Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ (ЭЛЕКТРОННОЙ) ТАМОЖНИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ (ЭЛЕКТРОННОЙ) ТАМОЖНИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / THE WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович, Секербаева Динара Кабиевна

Задача. Проанализировать вопрос формирования правового института цифровой (электронной) таможни Всемирной таможенной организации в рамках функционирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия). Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу формирования института электронной (цифровой) таможни. Предмет исследования - институт цифровой (электронной) таможни. Комплексно рассматриваются нормотворческая деятельность ЕЭК по развитию электронной таможни. Анализируется вопрос создания такой таможни в контексте Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна». Отдельное внимание уделено этой же проблематике сквозь призму решений ЕЭК. Авторы анализируют механизм управления проектом, Методику оценки состояния развития механизма «единого окна», а также процедуры взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами для развития электронной (цифровой) таможни. Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока ЕЭК, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом. Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович, Секербаева Динара Кабиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF FORMATION OF THE OF DIGITAL (ELECTRONIC) CUSTOMS INSTITUTE IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Purpose. To analyze the issue of forming the legal institute of digital (electronic) customs within the framework of the functioning of the Eurasian Economic Commission (EEС, Commission). Design/methodology/approach. The research article is devoted to the formation of the institute of electronic (digital) customs. The subject of the research is the institute of digital (electronic) customs. It is comprehensively considered the normative activity of the EEC on the development of electronic customs. It is analyzed the issue of creating such a customs in the context of the Action Plan for the Implementation of the Basic Directions for the Development of the Single Window Mechanism. Special attention is paid to the same issues through the prism of EEC legal decisions. The authors analyze the Project Management Mechanism, the Methodology for Assessing the Development Status of the Single Window Mechanism, as well as the procedures for the interaction of interested parties with government bodies for the development of electronic (digital) customs. Social implications. The introduction of the digital customs institute into the law of the Eurasian Economic Union (EEU, Union) and customs regulation as a whole are aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures. Practical meaning. The results of the study are of interest to the EEC customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the «Electronic Customs» Thematic Block. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law. Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ (ЭЛЕКТРОННОЙ) ТАМОЖНИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

10.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ (ЭЛЕКТРОННОЙ) ТАМОЖНИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

©Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики; старший научный сотрудник

Место работы: Евразийская экономическая комиссия; НИИ Российской таможенной академии

moser-info@yandex.ru

©Секербаева Динара Кабиевна, аспирант; начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики

Место работы: Евразийская экономическая комиссия

Место учебы: Российская таможенная академия

sekerbayeva-info@yandex.ru

Аннотация

Задача. Проанализировать вопрос формирования правового института цифровой (электронной) таможни Всемирной таможенной организации в рамках функционирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия).

Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу формирования института электронной (цифровой) таможни. Предмет исследования - институт цифровой (электронной) таможни. Комплексно рассматриваются нормотворческая деятельность ЕЭК по развитию электронной таможни. Анализируется вопрос создания такой таможни в контексте Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна». Отдельное внимание уделено этой же проблематике сквозь призму решений ЕЭК. Авторы анализируют механизм управления проектом, Методику оценки состояния развития механизма «единого окна», а также процедуры взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами для развития электронной (цифровой) таможни.

Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока ЕЭК, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, информационные коммуникационные технологии.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 7 августа 2017 г. состоялось третье заседание экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности) [1]. В рамках заседания эксперты обсудили проблематику понятийного аппарата (цифровая таможня), международный опыт, а также возможные подходы по разработке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни».

Стоит отметить, что в июне этого же года в таможенном блоке ЕЭК была завершена работа по комплексному исследованию института цифровой таможни в рамках деятельности Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) [2]. Результаты комплексного анализа опубликованы в открытых источниках [3]. В настоящей статье мы рассмотрим генезис института электронной (цифровой) таможни в рамках экспертной работы ЕЭК.

Как показывает мировой опыт, в основе национального механизма «единого окна», его центральным ядром и фундаментом является безбумажная (электронная) таможня, призванная заменить традиционный формат бумажного документооборота, при соверше-

нии таможенных операций, на электронный документооборот, организованный на базе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), создавая, таким образом, более эффективную таможенную среду. В материалах таможенного блока ЕЭК отмечается, что понятие «безбумажная таможня» эквивалентно понятию «электронная таможня». Широкое применение ИКТ в повседневной работе таможенных органов кардинально изменило работу современной таможни, начиная с автоматизации офисной работы должностных лиц таможенных органов, и заканчивая использованием интернета для опубликования и распространения информации, применения автоматизированных систем подачи таможенных деклараций, управления рисками, обработки и проверки информации и выдачи разрешительных документов, взаимодействия с другими государственными органами [4].

Изначально вопрос развития электронной таможни прорабатывался на высоком уровне ЕЭК - ВТамО еще в 2016 г. Так, во время встречи члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству ЕЭК М.А. Ка-дыркулова с Генеральным секретарем ВТамО Кунио Микурия на заседаниях 127/128 сессий Совета по таможенному сотрудничеству, проходивших с 13 по 18 июля 2016 г. в Брюсселе, была достигнута устная договоренность о делегировании ВТамО для участия в работе конференции своих экспертов для обмена опытом и передовыми практиками в области электронной таможни, исходя из выбора ЕЭК интересующих ее тем. Таким образом, еще в 2016 г. эксперты таможенного блока Комиссии, включая специалистов тематического блока «электронная таможня», выразили ясное намерение обменяться с ведущими зарубежными экспертами ВТамО сведениями о практике создания и развития электронной таможни с применением новых технологий, основанных на международных стандартах, в том числе положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рекомендациях ВТамО [4].

