его финансово-экономические последствия, такие как процветающая индустрия спортивного оборудования и технологий, огромные суммы денег, аккумулируемые и обрабатываемые клубами и спортсменами, реклама, юридические последствия, касающиеся национальных и международных норм, политические последствия, связанные с конкуренцией между странами, национальной гордостью, культурные последствия, включающие СМИ, зрителей, фанатизм, последствия для здоровья, связанные с одержимостью здоровым телом и другие, можно сказать, что сегодня спорт является одним из основных социальных явлений.
Ссылки на источники
1. Коломникова Т., Воронин А., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 206-207;
2. Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 06.11.2012 // [Электронный ресурс] URL: httр://президент.рф/1676o
DOI: 10.24412^-37273-2024-1-15-17 Ачиева Наталья Евгеньевна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие человеческого капитала региона
Аннотация. Состояние здоровья нашего общества вызывает в последние годы все большую тревогу. Малоподвижный образ жизни и избыточный вес, чрезвычайное распространение вредных привычек, неправильное питание, стрессовые нагрузки - все это отражается негативно на подрастающем поколении и молодежи. Целью статьи было изучение влияния ВУЗа на развитие человеческого капитала в нашем регионе посредством занятий физической культурой и спортом. Ключевые слова: физическая культура, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, человеческий капитал.
Ключевым фактором социального и экономического прогресса общества в условиях кардинальных научно-технических и информационных преобразований становится человеческий капитал. Его важнейшим элементом является капитал здоровья и долголетия [1], фактором формирования - развитие физкультуры и спорта, что актуализирует вопросы изучения их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Пассивное отношение студентов к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения молодежи к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов начальных курсов. Возникает необходимость повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Большую роль в развитии человеческого капитала нашего региона оказывает Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова.
Так с 2016-2017 учебного года было решено ввести элективные курсы по физической культуре и спорту в нашем ВУЗе, в основе которых лежит учет интересов студентов. Такая форма занятий должна подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
На базе нашего университета внедрение элективных курсов в учебный процесс студентов происходит с первого года обучения. В элективные виды по физической культуре и спорту включены такие виды как: футбол, баскетбол, волейбол, силовые виды спорта, аэробика, бадминтон, настольный теннис, плавание, скалолазание, единоборства. Так же для студентов функционирует специальная медицинская группа, предназначенная для лиц, которые имеют временное ограничение для занятий физической культурой и спортом.
По прошествию 8 лет мы видим, что такой подход к изучению дисциплины дал положительный результат. Помимо улучшения показателей посещаемости, студенты стали проявлять больший интерес к изучению данной дисциплины. Так же необходимо упомянуть, что каждый вид спорта имеет и прикладное значение, которое способствует развитию не только физических качеств, но и умственных, морально-волевых.
Так, к примеру, командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол и волейбол учат принимать быстрые решения, предугадывать ситуации, быстроте реакции, самостоятельности мышления и командным действиям, самодисциплинированности, ответственности перед командой, тренером, болельщиками; не стандартному принятию решений, креативному мышлению, мотивации достижения успеха, сопротивлению стрессам, развитию социальных навыков.
Бадминтон - очень динамичная игра, способная улучшить рефлексы игрока и повысить скорость его реакций. Ведь чтобы следить за воланом и принимать моментальные решения во время игры, нужно быть быстрым и ловким. В повседневной жизни, в работе, учебе подобные навыки будут не лишними.
Во время занятий скалолазанием работают все группы мышц. Улучшается координация и пластика движений, развивается уверенность в себе, появляются ответственность и внутренняя зрелость. Развиваются волевые качества. Скалолазание помогает преодолевать страх.
Плавание - уникальный вид физической активности, который оказывает комплексное влияние на здоровье человека. В воде вы двигаетесь свободно, без привычных ограничений гравитации.
Плавание - это не просто приятное времяпрепровождение в воде, а мощный инструмент для укрепления здоровья. В процессе водных занятий активно работают все мышцы. Особенно важно укрепление мышц кора, обеспечивающих стабильность тела в водной среде. Такая всесторонняя нагрузка гармонично развивает мышечную систему, улучшает осанку и координацию движений. Плавание оказывает мощное успокаивающее действие на ЦНС (центральную нервную систему). Ритмичные движения в воде и контролируемое дыхание избавляют от стресса и тревожности. Кроме того, во время плавания вырабатываются эндорфины - гормоны счастья. Они улучшают настроение и самочувствие в целом. Регулярные занятия плаванием значительно укрепляют иммунную систему.
Аэробика - это форма физических упражнений, которая сочетает ритмичные аэробные упражнения с упражнениями на растяжку и силовые тренировки с целью улучшения всех элементов физической формы (гибкости, мышечной силы и сердечнососудистой системы).
Причина номер один, почему студенты выбирают занятия единоборствами - это самозащита. Боевые виды спорта тренируют рефлексы и придают уверенность в себе, помогают развить дисциплину. Учат правильно применять свою силу.
По данным на сентябрь 2024 год элективными дисциплинами по физической культурой и спорту занимаются 11300 студентов включая студентов колледжей.
За последнее время есть и значительные продвижения в развитии студенческого спорта.
Ежегодно в октябре в КБГУ проводят соревнования, которые носят название «Приз первокурсника». Соревнования проводят по 3 видам спорта: баскетбол, волейбол и футбол. В соревнования включены командные виды спорта, это сделано с целью привлечения наибольшего количества студентов к систематическим секционным занятиям.
С февраля по апрель проводится спартакиада учащихся по 10 видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, плавание, бадминтон, шахматы, гиревой спорт, армрестлинг, крикет.
В этих соревнованиях принимают участие не только студенты Высшей школы, но и среднего профессионального образования.
Бесплатные секционные занятия проводятся по 8 видам спорта: волейболу, футболу, баскетболу, силовым видам, регби, каратэ, плаванию, шахматам. Студенты занимаются как в группах начальной подготовки, так и в группах спортивного совершенствования (Сборные команды КБГУ). Занятия проходят во внеурочное время с 18 до 20 часов.
Сборные команды КБГУ по разным видам спорта представляют наш университет на различных соревнованиях, таких как этапы кубка и кубки России, различные отборочные туры для участия в соревнованиях Северо-Кавказского Федерального Округа. Также принимают участие в соревнованиях различных студенческих лигах, таких как национальная футбольная лига (НЦФЛ), студенческая лига плавания и других.
Сборные нашего Университета являются неоднократными призерами и победителями отборов и турниров по СКФО.
Проводится определенная работа и с плаванием. В 2023 году открылось региональное отделение Студенческой Лиги Плавания. Наши студенты привлекаются к участию и судейству соревнований различного уровня.
Проводится спартакиады не только среди учащихся, но и среди сотрудников КБГУ по 5 видам спорта (мини-футбол, волейбол, перетягивание каната, бадминтон, настольный теннис), которые с каждым годом набирают популярность, и привлекается большее количество сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод, что ведущая роль высшего образования в процессе формирования человеческого капитала, как его нового качественного уровня, заключается в том, что оно формирует высококвалифицированную составляющую человеческого капитала.
Ссылки на источники
1. Грицаенко Г. И. Теоретико-методологические основы концепции человеческого капитала / Г. И. Грицаенко // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2022. - № 2. - С. 44-54.