Научная статья на тему 'Проблемы развития физических качеств у школьников'

Проблемы развития физических качеств у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье детей и подростков / физическое воспитание / страте-гия оздоровления России / задачи физического воспитания

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киржинов Мурат Мухамедович

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, опреде-ляющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Изучение состояния здоровья организованных детских коллективов во взаимосвязи с физическим вос-питанием является чрезвычайно важным для обоснования профилактических ме-роприятий и укрепления здоровья подрастающего поколения. Не смотря на то, что изучение состояния здоровья детей в нашей стране ведется интенсивно уже многие годы, проблема раскрыта еще недостаточно. Особенно это относится к познанию роли физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киржинов Мурат Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития физических качеств у школьников»

DOI: 10.24412^-37273-2024-1-94-96 Киржинов Мурат Мухамедович,

старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]

Проблемы развития физических качеств у школьников

Аннотация. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Изучение состояния здоровья организованных детских коллективов во взаимосвязи с физическим воспитанием является чрезвычайно важным для обоснования профилактических мероприятий и укрепления здоровья подрастающего поколения. Не смотря на то, что изучение состояния здоровья детей в нашей стране ведется интенсивно уже многие годы, проблема раскрыта еще недостаточно. Особенно это относится к познанию роли физического воспитания.

Ключевые слова: здоровье детей и подростков, физическое воспитание, стратегия оздоровления России, задачи физического воспитания.

Повышенный интерес состоянию здоровья детей обусловлен не тем, что они представляют, по сути дела, будущее страны и составляют 26% ее населения. Дело в том, что это наиболее чувствительная воздействию негативных факторов возрастная группа. В этой связи представляет интерес рассмотреть состояние ее здоровья с позиций структурного анализа.

Приоритетными направлениями осуществляемых социальных мер улучшение здоровья детей и подростков, создание для них благоприятных условий и повышение уровня информативности всего населения об основных факторах риска и путях профилактики как инфекционной, так и не инфекционной заболеваемости [1]

Уже в дошкольном возрасте у 15-20% детей выявлены хронические заболевания: у 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 20-25% - заболевания носоглотки, у 30-40% - невротические отклонения, у 10-23% - аллергические реакции, у 10-25% - нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, серьезно осложняет их адаптацию к внутришкольной среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости.

Стратегия оздоровления России должна быть основана на том, чтобы, вместо пассивного принятия органами здравоохранения мер, соответственно, программировать индивидуальную активность самого населения, направленную на заботу о своем здоровье, физическое совершенствование, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, должна значительно влиять не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [2].

Воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптив-

ных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируются социальными принципами физического воспитания.

Уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всей системы физкультурного образования в стране, результативности действующих программ физического воспитания детей, подростков и молодежи. Очевидно, что организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи, оптимизация содержания этой деятельности являются важной государственной задачей.

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

В настоящее время обучение в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе

по укреплению здоровья детей является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома.

Особое внимание на уровне среднего общего образования (10-11 классы) должно быть уделено тому, чтобы домашние задания были спланированы в соответствии с уровнем физической подготовленности обучающихся. Практически каждый занимающийся может получить индивидуальное задание.

Особое внимание дифференциации домашних заданий по физической культуре уделено в исследованиях Л.В. Степановой (1999). В качестве наиболее удобной формы заданий автор предлагает использовать учебные карточки, которые позволяют напрямую обращаться к обучающемуся [6].

В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Ссылки на источники

1. Бондик 3.Г. Валеология. Физическое состояние и здоровье человека. Ростов-на-Дону, 1998. С. 7-8.

2. Брыкина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Академия, 2000. С. 81-82.

3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. С. 270.

4. Вавилов Ю.Н., Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. М.: Ф и С, 1991.

5. Кураев Г.А. Физическое развитие. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. С. 5-33.

6. Вестник АГУ, серия «Педагогика и психология». Выпуск 4 (328) 2023. С 77.

РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-96-98 Кишев Ахмед Зулканинович,

старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик

Развитие скалолазания в Российской Федерации: анализ современного состояния и перспективы развития

Аннотация. В Российской Федерации одним из популярных видов спорта является скалолазание. Среди граждан России в последние годы наблюдается повышение интереса к данному виду спорта, как в любительском, так и профессиональном форматах. Скалолазание является видом спорта, представляющим интерес для широкого круга людей различного возраста, социального статуса и пола. В мире также наблюдается тенденция повышения интереса к данному виду спорта. Скалолазание в европейских странах (Австрия, Франция, Англия) является очень популярным видом спорта. Учебные занятия по скалолазанию входят в программу общеобразовательных школ в ряде европейских стран. В США, Италии, Германии, Великобритании скалолазание входит в перечень дисциплин по выбору. Ключевые слова: скалолазание, скалодром, тренер, соревнования, спортсмены, программа, инфраструктура, педагоги, резерв.

Популярность скалолазания в Российской Федерации подтверждается статистическими данными. Так более 600 тыс. человек по статистическим данным «Федерации скалолазания России» (ФСР) занимались скалолазанием, а на постоянной основе данным видом спорта занимаются 80 тыс. человек. Данные по численности занимающихся скалолазанием и тренерам по скалолазанию представим в таблице 1.

Таблица 1

Численность занимающихся скалолазанием и тренеров по скалолазанию

(2017-2023 гг.)

Год Общее число занимающихся Из них женщин Число штатных тренеров-преподавателей

2017 51217 17796 402

2018 55401 19747 447

2019 50758 18036 371

2020 53814 18549 391

2021 55598 18057 398

2022 56024 18079 409

2023 57314 18163 418

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.