В период с 28-29 ноября 2016 года в г. Москве состоялась Международная конференция «Электронное декларирование - основа электронной таможни: взгляд из настоящего в будущее» [5]. Рассматриваемое научное мероприятие было организовано Комиссией, а его особенностью можно назвать участие Всемирной таможенной организации. Результаты научной конференции формализовались в соответствующие рекомендации. Прежде всего, участники конференции согласились, что для дальнейшего развития электронной таможни, как одного из основных элементов механизма «единого окна», необходимо создавать соответствующую правовую основу на наднациональном и национальном уровнях; использовать международные стандарты и передовой зарубежный опыт; проводить анализ и оптимизацию процедур взаимодействия между бизнесом и государственными органами, а также непосредственно государственными органами; использовать единую модель данных ЕАЭС, основанную на международных стандартах; внедрять современные информационно-коммуникационные технологии [6].

С учетом вышеобозначенных задач по результатам конференции участники определили следующие рекомендации по направлениям работы тематического блока «электронная таможня» Рабочей группы по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна»:

1. Для целей формирования единого понимания определить понятия «электронная таможня», «цифровая таможня», «электронное таможенное декларирование», «электронные платежи», «элемент данных», «электронное сообщение», «сведения» в глоссарии терминов.

2. Подготовить предложения по закреплению понятия «электронная/цифровая таможня» в праве Евразийского экономического союза (для целей реализации Основных направлений).

3. Разработать стратегию (концепцию) развития «электронной/ цифровой таможни», как необходимого элемента национального механизма «единого окна» для упрощения административных процедур. Определить основные элементы «электронной/цифровой таможни», включая «электронное таможенное декларирование».

4. Обеспечить привлечение научных и деловых кругов при разработке стратегии развития «электронной/цифровой» таможни.

5. Предусмотреть на информационном портале о проекте реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» подраздел «электронная таможня».

6. Обеспечить сбор, перевод и размещение в подразделе «электронная таможня» передовой зарубежной практики, международных стандартов и рекомендаций по направлению тематического блока.

7. При разработке функционала эталонной модели механизма «единого окна», в части тематического блока, учитывать подходы и позиции, озвученные участниками конференции [6].

Таким образом, для целей дальнейшего обсуждения подходов по переходу к цифровой таможне, вопросы определения понятия «цифровая таможня», понимания квалифицирующих характеристик «цифровой таможни» и её взаимосвязь с механизмом «единого окна» приобретает актуальность [7]. В рамках нашего исследования особый интерес представляет электронная, цифровая таможня как правовой инструмент, правовое явление, механизм, режим, а также сопряженные с ним организационно-технические, информационные, технологические элементы, системы, характеристики, признаки, особенности, которые выделяют его из группы других правовых явлений и правовых институтов.

Анализ материалов международной конференции позволяет резюмировать следующее:

- на сегодняшний день в теории права отсутствует определение понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня»;

- в праве ЕАЭС не закреплены понятия «электронная таможня» и «цифровая таможня»;

- электронная таможня рассматривается как один из основных элементов механизма «единого окна» и в этом контексте высказывается тезис о необходимости разработки стратегии (концепции) развития «электронной, цифровой таможни», как необходимого элемента национального механизма «единого окна»;

- для развития электронной (цифровой) таможни необходимо использовать международные стандарты и передовой зарубежный опыт.

В рамках совершенствования механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС и с учетом проводимой работы Комиссии по реализации цифровой повестки Союза, актуальным становится вопрос цифровой таможни, а также исследование международного опыта и существующих теоретических подходов по её созданию и модернизации. Рассмотрим теоретические

и практические аспекты этой проблематики.

II. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

Исследуя проблематику создания электронной (цифровой) таможни, нельзя не отметить, что вопрос её создания находится в проработке специалистов таможенного блока ЕЭК параллельно с рассмотрением вопроса создания механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. Так, согласно Решению Совета ЕЭК от 28.04.2014 г. № 23 [8], Коллегии ЕЭК было предписано сформировать под руководством члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Гошина В.А. Рабочую группу по подготовке плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Рабочая группа) из представителей органов исполнительной власти государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества, а также сотрудников Евразийской экономической комиссии и утвердить ее состав [9; 7].

Обратим внимание, что основная цель Рабочей группы заключалась в разработке Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД (далее - План мероприятий) [9; 13]. Такая Рабочая группа была создана, а её состав утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 18.07.2014 г. № 123 [10]. План мероприятий был оперативно подготовлен Рабочей группой, и утвержден решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [11]. Как отмечают эксперты ЕЭК, рассматриваемый правовой акт является стратегическим документом, выражающим политическую волю и определяющим для государств - членов Союза вектор развития национальных механизмов «единого окна» и организации их информационного взаимодействия на наднациональном уровне [9; 19].

Возвращаясь к вопросу о генезисе понятий «цифровая (электронная) таможня» в праве ЕАЭС обратим внимание, что понятия «цифровая таможня», «электронная таможня» не используются в Плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. Анализируемый План мероприятий оперирует такими понятиями, как электронные документы [11; II. Определения], документ в электронном виде, электронная коммерция, электронные системы, электронная уплата [11; пункт 3. Интеллектуальный механизм / V. Общее описание эталонной модели национального механизма Определения], взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления ВЭД, электронная оплата платежей [11; структура эталонной модели национального механизма «единого окна». Приложение № 1 к Плану мероприятий] (в рамках эталонной модели национального механизма «единого окна») [12].

Здесь же приводится понятийный аппарат. Например, «электронная коммерция» - совокупность техни-

ческих и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем; «взаимное признание документов» - признание и использование в одном государстве-члене необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности электронных документов, формируемых уполномоченными органами (организациями) другого государства-члена; «гармонизация сведений» - сбор, определение, анализ и согласование требований к информации, содержащейся в электронных документах и бумажных копиях электронных документов, используемых в одних и тех же областях применения, с целью повышения сопоставимости таких документов с точки зрения содержания и формата; «стандартизированный вид документов» - документ в электронном виде, оформляемый в соответствии с гармонизированными и унифицированными структурой и форматами, имеющий равную юридическую силу с аналогичным документом на бумажном носителе [11; См. II. Определения. Плана мероприятий].

III. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕШЕНИЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

Важным этапом в организационно-правовой системе развития механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС можно назвать создание в 2015 г. организационной структуры механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД [13] (далее - Организационная структура), а также разработку методики оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» (далее - Методика оценки). Организационная структура была утверждена Решением Коллегии ЕЭК от 28.09.2015 г. № 124 [13], а Методика оценки - Решением Коллегии ЕЭК от 28.09.2015 г. № 123 [14].

Впервые понятие «электронная таможня» упоминается именно в решениях Комиссии от 28 сентября 2015 г. Изначально речь идет не об электронной таможне, а о вопросах электронной таможни в рамках деятельности тематических блоков Рабочей группы (далее - Тематический блок) и одного из важных направлений - таможенного [15; пункт 21].

В контексте сравнительного анализа добавим, что согласно пункту 21 «Положения об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (далее - Положение) тематические блоки осуществляют деятельность в соответствии с перечнем работ по следующим направлениям:

1. Таможенное (по вопросам электронной таможни);

2. Финансовое и налоговое (по вопросам оплаты и платежей, электронной коммерции);

3. Регулятивное (по вопросам оборота разрешительных документов);

4. Транспортное (по вопросам транспорта и логистики);

5. Информационное (по вопросам информационных технологий).

Дополнительно отметим, что тематический блок,

наряду с координационным советом, входит в состав Рабочей группы по реализации Плана мероприятий.

Вкратце обозначим основные элементы механизма управления. Прежде всего, отметим, что основной целью создания механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий (далее - механизм управления), является обеспечение согласованности действий государственных органов и организаций государств - членов ЕАЭС, регулирующих вЭд, бизнес-сообщества и участников ВЭД государств-членов в целях развития национальных механизмов «единого окна».

В соответствии с Положением структура наднационального сегмента механизма управления на сегодняшний день включает в себя:

- Совет Евразийской экономической комиссии;

- Коллегию Комиссии;

- Рабочую группу по реализации Плана мероприятий (далее - Рабочая группа);

- экспертные группы.

Рабочая группа. Рабочая группа в пределах своих полномочий выполняет такие задачи, как подготовка проектов актов органов ЕАЭС, направленных на реализацию Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, одобренных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 [16] (далее - Основные направления), и Плана мероприятий; организация выполнения Плана мероприятий; проведение мониторинга выполнения Плана мероприятий; организация разработки проектов детализированных планов на очередной год по выполнению Плана мероприятий (далее - ежегодные детализированные планы).

Как отмечено выше, Рабочая группа состоит из координационного совета Рабочей группы и тематических блоков Рабочей группы. В состав рабочей группы включаются представители ЕЭК, государственных органов и организаций государств-членов, регулирующих ВЭД, а также бизнес-сообщества государств-членов.

В состав координационного совета Рабочей группы включаются:

- руководитель Рабочей группы;

- по 1 представителю от каждого государства-члена на уровне руководителя, либо заместителя руководителя государственного органа исполнительной власти государства-члена, ответственного за развитие механизма «единого окна» в этом государстве;

- руководители тематических блоков.

В свою очередь, в состав тематических блоков включаются:

- от государств-членов: должностные лица государственных органов на уровне руководителей, либо заместителей руководителей структурных подразделений этих органов или их уполномоченных организаций, деятельность которых непосредственно связана со сферой функционирования соответствующего тематического блока; представители бизнес-сообщества;

- от Комиссии - должностные лица и сотрудники департаментов Комиссии, сфера деятельности которых связана с функционированием соответствующего тематического блока [15; пункты 6-11].

Напомним, что тематические блоки осуществляют деятельность в соответствии с перечнем работ согласно Приложению по следующим направлениям:

- таможенное (по вопросам электронной таможни);

- финансовое и налоговое (по вопросам оплаты и платежей, электронной коммерции);

- регулятивное (по вопросам оборота разрешительных документов);

- транспортное (по вопросам транспорта и логистики);

- информационное (по вопросам информационных технологий).

При этом для выполнения Плана мероприятий и работ, указанных в перечне, предусмотренном Приложением к Положению1, могут создаваться экспертные группы. Добавим, что в соответствии с пунктом 23 Положения в состав экспертных групп по направлениям деятельности тематических блоков включаются представители департаментов ЕЭК, уполномоченных государственных органов и организаций, а также бизнес-сообщества государств-членов. Что касается упомянутого в настоящем абзаце перечня работ, отметим, что его полное название - «Перечень работ для тематических блоков Рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

Анализ правовых актов Союза позволяет сделать вывод, что понятие «электронная таможня» на первоначальном этапе «цифровизации» таможенного администрирования ЕАЭС, в контексте построениях механизма «единого окна», позиционируется прежде всего с Перечнем работ для тематических блоков Рабочей группы, где под номером один обозначена «I. Электронная таможня» [17]. Обратим внимание, что в анализируемом правовом акте Союза понятие «электронная таможня» не раскрывается, поименованы только работы. В рассматриваемом ключе перечислим основные работы анализируемого блока.

1. Установление соответствия между государственными органами, организациями государств-членов, предоставляющими государственные услуги и сервисы в сфере таможенного регулирования.

2. Сбор данных:

а) о бизнес-процессах, возникающих при взаимодействии участников ВЭД и таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза;

б) о документах и сведениях;

в) о международных договорах и актах, составляющих право Союза, нормативных правовых актах государств-членов в сфере таможенного регулирования;

г) о государственных программах государств-членов по совершенствованию таможенного регулирования.

3. Проведение анализа:

а) бизнес-процессов, возникающих при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов;

б) документов и сведений (на предмет избыточности и дублирования документов и сведений при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля);

в) международных договоров и актов, составляющих право Союза, нормативных правовых актов государств-членов, регламентирующих порядок совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля [17];

г) государственных программ государств-членов по совершенствованию таможенного регулирования;

д) уровня развития электронного декларирования в государствах-членах.

4. Проведение анализа проблем межведомственного информационного взаимодействия государственных

1 Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

контролирующих органов, организаций государств-членов, возникающих при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля (в том числе при проведении таможенной проверки после выпуска товаров) и совместного контроля в пунктах пропуска.

