ствиям. Главная цель спортивной медицины России состоит в том, чтобы использовать лучшее из исторического наследия, а также учиться на положительном опыте развитых стран; следует в кратчайшие сроки восстановить четкую систему, основанную на инновационных медицинских технологиях.
Ссылки на источники
1. Прокопьев Николай Яковлевич Место изучения предмета «спортивная медицина» в гуманитарном вузе при подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/mesto-izucheniya-predmeta-sportivnaya-meditsina-v-gumanitamom-vuze-pri-podgotovke-spetsialista-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 06.11.2024).
2. Чернышов Дмитрий Геннадьевич, Засыпкин Михаил Юрьевич, Чебыкин Андрей Вячеславович Концептуальные вопросы организации спортивной медицины на региональном уровне // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2015. №2 (18). URL: httpsV/cyberleninka.rn/artide/n/kontseptualnye-voprosy-organizatsii-sportivnoy-meditsiny-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 06.11.2024).
УДК 796
DOI: 10.24412/cl-37273-2024-1-28-31 Бажев Альберт Арсенович,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Бажев Арсен Зурабиевич,
кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «(Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Позитивное влияние плавания на физическое и психологическое состояние студентов
Аннотация. В этой статье мы провели исследования влияния плавания как на физическое, так и на психическое благополучие студентов. В исследовании мы использовались различные методы: обзор литературы по физической активности, спорту и образованию; опросы с преподавателями и студентами, участвующими в программе плавания в университете; сбор и анализ данных о здоровье студентов, успеваемости и физических и академических показателях. В статье рассматривается как плавание помогает студентам в учебном процессе, как физическая активность повышает успеваемость и улучшает когнитивные способности студентов. Ключевые слова: плавание, физическое здоровье, студенты, элективная дисциплина.
Актуальность. В нынешней образовательной системе недостаточность физической активности среди студентов представляет собой значительную проблему, особенно во время периодов учебы и экзаменов. Интенсивные учебные нагрузки сокращают возможности учащихся заниматься спортом [1]. Такая недостаточность физической активности пагубно сказывается на общем состоянии здоровья студентов, увеличивая риск развития различных заболеваний, связанных с гиподинамией.
Исследование направлено на изучение последствий включения плавания в учебную программу вуза в качестве факультативного предмета. Цель - оценить значимость таких занятий и их эффективность в содействии физическому благополучию и академическим достижениям студентов.
Плавание приносит многочисленные преимущества для физической формы, выступая превосходной тренировкой. Это упражнение с низкой ударной нагрузкой, за-действующее все группы мышц, что делает его подходящим для людей разного возраста и уровней физической подготовки.
Плавание - дисциплина, предъявляющая высокие требования к физической подготовке. Она предполагает вовлечение всего комплекса мышечных групп, а также развитие выносливости и координации движений. Систематические аэробные нагрузки в виде плавания способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы. В частности, отмечено их благоприятное влияние на снижение артериального давления, уменьшение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и улучшение кровообращения.
Результаты показывают, что включение плавания оказывает положительное влияние, оно повышает физическое здоровье, улучшая физическую форму, гибкость и координацию. Это также повышает успеваемость, снижая стресс и улучшая когнитивную функцию, что особенно актуально в современном мире, где студенты ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, плавание способствует чувству общности и принадлежности среди студентов, способствуя их общему психологическому благополучию.
Занятия плаванием также улучшает обмен веществ и повышает общую работоспособность организма. Оно способствует развитию гибкости и подвижности суставов, поскольку вода оказывает естественное сопротивление, которое растягивает и укрепляет мышцы. Это особенно полезно для людей с проблемами суставов или артритом. Вода снижает ударную нагрузку на суставы, что позволяет увеличить амплитуду движений и улучшить гибкость без чрезмерного давления на суставы. Данные преимущества особенно актуальны для студентов, ведущих сидячий образ жизни [2].
Длительная сидячая учебная нагрузка у современных студентов приводит к повышенному стрессу и психологическому напряжению. При высокой интенсивности обучения и недостатке физической активности резко снижают эмоциональное и психическое состояние учащихся, увеличивают тревожность и ухудшают их когнитивные способности. Плавание же оказывает мягкое и успокаивающее воздействие, которое уменьшает стресс и беспокойство. Регулярные плавательные тренировки стимулируют выработку эндорфинов, естественных обезболивающих и «гормонов счастья» [3]. Все это способствует улучшению настроения и общего психологического состояния студентов. Еще одним важным фактором является укрепление дыхательной системы студентов. Плавание требует правильного контроля дыхания и развития легочной емкости. Это улучшает вентиляцию легких и укрепляет дыхательные мышцы, что приводит к общей лучшей функции дыхательной системы и повышению способности организма доставлять кислород к тканям.
Включение плавания в качестве дисциплины дает студентам возможность развить навыки безопасного поведения на воде. Знание правил безопасности у воды и умение плавать имеют решающее значение для обеспечения безопасности студентов во время внеучебной деятельности на водных объектах или занятий водными видами спорта. Более того, занятия по плаванию способствуют освоению навыков оказания первой помощи в водной среде, что может иметь решающее значение в спасении жизни в экстренных ситуациях [4].
