Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропаганда / профилактика / дорожное движение / безопасность / участники / Госавтоинспекция / принцип / propaganda / prevention / traffic / safety / participants / traffic police / principle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Вадим Вячеславович

В научной статье рассматривается вопрос совершенствования действующего административного законодательства, регламентирующего имеющуюся систему профилактической деятельности, осуществляемой структурными подразделениями Госавтоинспекции МВД России в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Автором установлен ряд проблемных аспектов, пробелов в законодательстве в исследуемой сфере правоотношений, проанализированы мнения различных учёных, на основе чего предложены пути решения имеющихся проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Вадим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FUNCTIONING OF THE ROAD SAFETY PROPAGANDA SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article considers the issue of improving the current administrative legislation governing the existing system of preventive activities carried out by the structural units of the State traffic inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of road safety in the Russian Federation. The author established a number of problematic aspects, gaps in the legislation in the area of legal relations under study, analyzed the opinions of various scientists, and on the basis of which ways to solve existing problems were proposed

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 351.74

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Афонин Вадим Вячеславович

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

vadim. afonin@mail. ru

Аннотация. В научной статье рассматривается вопрос совершенствования действующего административного законодательства, регламентирующего имеющуюся систему профилактической деятельности, осуществляемой структурными подразделениями Госавтоинспекции МВД России в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Автором установлен ряд проблемных аспектов, пробелов в законодательстве в исследуемой сфере правоотношений, проанализированы мнения различных учёных, на основе чего предложены пути решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: пропаганда, профилактика, дорожное движение, безопасность, участники, Госавтоинспекция, принцип.

Для цитирования: Афонин В. В. Актуальные вопросы функционирования системы пропаганды безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 2(99). C. 52-60.

TOPICAL ISSUES OF FUNCTIONING OF THE ROAD SAFETY PROPAGANDA SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Vadim V. Afonin

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia

vadim.afonin@mail.ru

Annotation. The scientific article considers the issue of improving the current administrative legislation governing the existing system of preventive activities carried out by the structural units of the State traffic inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of road safety in the Russian Federation. The author established a number of problematic aspects, gaps in the legislation in the area of legal relations under study, analyzed the opinions of various scientists, and on the basis of which ways to solve existing problems were proposed.

Keywords: propaganda, prevention, traffic, safety, participants, traffic police, principle.

For citation: Afonin V. V. Topical issues of the functioning of the road safety propaganda system in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanova. 2024. № 2(99). Р. 52-60.

Проводя комплексный анализ актуальных вопросов функционирования системы пропаганды безопасности дорожного движения в Российской Федерации, стоит начать с общего понимания необходимости проведения профилактической работы. Так, деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения предполагает

наличие цели. Как и любая другая деятельность, пропаганда направлена на следующий результат - снижение травматизма от дорожно-транспортных происшествий и повышение дорожной грамотности населения. Такие цели разрабатываются путём изучения различных данных, собранных в ходе всесторонней оценки ситуации по безопасности дорожного движения. Цели являются отправной точкой для мониторинга эффективности пропаганды безопасности дорожного движения в решении поставленных задач [1, с. 32].

Согласно требованиям приказа МВД № 903 от 29.12.2018 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»1 пропагандой безопасности движения на дорогах называется деятельность уполномоченных на то субъектов по распространению знаний, которые касаются «вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснения нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих поведение участников дорожного движения. В настоящее время Государственная инспекция безопасности дорожного движения продолжает исполнять обязанности по пропаганде правомерного управления транспортными средствами и соблюдению всеми участниками дорожного движения общепринятых и законодательно закреплённых норм. Целями пропагандистской деятельности Госавтоинспекции МВД России являются: информирование граждан о своих функциях и задачах, разъяснение участникам дорожного движения действующего законодательства, способствование установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними и представителями органов внутренних дел. Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой объёмный комплекс мероприятий разной направленности, затрагивающий широкие общественные массы и имеющий своей целью минимизацию аварийно опасных ситуаций на дорогах [2, с. 41].