5. Проведение консультаций, круглых столов с целью определения направлений совершенствования электронного декларирования, согласование подходов к развитию электронного декларирования в государствах-членах.

6. Разработка рекомендаций по оптимизации (с учетом соответствующих международных стандартов):

а) комплексного управления таможенной границей Союза;

б) межведомственного информационного взаимодействия государственных контролирующих органов, организаций государств-членов;

в) электронного декларирования в государствах-членах, порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля (в том числе проведения таможенной проверки после выпуска товаров).

7. Развитие технологий автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров.

8. Подготовка предложений по внесению изменений в международные договоры и акты, составляющие право Союза, и нормативные правовые акты государств-членов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мониторинг и контроль выполнения Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19 в рамках компетенции соответствующего блока Рабочей группы [17].

Ознакомившись с Перечнем работ нельзя не отметить, что «электронная таможня» принимает очертания комплексного инструмента (правового явления, элемента, системы, механизма), который отождествляется с предоставлением услуг и сервисов в сфере таможенного регулирования, реализации бизнес-процессов, межведомственного информационного взаимодействия контролирующих органов, организаций государств-членов Союза, комплексного управления таможенной границей Союза, электронного декларирования, автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров. Другими словами проявляются рамки, функционал и связи данного инструмента с иными системами и правовыми институтами. Однако на этом этапе еще рано говорит о его характеристиках и особенностях. Можно определенно констатировать, что деятельность тематического блока «электронная таможня» напрямую связана с таможенным регулированием, как направлением деятельности. Одновременно отметим, что согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [18] ЕЭК осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, в ряде сфер регулирования. Среди них - таможенное регулирование.

Таким образом, в нашем понимании «электронная таможня», как правовой инструмент в юридическом контексте отождествляется, прежде всего, с таможенным администрированием, и лишь затем с иными

сферами, определенными Договором и международными договорами в рамках Союза, например, внутренними рынками, информатизацией, информационно-коммуникационными технологиями. Соответственно, концепция, методика, научно-методический аппарат в целом, инструменты правового регулирования правоотношений с участием таможенных органов и участников ВЭД в рамках развития института электронной (цифровой) таможни подлежат разработке таможенным блоком ЕЭК. Иные подходы будут противоречить положениям Договора о распределении компетенции.

3.2. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ «ЕДИНОГО ОКНА»

Экспертами Комиссии при участии Сторон была разработана наднациональная Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна», которая утверждена Решением Коллегии ЕЭК от 28 сентября 2015 года № 123 [14]. Методика разработана в целях оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» и определяет порядок проведения анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» [19; пункт 1]. По нашему мнению, этот инструмент может быть использован различными международными институтами, например, Всемирной таможенной организацией, ЕЭК ООН в качестве модельного инструмента при разработке международных стандартов в форме отдельного руководства, рекомендации для оценки развития механизма «единого окна» в том или ином государстве [20]. Прежде чем выделить элементы «электронной таможни» в анализируемой Методике оценки отметим, что в рамках проводимого анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» решались следующие задачи:

а) анализ организационно-правовой основы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах (далее - анализ организационно-правовой основы);

б) анализ технологической основы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах (далее - анализ технологической основы);

в) анализ информационно-технической основы внедрения и развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах (далее - анализ информационно-технической основы);

г) анализ сильных и слабых сторон национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах, возможностей и перспектив развития этих механизмов;

д) подготовка предложений и рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие национальных механизмов «единого окна», оптимизацию бизнес-процессов2, а также определение приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна» [19; пункт 5].

В качестве примечания отметим, что анализ технологической основы включает в себя:

1. Определение перечня приоритетных экспортных, импортных и транзитных операций (далее - приоритетные операции);

2. Анализ существующих бизнес-процессов в соответствии с перечнем приоритетных операций, опреде-

2 Бизнес-процесс - набор взаимосвязанных и структурирован-

ных действий, направленных на достижение определенного результата в сфере внешнеэкономической деятельности (см. II. Определения [19]).

ление степени и уровня их автоматизации;

3. Определение «узких мест» при переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам3.

Для проведения анализа технологической основы по каждому направлению перемещения товаров был сформирован примерный перечень бизнес-процессов согласно приложению № 3 к Методике оценки. Добавим, что все операции в примерном перечне бизнес-процессов распределены по тематическим блокам. Среди них «электронная таможня», «оплата, платежи и электронная коммерция», «разрешительные документы», «транспорт и логистика». В вышеупомянутом приложении № 3 все бизнес-процессы разделены на три блока: (1) вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС, (2) ввоз товара на таможенную территорию Союза и (3) транзит товара через таможенную территорию Союза. А каждый из них содержит выделенный перечень бизнес-процессов, относящихся к «электронной таможне».

Так, для блока, который именуется «вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС» к группе «электронная таможня» отнесены такие бизнес-процессы (таможенные операции), как:

- определение классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС;

- получение сертификата о стране происхождения товара;

- взаимодействие с таможенным представителем (поиск таможенного представителя, направление запроса о необходимости обращения к услугам таможенного представителя, обмен информацией о товаре и подготовка предложения заключить контракт, заключение договора, направление документов для подготовки предварительной информации и последующего таможенного декларирования (в том числе предварительного декларирования);

- таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, таможенное декларирование (формирование декларации на товары, подача (направление) декларации на товары, регистрация декларации на товары, проверка декларации на товары (форматно-логический контроль), изменение и дополнение сведений, заявленных в декларации на товары до выпуска товара, применение системы управления рисками, проведение таможенного контроля (в случае срабатывания системы управления рисками) и др.).

3.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ И ПРОЦЕДУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В декабре 2015 г. Комиссия приняла решение «О перечне приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Евразийского экономического союза в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна» [21]. Разработано Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК в соответствии с пунктом 4.1 раздела XII Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19, и подпунктом 4.1.4 детализированного плана на 2015 год по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 4 февраля 2015 г. № 4 [22] (далее - Детализированный план) [23].

3 Там же.

