Научная статья на тему 'Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в области воздушного транспорта'

Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в области воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое регулирование / законодательное обеспечение / административная ответственность / состав административного правонарушения / транспорт / эксплуатация транспорта / воздушный транспорт / государства — участники СНГ / administrative and legal regulation / legislative support / administrative responsibility / composition of an administrative offense / transport / operation of transport / air transport / CIS member states

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

Статья подготовлена по результатам выступления автора на «круглом столе» в Совете Федерации на тему «Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в сфере транспорта» 27 июня 2022 года, проведенного по инициативе Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Проанализирован опыт формирования административно-деликтных норм в России и государствах СНГ в области воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of administrative and tort legislation in the field of air transport

The article was prepared based on the results of the author's speech at the «round table» in the Federation Council on the topic «Current issues of administrative and tort legislation in the field of transport» on June 27, 2022, held at the initiative of the Federation Council Committee on Constitutional Legislation and State Construction. The experience of the formation of administrative and tort norms in Russia and the CIS countries in the field of air transport is analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в области воздушного транспорта»

Закон и право. 2022. № 8. С. 75-79.

Law and legislation. 2022;(8):75-79.

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_75 NIION: 1997-0063-8/22-446

EDN: https://elibrary.ru/DSFWZS MOSURED: 77/27-001-2022-8-646

Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в области воздушного транспорта

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва,

Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. Статья подготовлена по результатам выступления автора на «круглом столе» в Совете Федерации на тему «Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в сфере транспорта» 27 июня 2022 года, проведенного по инициативе Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Проанализирован опыт формирования админи-стративно-деликтных норм в России и государствах СНГ в области воздушного транспорта.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, законодательное обеспечение, административная ответственность, состав административного правонарушения, транспорт, эксплуатация транспорта, воздушный транспорт, государства — участники СНГ.

Для цитирования: Редкоус В.М. Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в области воздушного транспорта // Закон и право. 2022. № 8. С. 75—79. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_75 EDN: https://elibrary.ru/DSFWZS

Original article

Topical issues of administrative and tort legislation in the field of air transport

Vladimir M. Redkous

Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,

Moscow, Russia, rwmmos@rambler.ru

Abstract. The article was prepared based on the results of the author's speech at the «round table» in the Federation Council on the topic «Current issues of administrative and tort legislation in the field of transport» on June 27, 2022, held at the initiative of the Federation Council Committee on Constitutional Legislation and State Construction. The experience of the formation of administrative and tort norms in Russia and the CIS countries in the field of air transport is analyzed.

Keywords: administrative and legal regulation, legislative support, administrative responsibility, composition of an administrative offense, transport, operation of transport, air transport, CIS member states.

For citation: Redkous V.M. Topical issues of administrative and tort legislation in the field of air transport // Law and legislation. 2022;(8):75—79. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_75 EDN: https://elibrary.ru/DSFWZS

Современное развитие административного права характеризуется поиском форм '^»«'•и методов государственного управления, которые в наибольшей степени способствовали бы решению насущных задач стабильного политического, экономического, научно-техническо-

© Редкоус В.М. М., 2022.

го, культурного, социального развития нашей страны [1; 3]. В современных условиях правовое регулирование сталкивается с потребностью упорядочения достаточно сложных областей государственной деятельности межотраслевого характера [8], одной из которых является сфера транспорта.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

На современном этапе развития Российского государства транспортная отрасль сохраняет свое основополагающее значение. Наибольший удельный вес в правовом регулировании безопасности транспорта принадлежит нормам административного права. Поэтому вопрос об общественных отношениях в транспортной сфере, в том числе о правонарушениях, является актуальным для любого человека [2].

Рассмотрим опыт государств — участников СНГ в области закрепления административных правонарушений на транспорте применительно к воздушному транспорту. Вопрос о необходимости расширения использования такого опыта в российских условиях нами уже поднимался и ранее [см., напр., 6].

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ содержит главу 11 «Административные правонарушения на транспорте». Устанавливается административная ответственность за:

■ действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.3);

■ нарушение требований авиационной безопасности (ст. 11.3.1);

■ нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 11.4);

■ нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5);

■ нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14);

■ нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 11.15.1);

■ нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил (ст. 11.15.2);

■ нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ст. 11.17);

■ умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента (ст. 11.30);

■ несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ст. 11.31).

Всего десять составов административных правонарушений, устанавливающих административную ответственность в области воздушного транспорта РФ, если не считать ряд иных смежных составов административных правонарушений, которые также могут быть совершены в рассматриваемой области.

Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках от 29 декабря 2015 г. № 96-УО содержит главу 28 «Административные проступки, посягающие на правила в области воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и метрополитена».

Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 г. содержит главу 10 «Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи».

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З содержит главу 18 «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У ЗРК содержит главу 30 «Административные правонарушения на транспорте, в дорожном хозяйстве».