Ситуация с плавательной подготовкой в высших учебных заведениях оставляет желать лучшего. Часто наблюдается дефицит бассейнов и недостаточное количество времени, выделенное на занятия в них. Кроме того, нередко отсутствует необходимая материальная база для занятий данным видом спорта, в связи с чем он заменяется другими дисциплинами. В результате студенты лишаются возможности приобрести плавательные навыки и ощутить все преимущества плавания [5].
Опрос преподавателей и студентов вузов, где плавание уже включено в учебный план как факультативная дисциплина, продемонстрировал его положительное влияние на физическое и академическое состояние учащихся. 87% преподавателей согласились, что включение плавания улучшает здоровье студентов, а 76% отметили повышение их успеваемости. Более 90% опрошенных студентов признали, что плавание благотворно сказывается на их физической форме и общем психологическом состоянии. Кроме того, около 70% студентов отмечают улучшение концентрации и силы после занятий в бассейне. Эти результаты подчеркивают важность и эффективность включения плавания в учебную программу вуза, предоставляя студентам возможность заботиться о своем здоровье и успешно совмещать учебу с физической активностью.
Посещение бассейна и выполнение упражнений по аквааэробике, или ритмической гимнастике в воде, способствует повышению интереса к физической культуре, так как этот вид активности укрепляет мышцы и улучшает координацию движений. Следующий шаг к улучшению отношения студентов к спорту - достижение гармонии тела с помощью специального комплекса упражнений, называемого шейпингом. Упражнения, направленные на формирование правильной структуры тела, позволяют перераспределять нагрузку на разные участки тела. Примеры таких активностей включают йогу и дыхательную гимнастику. Эти физические нагрузки можно комбинировать в рамках одного занятия для достижения расслабления мышц и стабилизации функций организма [6].
В нашем Кабардино-Балкарском университете для повышения физического состояния персонала и студентов с нынешнего года, был открыт бассейн для всех сотрудников и студентов, которые желают поплавать после рабочего дня. Сотрудники и студенты могут посещать бассейн бесплатно. Это позитивно отражается на психоэмоциональном состоянии преподавателей и студентов. Кроме того ежегодно проводятся спартакиады для студентов и преподавателей по плаванию с денежными вознаграждениями, что в свою очередь, также стимулирует заниматься плаванием и вести активный образ жизни.
В университетах, также могут быть организованы бесплатные секции по плаванию, стретчингу и другим видам спорта. Эти занятия помогают повысить эффективность обучения физической культуре и спорту. Обязательным является выполнение нормативов комплекса ГТО. Однако в университете могут применяться различные стимулы, чтобы мотивировать студентов успешно выполнять нормативы. Например, повышение стипендий для студентов, которые успешно сдали нормы ГТО, а также возможность самостоятельно выбирать организацию для прохождения производственной практики, соответствующей учебному плану, могут стимулировать интерес студентов к физической культуре.
Таким образом, результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что включение плавания в учебный план вуза в качестве факультативной дисциплины является оправданным и эффективным решением. Этот вид физической активности способствует формированию здорового образа жизни, улучшает физическое состояние студентов и повышает их академическую успеваемость. Важно отметить, что дальнейшие исследования должны быть сосредоточены не только на разработке практических рекомендаций по внедрению плавания в образовательный процесс, но и на привлечении поддержки со стороны администрации вузов, студентов, преподавателей и тренеров. Кроме того, следует учитывать доступность бассейнов и финансовые возможности студентов, чтобы обеспечить равные возможности для всех.
Ссылки на источники
1. Егоров В. Н. Факто логический аспект проблемы здоровье сбережения учащейся молодежи // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 49-55.
2. Камаев И.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография /: Изд-во НГМА, 2005. Н. Новгород 312 с.
3. Мосунова Д.Ф. Взаимоотношения человека и воды: монография. Санкт-Петербург: ФГБУ СП6-НиГ4ФК, 2019. - 364 с.
4. Влияние 12-недельных тренировок по плаванию на состав тела у молодых людей. Журнал прикладной физиологии. (2019). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6388213/ (дата обращение: 19.10.24).
5. Карамова А.З., Ибрагимов И.Ф. Занятия плаванием как эффективный способ поддержания и укрепления здоровья студентов // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 97-10 - 55-58 с. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54104620_93766305.pdf (дата обращения: 23.12.23).
6. Захаркина В.А. Аэробика. Фитнес. Шейпинг / В.А. Захаркина, Е. Я. Яных. - М. АСТ, Сталкер, 2007 г.
УДК 796
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-31-34 Бажев Арсен Зурабиевич,
кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Хежев Анзор Адибович,
доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ Во «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Бажев Альберт Арсенович,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Международное сотрудничество в системе образования: современные тенденции развития
Аннотация. В условиях современного глобализированного общества крайне значимо уделять первостепенное внимание развитию международного сотрудничества в образовательной сфере. В данной статье анализируются текущие тенденции с целью формирования представления о будущем глобального образовательного сотрудничества. Это акцентирует внимание на необходимости создания партнерских отношений для решения глобальных вызовов и расширения доступа к качественному образованию для всех. В статье также проводится оценка тенденций глобального образовательного сотрудничества и оценивается значимость международных партнерств в рамках отечественных образовательных учреждений и организаций.
Ключевые слова: образование, международное сотрудничество в сфере образования.
Актуальность. В настоящее время глобальное внимание сосредоточено на обучении людей по всему миру, что приводит к интенсивному развитию международного образования. В связи с этим возникает стремление к разработке универсальной стра-