В течение нескольких десятков лет методы пропаганды менялись, но, как утверждает Е. Н. Ноговицина, неизменной считается направленная и регулярная деятельность по распространению информации о том, как обезопасить дорожное движение [3, с. 30]. Также считаем необходимым согласиться с точкой зрения И. А. Былинина, в соответствии с которой культура безопасности дорожного движения обязана лежать в основе профилактики среди участников данного движения и являться одним из наиболее значимых векторов в пропаганде данной безопасности [4, с. 52].

Помимо изученного выше ведомственного приказа, деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения регулируется Указом Президента России «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»2. Этот документ утвердил положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В соответствии с представленными документами непосредственно Госавтоинспекция обладает прямой обязанностью и регламентацией работы по пропаганде безопасности дорожного движения, а также непосредственно отвечает за реализацию обозначенных мероприятий.

Так, в рамках реализации рассмотренных нами направлений Стратегии безопасности дорожного движения проводится много различных проектов, например: социальная акция под названием «Однозначно», детское движение «Безопасное колесо». Как мы видим, и средства массовой информации не остаются безучастными:

1 Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Рос. Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 // Документ опубликован не был

2 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Рос. Федерации»): Указ президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 25, ст. 2897.

на телеканалах, федеральных радиостанциях, интернете, печатных изданиях размещаются новостные и аналитические материалы.

Применительно к опыту Орловской области хотелось бы отметить следующее.

В апреле 2022 года в Орловской области стартовала федеральная образовательная программа для родителей «Детство без опасности». Проект реализовался ГУОБДД МВД России при поддержке Минздрава России и экспертного центра «Движение без опасности». Во время работы проекта медицинские сотрудники перинатальных центров несколько раз в неделю проводили тренинги по теме установки и использования сертифицированных детских удерживающих устройств, соблюдения «детского режима» на дороге (оптимальный скоростной режим, аккуратное вождение), а также обучали правилам перехода проезжей части дороги с коляской.

Стоит отметить, что в целом пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой специальный вид организации психологического воздействия, применение которого в деятельности подразделений Госавтоинспекции направлено на формирование общности в интересах взаимопонимания общественности не только к работе правоохранительных органов, но и в отношении правомерного поведения.

Кроме сотрудников Госавтоинспекции, пропагандой безопасности дорожного движения занимаются сотрудники других подразделений полиции, например по делам несовершеннолетних. Статистика говорит нам о том, что большинство правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в области безопасности дорожного движения, являются дорожно-транспортными происшествиями, в которых участвовали двухколёсные транспортные средства, такие как мопеды, мотоциклы и т. д.

Тяжесть данных происшествий имеет большую степень, что обуславливается самим транспортным средством, которое влечёт более тяжкие травмы и большее количество пострадавших. Поэтому возникает необходимость анализа ситуации и поиска причин, способствующих совершению подобных правонарушений.

Данное положение характеризуется следующими возможными причинами: во-первых, мопеды и иные двухколёсные транспортные средства обладают более низкой ценой на рынке автотранспорта, что открывает широкий доступ к этому виду транспорта. Родители несовершеннолетних, не придавая приобретению мопеда большого значения в силу его стоимости, порой не осознают, какой опасности подвергают своих детей и других участников дорожного движения. Помимо этого, возможны случаи, когда несовершеннолетний самостоятельно приобретает двухколёсное транспортное средство ввиду его малой себестоимости и уже без контроля родителей становится участником дорожного движения, подвергая себя большей опасности. Отсутствие контроля со стороны взрослых, свободный доступ к двухколёсным транспортным средствам являются проблемами, препятствующими подразделениям ПДН осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, которые требуют адекватного решения.

Во-вторых, необходимо уведомить указанных лиц о том, что для управления мопедом требуется наличие специальной подготовки и водительское удостоверение определённой категории. Лишь в 2013 году в Федеральном законе Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях2 были внесены изменения, которые установили новую категорию «М», наличие которой необходимо для управления мопедом. Данная законодательная регуляция была направлена на обеспечение безопасности участников дорожного движения и ограничение доступа

1 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доспуп из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

2 Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доспуп из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

к управлению транспортным средством несовершеннолетними. Несмотря на то, что указанное нововведение было принято уже давно, всё ещё остаются граждане, которые не слышали о данной новелле. Их незнание приводит к тому, что количество случаев дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних водителей мопедов возрастает.

