Научная статья на тему 'Создание социально-ориентированной системы управления качеством транспортных услуг'

Создание социально-ориентированной системы управления качеством транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / КВАЛИМЕТРИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / QUALITY ESTIMATION / QUALITY INDICATORS / QUALIMEASUREMENT / TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева О. И., Соловьева Е. А.

В статье рассматриваются основы построения социально-ориентированной системы управления качеством транспортных услуг с помощью методологии квалиметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE SOCIALLY-FOCUSED SYSTEM OF MANAGEMENT BY QUALITY OF TRANSPORT SERVICES

In the article bases of construction of the socially-focused system of management by quality of transport services with the help of methodology of qualimeasurement are considered.

Текст научной работы на тему «Создание социально-ориентированной системы управления качеством транспортных услуг»

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»,

Соловьева Е.А., Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

В статье рассматриваются основы построения социально-ориентированной системы управления качеством транспортных услуг с помощью методологии квалиметрии.

Ключевые слова: оценка качества; показатели качества; квалиметрия; транспортные услуги

CREATION OF THE SOCIALLY-FOCUSED SYSTEM OF MANAGEMENT BY QUALITY OF TRANSPORT SERVICES

Solovyeva O., Ph. D., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport,

Solovyeva E., Omsk Institute of water transport

In the article bases of construction of the socially-focused system of management by quality of transport services with the help of methodology of qualimeasurement are considered.

Keywords: quality estimation; quality indicators; qualimeasurement; transport services

Транспортная система в РФ представляет комплекс услуг, формирующих, наряду с другими отраслями экономики, среду обитания человека. Это перевозка пассажиров и грузов, оформление транспортной сопроводительной документации, расчет за транспортировку, страхование груза, таможенная очистка и т.д. Институциональные преобразования транспортной сферы происходят в соответствии с общей концепцией реформирования отраслей народного хозяйства России и программно-целевой стратегией развития качества жизни.

Качество функционирования этой системы на фоне существования в данной области всех форм собственности позволяет создать полигон качества экономических отношений собственников услуг транспортной сферы и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики. Вступление транспортной отрасли в полосу рыночных преобразований высветило несоответствие транспортной инфраструктуры критериям эффективности рыночной экономики

Структура качества транспортных услуг, нацеленных на развитие транспортной системы, мало исследована. На практике это не позволяет реализовать динамическую характеристику непрерывного улучшения качества транспортных услуг, а также выявить и оценить координаты точки «бифуркации» [3].

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов включает:

• выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);

• нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобоз-

начений;

• использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;

• выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;

• наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки;

• соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ;

• использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;

• применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.

Специфические задачи стоят и перед системой организации перевозок пассажиров. Стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов [2].

Если ранее «продукцией» транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.д., то теперь на первое место становится «услуга», которая, как и любой товар, имеет свое качество, характеризуемое показателями (табл. 1).

Основными требованиями, которые предъявляются потребителями к услугам транспорта, являются следующие:

• безопасность и надежность перевозок (например, при перевозке пианино недопустимы даже самые малейшие повреждения);

• эксплуатационная готовность перевозчика и приспособляе-

Таблица 1. Показатели качества транспортных услуг

Показатели качества

Перевозка грузов

Погрузо-разгрузочные услуги погрузо-разгрузочные

перегрузочные складские операции

Услуги по хранению грузов

Услуги по подготовке грузов к перевозке

Предоставление транспортных средств в аренду

Транспортно-экспедиционные услуги

Другие дополнительные услуги маркетинговые

коммерческие

информационные

страхование

мость к требованиям потребителя, пригодность транспортного средства;

■ своевременность, минимальная продолжительность и регулярность доставки;

■ сохранность и сопровождение груза при перевозках;

■ приемлемая стоимость оказываемых услуг;

■ возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки, местоположении груза;

■ доставка груза «от двери до двери», надлежащее документальное обеспечение;

■ наличие различных уровней транспортного обслуживания и дополнительных услуг, возможность специализированных перевозок;

■ наличие необходимой тары, удобство по приему и сдачи груза, наличие перегрузочного оборудования;

■ отсутствие промежуточных перегрузочных операций;

■ возможность таможенной очистки;

■ защита окружающей среды.

Показатель качества транспортных услуг - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках.

Номенклатура показателей качества грузовых перевозок, применяемая в сфере управления качеством грузовых перевозок, определена ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» (табл. 2).

Для повышения (или поддержания) качества перевозок, транспортные предприятия должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Как правило, здесь используется анкетный метод опроса потребителей услуг, так как независимы анализ позволяет объективно сопоставить соответствие заявленного качества реальному [1].

Продукция создается для сферы потребления, поэтому в ква-лиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств. Услуги транспорта могут быть как приспособленные к требованиям потребителей, так и формирующие потребительский спрос.

Практика квалиметрии выработала некоторые правила построения структуры показателей качества. Условно эти правила делятся на общие и частные. К общим правилам относят такие, как деление по равному основанию, исключительность, корректируемость, учет взаимосвязей в системе «человек - среда - объект», жесткость структуры начальных уровней дерева, потребительская и функциональная направленность формулировок [7].

Оптимальный уровень качества продукции можно отразить схематично (рис. 1).