Цель проекта решения - определение перечня приоритетных процедур взаимодействия заинтересованных лиц и государственных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - процедуры Б20) для их поэтапного включения в национальные механизмы «единого окна». По мнению разработчиков правового акта, утверждение перечня приоритетных процедур B2G должно послужить инструментом сближения подходов государств-членов ЕАЭС при развитии механизмов «единого окна» и позволит государствам-членам реализовывать такие процедуры с учетом унифицированных в рамках Евразийского экономического союза требований и подготовленных технологических документов. Проект Решения согласован Департаментом развития предпринимательской деятельности, Департаментом таможенной инфраструктуры, Департаментом торговой политики, Департаментом финансовой политики, Департаментом информационных технологий, Департаментом технического регулирования и аккредитации, Департаментом санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, Департаментом таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Департаментом транспорта и инфраструктуры [23]. Во исполнение пункта 132 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 № 98 [24], проект Решения в период с 28 октября 2015 г. по 17 ноября 2015 г. размещался на официальном сайте Союза для представления заинтересованными лицами своих комментариев и предложений. Справочно отметим, что в ходе общественного обсуждения в Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики поступили комментарии по проекту Решения только от Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». Замечания касались пункта 26 приложения к проекту Решения, процедуры «Направление предварительной информации при перевозках товаров различными видами транспорта, в отношении которых приняты решения Евразийской экономической комиссией».

Предлагалось предварительно решить вопрос целесообразности включения в проект Таможенного кодекса ЕАЭС положений о представлении предварительной информации в виде электронного документа. Соответствующее разъяснение было направлено в НПП «Атамекен»4, в котором отмечено, что регламентация вышеуказанной процедуры планировалась в 20162017 гг. с учетом достигнутых договоренностей в рамках ТК ЕАЭС и принятых решений Комиссии. В целях развития национальных механизмов «единого окна» и обеспечения дальнейшей работы по регламентации в данном направлении было принято целесообразным сохранить указанную процедуру в перечне процедур B2G. Проект решения Коллегии Комиссии не потребовал оценки регулирующего воздействия, так как не оказывает влияния на условия ведения предпринимательской деятельности [23].

Эффективная работа таможенного блока Комиссии, как результат трансформировалась в принятие Решения Коллегии ЕЭК от 22 декабря 2015 г. № 171, которым утвержден перечень приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномочен-

4 Исх. от 11.12.2015 № 18-615.

ными организациями государств - членов Союза в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна» [21]. Среди этого перечня определены процедуры по блоку «электронная таможня». В частности, актом Союза к ним отнесено:

1. Получение предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2. Получение предварительного решения о стране происхождения товара.

3. Включение и исключение юридических лиц из реестра таможенных перевозчиков.

4. Присвоение статуса уполномоченного экономического оператора.

5. Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары.

6. Внесение изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.

7. Направление уведомления о выпуске (об отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров.

8. Получение разрешения на совершение грузовых операций с товарами.

9. Подача, регистрация и отказ в регистрации транзитной декларации.

10. Подача, регистрация и отказ в регистрации сертификата о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита [21].

Другими словами, анализируемый нами правовой инструмент «электронная таможня», в развитие права Союза о создании механизма «единого окна» среди прочего охватывает такие правовые институты, как институт классификации товаров, определения страны происхождения товаров, таможенного перевозчика, уполномоченного экономического оператора, таможенного декларирования, выпуск товаров, таможенного транзита, таможенных платежей.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного сформулируем выводы.

1. На сегодняшний день электронная (цифровая) таможня рассматривается нами как правовой инструмент, правовое явление, механизм, режим, а также сопряженные с ним организационно-технические, информационные, технологические элементы, системы, характеристики, признаки, особенности, которые выделяют его из группы других правовых явлений и институтов.

2. Вопрос развития цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС, как комплексного организационно-правового института, в основе которого лежат информационные технологии в области таможенного администрирования, был позиционирован в рамках международного таможенного сотрудничества ЕАЭС - ВТа-мО в июле 2016 года. Инициатива таможенного блока ЕЭК нашла поддержку у руководства ВТамО.

3. На сегодняшний день эксперты таможенного блока Комиссии, включая специалистов тематического блока «электронная таможня», исходят из позиции необходимости обмена со странами-членами ВТамО сведениями о практике создания и развития электронной (цифровой) таможни с применением современных таможенных технологий, основанных на международных стандартах и передовой правоприменительной практике.

4. В целях формирования института электронной (цифровой) таможни эксперты Департамента тамо-

женного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, а также тематического блока «электронная таможня» считают необходимым создать соответствующую нормативно-правовую базу в государствах-членах ЕАЭС.

5. На сегодня в теории права отсутствует определение понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня»; в праве ЕАЭС данные понятия не определены; в практике ЕЭК электронная (цифровая) таможня рассматривается как один из основных элементов механизма «единого окна», и в этом контексте высказывается тезис о необходимости разработки стратегии (концепции) развития «электронной, цифровой таможни» как необходимого элемента национального механизма «единого окна»; для развития электронной (цифровой) таможни необходимо использовать международные стандарты и передовой зарубежный опыт.

6. Экспертным сообществом при координирующей роли таможенного блока ЕЭК сформированы научно-практические рекомендации для создания института электронной (цифровой) таможни, среди них:

- определить понятия «электронная таможня», «цифровая таможня», «электронное таможенное декларирование», «электронные платежи», «элемент данных», «электронное сообщение», «сведения» в глоссарии терминов;

- подготовить предложения по закреплению понятия «электронная/цифровая таможня» в праве ЕАЭС (для целей реализации Основных направлений);

- разработать стратегию (концепцию) развития электронной (цифровой) таможни, а также определить основные элементы электронной (цифровой) таможни»;

- обеспечить привлечение научных и деловых кругов при разработке стратегии развития «электронной/цифровой» таможни.

7. Понятия «цифровая таможня», «электронная таможня» не используются в Плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД.