В-третьих, в сознании большинства людей бытует мнение, что мопеды в силу своих конструктивных особенностей (простота в управлении, неспособность развивать высокую скорость) не могут создавать источника повышенной опасности, и поэтому ими допускается возможность предоставления управления мопедом несовершеннолетнему, который не обладает достаточной подготовкой.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что важной проблемой, препятствующей подразделениям ПДН осуществлять эффективную деятельность, выступает недостаточная осведомлённость несовершеннолетних и их родителей. Поэтому для её решения инспекторам ПДН необходимо усилить работу по информированию граждан касательно данной проблемы.

Первое, что необходимо сделать, так это увеличить количество мероприятий, посвящённых правовой пропаганде правильного поведения на проезжей части, уделив при этом особое внимание двухколёсным транспортным средствам.

Второе, что, по нашему мнению, позволит понизить количество дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в области безопасности дорожного движения с участием несовершеннолетних, - это введение новых учётных книг, содержащих в себе информацию о лицах, которые владеют двухколёсными транспортными средствами, но не имеют права на управление транспортным средством категории «М». Подобное нововведение должно положительно повлиять на профилактическую сторону деятельности подразделений ПДН, так как, обладая подобной информацией, можно эффективнее выполнять поставленные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ещё одной значимой проблемой, которая служит причиной правонарушений в области безопасности дорожного движения, является правовой нигилизм родителей подростков. Он заключается в следующем: по достижении детьми определённого возраста (15-17 лет) родители предоставляют своим несовершеннолетним детям доступ к управлению транспортным средством, которые редко имеют представление о последствиях такого вождения, грозящего им и другим участникам дорожного движения смертельной опасностью.

Главную роль в недопущении этого должны играть родители, но в силу упомянутого выше нигилизма они этого не делают. Причин тому много, например, некоторые считают, что их ребенок уже взрослый и вполне способен самостоятельно управлять транспортным средством. Такие подростки редко имеют необходимую подготовку для управления соответствующим транспортным средством, а даже если и имеют, то недостаточный опыт управления ставит в опасность не только их, но и других участников дорожного движения.

Бороться с этой проблемой нужно оперативно и только с помощью использования комплексного подхода. Необходимость быстрого решения обуславливается тем, что такое нигилистическое отношение к нормам права у родителей несовершеннолетних может передаваться и им самим, что представляет большую опасность для общества. Комплексный подход заключается в необходимости обеспечить целенаправленную работу с несовершеннолетними и их родителями, объяснить им, к чему может привести управление транспортным средством без должной подготовки и опыта. Помимо этого, полезным будет сотрудничество подразделений ПДН с образовательными организациями в целях профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями.

Ещё одной немаловажной проблемой, по нашему мнению, является отсутствие занятости подростков в летний период. Актуальность проблемы всегда остаётся на

высоком уровне: летом несовершеннолетние предоставлены сами себе, что значительно повышает количество правонарушений. Ослабление контроля со стороны родителей, образовательных организаций, социальных органов предоставляет подростку широкую свободу действий, однако отсутствие у него должного понимания о поведении на проезжей части подвергает его большой опасности.

Согласно официальной статистике ГИБДД1, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит именно в летнее время, когда подростки предоставлены сами себе. Решить эту проблему только увеличением профилактических и пропагандистских мероприятий не представляется возможным и с точки зрения экономии времени нецелесообразно. Минимизировать риски ДТП, которым подвергаются подростки, необходимо в тесном взаимодействии с другими ведомствами. А для этого требуется комплексный подход и большое количество времени для внесения корректив в законодательство, принятия новых межведомственных и ведомственных правовых актов либо внесения изменения в существующие. Ещё большего времени требует работа с несовершеннолетними и их родителями, так как избавиться от указанных проблем путём проведения единичных мероприятий не представляется возможным в силу того, что правосознание требует большого внимания.

