Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / вузы МВД / курсант / слушатель. / corruption / universities of the ministry of internal affairs / cadet / listener

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Ольга Александровна Копылова

В статье рассмотрены актуальные вопросы антикоррупционного психолого-акмеологического сопровождения курсантов и слушателей, обучающихся в вузах МВД России. Авторы делают вывод о том, что неуклонное следование нравственным принципам – дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел», именно таких результатов позволят добиться предлагаемые мероприятия в контексте антикоррупционного психолого-акмеологического сопровождения курсантов, сотрудников, что обеспечит увеличение доли сотрудников ОВД с устойчивым антикоррупционным поведением, эффективно выполняющих свои служебные обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Ольга Александровна Копылова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF ANTICORRUPTION PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL SUPPORT OF CADETS ENROLLED IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article deals with topical issues of anti-corruption psychological and acmeological support of cadets and students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. the authors conclude that unwavering adherence to moral principles is a matter of honor and duty of an employee of the internal affairs bodies," these are the results that the proposed measures will achieve in the context of anti-corruption psychological and acmeological support of cadets, employees, which will ensure an increase in the proportion of police officers with stable anti-corruption behavior, effectively performing their official duties.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10105

© Копылов В.В., Копылова О.А. 2020

TOPICAL ISSUES OF ANTICORRUPTION PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL SUPPORT OF CADETS ENROLLED IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ*

Vitaly V. Kopylov,

Professor of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences

Olga A. Kopylova,

Head of the Department of Humanities and Natural Sciences of the Tver Branch of the Russian Academy of Sciences Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Виталий Викторович Копылов,

профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

Ольга Александровна Копылова,

заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Тверского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент

Для цитирования: Копылов В.В., Копылова О.А. Актуальные вопросы антикоррупционного психолого-акмеологического сопровождения курсантов и слушателей, обучающихся в высших учебных заведениях МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 57-59.

Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология; 19.00.07 - Педагогическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article deals with topical issues of anti-corruption psychological and acmeological support of cadets and students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. the authors conclude that unwavering adherence to moral principles is a matter of honor and duty of an employee of the internal affairs bodies," these are the results that the proposed measures will achieve in the context of anti-corruption psychological and acmeological support of cadets, employees, which will ensure an increase in the proportion of police officers with stable anti-corruption behavior, effectively performing their official duties.

^ywords: corruption, universities of the ministry of internal affairs, cadet, listener.

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы антикоррупционного психолого-акмеологического сопровождения курсантов и слушателей, обучающихся в вузах МВД России. Авторы делают вывод о том, что неуклонное следование нравственным принципам - дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел», именно таких результатов позволят добиться предлагаемые мероприятия в контексте антикоррупционного психолого-акмеологического сопровождения курсантов, сотрудников, что обеспечит увеличение доли сотрудников ОВД с устойчивым антикоррупционным поведением, эффективно выполняющих свои служебные обязанности.

Ключевые слова: коррупция, вузы МВД, курсант, слушатель.

Коррупция как социальное явление для нашего государства является основным источником проблем, порождающих многочисленные негативные экономические и социальные последствия,

что отражается на международном имидже, так в 2017 году Россия занимала 135 место из 180 государств, а в 2018 году - 138 место. Статистические данные, представленные Следственным комите-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

том России, подтверждают, что лидируют по числу преступлений коррупционной направленности сотрудники органов внутренних дел (845 человек) (!), далее - должностные лица государственных и муниципальных организаций (571 человек), должностные лица органов местного самоуправления (529 человек), военнослужащие (490 человек), работники Минюста России (360 человек).

