DOI: 10.24412/с1-37273-2024-1-84-87
Караев Аслан Шарабудинович,
старший преподаватель ФГБОУ ВО им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Полякова Ольга Анатольевна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
«Кабардино-Балкарский университет
«Кабардино-Балкарский университет
Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье выявляются, что вопрос формирования культуры здоровья актуален, своевременен и достаточно сложен. В группе лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, особое место отводится приобретению навыка здорового образа жизни. Устанавливается, что физическая культура и спорт помогают психическому и физическому развитии лиц с ограничениями по здоровью, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Предлагаются методические рекомендации по планированию процесс взаимодействия оздоровительной и образовательной деятельности студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также рекомендации по формированию стрессоустойчивости данной категории лиц посредством физической нагрузки. Определено, что формирование привычки здорового образа жизни будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья молодежи. Ключевые слова: физическая культура, физические нагрузки, ограничение по здоровью, функциональная работоспособность, прогулки, плавание, эмоциональное состояние.
В современных условиях одной из приоритетных задач успешного развития общества и государства является воспитание нравственного, инициативного, ответственного и здорового подрастающего поколения. В системе общечеловеческих ценностей, первостепенное место занимает здоровье населения и особенно молодежи.
За последние годы уровень физической активности современной молодежи стремительно снижается, поскольку молодежь чрезмерно увлечена гаджетами, ведет пассивный образ жизни и неправильно питается, что в свою очередь приводит к росту заболеваний и снижению их физической выносливости и общего уровня здоровья. Вопрос формирования культуры здоровья актуален, своевременен и достаточно сложен. В этой связи одним из приоритетных направлений, государственной политики является создание условий, ориентирующих россиян на здоровый образ жизни.
Важной задачей формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья подрастающего поколения становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы. Следовательно, вопросы, связанные с организацией и реализацией физического воспитания в образовательных учреждениях, становятся особенно актуальными.
Вектор данного направления устремлен на подготовку образованной, творческой личности человека, умеющего эффективно адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, а также рационально организовывать свою самостоятельную деятельность, включая учебную и в перспективе трудовую деятельность.
В этой связи приоритетной задачей является организация систематического процесса обучения здоровому образу жизни с целью укрепления здоровья молодежи. Рациональная стратегия обучения позволит сформировать позитивные представления о здоровьесберегающих факторах, знание которых позволит в ближайшей перспективе сберечь и приумножить свое здоровье и здоровье окружающих.
Для общества здоровье - одна из важнейших социальных ценностей. Для людей, имеющих отклонение в здоровье, понятие здоровья приобретает особый смысл. Особое место отводится навыку здорового образа жизни. Для его формирования необходимо реализовать следующие задачи:
- обеспечение психического и физического здоровья человека, имеющего ограничения по здоровью в системе инклюзии;
- приобретение необходимых знаний в области охраны здоровья, развитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
- овладение знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
В реализации обозначенных задач важное место отводится формированию алгоритма ведения и построения здорового образа жизни, реализуемого под контролем специалиста-педагога, и имеющего закрепление материала в домашних условиях.
Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста [1 ]. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями.
Категория студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья не имеют значительных двигательных расстройств, однако их уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Для таких студентов характерны: - рассеянность внимания, импульсивность действий; наблюдаться инертность в поведения. Сенсорное развитие, развитие памяти и восприятия также отличается качественным своеобразием.
Процесс обучения с такими студентами строится с учетом вышеперечисленных особенностей и взаимодействия оздоровительной и образовательной деятельности.
1. Создания комфортных условий и доступа к получению образования студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) включает в себя:
- организацию психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- учет социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- утверждение равных отношений ко всем студентам, но при этом создать необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности;
- исключить дискриминацию лиц с ОВЗ.
2. Способствовать формированию у студентов привычки ведения здорового образа жизни, включая привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями [2]. Физические упражнения положительно влияют на функциональные системы организма человека с отклонениями в состоянии здоровья, а именно:
1) способствуют укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата, суставов и связок, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают обмен веществ и крово- и лимфообращение;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (далее - ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.