В качестве важнейших мер, которые направлены на реализацию профилактической работы с участниками дорожного движения, относятся следующие условия [5, с. 84]:

1) внедрение в практику работы воспитательных методов и приёмов, имеющих воздействие на общественное сознание, применяемых для пропаганды безопасности дорожного движения среди граждан, органов, структур и иных хозяйствующих субъектов, в целях их уяснения, что факт надлежащего порядка организации дорожного движения возможен при достижении обществом определённого уровня государственного, общественного совершенства, а также при решении проблем обеспечения безопасности всех участников дорожного движения;

2) решение проблемы профилактики, проводимой уполномоченными органами, организациями среди владельцев транспортных средств путём применения к ним не только карательных мер (которые должны быть сведены к минимуму), но и иных приёмов и способов, которые направлены, прежде всего, на грамотную организацию социального обслуживания, развитие общества;

3) популяризация культуры дорожного движения среди владельцев транспортных средств, пешеходов путём применения таких методов, как пропаганда с помощью государственной системы телевидения, других СМИ. В данном направлении основной акцент должен быть сделан именно на правопонимание участников дорожного движения, пропаганду ответственного, дисциплинированного поведения при дорожном движении, пропаганду образцов правомерного поведения, повышение авторитета сотрудников подразделений ГИБДД МВД России;

4) необходимый уровень концентрации усилий органов, осуществляющих пропаганду безопасности дорожного движения, приоритет решения таких проблем, которые связаны в первую очередь с устранением первопричин дорожно-транспортной аварийности и травматизма. Также необходимо решение по вопросу изменения подхода к обучению водителей и их допуска к управлению транспортными средствами; усиления мер ответственности за нарушение правил дорожного движения; совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения. Кроме того, не следует забывать о важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при решении конфликтных ситуаций, возникающих в сфере обеспечения безопасности дорожного

1 Материалы официального интернет-сайта «Статистика ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 18 лет в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 10.04.2024г.)

движения. Необходимо учитывать также, что приоритет в выдаче разрешений на право управления транспортным средством лицу должен быть отдан не только по удовлетворительному состоянию его здоровья или по практическим познаниям в сфере управления транспортными средствами. Следует также принимать во внимание социально-правовой статус, поскольку именно в том случае, когда гражданин обладает достаточным уровнем социально-правового развития, он не способен ставить под угрозу благополучие и безопасность участников дорожного движения, а также иных лиц;

5) необходимый учёт и контроль мотивов, лежащих в основе волеизъявления большего числа владельцев транспортных средств, по вопросам обеспечения безопасности собственных жизни и здоровья, жизни и здоровья иных участников дорожного движения, сохранности транспортных средств в целях избежания финансовых затрат на ремонт транспортных средств. Таким образом, данное условие подразумевает усиление актуализации мотивов самосохранения и сохранения материальных средств;

6) условия, позволяющие органам, управомоченным на проведение пропаганды безопасности дорожного движения, отличить добросовестных участников дорожного движения от недобросовестных;

7) направленность действий на выяснение своевременности, целесообразности установки транспортных знаков, указателей, сужения зоны действия знаков и пр.

Стоит отметить, что в настоящее время необходимо создание научно-практического подразделения в системе службы ГИБДД МВД России, деятельность которого могла бы быть связана с разработкой программ, направленных на профилактическую работу владельцев транспортных средств

Полагаем, что следует согласиться с А. К. Костылевым [6, с. 38], который утверждает, что повышение качества профилактической работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения возможно только с использованием проведения научных исследований, экспериментов и всестороннего подхода к решению поставленных в рассматриваемой сфере проблем. Исходя из сложности задач, разнообразия применяемых форм пропаганды безопасности дорожного движения, можно сделать вывод, что эта деятельность считается значимой, серьёзной, необходимой и при этом довольно сложной, так как её результаты отражаются на снижении числа аварий на дорогах страны. Однако на сегодняшний день в рассматриваемой области выделяется ряд проблем, которые требуют регулирования, о чём говорят многие исследователи.

