Научная статья на тему 'Оптимизация показателей качества перевозок на внутренних водных путях'

Оптимизация показателей качества перевозок на внутренних водных путях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА / РАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФЛОТА / МИНИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / OPTIMIZATION OF INDICATORS OF QUALITY / RATIONAL STRUCTURE OF FLEET / MINIMIZATION OF EXPENSES / EFFICIENCY OF TRANSPORTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева О. И., Соловьева Е. А.

Создание мультимодальных транспортных узлов в крупных экономических центрах требует выбора экономически эффективного соотношения видов транспорта и решения задач оптимизации качества перевозок отдельными (в данном случае водным) видами транспорта. Решить данные задачи авторы предлагают путем формирования рациональная структура флота и минимизация затрат на перевозку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF INDICATORS OF QUALITY OF TRANSPORTATIONS ON INTERNAL WATERWAYS

Creation of multimodal transport knots in the large economic centers demands a choice of economically effective parity of types of transport and the decision of problems of optimization of quality of transportations separate (in this case water) types of transport. To solve the given problems authors offer by formation the rational structure of fleet and minimization of expenses for transportation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация показателей качества перевозок на внутренних водных путях»

На этапе бюджетирования обеспечивается лучшая взаимосвязь между затратами и выгодами, контроль за финансовыми ресурсами, точкой безубыточности, определяющей критический объем производства, когда постоянные издержки компенсируются выручкой.

Далее аналогичный подход применяется по всем обозначенным точкам контроля. Применение этого метода вкупе с приведенными расчетами коэффициента уровня качества этапа дает возможность большей экономии затрат, что особенно актуально в условиях затяжного финансового кризиса. Система управления качеством должна регулярно анализироваться и дорабатываться в соответствии с изменяющейся ситуацией. При условии, что внедрение системы управления качеством было досконально спланировано и проверена результативность всех реализованных мероприятий, можно предположить, что в период между аудитами не появится существенных изменений. Вследствие чего затраты на поддержание в рабочем состоянии система управления качеством будут гораздо ниже, чем инвестиции на ее первоначальное внедрение.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ» Соловьева Е.А., Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

Создание мультимодальных транспортных узлов в крупных экономических центрах требует выбора экономически эффективного соотношения видов транспорта и решения задач оптимизации качества перевозок отдельными (в данном случае - водным) видами транспорта. Решить данные задачи авторы предлагают путем формирования рациональная структура флота и минимизация затрат на перевозку.

Ключевые слова: оптимизация показателей качества; рациональная структура флота; минимизация затрат; эффективность перевозок.

OPTIMIZATION OF INDICATORS OF QUALITY OF TRANSPORTATIONS ON INTERNAL WATERWAYS

Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport,

Solovyeva E., Omsk Institute of water transport

Creation of multimodal transport knots in the large economic centers demands a choice of economically effective parity of types of transport and the decision ofproblems of optimization of quality of transportations separate (in this case - water) types of transport. To solve the given problems authors offer by formation the rational structure of fleet and minimization of expenses for transportation.

Keywords: optimization of indicators of quality; rational structure of fleet; minimization of expenses; efficiency of transportations.

Важнейшим условием эффективного функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта, обеспечения конкурентоспособности предприятий водного транспорта на рынке транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров является формирование рациональной структуры транспортных средств. В современных рыночных условиях обоснование оптимальных параметров транспортных средств, их рациональной структуры, показателей качества услуг должно сопровождаться решением вопроса финансового обеспечения реализации мероприятий с минимальными затратами.

Поэтому для обеспечения эффективной деятельности речного транспорта важнейшее значение имеет решение следующих проблем:

• рациональное, экономически выгодное использование имеющегося в наличии транспортного флота;

• выбор оптимального направления развития системы технических средств (видов транспортного флота, типов судов, портов и пристаней, водных путей, судоремонтных предприятий).

Со временем показатели работы технических средств ухудшаются, происходит моральный и физический износ, увеличиваются эксплуатационные расходы на поддержание их в работоспособном состоянии. В связи с этим возникает проблема эффективного функционирования речного транспорта - формирование рациональной структуры технических средств. Кроме того, уровень качества услуг необходимо поддерживать на достигнутом уровне либо повышать для обеспечения конкурентоспособности водного транспорта при обеспечении оптимальных значений показателей качества перевозок [2].

