РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-174-176 Фиапшев Изнаур Аликович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Соблиров Азамат Муаедович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Анализ проблем организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах
Аннотация. В статье представлен анализ проблем организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах. Одним из направлений реализуемой государственной политики является сохранение, укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическое здоровье молодежи имеет важнейшее значение, так как оно выступает основой психического здоровья, формирования и всестороннего развития личности. Современный человек должен обладать навыками эффективного осуществления учебной, воспитательной, профессиональной деятельности. Особого внимания требуют именно проблемы организации занятий физической культурой и спортом в специальных медицинских группах, которые формируются в высших учебных заведениях. Организация занятий в специальных медицинских группах студентов имеет свои специфические особенности, которые приводят к появлению определенных проблем.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, адаптивная физическая культура, здоровье, физическое здоровье, заболевания, физические способности.
Занятия физической культурой и спортом в системе высшего образования требуют особого внимания в Российской Федерации, так как они определяют здоровье подрастающего поколения. Студенты обладают разным уровнем здоровья, что ограничивает их возможности заниматься физической культурой и спортом в традиционной форме. Количество студентов, имеющих хронические заболевания в Российской Федерации, увеличивается с каждым годом.
Проблемы со здоровьем не позволяют им заниматься физической культурой и спортом с полной нагрузкой. Для решения данной проблемы в системе высшего образования формируются специальные медицинские группы. Формирование специальных медицинских групп направлено на то, чтобы проводить занятия физической культурой и спортом со студентами, имеющими хронические заболевания [2, с. 17].
При проведении занятий в специальных медицинских группах необходимо учитывать хронические заболевания студентов и степень их выраженности.
Среди студентов заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата имею наибольше распространение, именно по данным видам заболеваниям в основном формируются специальные медицинские группы в высших учебных заведений. По данным статистки 80 процентов заболеваний среди студентов составляю именно заболевания данной группы. Заболевания дыхательной системы, пищеварительной системы и органов зрения также распространены среди студентов [5].
Учитывая рост заболеваемости среди студентов актуальной является проблема формирования эффективной системы организации занятий в специальных медицинских группах. В связи с чем требуется повышенное внимание к данному вопросу со
стороны специалистов, медицинских работников в области физической культуры и спорта.
В специальных медицинских группах реализуются не традиционные формы занятий по физической культуре и спорту, а адаптивная физическая культура, которая направлена на
- на восстановительные процессы в отношении физических и психологических возможностей; улучшение физического состояния студента,
- повышение качественных показателей здоровья и формирование психоэмоциональной устойчивости и адаптивности организма студента.
Адаптивная физическая культура объединяет несколько взаимосвязанных задач, реализация каждой из которых требует и комплексного подхода. Адаптивная физическая культура позволяет решать оздоровительные, развивающие, образовательные и воспитательные задачи, которые в комплексе позволяют улучшить здоровье студентов.
Воспитательные задачи имеют фундаментальное значение, так как именно они направлены на формирование у студентов устойчивой мотивации. Образовательные задачи связаны с особенностями заболеваний и методами восстановлениями здоровья после заболевания, которое перенес студент.
Студенты, которые включены в специальные медицинские группы, занимаются по разработанной программе, которая адаптирована под данную категорию студентов. Основой данной программы является общая программа, из которой исключены средства и методы физического воспитания, которые могут негативно сказаться на состоянии здоровья занимающегося [1, с. 250].
Наиболее целесообразным представляется построение программы на основе последовательного развития физических качеств с применением специальных физических упражнений, которые направлены на устранение отклонений, которые имеются у студентов.
При организации занятий в специальных медицинских группах существует проблема, которая связана с определением исходного и необходимого уровня физической нагрузки, учитывая состояния здоровья, пол, уровень физической подготовки. Организация занятий в специальных медицинских группах включает три компонента: оздоровление, практика и контроль. На каждом из этапов существуют свои методы и специальные упражнения, которые направлены на достижение конкретных целей.
В процессе проведения занятий в специальных медицинских группах студенты должны видеть результаты своей деятельности в виде своего совершенствования, что является особенно важным для студентов данной категории.
Преподаватели утверждают, исходя личного опыта, что возможность ощутить каждому студенту темпы своего физического развития и совершенствования, которое проявляется в приобретении более гармоничного сложения тела, значительно повышает мотивацию у студентов к занятиям физической культурой [4, с. 57].
Однако, не смотря, на такой подход за последние годы не наблюдается улучшение здоровья и физического развития у студентов. У студентов даже наблюдается рост количества заболеваний, особенно обострение происходит во время учебного процесса, что объясняется, скорее всего, высокими учебными нагрузками.
Таким образом, основным фактором при организации занятий в специальных медицинских группах является индивидуальный подход, который заключается в подборе конкретных физических нагрузок с учетом общего физического состояния, состояния здоровья и наличия различных заболеваний.
Проблемой организации занятий по физической культуре в специальной медицинской группе является недостаточная методическая разработанность тематики непрерывных педагогических воздействий с помощью физкультурно-оздоровительных
и коррекционно-развивающих средств в рамках разных форм занятий по физическому воспитанию.
В связи с этим не всегда занятия физической культурой способны обеспечить оптимальное физическое развитие студентов в СМГ и их физическую подготовленность. Для решения данных проблем необходима разработка таких средств и технологий, при использовании которых процесс физического воспитания станет эффективным и продуктивным [3, с. 4].
Необходим поиск новых форм и средств адаптивного физического воспитания для студентов специальных медицинских групп.
Также немаловажно правильно осуществлять выбор разнообразных средств физического воспитания, которые будут позволять успешно использовать компенсаторные механизмы и эффективно корректировать отклонения в физическом развитии и совершенствовании физических качеств занимающихся. Все это позволит улучшить процесс адаптации к обучению в высшем учебном заведении.
Ссылки на источники
1. Борисова, Н. Ю. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 248-254.
2. Глазкова Г. Б., Мамонова О. В. Оптимизация физического воспитания студентов специальной медицинской группы // Культура физическая и здоровье. 2022. № 4 (84). С. 16-18.
3. Губарева Н.В., Новичихина Е.В., Ульянова Н.А., Золотухина И.А. Некоторые методические аспекты двигательной подготовленности студенток, занимающихся в специальной медицинской группе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С.1-7.
4. Н.В. Коляда, Е.Т. Кузнецова Организация занятий физической культурой в специальных медицинских группах университета // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2022. № 1. С.56-62
5. Новичихина Е.В., Ульянова Н.А. Новые направления в работе по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная) для студентов специальной медицинской группы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28513 (дата обращения: 04.11.2024).