8. На нормативном уровне ЕАЭС впервые понятие «электронная таможня» упоминается в решении Коллегии ЕЭК от 22 декабря 2015 г. № 171 [21], а также последующих решениях Комиссии от 28 сентября 2015 г № 123 [14], № 124 [13]:

- в рамках приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Союза в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна»5 Для данного случая «электронная таможня» в

5 1.Получение предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2.Получение предварительного решения о стране происхождения товара.

3.Включение и исключение юридических лиц из реестра таможенных перевозчиков.

4.Присвоение статуса уполномоченного экономического оператора.

5.Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары.

¿.Внесение изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.

7.Направление уведомления о выпуске (об отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров.

8.Получение разрешения на совершение грузовых операций с товарами.

9.Подача, регистрация и отказ в регистрации транзитной декларации.

10.Подача, регистрация и отказ в регистрации сертификата о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

развитие права Союза о создании механизма «единого окна» сопряжена с такими правовыми институтами, как институт классификации товаров, определения страны происхождения товаров, таможенного перевозчика, уполномоченного экономического оператора, таможенного декларирования, выпуск товаров, таможенного транзита, таможенных платежей.

- в рамках организационной структуры механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений, выделен перечень работ по направлению «таможенное (по вопросам электронной таможни)» для тематических блоков. Для данного случая «электронная таможня», на наш взгляд, принимает очертания комплексного инструмента (правового явления, элемента, системы, механизма), который отождествляется с предоставлением услуг и сервисов в сфере таможенного регулирования, реализации бизнес-процессов, межведомственного информационного взаимодействия контролирующих органов, организаций государств-членов Союза, комплексного управления таможенной границей Союза, электронного декларирования, автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров. Другими словами, проявляются рамки, функционал и связи данного инструмента с иными системами и правовыми институтами.

- в рамках Методики оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» и логической цепи - (1) анализ технологической основы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах Союза - (2) бизнес-процессы (таможенные операции) - (3) электронная таможня. Где к группе «электронная таможня» отнесены такие бизнес-процессы (таможенные операции), как определение классификационного кода товара по Тн ВЭД ЕАЭС; получение сертификата о стране происхождения товара; взаимодействие с таможенным представителем; таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, таможенное декларирование и др.

9. Электронная таможня, как правовой инструмент в юридическом контексте отождествляется, прежде всего, с таможенным администрированием, и лишь затем с иными сферами, определенными Договором и международными договорами в рамках Союза, например, внутренними рынками, информатизацией, информационно-коммуникационными технологиями. Соответственно, концепция, методика, научно-методический аппарат в целом, инструменты правового регулирования правоотношений с участием таможенных органов и участников ВЭД в рамках развития института электронной (цифровой) таможни подлежат разработке таможенным блоком ЕЭК.

10. В 2015 г. в ЕАЭС создана организационная структура механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД [13]. Структура наднационального сегмента механизма управления включает в себя: Совет ЕЭК; Коллегию ЕЭК; Рабочую группу по реализации Плана мероприятий; экспертные группы. Рабочая группа состоит из координационного совета Рабочей группы и тематических блоков Рабочей группы.

13. По нашему мнению, при отсутствии на нормативном (право Союза), концептуальном, научном уровнях понимания электронной таможни в целом, как комплексного правового явления (инструмента, механизма и др.), говорить о реализации ее основных элементов в базовом нормативном акте - ТК ЕАЭС преждевременно.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,46%.

Список литературы:

1. Протокол 3-го заседания экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности) от 7 августа 2019 года. № 18-53/пр от 15 августа 2019 г. / Архив ЕЭК.

2. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 pages. URL: http://customs-academy. net/?p=12388.

3. Мозер С.В. Доклады, научные публикации, проекты. URL: http://customs-academy.net/?p=3817.

4. Справка об организации проведении международной конференции по актуальным вопросам развития электронного декларирования в рамках механизма «единого окна» от 2 сентября 2016 г. К вопросу 4 повестки дня 2-го заседания тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности// Архив ЕЭК.

5. «Международная конференция «Электронное декларирование - основа электронной таможни, взгляд из настоящего в будущее» // Информационно-правовой портал ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru /act/tam_sotr/edinoe_okno/Pages/intconfecustoms.aspx (дата обращения: 04.02.2019).

6. Рекомендации Международной конференции «Электронное декларирование - основа электронной таможни: взгляд из настоящего в будущее» (Москва, 28-29 ноября 2016 года) // Информационно-правовой портал ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr /edinoe_okno/Documents/EDConf/Рекомендации%20конфе ренции/docx (дата обращения: 04.02.2019).

7. Справка о концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне от 27 марта 2017 г. К вопросу 4 повестки дня 4-го заседания тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности // Архив ЕЭК.

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 г. № 23 «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/14sr0023/ (дата обращения: 04.02.2019).

9. Сборник нормативных правовых актов за 2014 - 2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза - М.: Евразийская экономическая комиссия, 2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr /edinoe_okno/Documents/Сборник%20НПА%202014-2015_Итоговый%20вариант.pdf (дата обращения: 04.02.2019).

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии «О Рабочей группе по подготовке Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» от 18 июля 2014 г. № 123 // Электронный фонд Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru /document/420208538 (дата обращения: 04.02.2019).

11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0019/ (дата обращения: 04.02.2019).

12. Об эталонной модели подробнее см. Секербаева Д.К., Мозер С.В. Перспективы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза на современном этапе //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 3 (28), 2017. - С.15-27. URL: http://customs-academy.net/?p=11223 (дата обращения: 04.02.2019).

13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 124 «Об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (дата обращения: 05.02.2019).

14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 123 «О Методике оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru /tamdoc/15kr0123/ (дата обращения: 05.02.2019).

15. Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 124 «Об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (дата обращения: 05.02.2019).

16. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Аль-та-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14vr0068/ (дата обращения: 05.02.2019).

17. Электронная таможня. Перечень работ для тематических блоков Рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Приложение к Положению об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 124 «Об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (дата обращения: 05.02.2019).

18. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (в ред. Договоров от 10.10.2014, от 23.12.2014 (ред. 11.04.2017), Протокола от 08.05.2015) // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc /14bn0044/ (дата обращения: 05.02.2019).

19. Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». Утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 123 «О Методике оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0123/ (дата обращения: 06.02.2019).

20. Секербаева Д.К., Мозер С.В. Перспективы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза на современном этапе //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 3 (28), 2017. - С.15-27. URL: http://customs-academy.net/?p=11223 (дата обращения: 06.02.2019).

21. Решение Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 года № 171 «О перечне приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Евразийского экономического союза в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна» // Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL. http://docs.cntd.ru /document/420325994 (дата обращения: 23.02.2019).

22. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 4 февраля 2015 г. № 4 «О детализированном плане на 2015 год по выполнению Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15sr0004/ (дата обращения: 06.02.2019).

23. Справка к пункту 33 повестки 47-го заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 года «О перечне приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Евразийского экономического союза в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна» // Архив ЕЭК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98 «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» (в ред. решений Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 21, от 16.10.2015 № 22, от 31.05.2016 № 4, от 26.12.2016 № 27, от 14.04.2017 № 8, от 14.04.2017 № 9, от 11.10.2017 № 16, от 06.12.2018 № 20) // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14vr0098/ (дата обращения: 06.02.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на совместную статью Мозера Сергея Владимировича и Секербаевой Динары Кабиевны «Актуальные вопросы формирования института цифровой таможни в Евразийском экономическом союзе» Представленная на рецензирование совместная статья Мозе-ра С.В. и Секербаевой Д.К. посвящена исследованию вопроса формирования института электронной (цифровой) таможни в Евразийском экономической союзе (далее - ЕАЭС, Союз).

Стоит отметить, что авторы настоящей статьи работают над проектом цифровая (электронная) таможня в рамках развития механизма «единого окна», а также непосредственно нормотворческой деятельности таможенного блока Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). Анализируемая проблематика хорошо им известна с практической точки зрения и представляет интерес для академических кругов при исследовании тематики совершенствования таможенного администрирования в государствах-членах ЕАЭС.

На сегодняшний день в научной среде отсутствуют комплексные исследования рабочих материалов и результатов нормотворческой деятельности ЕЭК, связанные с вопросом развития правового института цифровой таможни в государствах-членах Союза. Нет однозначного понимания, каким образом разработки Всемирной таможенной организации по тематике внедрения цифровой таможни, могут быть импле-ментированы в праве ЕАЭС для развития этого института. Перечисленные тезисы определяют актуальность данного исследовательского материала.

Мозер С.В. и Секербаева Д.К. анализируют в динамике нормотворческую деятельность ЕЭК по формированию института электронной таможни. Рассматривается вопрос создания электронной таможни в рамках Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна». Отдельное внимание уделено этой же проблематике сквозь призму правовых актов Союза. Авторы анализируют механизм управления проектом, Методику оценки состояния развития механизма «единого окна», а также процедуры взаимодействия заинтересованных лиц с

государственными органами для развития электронной (цифровой) таможни.

Научная статья Мозера С.В. и Секербаевой Д.К. обращена к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с созданием правового института электронной (цифровой) таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Полученные в рамках исследования С.В. Мозера и Секербаевой Д.К. выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседании экспертной группы ЕЭК по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений

развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

Статья С.В. Мозера и Секербаевой Д.К. представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале «Социально- политические науки».

Советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия, канд. юрид. наук

Д.А. Авдонин

11.12. 19

ACTUAL ISSUES OF FORMATION OF THE OF DIGITAL (ELECTRONIC) CUSTOMS INSTITUTE IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

©Mozer Sergei V., PhD in law, Deputy Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation; Senior Researcher

Place of employment: Eurasian Economic Commission; Research Institute of the Russian Customs Academy

moser-info@yandex.ru

©Sekerbayeva Dinara K., postgraduate student; Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation

Place of employment: Eurasian Economic Commission Study place: Russian Customs Academy

sekerbayeva-info@yandex.ru

Abstract

Purpose. To analyze the issue of forming the legal institute of digital (electronic) customs within the framework of the functioning of the Eurasian Economic Commission (EEC, Commission).

Design/methodology/approach. The research article is devoted to the formation of the institute of electronic (digital) customs. The subject of the research is the institute of digital (electronic) customs. It is comprehensively considered the normative activity of the EEC on the development of electronic customs. It is analyzed the issue of creating such a customs in the context of the Action Plan for the Implementation of the Basic Directions for the Development of the Single Window Mechanism. Special attention is paid to the same issues through the prism of EEC legal decisions. The authors analyze the Project Management Mechanism, the Methodology for Assessing the Development Status of the Single Window Mechanism, as well as the procedures for the interaction of interested parties with government bodies for the development of electronic (digital) customs.

Social implications. The introduction of the digital customs institute into the law of the Eurasian Economic Union (EEU, Union) and customs regulation as a whole are aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning. The results of the study are of interest to the EEC customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the «Electronic Customs» Thematic Block. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs administrations of the EEU Member States, whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute.

Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs, information communication technologies.

Reference list:

1. Protocol of the 3rd meeting of the Expert group on the preparation of the draft document «On the development of approaches to the formation of digital customs» (within the framework of the Thematic Block «Electronic Customs» of the Working Group on the Implementation of the Action Plan for the implementation of the Guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in the system regulation of foreign economic activity) of August 7, 2019. № 18-53 / np of August 15, 2019 / EEC Archive.

2. Mozer Sergei. Digital Customs. WCO Experience: monograph /S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019.266 pages. URL: http://customs-academy.net /?p=12388

3. Moser S.V. Reports, scientific publications, projects. URL: http://customs-academy.net/?p=3817

4. Information on the organization of the international conference on topical issues of the development of electronic declaration within the framework of the «Single Window» mechanism of September 2, 2016. On item 4 of the Agenda of the 2nd meeting of the Thematic Block «Electronic Customs» of the Working Group on the Implementation of the Action Plan for Implementation the Main directions of the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulating foreign economic activity // EEC Archive.

5. «International conference» Electronic declaring - the basis of electronic customs, a look from the present to the future» // EEU Legal Information Portal. URL: http://www.eurasiancommission.org/en

/act/tam_sotr/edinoe_okno/Pages/intconfecustoms.aspx (date of access 02.02.2019).