Неоспоримым является тот факт, что физические нагрузки способствуют преодолению стрессовой нагрузки. Для формирования стрессоустойчивости необходимо ре-ализовывать следующие методические рекомендации:
- Формировать потребность выполнять на регулярной основе физические упражнения. Занятия на свежем воздухе будут иметь большую пользу (прогулки, катание на велосипеде, скандинавская ходьба). Занятия в бассейне также в приоритете у данной категории студентов, поскольку вода обладает расслабляющим и антигравитационным эффектом.
- Постепенное повышение физической нагрузки. Постановка задачи сильно стимулирует нервную систему и помогает упорядочить процесс обучения. Ориентиром может стать количественный критерий, по которому можно отметить прогресс. Слишком высокая цель и в свою очередь очень слабая цель не принесет пользы [3].
- При функциональной готовности организма упражнения следует усложнят, т. е. выполнять привычные физические упражнения по-новому или же вносить изменения в отдельные части упражнения.
- Соблюдать режим сочетания физических нагрузок и отдыха во время тренировок. Данной категории лиц понадобится больше времени на восстановление функциональной работоспособности [4].
- Установить адекватный режим сна и активности. Время сна должно быть достаточным для восстановления всего организма. При возможности можно применить дневной сон на 30-40 мин.
- Выбрать физическую деятельность, которая бы приносила удовольствие: игровые виды, плавание, силовая тренировка или аэробика. Эмоциональное состояние очень важно.
- На занятиях использовать соревновательные элементы или применять музыкальное сопровождение, что позволит ускорить выход эмоций. Важно контролировать эмоции. Радость от физических нагрузок, от умения преодолеть себя, от осознания себя здоровым и сильным останется.
- Постоянно приобретать новые физические навыки. Процесс обучения и совершенствования двигательных навыков должен быть непрерывным.
3. Формирование теоретических знаний о здоровом образе жизни основывается на таких методах как, методы воспитания личности, и метод взаимодействия педагога и занимающихся. Данные методы основываются на общенаучных принципах: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности.
Основная цель привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию данной группы лиц, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Безусловно формирование привычки здорового образа жизни будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья молодежи, что,
в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья нации, формированию привычки здорового образа жизни.
В сложившихся обстоятельствах нужно остановить тенденцию ухудшение здоровья нации и депопуляции населения, усилить государственные меры по улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, развитию ценностных ориентиров, вобравших в себя высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятия вредных привычек.
Если не реализовать указанные меры сегодня, то в будущем возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
Ссылки на источники
1. Барсукова А.С. Физическая культура и спорт в жизни современного общества РФ // Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-zhizni-sovremennogo-obschestva-rf (дата обращения: 08.11.2024).
2. Шамхалова З.А-Г. Формирование здорового образа жизни студентов // Автономия личности. 2022. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-2 (дата обращения: 08.11.2024).
3. Полякова О.А., Караев А.Ш., Данкеева Е.В. Формирование стрессоустойчиво-сти занимающихся на занятиях физической культурой // Всероссийская научно- практическая конференция с международным участием «Спортивная медицина и реабилитация: традиции, опыт и инновации» 25 апрель 2024 г., г. Краснодар
4 Полякова О.А., Караев А.Ш., Жероков З.А., Георгиев И.С. Актуальные вопросы формирования социальной компетентности и адаптивности студентов посредством элективных дисциплин по физической культуре и спорту // Культура физическая и здоровье. 2022. №1 (81). С. 105-108.
DOI: 10.24412/cl-37273-2024-1-87-90 Карданов Угурли Хажисмелович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Влияние физической активности на когнитивные способности студентов
Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние физических упражнений на развитие когнитивных способностей студентов. Как известно, детство и юношество - это важный и чувствительный период для когнитивного развития. В статье отмечены исследования, которые демонстрируют влияние физической активности на здоровье, особенно положительную корреляцию между спортом и когнитивными функциями. Были проанализированы области внимания, мышления, речи, обучения и памяти в контексте спорта и детства. Результаты показывают, что занятия спортом в позднем детстве положительно влияют на когнитивные и эмоциональные функции.
Ключевые слова: физическая активность, студенты, дети, спорт, мозг, когнитивные способности.
В последние годы образ жизни различных возрастных групп, особенно молодёжи, изменился. В отличие от детей, живших несколько десятилетий назад, современные дети ведут всё более сидячий образ жизни, проводя время за компьютерами, телефонами и просмотром телевизора. Такой образ жизни приводит к тому, что они