Научная статья на тему 'Актуальные вопросы качества в работе автотранспортных предприятий'

Актуальные вопросы качества в работе автотранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашина О. Ю.

В работе представлен анализ критериев качества автотранспортных предприятий на современном этапе. А также уточнено понятие «качество автотранспортных услуг» на основе изучения актуальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кашина О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы качества в работе автотранспортных предприятий»

б! = 1.45; q111 = 0.25; q112 = 0.35; б\ = 0.05;

б\ = 0.80; q11 = 0,43; q\2 = 0.36; = 0.01;

= 1.12; q2 = 0.15; q122 = 0.25; б2 = 0.10;

б2 = 0.71; q2 = 0.41; q222 = 0.30; б2 = 0.00.

Список литературы:

1. Искендеров А.А. Расчет рациональной конструкции магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкость на горных участках земли // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Перспективы развития информационных технологий». - Новосибирск, 2011. - С. 25-29.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА В РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Кашина О.Ю.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В работе представлен анализ критериев качества автотранспортных предприятий на современном этапе. А также уточнено понятие «качество автотранспортных услуг» на основе изучения актуальной литературы.

При анализе с точки зрения экономики транспортной отрасли четко определяется ее специфика. Особенность заключается в том, что ранее «продукцией» автомобильного транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.д., но на современном этапе все чаще приоритетным становится «услуга», которая как и любой товар, имеет свое качество.

Среди услуг, которые предоставляют автотранспортные предприятия можно выделить следующие [1, 2]:

- перевозка грузов;

- погрузочно-разгрузочные услуги (погрузочно-разгрузочные, перегрузочные складские операции);

- услуги по хранению грузов;

- услуги по подготовке грузов к перевозке;

- предоставление транспортных средств в аренду и др.

Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.).

К дополнительным услугам можно отнести такие, как например маркетинговые, коммерческие, информационные, а так же услуги страхования [2].

Реализация комплексного «продукта» автотранспортного предприятия или вернее услуги, направлена на максимизацию прибыли. В современных условиях курса инновационного развития экономики все сферы стремятся реализовать свои перспективы через имеющиеся ресурсы. Однако в силу ограниченности и невоспроизводимости многих ресурсов материальной базы, компании измеряют все возможные потенциально выгодные элементы. Именно поэтому наиболее предпочтительными становятся направления работы АТП по инноватике, совершенствованию управления персоналом, идентификации интеллектуального потенциала и улучшению продукта или услуги за счет повышения качества и ресурсосбережения.

В данном исследовании мы остановимся на понятии качества АТП. Оценка качества АТП происходит с позиции оценки качества транспортных услуг.

С точки зрения потребителя к услугам транспорта предъявляют ряд требований [3]:

- надежность перевозок (к примеру при перевозке пианино недопустимы даже самые малейшие повреждения);

- минимальный срок (продолжительность) доставки;

- регулярность доставки груза;

- своевременность доставки (гарантированные сроки доставки);

- безопасность перевозок;

- сохранность груза при доставке;

- приспособляемость к требованием клиента (гибкость обслуживания) и другие.

Однако для того чтобы улучшать работу АТП и тем самым максимизировать прибыль нужно уметь оценивать свои конкурентные преимущества, использовать факторный анализ для определения слабых и сильных сторон, чтобы достигать стратегических целей. При оценке используется рад показателей качества.

Показатель качества транспортных услуг - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках [6].

Номенклатура показателей качества, например, грузовых перевозок, применяемая в сфере управления качеством грузовых перевозок, определена ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» [5].

Согласно указанному стандарту показатели качества транспортной услуги должны отвечать следующим основным требованиям:

- способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей (физических и юридических лиц);

- характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;

- быть стабильными;

- способствовать повышению качества грузовых перевозок;

- исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок [4].

Для повышения (или поддержания) качества перевозок, автотранспортные предприятия должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Как правило, здесь используется анкетный метод опроса потребителей услуг, так как независимы анализ позволяет объективно сопоставить соответствие заявленного качества реальному.

ГОСТ Р 51005-96 выделяет следующие группы показателей [5]: Показатели своевременности выполнения перевозки. Данная группа показателей в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяется на следующие показатели:

а) перевозка груза к назначенному сроку. Эти показатели характеризуют перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. К ним относятся:

- среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;

- среднее превышение назначенного срока;

- максимальное превышение назначенного срока;

- максимально допустимое отклонение от назначенного срока;

- число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;

- число прибытий грузов к назначенному сроку;

б) регулярности прибытия груза. Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени. Показателями регулярности являются:

- среднее число прибытий груза за единицу времени;

- минимальное число прибытий груза за единицу времени;

- среднее время между поступлениями груза;

- максимальное время между поступлениями груза;

- минимальное время между поступлениями груза;

- число отклонений от установленной регулярности поступления груза;

- число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью;

в) срочности перевозки груза. Данные показатели характеризуют свойства перевозки, обусловленные временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза. К показателям скорости относят:

- нормальное (договорное) время перевозки груза;

- среднее время перевозки груза;

- максимально допустимое время перевозки груза;

- максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;

- процент прибытия груза в сверхнормативное время;

- среднее отклонение от нормативного времени;

- средняя скорость перевозки грузов;

- суточный пробег транспортного средства;

- число прибытий груза за нормативное время.

2. Показатели сохранности перевозимых грузов. Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на следующее:

а) без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и в конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего относится к перевозке скоропортящихся грузов, а так же перевозке грузов насыпью и навалом. К показателям перевозки грузов без потерь относят:

- нормы убыли;

- удельные потери груза;

- среднюю потерю груза при перевозке;

- стоимость потерь груза при транспортировке;

- количество грузов доставленных без потерь;

- коэффициент снижения качества груза при перевозке;

б) без повреждений. Перевозка грузов без повреждений означает, что в процессе перевозки обеспечивается сохраняемость грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Показатель перевозки «без повреждений» имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения. К показателям перевозки грузов без повреждения относится:

- доля грузов, перевезенных без повреждения;

- средний ущерб от повреждения груза;

- удельные издержки от повреждения груза;

в) без пропажи. Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковыми в начале перевозки и после ее завершения. Показателями перевозки груза без пропажи являются:

- удельные издержки от несохранной перевозки;

- доля пропажи грузов при перевозке;

- средний ущерб от пропажи грузов;

г) без загрязнения. Эти показатели характеризуют свойства транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят:

- коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);

- долю груза не принятую грузополучателем после перевозки из за загрязнения;

- допустимый процент посторонних примесей в грузе;

3. Экономические показатели. При оценке качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономически показатели эффективности грузовых перевозок являются:

а) удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;

б) удельные полные расходы на доставку груза;

в) затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;

г) процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

Следует отметить, что этот набор показателей не является конечным в

контексте тематики качества транспортных услуг, но дает определенную базу для исследования их.

В современных условиях наиболее предпочтительным для АТП будут являться регулярные оценки качества услуг с помощью комплексной системы показателей.

Список литературы:

1. Аристов О.В. Управление качеством: учебное пособие для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Максимкин В.Н., Спирин И.В. Управление качеством перевозок пассажиров городскими автобусами: учеб. пособие. - М.: Акад. Центр «ЕТС», 1998. - 38 с.

3. Окрепилов В.В. Управление качеством. - СПб.: «Наука», 2000. - 912 с.

4. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе международных стандартов ИСО. - СПб.: ВСЕГЕИ, 1999. - 403 с.

5. ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».

6. www.inkatrans.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.