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31 декабря 2008 г. № 455 содержит главу 19 «Административные правонарушения, связанные с правилами безопасности движения и эксплуатации транспортных средств».

Кодекс Туркменистана от 29 августа 2013 г. «Об административных правонарушениях» содержит главу 14 «Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи».

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22 сентября 1994 г. № 2015-Х11 содержит главу XI «Административная ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи».

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г. № 8073-Х содержит главу 10 «Административные правонарушения на транспорте, в области путевого хозяйства и связи».

Как видно, все кодифицированные акты, устанавливающие административную ответственность, содержат главы, включающие составы административных правонарушений, совершаемых на транспорте. Чаще всего используется словосочетание «административные правонарушения на транспорте» как наиболее общее, родовое понятие, объединяющие все видовые группы составов административных правонарушений в зависимости от вида транспорта.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Реже в названиях глав кодексов используется словосочетание «административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Лишь Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках в названии главы 28 разделяет административные проступки на посягающие на правила в области воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и метрополитена.

В ряде научных публикаций нами уже отмечалось достаточно «своеобразное» отношение законодателей Республики Молдова и Республики Кыргызстан к самому понятию административной ответственности и его практическому использованию [5]. Тем не менее их опыт правового регулирования в рассматриваемой нами сфере может быть отчасти даже полезен.

Кодекс Республики Молдова от 24 октября 2008 г. № 218-ХУ1 «О правонарушениях» содержит главу XII «Правонарушения, посягающие на транспортный режим». На уровне законодательства закреплено понятие «транспортный режим», что требует соответствующего научного осмысления.

В связи с развитием беспилотных летательных средств возникла необходимость привлечения к ответственности за нарушение их использования.

Статья 220-4 «Нарушение правил пользования сверхлегкими летательными аппаратами и легкими воздушными судами» Кодекса Республики Молдова устанавливает ответственность за использование сверхлегких летательных аппаратов или легких воздушных судов с нарушением норм законодательства.

В связи с «возможной актуальностью» для Республики Молдова рассматриваемый Кодекс содержит ст. 220-5 «Исполнение служебных обязанностей в состоянии опьянения», в соответствии с которой наказуемым деянием является управление воздушным судном и / или направление воздушного судна пилотом, исполнение служебных обязанностей бортпроводником, контролером воздушного движения или техником в состоянии опьянения либо под воздействием наркотиков, если это деяние не является преступлением.

Также в плане использования положительного зарубежного опыта при совершенствовании российского законодательства об административной ответственности хотелось бы обратить внимание на опыт законодателя Кыргызстана. Это касается, прежде всего, структуры соответ-

ствующего кодифицированного акта в данной области, каким является Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128.

Данный Кодекс содержит раздел VI «Правонарушения против порядка управления в сфере обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, безопасности производства, строительства и безопасности транспорта».

В данный раздел входит глава 19 «Правонарушения против порядка управления в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта», включающая следующие статьи:

■ статью 150 «Нарушение правил использования воздушного пространства»;

■ статью 151 «Нарушение правил выполнения полетов»;

■ статью 152 «Нарушение правил использования авиационной электросвязи»;

■ статью 153 «Нарушение правил авиационной безопасности»;

■ статью 154 «Нарушение требований законодательства о страховании гражданской ответственности перевозчика в сфере воздушных перевозок»;

■ статью 155 «Несоблюдение или нарушение водителями транспортных средств требований по организации движения и работы спецавтотранспорта и средств механизации при обслуживании воздушных судов и эксплуатационном содержании аэродрома»;

■ статью 156 «Нарушение правил охраны воздушных судов»;

■ статью 157 «Нарушение правил строительства на приаэродромной территории»;

■ статью 158 «Нарушение условий эксплуатации аэродрома, вертодрома, посадочной площадки»;

■ статью 159 «Нарушение размещения и пользования очагов массового скопления птиц и животных в районе аэродрома»;

■ статью 160 «Нарушение правил пользования лазерных, осветительных, прожекторных и радиоизлучающих средств»;

■ статью 161 «Нарушение правил приема, хранения, подготовки к выдаче на заправку и контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей»;

■ статью 162 «Нарушение сертификационных требований к организациям авиатоп-ливообеспечения гражданской авиации Кыргызской Республики»;

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2022

■ статью 163 «Нарушение порядка допуска к работе авиационного персонала»;

■ статью 164 Нарушение правил проведения осмотра воздушных судов;

■ статью 165 «Нарушение правил поведения на гражданском воздушном судне».

Как видим, в данной главе содержится набор составов правонарушений, не являющихся преступлениями по законодательству Республики Кыргызстан, борьба с которыми наиболее актуальна в целях обеспечения функционирования и обеспечения безопасности воздушного транспорта.

Также в плане совершенствования КоАП РФ в рассматриваемой области необходимо обратить внимание на ч. 4 ст. 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте», в соответствии с которой административно наказуемым деянием является «нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна», что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.