Сегодня деятельность по пропаганде безопасности движения на дорогах регламентируется множеством нормативных правовых актов разной юридической силы, обуславливая возникновение препятствий в вопросе реализации наиболее приемлемых форм взаимодействия между разными государственными и иными уполномоченными органами, а также условий эффективного управленческого воздействия на снижение числа аварий на дорогах. По данной причине считаем целесообразным сказать о необходимости унификации нормативного правового регулирования пропаганды безопасности дорожного движения для формирования единой организационной правовой системы регулирования пропаганды в виде самостоятельного правового акта. В данном акте предлагается закрепить основные понятия пропаганды безопасности движения на дорогах, её субъектов, цели, задачи, принципы. Кроме того, утвердить полномочия субъектов пропаганды, формы их деятельности, порядок взаимодействия, формы отчётности, «а также предусмотреть не только ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих полномочий, но и определить механизм стимулирования».

Несмотря на вышесказанное, вопросы пропаганды всё ещё полно не отражены в Федеральном законе Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности

дорожного движения»1. Помимо указанного, сегодня в России пропаганда безопасности дорожного движения относится только к полномочиям Госавтоинспекции. Однако в данной деятельности участвуют и другие органы государственной власти, местного самоуправления, средства массовой информации и пр. По данной причине законодателю нужно чётко установить и разграничить полномочия между органами публичной власти, утвердить порядок их взаимодействия, сформировать механизм стимулирования общественных объединений в реализации представленного вида деятельности. Указанное обуславливает необходимость изменения нормативного регулирования деятельности по пропаганде безопасности движения на дорогах. В частности, некоторые исследователи предлагают кодифицировать законодательные и правовые нормы, которые регулируют рассматриваемую деятельность, сформировав Кодекс пропаганды безопасности дорожного движения. При этом в данном Кодексе должны быть представлены:

1. Трактовки понятий пропаганды, включая термины, связанные с ней; представление о субъектах, объектах, задачах и принципах данной пропаганды;

2. Ведущие направления деятельности по пропаганде безопасности движения на дорогах;

3. Установленные обязанности ведущих субъектов пропаганды. К числу последних относят: ГИБДД, Министерство образования и науки, Министерство социального развития, органы местного самоуправления и пр.

4. Необходимо определить форму и степень участия различных общественных организаций в пропаганде;

5. Утверждённый в законодательстве механизм, а также различные критерии оценки реализации мероприятий по пропаганде безопасности движения на дорогах, которые позволят определить результативность данных мероприятий, включая оценку деятельности уполномоченных органов в рамках рассматриваемого вопроса;

6. Порядок финансирования работы по пропаганде безопасности движения на дорогах.

Как отмечает Ю. Н. Калюжный, пока в России не удаётся обеспечить «приемлемый» уровень безопасности дорожного движения [7, с. 12], в том числе и потому, что в настоящий момент нет чётких критериев оценки эффективности пропаганды безопасности дорожного движения. Сегодня зачастую применяется только критерий реализации проверок эффективности данной деятельности через частоту дорожно-транспортных происшествий. Возможно, лучше оценивать критерии до и после реализации мероприятий по пропаганде, при этом допустимо применение комбинированного сравнения, к примеру «до» и «после».

В системе же отчётности подразделений пропаганды нужно сместить ударение с количественных на качественные показатели. С целью указанного нужно периодически реализовывать социологические исследования и проводить опросы граждан для определения эффективности осуществляемых мероприятий. По справедливому утверждению Е. Г. Афониной, внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты о дополнении правового статуса Госавтоинспекции обязанностью участия в совместной деятельности с государственными и негосударственными органами и организациями в сфере образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволит на плановой и постоянной основе реализовывать профилактические, информационные, воспитательные мероприятия, направленные на снижение фактов дорожно-транспортных происшествий с участием детей и минимизацию негативных последствий от них [8, с. 40].