По своей сути коррупция - это преступление против конституционного строя, государственного управления, государственной службы, учитывая опасность этого явления, организация противодействия коррупции должна носить комплексный и системный характер на государственном уровне. Акцент в этой работе должен быть, прежде всего, направлен на формирование устойчивого антикоррупционного поведения всех государственных служащих, в том числе сотрудников МВД. В «Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», в главе V, предусмотрен целый комплекс мер, который должны осуществить вузы России по популяризации в обществе антикоррупционных стандартов и формированию антикоррупционного поведения обучающихся. Поэтому важнейшей задачей деятельности образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дополнительного образования, должна стать организация и осуществление просветительских, образовательных и иных мер, направленных на формирование антикоррупционного поведения обучающихся, так как в ходе образовательного процесса «эффективность профессиональной подготовки кадров - это одно из важнейших условий успешного функционирования системы МВД России». Изучая опыт и практику организации противодействия коррупции в экономически развитых государствах, например, Дания, Сингапур, можно сделать вывод, что коррупция имеет не только правовые, экономические, управленческие, нравственные, но и психологические причины, которые невозможно решить только эффективным правосудием, ужесточением контроля со стороны общественности и государства. Требуется сформировать в обществе морально-нравственные принципы поведения, при которых честность стала бы не только нормой служебной этики, но у личностно-значи-мой ценности, что могло бы обеспечить устойчивое антикоррупционное поведение служащих всех ветвей и уровней власти, однако, «без психологически обоснованных подходов вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция - исходно - сугубо психологическая и общечеловеческая проблема».

Очевидно, что необходим психологический подход к решению данной проблемы, так, например, психолого-акмеологическое сопровождение

позволит не только диагностировать, но и корректировать возникновение личностных и профессиональных деформаций, к которым можно отнести коррупционное поведение сотрудника органов внутренних дел.

В органах внутренних дел России имеется положительный опыт включения психологов в штат кадровых служб, поэтому перспективным видится выстраивание системы взаимодействия психологов вузов МВД и психологов кадровых служб в части психолого-акмеологического сопровождения в системе «курсант - сотрудник - слушатель» для разработки и реализации мероприятий психо-лого-акмеологического сопровождения на предмет формирования антикоррупционного поведения. В контексте психолого-акмеологического сопровождения заслуживает особого внимания не только психологическое тестирование (инструменты психодиагностики) курсантов, сотрудников, позволяющее ответить на вопрос о склонности к проявлениям коррупционных правонарушений или ее отсутствия, об уровне антикоррупционной устойчивости личности, как способности противостоять коррупционному давлению, а также по результатам психодиагностики компетентно разрабатывать меры общей и индивидуальной профилактики в сочетании с инновационными тренинговыми и консультативными программами. Если же будет выявлена склонность курсанта или сотрудника к совершению коррупционного правонарушения, то в контексте рассматриваемой темы, следует обязательно включать мероприятия по профилактике коррупционного поведения и индивидуальные занятия (желательно с наставником) для формирования, развития необходимых качеств, соответствующих принципу профессионализма и компетентности. Надо отметить, что выявление склонности к коррупционному поведению не должно автоматически ставить ярлык «коррупционера» на сотруднике, но может быть поводом и основанием для более тщательной и эффективной работы психолога, способного осуществлять антикоррупционное психолого-акмеологическое сопровождение. Рассмотренные в настоящей статье вопросы психолого-акмеологического сопровождения нацелены не только на выявление существующего уровня профессиональной подготовки, но и на развитие потенциала курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД, а в дальнейшем и сотрудников на протяжении всего периода их служебной деятельности для достижения ими вершин профессионального мастерства.

Конечно, в идеале, каждый сотрудник органов внутренних дел России должен обладать нетерпи-

мым отношением к коррупционному поведению, высокими морально-нравственными качествами, «принципам служебной деятельности, отвечающими требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам - дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел», именно таких результатов позволят добиться предлагаемые мероприятия в контексте антикоррупционного психолого-акме-ологического сопровождения курсантов, сотрудников, что обеспечит увеличение доли сотрудников ОВД с устойчивым антикоррупционным поведением, эффективно выполняющих свои служебные обязанности.

Библиографический список

1. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»: указ Президента России от 29 июня 2018 г. № 378// http://www.

garant.rU/products/ipo/prime/doc/7187769(дата обращения: 18.02.2018).

2. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138. Текст приказа официально опубликован не был.

3. Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. - СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 2008. - 128 с.

4. Россия в Индексе восприятия коррупции -2017: посадки не помогли// https://transparency.org. ru/research/mdeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html(дата обращения: 15.12.2018).

5. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А. Актуальные аспекты реализации междисциплинарного экзамена в образовательных учреждениях системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 6. - С. 19-21.

А.М. Склш;:■::■■ 1\п

Педагогии ескэ я

системология

Тб^тР г1д шл} ч 1 11 н Л-У-Г^НС! Пм«г«л

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика : учебно-методическое пособие / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системоло-гия - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.