При выборе номенклатуры показателей качества услуг устанавливается перечень наименований количественных характеристик свойств услуг, входящих в состав качества услуг и обеспечивающих возможность оценки ее уровня качества и конкурентоспособности.

Стандарт ГОСТ Р 51005-96 устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества грузовых перевозок всеми видами транспорта общего пользования и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством грузовых перевозок и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Стандарт устанавливает номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам грузовых перевозок, каждая из которых предусматривает ряд показателей (рис. 1).

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

• способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей;

• характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности

потребителей в соответствии с ее назначением;

• быть стабильными;

• способствовать повышению качества грузовых перевозок;

• исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок;

• учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг [3].

При перевозках грузов внутренним водным транспортом необходимо обеспечить максимальный эффект от эксплуатации имеющегося флота, обеспечив освоение всего грузового потока. При этом весь предъявленный к перевозке груз должен быть перевезен при минимальных для предприятия-перевозчика эксплуатационных затратах. Благодаря этому предприятие может при фиксированном доходе обеспечить максимальную прибыль [4].

При минимизации интегральных затрат на освоение грузопотока при заданных значениях технических и экономических параметров грузовых судов, условиях судового хода, рода груза, критерием оптимизации являются интегральные затраты, а значения параметров судов, их количество, имеющееся на балансе предприятия и находящееся в работоспособном состоянии, условия судового хода, характе-

и

ел

ат

за

к

о

По

р

е

п

и

т

с

о

н

н

а

р

х

о

с

и

л

за

к

о

П

Перевозки груза к Среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока

назначенному Среднее превышение назначенного срока

сроку Максимальное превышение назначенного срока

Максимально допустимое отклонение от назначенного срока

Число отклонений прибытия груза к назначенному сроку

Число прибытий грузов к назначенному сроку

Регулярности Среднее число прибытий груза за единицу времени

прибытия груза Минимальное число прибытий груза за единицу времени

Среднее время между поступлениями груза

Максимальное время между поступлениями груза

Минимальное время между поступлениями груза

Число отклонений от установленной регулярности поступления груза

Число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью

Срочности Нормативное (договорное) время перевозки груза

перевозки груза Среднее время перевозки груза

Максимально допустимое время перевозки груза

Максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза

Процент прибытий груза в сверхнормативное время

Среднее отклонение от нормативного времени

Средняя скорость перевозки груза

Суточный пробег транспортного средства

Число прибытий груза за нормативное время

Без потерь Нормы убыли

Удельные потери груза

Среднюю потерю грузов при перевозке

Стоимость потерь груза при транспортировке

Количество грузов, доставленных без потерь

Коэффициент снижения качества грузов при перевозке

Без повреждений Долю грузов, перевезенных без повреждений

Средний ущерб от повреждений груза

Удельные издержки от повреждений груза

Без пропажи Удельные издержки от несохранной перевозки

Долю пропажи грузов при перевозке

Средний ущерб от пропажи грузов

Без загрязнения Коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов)

Доля груза, не принятая грузополучателем после перевозки из-за загрязнения

Допустимый процент посторонних примесей в грузе

Долю посторонних примесей в грузе

Удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта

Удельные полные расходы на доставку груза

Затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ

Процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара)

у

рк

ое

нр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вн е

ич ти

ми кт

ое нф

ф

Рис. 1. Номенклатура рекомендуемых показателей качества грузовых перевозок

ристики груза - ограничением при оптимизации. При достижении целевой функции при заданных ограничениях показатели качества перевозок будут оптимальными.

Задача освоения перевозок грузов состоит в расстановке имеющегося на балансе транспортного флота по согласованным между собой грузовым потокам, при обеспечении экстремального значения принятого критерия оптимальности (минимум интегральных затрат) и полного их освоения. Целевая функция будет выглядеть следующим образом:

ЕЭ, х хУ ^ шт

1] У ,

где х - количество грузовых теплоходов или составов 1-того типа, закрепленных на _]-том направлении, ед.;

Э „ - интегральные затраты при использовании теплохода ила состава 1-того типа на _]-том направлении (паре согласованных грузопотоков), руб.