Таблица 2. Группы показателей качества грузовых перевозок

Наименование группы показателей Характеристика группы показателей

Показатели своевременности выполнения перевозки

перевозка груза к назначенному сроку характеризуют перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку

регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени

срочности перевозки груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза

Показатели сохранности перевозимых грузов

без потерь характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и в конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего относится к перевозке скоропортящихся грузов, а так же перевозке грузов насыпью и навалом

без повреждений означает, что в процессе перевозки обеспечивается сохраняемость грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Показатель перевозки «без повреждений» имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения

без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковыми в начале перевозки и после ее завершения

без загрязнения характеризуют свойства транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями

Экономические показатели

удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта

удельные полные расходы на доставку груза

затраты на производство погрузочноразгрузочных и складских работ

процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара)

Рис. 1. Схема определения оптимального уровня качества услуг 1 - экономическая выгода потребителя от выполнения работ;

2 - затраты на производство и использование услуг;

3 - наибольший суммарный экономический эффект.

Повышение качества продукции является важнейшей задачей народного хозяйства,

дающей определенный экономический эффект (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость прибыли (1), затрат (2) и экономического эффекта (3) от качества оказываемых услуг

На практике нередки случаи, когда повышение качества не сопровождается повышением затрат на производство и эксплуатацию техники. В этой ситуации нахождение оптимального значения уровня качества (технического уровня) не требуется. С повышением качества экономический эффект постоянно увеличивается и поэтому нет ограничений на уровень качества [5].

Основными целями квалиметрии качества продукции являются:

- на стадии маркетинговых исследований - это установление соответствия качества продукции текущим и перспективным потребностям с учетом уровня ее рыночной новизны на основе изучения и систематизации всех возможных сфер ее эксплуатации;

- на стадии разработки - это установление технического уров-няи конкурентоспособности продукции на основе выявления и вместо раннего анализа свойств, образующих качество продукции, и степени использования в разрабатываемой продукции современных научно- технических достижений и конструкторско-технических решений;

- на стадии производства - это установление уровня качества осваиваемой, выпускаемой и обновляемой продукции с учетом уровня ее производственной новизны и стабильности технологического процесса [4].

Однако проблема качества не является только технико-экономической - она имеет и социально-экономический аспект. На рис. 3 представлена модель макрологистической системы с участием транспортной составляющей [6]. Много споров вызывает употребление такого термина как «продукция низкого качества» (для продукции, морально устаревшей либо подлежащей снятию с производства). Авторы согласны с утверждением, что можно рассматри-

вать 3 уровня (градации) качества:

• градация П (превосходный (высший) уровень качества) - превосходит лучшие мировые достижения; соответствует требованиям международных стандартов;

• градация С (средний уровень качества) - соответствует лучшим мировым достижениям и требованиям международных стандартов;

• градация У (удовлетворительный уровень качества) - удовлетворяет требованиям потребителей и имеет спрос, но уступает лучшим мировым достижениям; соответствует требованиям стандартов и технических условий; морально устарела, подлежит модернизации [5].

При проведении исследования были использованы методы выбора наилучшей альтернативы в Парето-оптимальном множестве, имитационное моделирование, построение причинно-следственнлй диаграммы К.Исикавы. В результате проведенного исследования была сформирована методика интеграции локальных формализованных систем управления в интегрированную систему менеджмента, предназначенную для повышения качества продукции, повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости транспортных предприятий.

Литература:

1. Качество транспортных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inkatrans.ru/info/dopolnitelno/

kachestvo_transportnih_uslug

2. Логистические аспекты функционирования транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/ management/manufact/transport_log_1.shtml

г

I_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________I

Регион Народное хозяйство

страны

1______________Î_________________Î______________1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логистические управляющие воздействия и ограничения

Население Правительственные институты Финансовые рынки Рынки факторов производства

Материальные потоки . Информационные и финансовые потоки

Рис. 3. Модель макрологистической системы с участием транспорта региона

3. Маршенков, Е.А. Оценка социально-ориентированной региональной программы управления качеством транспортно-потребительских услуг: Автореферат. - Тамбов, 2004. - 15 с.

4. Миронов, М.Г. Управление качеством: Учебное пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - 288 с.

5. Федюкин, В.К., Дурнев, В.Д., Лебедев, В.Г. Методы оценки и

управления качеством промышленной продукции: Учебник. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. - 328 с.

6. Хаирова, С.М. Логистика в сервисной экономике России (теория и методология): Автореферат. - Самара, 2005. - 36 с.

7. Хамханова, Д.Н. Основы квалиметрии: Учебное пособие. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. - 142 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Каменский А.Н., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» ГОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова

В работе представлена методика определения перечня субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающая осуществление инновационной деятельности, предназначенной предназначена для оценки потребностей социально-экономических систем в субъектах инновационной инфраструктуры. Рассмотрен порядок и методы решения задач этого порядка, условно разделенные на 5 этапов. Обоснован порядок включения и приведен перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в научно-производственной социально-экономической системе.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, социально-экономическая система, муниципальные образования, методика определения субъектов инновационной инфраструктуры.

ESTABLISHMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Kamensky A., The post-graduate student Management of Investments and Innovations chair, GOU VPO Plekhanov Russian University of Economics

The present article introduces the methodology of defining the list of innovative structure entities, which provides realization of innovative activity intended to evaluation of social and economic system demands in innovative infrastructure subjects. This research work develops methods and procedures of the above mentioned problem solving which are divided in 5 stages, specifies the subjects recommended for the allocation in scientific and production, social and economic system, which are included in the list of innovative structure entities and explains the procedure of their including in it.

Keywords: innovation infrastructure, socio-economic system, municipalities, method of determining the subjects of innovation infrastructure.

В целях выработки подходов к формированию инновационной вационной деятельности. инфраструктуры отдельно взятой социально-экономической систе- Предлагаемая методика носит универсальный характер и с уче-

мы предлагается методика определения перечня субъектов иннова- том специфики конкретной социально-экономической системы

ционной инфраструктуры, обеспечивающая осуществление инно- может найти успешное применение в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.