Во-первых, объективная сторона нуждается в доработке путем указания и на иные средства связи, использование которых на борту воздушного судна является нарушением правил поведения граждан на воздушном транспорте.

Во-вторых, санкции ч. 4 ст. 11.17 — предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки — явно не соответствует современным представлениям о роли административного наказания и, по нашему мнению, не способствует достижению задач производства по делам об административных правонарушениях, которыми в соответствии со ст. 424.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Тем более, что в условиях развития современных цифровых технологий конфискация пленки не является актуальной, актуальнее — стирание с носителя информации находящихся там сведений, распространение которых может нанести ущерб.

В качестве положительного примера можно привести ст. 566 «Нарушение правил поведения на воздушном судне» Кодекса Республики Ка-

захстан об административных правонарушениях, где административно наказуемыми деяниями являются:

■ нарушение правил поведения на воздушном судне, совершенное в виде невыполнения лицом, находящимся на воздушном судне, распоряжений командира воздушного судна или других членов экипажа, если деяния этого лица не создают угрозу безопасности полета (ч. 1 ст. 566);

■ пользование услугами сотовой, транкинго-вой связи на борту воздушного судна на всех этапах полета, радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами бытового назначения на этапах руления, набора высоты, захода на посадку воздушного судна, за исключением использования сотовой связи и радиоэлектронных средств на борту воздушного судна в автономном режиме «в полете» (ч. 2 ст. 566);

■ деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 566).

Таким образом, сравнительный анализ позволяет не только получить представление об уровне урегулированности отношений определенного вида в том или ином государстве, но и определить актуальные направления для совершенствования российского законодательства [подроб. см.: 7; 9], а также расширить методологические рамки проводимых научных исследований [4].

Список источников

1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / Е.В. Виноградова, И.В. Глазунова, А.А. Гришковец, М.Н. Кобзарь-Фролова, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж: Науч. кн., 2021.

2. Актуальные вопросы административно -деликтного законодательства в сфере транспорта (информационно-правовой материал): Подготовлен правовым управлением Совета Федерации 27.06.2022 г.

3. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Академической науке административного права и административного процесса 85 лет // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. 2021. Т. 16. № 6. С. 198-210.

4. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: Историко-правовое исследование. М.: Юнити-Дана, 2022. 527 с. ISBN 978-5238-03596-3

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

5. Редкоус В.М. Актуальные вопросы развития законодательства об административной ответственности в государствах — участниках СНГ // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. В.М. Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения). Саратов, 8 июня 2021 / СГЮА; Саратовский филиал ИГП РАН. Саратов: СГЮА, 2021. С. 105—109.

6. Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств — участников СНГ) / // Право и гос-во: теория и практика. 2010. № 3 (63). С. 148—151.

7. Редкоус В.М. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и государств — участников СНГ // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2019. № 4 (53). С. 84—88.

8. Редкоус В.М. Некоторые вопросы государственного воздействия на область экономики, связанные с членством в Евразийском экономическом союзе // Закон и право. 2021. № 3. С. 15—19.

9. Редкоус В.М. Перспективы совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и стран СНГ // Тамбовские правовые чтения им. Ф.Н. Плева -ко: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф.: В 2-х т. Тамбов, 24—25 мая 2019. Тамбов: ИД «Державинский», 2019. С. 304—308.

References

1. Administrative and legal régulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova, A.A. Grishko-vets, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous [and other]. Voronezh: Scientific book, 2021.

2. Current issues of administrative and tort legislation in the field of transport (information and legal material): prepared by the Legal Department of the Federation Council on 27.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vinogradova E. V., Kobzar-Frolova M.N. Academic science of administrative law and administrative process is 85 years old // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2021. V. 16. № 6.

4. Galuzo V.N. Theory of law enforcement in the Russian Federation: Historical and legal research. Moscow: UNITY-DANA, 2022.

5. Redkous V.M. Topical issues of the development of legislation on administrative responsibility in the CIS member States / / Public power in modern Russia: problems and prospects: Collection of scientific works based on the materials of the international scientific and practical conference V.M. Manokhin (VII Saratov Administrative and Legal readings), Saratov, June 08, 202. Saratov: SGUA, 2021.

6. Redkous V.M. Institute of administrative responsibility in ensuring national security (experience of Russia and CIS member states) / // Law and State: theory and practice. 2010. № 3 (63).

7. Redkous V.M. Directions for improving legislation on administrative responsibility: the experience of Russia and the CIS member states // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2019. № 4 (53).

8. Redkous V.M. Some issues of state influence on the field of economics related to membership in the Eurasian Economic Union // Law and legislation. 2021. № 3.

9. Redkous V.M. Prospects for improving legislation on administrative responsibility: the experience of Russia and CIS countries // Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako: Materials of the III International Scientific and Practical Conference: In 2 vol. Tambov, May 24—25, 2019. Tambov, 2019.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор

Information about the author

Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor

Статья поступила в редакцию 1 9.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 19.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.