Согласование грузовых потоков прямого и обратного направлений должно быть организовано таким образом, чтобы ход судна или состава порожнем минимизировать. Если обратная загрузка судов и составов меньше по количеству перевозок, количество флота определяется по провозной способности прямого направления.

Количество грузовых судов или составов, которое должно быть закреплено для освоения пары согласованных грузопотоков, определяется по формуле:

впр XI }

X = ______-_____Г—

- П , ед.,

-

где в пр XI П - грузооборот, ткм;

J ч

- провозная способность, ткм.

При определении вариантов использования на грузовых перевозках различных типов судов учитываются следующие факторы:

- специализация каждого вида флота и типа судна;

- безопасность судоходства;

- условия судового хода;

- технические и эксплуатационные характеристики судов;

- прочность корпуса и всех судовых конструкций;

- обеспечение сохранности грузов;

- характер перевозимых грузов, род груза;

- рациональные сферы использования на грузовых перевозках различных видов флота и типов судов;

- условия обработки судов в портах и на пристанях;

- сложившаяся система тягового обслуживания несамоходных грузовых судов и типовые составы, эксплуатируемые на конкретных участках водного пути [1].

Провозная способность грузового судна или состава за меженный период на _]-ой паре согласованных грузопотоков определяется:

24? - г'

П = X (а - X 1г - ) * X щ ткм,

крі}

где Ім - продолжительность меженного периода пункта зимнего отстоя, сут;

Ікр}} - продолжительность кругового рейса грузового судна і-го типа на ]-ом направлении, ч;

Івыв1} - период вывода из эксплуатации судна і-ого типа на ]-ом направлении, ч;

7 Пр

I- дальность перевозок грузов в прямом нап-равлении, км;

епр

э} - норма нагрузки грузового судна в прямом направлении, т; щ' - количество барж в составе, ед.

Эксплуатационные расходы по грузовому судну или составу і-го типа при работе на _]-ом направлении определяются по формуле:

24г - г' ..

Э- = м, вывч X (СХ1XгХ}+ Сг}, руб.,

кР .

где ^, ^ - продолжительность времени хода и стоянки буксирного или самоходного судна за круговой рейс, ч.

Схі , С^ - судо-часовые показатели эксплуатационных расходов на ходу и стоянке, руб/судо*ч.

Судо-часовые показатели эксплуатационных расходов включают в себя эксплуатационные расходы на оплату труда плавсостава и отчисления на социальные нужды (Э^, эксплуатационные расходы на амортизацию и ремонт судов, износ малоценного инвентаря и быстроизнашивающихся предметов (Э2), прочие прямые расходы, распределяемые (накладные) расходы. Судо-часовые показатели для самоходных судов определяются в зависимости от режима работы (на ходу и стоянке) по следующей формуле:

С

x(cm)

Э + Э

1 2 -+ kcm X (Ъ m X Ц m + Ъ£м X^)X10-6 XN

24 X (tэ - tpeM )

x

х (1 + кпр)(1 + крспр), руб/судо-ч

где tpeм - плановая продолжительность слипования, докования, технического обслуживания и ремонта, ч;

к - коэффициент, учитывающий уменьшение нормы расхода топлива и смазки на стоянке (на ходу к =1; на стоянке к =0,03-0,15); Ц , Ц - цена топлива и смазки, руб./т.;

t - эксплуатационный период (принимается равным средней продолжительности физической навигации в пункте зимнего отстоя),

сут.;

к - коэффициент, учитывающий прочие прямые расходы;

краспр - коэффициент, учитывающий распределяемые (накладные) расходы.

Для несамоходных судов этот показатель рассчитывается как средний за час эксплуатации:

Э

С =--------------т2--------х (1 + кпр) х (1 + крспр)

24 х (га - грем ) Р РР , руб./судо-"

Таблица 1. Значения коэффициентов и показателя

Тип флота ^оем knB коаспо

Грузовые теплоходы 0,06 0,010-0,015 0,2-0,3

Буксирные суда 0,05 0,010-0,015 0,2-0,3

Несамоходные суда 0,01 0,010-0,015 0,2-0,3

k

, а также показателя t

Эксплуатационные расходы принимаются исходя из отчетных данных, а значения коэффициентов к^ принимаются по справочным данным (табл. 1).

