2. Летучева Л.А., Юревич С.Н. К вопросу о готовности педагогов к работе с обучающимися, проявившими девиантные формы поведения // Инновационное развитие профессионального образования. - 2023. №1 (37).
3. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. - 2013. №1-1
4. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. - 2020. №1
5. Книжникова С.В., Фесенко Д.А. Готовность педагогов к профилактике девиант-ного поведения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 29.
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-37-41 Башиева Жансурат Дугуевна,
кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
К проблеме воспитания культуры межнационального общения
у младших школьников
Аннотация. Статья посвящена проблеме подходов к воспитанию культуры межнационального общения учащихся. Выявлены особенности и определены педагогические условия формирования культуры межнационального общения у младших школьников. Разработана программа по формированию культуры межнационального общения у младших школьников, основанная на выявленных педагогических условиях.
Ключевые слова: межнациональное общение, этнопсихология, межкультурное обучение, этнотолерантное общение, этнос, полиэтничность, социокультурная ситуация.
В условиях новых общественных реалий, связанных с усилением геополитических и межэтнических конфликтов во всем мире, проблема межнационального воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной в многонациональной Российской Федерации, в том числе в Кабардино-Балкарии.
Когда на уровне большинства западных государств происходит утрата таких ценностей, как взаимопонимание, позитивное сотрудничество, толерантность, существует необходимость в целенаправленной организации процесса межнационального воспитания обучающихся всех образовательных ступеней. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяется важность развития высоконравственной личности с опорой на отечественные традиции [5].
В рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования у младших школьников формируются основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; происходит осознание своей этнической и национальной принадлежности, знакомство с ценностями многонационального российского общества; начинается становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций в урочной и внеурочной деятельности [7].
Проблема гармонизации межэтнических отношений приобрела особую значимость с конца 80-х годов XX в. Наиболее интенсивно разрабатываются за последние годы такие направления отечественной науки, как этносоциология, этнополитология, этнопсихология, этнопедагогика.
В связи с отсутствием достаточно разработанной теории проблемы межэтнических отношений, исследователи (Ю.В. Арутюнян, Д.М. Гилязидинов, Л.М. Дробижева, М.В. Иордан, К.Н. Хабибулин и др.) стали разрабатывать вопросы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций, общественного развития и т. д.
В работах философов исследуется вопрос о роли общения в формировании личности и, в частности, о роли межнационального общения (С.С. Батенин и др.); рассматривается категория «общения» в связи с такими понятиями, как «коммуникация», «взаимопонимание» (В.М. Соковнин и др.); раскрывается суть патриотизма, непосредственно связанного с взаимоотношениями людей разных национальностей (А.Ф. Ма-лышевский и др.).
Социологи связывают межнациональное общение с изучением роли социальной среды и проблемами коллективного общения (АЛО. Гордин, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др.).
В этнопсихологии исследуются вопросы культурной вариативности, регуляторов социального поведения, психологии межэтнических отношений, межнациональных предрассудков, этнических стереотипов и установок личности в культурах и этносах (А.Н. Джуринский, В.С. Кукушкин, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Л.Д. Столяренко, Т.Г. Стефаненко и др.); анализируются причины этнических конфликтов, факторы, влияющие на протекание этнических конфликтов и возможные стратегии их разрешения (В.С. Кукушкин, Ю.В. Чернявская, Г.У. Солдатова, Ш. Неязолиев и др.).
Теоретические обобщения данных о своеобразии этнических групп, полученные в ходе исследований поведения и образа жизни народов мира, проблемы теории этноса, этногенеза разрабатываются этнологами (Ю.В. Бромлей, Г.У. Солдатова и др.).
Исследователи отмечают, что сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания, определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать. По мнению многих авторов, основным препятствием на пути выполнения учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ социального заказа федеративного государства по воспитанию детей, молодежи, населения в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости является отсутствие теории, разработанной с учетом перемен, происшедших в последние годы.
Для создания такой теории необходимо интегрировать знания, накопленные философией, социологией, этнологией, языкознанием, социальной и общей психологией о формировании личности, межнациональных, межконфессиональных и межличностных отношениях, этнической и межэтнической социализации, формировании национальных, гражданских - патриотических и общечеловеческих чувств и сознания.
Существует несколько подходов к воспитанию культуры межнационального общения учащихся.
Так, когнитивный подход делает акцент на получение учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях разных народов.
Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувствами людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активному энтузиазму по развитию близких взаимоотношений). Кроме того, ориентированные на эмоции обучающие программы могут помочь учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и таким образом успешно адаптироваться к ней.
Поведенческий подход призван формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения.
По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг.
В качестве техник дидактического общекультурного просвещения также рассматривают лекции, дискуссии и видеоматериалы.
Преподавание следует основывать на сочетании интеллектуального, эмоционального и поведенческого уровней. Иначе информация не будет соответствовать характеру межкультурных контактов. Кроме того, не подлежит сомнению, что каким бы не был объем передаваемой информации, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо учить этому.
Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, нежели обучении. Их авторы исходят из того, что простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с «другими».
Иными словами, программа межкультурного обучения должна быть направлена на развитие межкультурной компетентности - компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур.
Таким образом, в современном обществе обостряются противоречия между социальным заказом на подготовку человека к жизни в полиэтническом пространстве и между теоретическим обоснованием и методическим обеспечением, необходимым для специально организованного систематического процесса.
Следовательно, налицо необходимость воспитания с детского возраста культуры межнационального общения и систематической, целенаправленной работы школы в этом направлении.
