доносившиеся из окна, и лай собаки, лежавшей неподалеку, - все это рождало непонятное чувство тревоги. В данном случае с помощью причастного оборота создается параллелизм в структуре предложения.
(4) Все, кто приехал на свадьбу, были близкими родственниками и друзьями. - Все приехавшие на свадьбу были близкими родственниками и друзьями.
Следует отметить, что причастный оборот, будучи синонимичным придаточной определительной части, позволяет устранить однообразие сложных конструкций, возникающее в результате многократного использования одних и тех же синтаксических единиц [5; 6, с. 293].
(5) Дирекция совхоза премировала доярку Сухову, которая досрочно выполнила обязательство, которое было принято в прошлом году. - Дирекция совхоза премировала доярку Сухову, досрочно выполнившую обязательство, которое было принято в прошлом году.
Представим себе, что вместо причастных оборотов мы можем употреблять только определительные придаточные. Тогда фраза из 1 главы «Тараса Бульбы» зазвучала бы так: «Месяц с вышины неба уже озарял весь двор, который был наполнен спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, который окружал двор».
Можно предложить студентам, пользуясь причастными оборотами, попробовать восстановить вариант Н. В. Гоголя. При этом следует иметь в виду, что причастный оборот несет меньшую смысловую нагрузку, чем определительная придаточная часть сложного предложения. Отмечается, что причастными оборотами будут заменены те придаточные, которые в предложении несут меньшую смысловую нагрузку.
Значение придаточного оборота нагляднее всего обнаруживается при анализе связного текста. С этой целью можно использовать страницы из «Тараса Бульбы», например, со слов «Никогда плуг не проходил...», заканчивая словами «Колос пшеницы наливался в гуще.» (гл. 2), из романа А. С. Пушкина «Дубровский», например, со слов «В девять часов утра.», заканчивая словами «который тут же сидел как ни в чем не бывало» (гл. 11), а также отрывки из школьных учебников географии, физики и другие.
Далее предлагаем студентам для работы следующие предложения:
Преданный самым близким человеком, Артур не потерял веру в людей. - Хотя / несмотря на то, что Артур был предан самым близким человеком, он не потерял веру в людей.
Избалованный родителями и всеми бабушками и дедушками, ребенок не знал меры ни в чем. - Ребенок не знал меры ни в чем, потому что был избалован родителями и всеми бабушками и дедушками.
Воспитанный в большой семье, Руслан казался человеком одиноким. - Хотя Руслан был воспитан в большой семье, он все-таки казался человеком одиноким.
Одетый в дорогой костюм, господин все же не производил приятного впечатления. - Несмотря на то, что господин был одет в дорогой костюм, он все же не производил приятного впечатления.
Сопоставляя данные конструкции, приходим к выводу, что причастные обороты выражают тот или иной признак более кратко, сжато. Соответствующие им придаточные предложения отличаются большей смысловой расчлененностью и четкостью благодаря наличию в них подчинительных союзов (ср. значение условия, причины в придаточных предложениях).
Дополнительные смысловые оттенки (уступительности и причинности), скрытые в причастных оборотах, становятся очевидными в придаточных предложениях.
Следует также отметить, что нагромождение придаточных определительных при неоднократном и последовательном подчинении нередко приводит к стилистическим ошибкам, к непониманию (вследствие двусмысленности) содержания.
Необходимо обратить внимание также и на то, что не только причастные обороты, но и распространенные обособленные определения со стержневым словом, выраженным прилагательным, синонимичны придаточным определительным. Причем такие определения, подобно причастным оборотам, отличаются большей сжатостью, краткостью по сравнению с соответствующим придаточным предложением [3, с. 197]. Приведем примеры.
Антонимами называются слова, противоположные по смыслу. - Антонимами называются слова, которые противоположны по смыслу.
Слова, близкие по значению, называются синонимами. - Слова, которые близки по значению, называются синонимами.
Для закрепления полученных сведений предлагаем следующие упражнения.
Преобразуйте (там, где возможно) данные сложноподчиненные предложения в простые с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1. Народ, который стоял на городской площади, был поражен происходящим зрелищем.
2. Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
3. Войска первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы.
4. Я приведу такие аргументы, которые убедят вас в моей невиновности.
Таким образом, изучение синонимичных синтаксических конструкций следует проводить на основе комплекса специальных упражнений, обеспечивающих формирование и совершенствование навыков использования их в устной и письменной речи.
Список источников
1. Караева С. А. Формирование и развитие русской связной речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности: дисс. ... к. пед. н. М., 2005. 161 с.
2. Магомедов Г. И. Изучение в лезгинских школах синтаксических связей слов в русском языке. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 100 с.
3. Солганик И. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1973. 206 с.
4. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. 320 с.
5. Токтарова Н. К. Коммуникативные типы высказывания в кумыкском языке: монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. 256 с.
6. Токтарова Н. К. Методика изучения причастия // Методика русского языка в дагестанской национальной школе / под ред. Г. И. Магомедова. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2004. С. 292-309.
THE PECULIARITIES OF WORK ON SYNTACTIC SYNONYMS AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF DAGESTAN STUDENTS
Toktarova Naima Kamalovna, Doctor in Philology, Associate Professor Dagestan State University of National Economy, Makhachkala naima. toktarova@mail. ru
The article discusses the peculiarities of the work on syntactic synonyms as a means of development of Dagestan students' speech. It is noted that the study of the syntactic synonyms should be based on the special exercises, contributing to the development of oral and written speech of students. The author describes the different cases of replacing the sentence by a syntactic synonym.
Key words and phrases: syntactic synonymy; syntactic synonyms; syntactic constructions; complex sentences with attributive clause; participial.