Исходя из определенных эксплуатационных расходов по каждому имеющемуся у предприятия грузовому судну или составу 1-го типа при работе на _]-ом направлении и необходимого количества единиц каждого типа судна или состава, получаем интегральные затраты. Используя целевую функцию минимизации затрат, определяем каким типом судна экономичнее осваивать каждую пару согласованных грузопотоков.

В соответствии с целевой функцией получаем оптимальную структуру транспортных средств и оптимизируем основные параметры технических средств для работы в заданных условиях, а также получаем оптимальные значения показателей качества перевозок.

Данная методика позволяет оптимизировать следующие показатели качества перевозок:

• показатели перевозки груза к назначенному сроку;

• показатели регулярности прибытия груза;

• показатели срочности перевозки груза;

• удельные затраты на транспортировку грузов;

• удельные полные расходы на доставку груза.

Используя эти показатели качества можно определить уровень качества перевозок внутренним водным транспортом, уровень конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта.

Таким образом, оптимизация показателей качества перевозок достигается при решении задачи экономического обоснования формирования рациональной структуры транспортных средств на речном транспорте, которая сводится к решению следующих групп проблем:

• оптимизация основных технических и эксплуатационных параметров технических средств для работы в заданных условиях;

• оптимизация структуры технических средств предприятия водного транспорта.

Формирование рациональной структуры флота обеспечивает минимизацию затрат, повышает качество перевозок, позволяет полностью перевезти весь предъявленный к перевозке груз в кратчайшие сроки при согласовании грузовых потоков прямого и обратного направлений.

При этом эффективность работы транспорта на внутренних водных путях определяется уровнем использования речного флота, издержки на содержание которого необходимо минимизировать. При минимальных интегральных затратах и достигается оптимизация показателей качества перевозок, при которых внутренний водный транспорт может конкурировать с другими видами транспорта.

Литература:

1. Беспрозванная, Н.В. Обоснование рациональных схем перевозок грузов и работы флота на водных путях Ямало-Ненецкого автономного округа / Н.В. Беспрозванная// Современные тенденции развития транспортной системы Сибири. - Новосибирск. - 2007. - С. 48-52.

2. Бунеев, В.М., Рагулин, И.А. Стратегия формирования рациональной структуры технических средств речного транспорта: Методы обоснования, инвестиции и финансирование. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 184 с.

3. ГОСТ Р 51005-96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества.

4. Рагулин, И.А. Управление работой речного флота Сибири: проблемы теории и практики. - Новосибирск: Наука, 2003. - 308 с.

КОНЦЕПЦИЯ ЗАТРАТООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЁТЕ

Невтеева О.А., к.э.н., финансовый директор ОАО «17 ЦПИС»

В статье рассматриваются вопросы влияния затратообразующих факторов на общие затраты предприятия в рамках стратегического управленческого учёта.

Ключевые слова: затратообразующие факторы, стратегическое управление, структура затрат, стратегическое позиционирование.

CONCEPT OF THE FACTORS WHICH MAKE COSTS IN STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING

Nevteeva O., Ph.D., Financial Director, 17 Tspis, LLC The article deals with the influence of factors that make up the cost of the total cost of the enterprise in the framework of strategic management accounting. Keywords: factors that make costs, strategic management, cost structure, strategic positioning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стратегическом управленческом учете признано, что стоимость определяется или управляется многими факторами, которые влияют друг на друга. Список затратообразующих факторов разбивается на две категории. Первую категорию составляют структурные факторы, вторую - функциональные (рис. 1).

С точки зрения структурных факторов для предприятий существует по крайней мере пять стратегических вариантов для выбора, связанных с лежащей в основе экономической структурой затрат для любой группы продукции.

1. Масштаб: объем инвестиций, которые необходимо сделать в производство, исследования, разработки и в маркетинговые ресурсы, чтобы произвести данный продукт.

2. Диапазон: степень вертикальной интеграции. Горизонталь-

ная интеграция больше связана с масштабом.

3. Опыт: сколько раз в прошлом предприятие уже делало то, что оно делает сейчас еще раз.

4. Технология: технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат предприятия.

5. Сложность: широта ассортимента изделий или услуг которые собираются предложить заказчикам.

Вторая категория затратообразующих факторов - функциональные факторы, которые связаны со способностью предприятия успешно функционировать. В то время как структурные факторы не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности, функциональные соизмеряются.

То есть для каждого из структурных факторов «больше» не оз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.