1 О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доспуп из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

Итак, пропаганда и профилактика безопасности дорожного движения как особый вид предупредительной деятельности специально уполномоченных на то органов являются достаточно действенным инструментом, который оказывает положительное влияние на процедуру формирования правосознания и правового воспитания участников дорожного движения, а также всего общества в целом.

1. Афонин В. В. Приоритетные направления пропаганды безопасности дорожного движения // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2020. С. 13-19.

2. Андреев П. Г. К вопросу реализации мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Международная научно-практическая конференция / под общей редакцией А. И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 595-598.

3. Ноговицина Е. Н. Роль ГИБДД в формировании правосознания участников дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1. С.338-342.

4. Былинин И. А. Некоторые аспекты повышения безопасности дорожного движения в современных условиях // Административное право и практика администрирования. 2019. № 4. С. 6-11.

5. Костылев А. К. К вопросу информационной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всерос. науч. -практ. конф. (Сорокинские чтения), 25 марта 2016 года: в 3 ч. Ч. III / под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2016. С. 155-156.

6. Костылев А. К. К вопросу информационной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 25 марта 2016 года: в 3 ч. Ч. III / под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2016. 157 с.

7. Калюжный Ю. Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: концептуальные организационно-правовые основы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. 454 с.

8. Афонина Е. Г. Полномочия как элемент компетенции органов внутренних дел в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 34-41.

1. Afonin V. V. Prioritetny'e napravleniya propagandy' bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Sovremennoe sostoyanie i perspektivy' obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: teoriya i praktika: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Oryol, 27 noyabrya 2020 goda. Oryol: Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii imeni V.V. Luk'yanova, 2020. S. 13-19.

2. Andreev P. G. K voprosu realizacii meropriyatij po propagande bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Aktual'ny'e problemy' administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava (Sorokinskie chteniya): Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Sankt-Peterburg, 26 marta 2021 g.) / pod obshhej redakciej A. I. Kaplunova. SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii, 2021. S. 595-598.

3. Nogovicina E. N. Rol' GIBDD v formirovanii pravosoznaniya uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy', puti sovershenstvovaniya. 2021. № 1. S. 338-342.

4. By'linin I. A. Nekotory'e aspekty' povy'sheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v sovremenny'x usloviyax // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2019. № 4. S. 6-11.

5. Kosty'lev A. K. K voprosu informacionnoj sostavlyayushhej obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Aktual'ny'e problemy' administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava: materialy' ezhegodnoj Vseros. nauch.-prakt. konf. (Sorokinskie chteniya), 25 marta 2016 goda: v 3 ch. Ch. III / pod red. Yu. E. Avrutina, A. I. Kaplunova. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta MVD Rossii, 2016. S. 155-156.

6. Kosty'lev A. K. K voprosu informacionnoj sostavlyayushhej obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Aktual'ny'e problemy' administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava: materialy' ezhegodnoj Vseros. nauch.-prakt. konf. (Sorokinskie chteniya), 25 marta 2016 goda: v 3 ch. Ch. III / pod red. Yu.E. Avrutina, A.I. Kaplunova. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta MVD Rossii, 2016. 157 s.

7. Kalyuzhny'j Yu. N. Obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii: konceptual'ny'e organizacionno-pravovy'e osnovy': dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2021. 454 s.

8. Afonina E. G. Polnomochiya kak element kompetencii organov vnutrennix del v oblasti preduprezhdeniya detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2024. № 1(98). S. 34-41.

Информация об авторе

Вадим Вячеславович Афонин. Доцент кафедры организации деятельности ГИБДД. Кандидат юридических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Information about the author

Vadim V. Afonin. Associate Professor of the Department of Organization of Traffic Police Activities. Candidate of Law Sciences

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel,. Ignatova st., 2.

Статья поступила в редакцию 11.04.2024; одобрена после рецензирования 16.05.2024; принята к публикации 23.05.2024.

The article was submitted April 11, 2024; approved after reviewing May 16, 2024; accepted to the writing of the article for publication May 23, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.