Экспериментальное исследование проходило в МКОУ СОШ № 24 г.Нальчика. В эксперименте принимали участие 10 учителей начальных классов, 40 учащихся 3 классов, 40 родителей учащихся. Общая выборочная совокупность составила 90 человек.
Диагностическое исследование было направлено на выявление когнитивного, перцептивного и практического компонентов:
Когнитивный: знание: 1) истории и культуры своего этноса; 2) национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения; 3) основных частей и характеристик культуры межнационального общения и теоретических основ межнационального общения; 4) норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей; 5) норм, принципов и требований общей гуманистической этики; 6) знание о национальных и межнациональных отношениях в стране и регионе; 7) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
Перцептивный:
1) Этническая индифферентность; 2) уважение ко всем народам; 3) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности; 4) способность к рефлексии; 5) способность к идентификации по национальному признаку; 6) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию; 7) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой; 8) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; 9) терпимость к инакомыслию.
Практический:
1) Готовность и умение контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта; 2) совместная, успешная деятельность; 3) тактичность; 4) умение преодолевать межнациональные кон-
фликтные ситуации; 5) дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей; 6)взаимовыручка между людьми разных национальностей; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.
В своем исследовании мы исходили из критериев, предложенных К.И. Султанба-евой, которая выделила четыре критерия культуры межнационального общения: отношение к представителям иного этноса; отношение к иному языку, к инонациональной культуре; отношение к себе, к родному языку, к своему народу; отношение к культуре своего народа, его истории.
Было проведено анкетирование среди 10 учителей и 40 родителей, использовалась методика социальной дистанции (Вариант Л. Г. Почебут). Были также использованы разработанные нами анкеты для учащихся, на выявление уровня знаний о культуре кабардинского и балкарского народов.
В ходе анкетирования педагогов было выявлено, что все учителя (100%) признают необходимость и возможность формирования культуры межнационального общения младших школьников. Учителя (100%) отмечают, что в классе проводятся мероприятия по формированию культуры межнационального общения у младших школьников.
Трудности в ходе работы у 75% опрошенных вызывает нехватка методических рекомендаций по данному вопросу. У 25% опрошенных учителей трудность возникает из-за недостаточной подготовки, т.к. в ходе работы в школе внимание в большей мере уделяется обучению предметам, а не подготовке к внеурочным мероприятиям.
Таким образом, исследование показало, что проблема формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности имеет огромные резервы.
По полученным результатам стало видно, что значительная часть родителей предвзято относится к другим этническим группам. Это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к людям из их ближайшего национального окружения.
Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения - необходимый элемент педагогической работы. Однако важно найти правильные формы взаимодействия с семьей.
Проведенное диагностическое исследование позволяет заключить, что знания большинства, учащихся находятся на среднем уровне, мотивационно-чувственная сфера развита недостаточно, навыки и привычки культурного поведения находятся на низком уровне.
Достичь единства в оценках, деятельности, поведении младших школьников становится все сложнее, это объясняется причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера. Первая обусловлена современными социально-психологическими факторами, к числу которых можно отнести усиление урбанизации, поток средств массовой коммуникации, информационный взрыв, изменения в образе жизни и другие. Ряд трудностей возникает из-за незнания русского языка как средства межнационального общения. Определенные сложности обусловлены различиями в национально-религиозных стереотипах, которые проявляются в «странных» обычаях, в характере трудовой деятельности, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, одежде, в отношении к людям, в эстетических представлениях о прекрасном и безобразном, хорошем и плохом, в восприятии своей и иной веры.
В учебно-воспитательном процессе каждый ребенок должен включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии, что воспитанник готов к участию в социально значимых делах и мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.
Ссылки на источники
1. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. - 1991. - №12.
2. Белоцеркович Н.И., С.В. Бобрышев С.В. Педагогика межнационального общения - Ставрополь: изд-во СГПИ, 2008.
3. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2009.
4. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик: Эльбрус, 1992.
5. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL : https://docs.cntd.ru/document/ 566284989
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бимбад; Редкол.: М.Ш. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - Большая Российская энциклопедия, 2002.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL : https://fgos.ru/
8. Этнопсихологический словарь: Академия педагогических и социальных наук. -М., 2019.
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-41-46 Биттиров Расул Мухтарович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Биомеханические особенности различных способов старта при выполнении рывка штанги
Аннотация. В статье рассматривается исследование биомеханических особенностей выполнения рывковой тяги. Выявлены кинематические и динамические особенности этого упражнения.
Ключевые слова: рывковая тяга, кинематические, динамические характеристики, скорость движения, перемещение, ускорения, сила реакции опоры.
Постоянный рост результатов и серьёзное соперничество на отечественных и международных соревнованиях заставляют искать новые возможности улучшения техники выполнения тяжелоатлетических упражнений.
Рывок , технически очень сложные упражнения, со сложной координацией напряжений мышц. Выполняя тяжелоатлетические упражнения, спортсмен максимально напрягает мышцы и меняет режим их работы, напряжения и расслабления, и при этом сохраняя равновесие.
В связи с чем поиск рациональных путей выполнения тяжелоатлетических упражнений является весьма актуальным.
Цель исследования заключалась в выявлении более рационального и эффективного способа выполнения тяги рывковой. Задачи исследования:
1. зарегистрировать кинематические характеристики выполнения рывковой тяги различными способами;
2. определить динамические особенности выполнения рывковой тяги различными способами;