в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья нации, формированию привычки здорового образа жизни.
В сложившихся обстоятельствах нужно остановить тенденцию ухудшение здоровья нации и депопуляции населения, усилить государственные меры по улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, развитию ценностных ориентиров, вобравших в себя высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятия вредных привычек.
Если не реализовать указанные меры сегодня, то в будущем возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
Ссылки на источники
1. Барсукова А.С. Физическая культура и спорт в жизни современного общества РФ // Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-zhizni-sovremennogo-obschestva-rf (дата обращения: 08.11.2024).
2. Шамхалова З.А-Г. Формирование здорового образа жизни студентов // Автономия личности. 2022. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-2 (дата обращения: 08.11.2024).
3. Полякова О.А., Караев А.Ш., Данкеева Е.В. Формирование стрессоустойчиво-сти занимающихся на занятиях физической культурой // Всероссийская научно- практическая конференция с международным участием «Спортивная медицина и реабилитация: традиции, опыт и инновации» 25 апрель 2024 г., г. Краснодар
4 Полякова О.А., Караев А.Ш., Жероков З.А., Георгиев И.С. Актуальные вопросы формирования социальной компетентности и адаптивности студентов посредством элективных дисциплин по физической культуре и спорту // Культура физическая и здоровье. 2022. №1 (81). С. 105-108.
DOI: 10.24412/^-37273-2024-1-87-90 Карданов Угурли Хажисмелович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Влияние физической активности на когнитивные способности студентов
Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние физических упражнений на развитие когнитивных способностей студентов. Как известно, детство и юношество - это важный и чувствительный период для когнитивного развития. В статье отмечены исследования, которые демонстрируют влияние физической активности на здоровье, особенно положительную корреляцию между спортом и когнитивными функциями. Были проанализированы области внимания, мышления, речи, обучения и памяти в контексте спорта и детства. Результаты показывают, что занятия спортом в позднем детстве положительно влияют на когнитивные и эмоциональные функции.
Ключевые слова: физическая активность, студенты, дети, спорт, мозг, когнитивные способности.
В последние годы образ жизни различных возрастных групп, особенно молодёжи, изменился. В отличие от детей, живших несколько десятилетий назад, современные дети ведут всё более сидячий образ жизни, проводя время за компьютерами, телефонами и просмотром телевизора. Такой образ жизни приводит к тому, что они
пренебрегают физической активностью, которая была характерна для этого периода развития. В наше время, когда молодые люди менее активны, исследования положительного влияния спорта на физическое здоровье, психическое здоровье и когнитивные функции имеют решающее значение. Ежегодные тестирования физической подготовленности и проведение простых проб функционального состояния студентов, показывают низкие результаты развития физических качеств, что отрицательно влияет на функциональные системы организма, на скорость восстановительных процессов. Все это является следствием низкой двигательной активности на фоне увеличения интеллектуальных нагрузок.
Ограниченная физическая активность, а зачастую и полное её отсутствие, приводит к различным проблемам со здоровьем, в том числе к проблемам с осанкой (таким как идиопатический сколиоз), соматическим заболеваниям, избыточному весу и ожирению, проблемам с кровообращением и даже преждевременной смерти. Появляется всё больше эмпирических доказательств взаимосвязи между недостатком физической активности и показателями психического здоровья. Например, исследования показывают, что подростки с избыточным весом, которые не занимаются спортом, более склонны к рискованному поведению, включая попытки самоубийства и зависимость от алкоголя и запрещённых веществ.
Было доказано, что занятия спортом являются защитным фактором от соматических заболеваний и патологического поведения. Спорт обеспечивает равновесие между групповыми и индивидуальными потребностями, между агрессивным поведением и самоконтролем. Он способствует формированию чувства принадлежности к группе и учит справляться как с победами, так и с поражениями. Повышенная склонность к рискованному поведению у подростков связана с незрелостью системы когнитивного контроля, которая отвечает за импульсы, связанные с рискованным поведением. Регулярная физическая активность также способствует улучшению кровообращения и снабжению мозга кислородом, повышению плотности костной и мышечной ткани, а также повышению стрессоустойчивости представлена взаимосвязь между политическими, экологическими, организационными, межличностными и внутриличност-ными факторами, которые влияют на занятия различными видами спорта, а также физическими, психологическими и социальными преимуществами, которые даёт спорт.
Физическая культура в вузе бесспорно является одним из основных элементов образовательного процесса. Физическое воспитание способствует развитию личностных характеристик, когнитивных способностей, творческой активности. Целостное образование способствует расширению и усовершенствованию профессиональной подготовки студентов, помогает им находить новые пути в освоении будущей профессии, что необходимо для достижения значительных успехов в карьере.
Физическая активность содействует быстрому образованию новых нейронных связей, в связи с этим повышаются когнитивные способности человека. Ежедневное присутствие физических упражнений в жизни студентов во время всего обучения необходимо для сохранения высокого уровня интеллектуальной деятельности. Активный отдых должен стать нормой, включающей в себя пешие прогулки, лыжные походы, спортивные игры на свежем воздухе. На аудиторных занятиях важно применять кратковременные физические нагрузки, которые способствуют предупреждению возникшего утомления, повышению работоспособности студентов, удержанию внимания на учебной деятельности.
