DOI: 10.24412^-37273-2024-1-50-52 Гашаева Карина Биляловна,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Скибина Елизавета Беслановна,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «(Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Алагирова Индира Абрек-Зауровна,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Взаимосвязь физического воспитания и дисциплины младших школьников
Аннотация. В статье рассматривается проявление взаимосвязь физического воспитания и культуры поведения школьников, формирование определенных нравственных качеств личности в процессе занятий физической культуры. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, является исключительно важной задачей для подрастающего поколения, становления личности. Ключевые слова: школьная дисциплина, поведение, воспитание, физическая культура.
Одним из инструментов, позволяющих достичь высокого уровня дисциплинированности являются занятия по физической культуре.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии ребёнка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально - нравственным, эстетическим воспитанием. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли. Младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм.
Физическая культура - эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков. Сознательная дисциплина, культура личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности.
Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности.
Культура поведения, как специфический термин, означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.
Содержание школьной дисциплины, как уже отмечено, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.
Таким образом можно сделать выводы: 1. Физическая культура является одним из важных факторов воспитания личности младших школьников. 2. В процессе физического воспитания формируется дисциплина школьника, что непосредственно положительно влияет на эффективность учебной деятельности. 3. Физическое воспитание оказывает непосредственное содействие культуре поведения школьников, повышая трудоспособность, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку младших школьников к жизни.
Ссылки на источники
1. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М.: Издательский центр «Академия», 2009г. - 288 с.
2. Решетников Н.В, Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М.: Академия. -2007г. - 152 с.
3. Рожков М. И., Байбородов Л. В Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС. 2001 г.- 253 с.
4. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукшин / М., 2018г. - 506 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / М.: Академия,2008 г- 424 с.
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-52-54 Георгиев Ислам Сафутдинович,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Занятия физической культурой и спортом в период пандемии COVID-19: влияние на здоровье и двигательную активность человека
Аннотация. Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее негативное влияние пандемия COVID-19 оказала на здоровье человека, его двигательную активность и физическое состояние. Пандемия негативным образом сказалась на иммунитете человека, в результате чего необходим был поиск методов повышения иммунитета человека. В рамках данного теоретического исследования проведена оценка степени влияния физической активности на иммунитет человека в период пандемии COVID-19, а также анализ влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на двигательную активность человека. Тема исследования актуальна, так как последствия пандемии ощущаются и в настоящее время.
Ключевые слова: физическая активность, спорт, интенсивность, иммунитет, COVID-19, пандемия, инфекции, физические упражнения.
Пандемия COVID-19 привела к росту исследований в области восстановления организма, после перенесенного нового заболевания. Специалисты занимались активным поиском средств, методов восстановления после заболевания новой корона-вирусной инфекцией.
Исследования по воздействию умеренных тренировок во время активной инфекции гриппа у мышей проводились в университете штата Иллинойс лаборатории Джеффа Вудса. По результатам исследований мыши были защищены от смерти посредством проведения тренировок в умеренном режиме. Умеренные физические нагрузки способствовали формированию клеточного состава иммунной системы и активному движению цитокинов в легких, что и являлось причиной более длительного выживания [5, с. 31].
Исследование направлено на оценку влияния физических упражнений на негативные последствия стрессовых процессов. Длительная самоизоляция оказала негативное воздействие на организм человека, и в данных условиях необходимо было выявить комплексы физических упражнений, которые снижают негативное влияние на организм новой коронавирусной инфекции и позволят поддерживать иммунные функции организма.