6. Recommendations of the International Conference «Electronic declaring - the basis of electronic customs: a look from the present to the future» (Moscow, November 28-29, 2016) // EEU Information and Legal Portal. URL:

http://www.eurasiancommission.org/en/act/tam_sotr/edinoe_okno/D ocuments/EDConf/Recommendations%20conferences/docx (date of access: 04.02.2019).

7. Information on the conceptual approaches and reasons for the transition to digital customs dated March 27, 2017. On item 4 of the Agenda of the 4th meeting of the «Electronic Customs» Thematic block of the Working Group on the Implementation of the Action Plan for the Implementation of the Guidelines for the Development of the «Single Window» Mechanism in the system of regulation of foreign economic activity // EEC Archive.

8. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated April 28, 2014 № 23 «On the draft decision of the Supreme Eurasian Economic Council «On the Main Directions for the Development of the «Single Window» Mechanism in the System of Regulation of Foreign Economic Activity»// Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14sr0023/ (date of access: 02/04/2019).

9. Collection of normative legal acts for 2014 - 2015 on the introduction and development of the «Single Window» mechanism in the Member States of the Eurasian Economic Union - M.: Eurasian Economic Commission, 2015. URL: http://www.eurasiancommission.org /ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/C6opHHK%20HnA%202014-2015_l/lToroBbiH%o20BapMaHT.pdf (date of access: February 4, 2019).

10. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission «On the Working Group on the preparation of an Action Plan for the implementation of the Guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulating foreign economic ac-tivity» dated July 18, 2014 № 123 // Electronic Foundation «Code». URL: http://docs.cntd.ru/document/420208538 (date of access: 02/04/2019).

11. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of May 8, 2015 № 19 «On the Plan of measures for the implementation of the Guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulating foreign economic activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0019/ (date of access: 02/04/2019).

12. On reference model, see Sekerbaeva D.K., Mozer S.V. Prospects for the development of the national «single-window» mechanism in the Member States of the Eurasian Economic Union at the present stage // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy № 3 (28), 2017. - P.15-27. URL: http://customs-academy.net/?p=11223 (date of access: 02/04/2019).

13. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated September 28, 2015 № 124 «On the organizational structure of the mechanism ensuring the implementation of the Action Plan for the implementation of the Basic directions for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulating foreign economic activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (date of access: 02/05/2019).

14. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of September 28, 2015 № 123 «On the Methodology for assessing the state of development of national mechanisms of the «Single Window» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0123/ (date of access: 02/05/2019)

15. The Regulation on the organizational structure of the mechanism ensuring the implementation of the Action Plan for the implementation of the Basic directions for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulation of foreign economic activity. Approved by the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated September 28, 2015 № 124 «On the organizational structure of the mechanism ensuring the implementation of the Action Plan for the implementation of the guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in

the system of regulating foreign economic activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (date of access: 02/05/2019).

16. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated May 29, 2014 № 68 «On the Main Directions for the Development of the Single Window Mechanism in the System of Regulation of Foreign Economic Activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru /tamdoc/14vr0068/ (date of access: 02/05/2019).

17. Electronic Customs. The list of works for the Thematic Blocks of the Working Group on the Implementation of the Action Plan for the implementation of the Guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulation of foreign economic activity». An appendix to the Regulation on the organizational structure of the mechanism ensuring the implementation of the Action Plan for the implementation of the Guidelines for the development of the «Single Window» mechanism in the system of regulating foreign economic activity. Approved by the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated September 28, 2015 № 124 «On the organizational structure of the mechanism ensuring the implementation of the Action Plan for the implementation of the guidelines for the development of the Single Window mechanism in the system of regulating foreign economic activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0124/ (date of access: 02/05/2019).

18. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29,

2014) (as amended by the Agreements of 10/10/2014, of December 23, 2014 (as amended on April 11, 2017), and the Protocol of May 8,

2015) // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14bn0044/ (date of access: 02/05/2019).

19. Methodology for assessing the state of development of national «Single Window» mechanisms. Approved by the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of September 28, 2015 № 123 «On the Methodology for assessing the state of development of national mechanisms of the Single Window» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0123/ (date of access: 02/06/2019).

20. Sekerbaeva D.K., Mozer S.V. Prospects for the development of the national «single-window» mechanism in the Member States of the Eurasian Economic Union at the present stage // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy № 3 (28), 2017. - P.15-27. URL: http://customs-academy.net/?p=11223 (date of access: 02/06/2019).

21. Decision of the Eurasian Economic Commission of December 22, 2015 № 171 «On the list of priority procedures for the unification of interaction of interested parties with government bodies and (or) authorized organizations of the Member States of the Eurasian Economic Union within the framework of the functioning of the national «Single Window» mechanisms // Tekhekspert . Electronic fund of legal and regulatory technical documentation. URL http://docs.cntd.ru /document/420325994 (date of access: 02.23.2019).

22. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated February 4, 2015 № 4 «On the detailed plan for 2015 on the implementation of the Action Plan for the implementation of the Basic directions for the development of the Single Window mechanism in the system of regulating foreign economic activity» // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15sr0004/ (date of access: 02/06/2019).

23. Reference to Agenda item 33 of the 47th meeting of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 22, 2015 «On the list of priority procedures for the interaction of interested parties with state bodies and (or) authorized organizations of the Member States of the Eurasian Economic Union in the framework of the functioning of national mechanisms «Single Window» // EEC Archive.

24. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of December 23, 2014 № 98 «On the regulations of the Eurasian Economic Commission» (as amended by the decisions of the Supreme Eurasian Economic Council of October 16, 2015 № 21, dated October 16, 2015 № 22, dated May 31, 2016 № 4, dated 12/26/2016 № 27, dated April 14, 2017 № 8, dated April 14, 2017 № 9, dated October 11, 2017 № 16, dated December 6, 2018 № 20) // Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14vr0098/ (date of access: 02/06/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.