К когнитивным функциям относятся: память, внимание, зрительно-пространственные и исполнительные функции, а к сложным когнитивным процессам относятся: мышление (абстрактное, причинно-следственное, творческое и планирование) и языковые функции.
Внимание. Способность концентрировать внимание улучшается у детей, которые занимаются физической активностью. Кросс-секционные исследования показывают, что в отношении когнитивной гибкости и оперативной памяти регулярность и интенсивность физической активности у студентов в возрасте 16-18 лет положительно влияют на их способность концентрировать внимание на задании. Этот эффект особенно заметен после третьего часа занятий, когда процессы, связанные с концентрацией внимания, ухудшаются. Учащиеся, которые регулярно занимаются спортом, также спокойнее ведут себя на занятиях. Некоторые исследователи указывают на отсутствие связи между умственной активностью и переключением внимания или его гибкостью. Они также подчёркивают, что у людей, которые проводят слишком много времени за компьютером и играют в компьютерные игры, наблюдается значительное ухудшение этих функций, согласно самоотчётам и объективным показателям. Они также подчёркивают, что студенты, которые занимаются каким-либо видом спорта (например, карате), функционируют лучше, чем те, кто предпочитает пассивный образ жизни. Этот результат проявляется в более высокой скорости и избирательном зрительном внимании по сравнению со студентами, ведущими малоподвижный образ жизни.
Мышление. В данном контексте «мышление» понимается как абстрактное мышление, понимание причинно-следственных связей, творческое мышление и планирование. В нескольких исследованиях изучалась связь между физической активностью и мышлением. Было обнаружено, что студенты, которые занимаются организованными видами спорта, во взрослом возрасте демонстрируют более низкий уровень креативности по сравнению с теми, кто занимается неорганизованными видами спорта.
Помимо поперечных исследований, было проведено небольшое количество исследований с вмешательством. Процессы планирования у молодых людей, которые посещали футбольную программу тренировок в течение как минимум шести месяцев, были более развиты по сравнению с контрольной группой сверстников, ведущих малоподвижный образ жизни. Как и в случае с вниманием, корреляционные и ассоциативные исследования мышления также показали гораздо менее выраженные результаты, чем исследования с вмешательством.
Обучение и память. Подавляющее большинство исследований в этой области были основаны на различных типах экспериментальных исследований. Предыдущие исследования показывают, что в целом у более физически развитых детей более развиты базальные ганглии и гиппокамп. Эти области связаны с когнитивным контролем и памятью.
Учащиеся проявляют более высокие результаты в тестах, если их обучение сопровождается физической активностью. В нашем исследовании приняла участие группа студентов, занимающихся изучением иностранного языка, которая была разделена на две подгруппы. Первая подгруппа продолжала обучение в обычном режиме, вторая же дополняла свои занятия физическими упражнениями. Перед началом занятий у второй подгруппы проводились занятия по общей физической подготовке, а во время занятий включались физкультурные паузы, с акцентом на аэробную нагрузку. Обе группы студентов активно изучали новую лексику иностранного языка на занятиях, используя методику, основанную на показе слов вместе с изображениями, олицетворяющими их значения. За каждый урок участникам было предъявлено до 40 новых слов, которые систематически повторялись в различной последовательности. После короткого перерыва студентам предлагали компьютерный тест, чтобы проверить их способность запоминания только что пройденной лексики и использования её в формировании смысловых предложений. Этот цикл из восьми занятий был растянут на два месяца. Результаты тех, кто сочетал обучение с физическими нагрузками, оказались постоянно выше, чем у участников контрольной группы. В результате
нашего исследования можно сделать вывод, что физическая активность крайне положительно влияет на усвоение новой информации, если говорить точнее, то на долговременное запоминание новых слов.
Цель таких исследований - привлечь внимание к серьёзности проблемы, а также создать комплексную программу по укреплению здоровья, которая будет способствовать физической активности в различных условиях, в том числе в семье и в учебных заведениях. Комбинирование учебы и физической активности может дать удивительные результаты в улучшении усвоения учебного материала. Главное - экспериментировать и находить наиболее подходящие для себя методы, которые совместят учебу с физической активностью так, чтобы они дополняли и улучшали друг друга.
Список литературы
1. Простяков А.А. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга // Интерактивная наука. 2020. №1 (47).
2. Скаддер М.Р., Федермайер К.Д., Рейн Л.Б., Дирейто А., Бойд Дж.К., Хиллман К.Х. Связь между аэробной подготовкой и обработкой речи у детей: влияние на успеваемость. Brain Cognit. 2014. [Бесплатная статья в PMC] [PubMed]
3. Алексеева В.Е. Влияние занятиями физической культурой и спортом на когнитивные способности мозга человека // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2019. №5.
4. Кубеш С., Уолк Л., Спитцер М., Каммер Т., Лайнбург А., Хейм Р., Хилле К. 30-минутная программа физического воспитания улучшает концентрацию внимания учащихся. Mind Brain Educ. 2009
5. Алези М., Бьянко А., Падуло Дж., Велла Ф.П., Петруччи М., Паоли А., Пальма А., Пепи А. Двигательное и когнитивное развитие: роль каратэ. Журнал «Мышцы, связки, сухожилия». 2014 [Бесплатная статья о PMC] [PubMed]
6. Ефремова Н.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов // Материалы VI международной научно-практической интернет-конференция «Гуманитарное образование в экономическом вузе». 2017. № 007(4).