Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОГСВАРДИЯ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова И.С., Шеншин В.М.

Представленная работа посвящена исследованию правовой регламентации порядка разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках правового регулирования места Росгвардии в сфере оборота оружия. Новизна исследования заключается в анализе характеризующейся двойственностью роли Росгвардии в государственном механизме регулирования оборота оружия, проявляющейся, с одной стороны, в наделении Росгвардии широким спектром полномочий, с другой стороны, в отсутствии должного механизма реализации поставленных перед Росгварией и войсками национальной гвардии задач, и, прежде всего, в сфере проведения оперативнорозыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова И.С., Шеншин В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE FOR THE DELIMITATION OF POWERS BETWEEN FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE FIELD OF ARMS TRAFFICKING

The presented work is devoted to the study of the legal regulation of the procedure for the delimitation of powers between federal executive authorities on the implementation of functions for the development and implementation of state policy and regulatory regulation in the field of arms trafficking. The object of the study is the social relations that develop within the framework of the legal regulation of the place of the Rosgvardiya in the sphere of arms trafficking. The novelty of the study lies in the analysis of the duality of the role of the Rosgvardiya in the state mechanism for regulating the circulation of weapons, manifested, on the one hand, in the endowment of the Rosgvardiya with a wide range of powers, on the other hand, in the absence of a proper mechanism for the implementation of the tasks assigned to the Rosgvardiya and the National Guard troops, and, above all, in the field of operational search activities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_34

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛЬНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ Actual theoretical and applied aspects of legal regulation of the procedure for the delimitation of powers between federal executive authorities in the field of arms trafficking

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного), Санкт-Петербургский военный орден Жукова Института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command),

St. Petersburg Military Order of Zhukov of the Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation.

198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1.

E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: Представленная работа посвящена исследованию правовой регламентации порядка разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках правового регулирования места Росгвардии в сфере оборота оружия. Новизна исследования заключается в анализе характеризующейся двойственностью роли Росгвардии в государственном механизме регулирования оборота оружия, проявляющейся, с одной стороны, в наделении Росгвардии широким спектром полномочий, с другой стороны, в отсутствии должного механизма реализации поставленных перед Росгварией и войсками национальной гвардии задач, и, прежде всего, в сфере проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Abstract: The presented work is devoted to the study of the legal regulation of the procedure for the delimitation of powers between federal executive authorities on the implementation of functions for the development and implementation of state policy and regulatory regulation in the field of arms trafficking. The object of the study is the social relations that develop within the framework of the legal regulation of the place of the Rosgvardiya in the sphere of arms trafficking. The novelty of the study lies in the analysis of the duality of the role of the Rosgvardiya in the state mechanism for regulating the circulation of weapons, manifested, on the one hand, in the endowment of the Rosgvardiya with a wide range of powers, on the other hand, in the absence of a proper mechanism for the implementation of the tasks assigned to the Rosgvardiya and the National Guard troops, and, above all, in the field of operational search activities.

Ключевые слова: Рогсвардия; оборот оружия; государственный контроль (надзор); войска национальной гвардии; государственная и общественная безопасность.

Keywords: Rogsvardiya; arms trafficking; state control (supervision); National Guard troops; state and public security.

Для цитирования: Назарова И.С., Шеншин В.М. Актуальные теоретико-прикладные аспекты правового регулирования порядка разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере оборота оружия // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_34.

For citation: Nazarova I.S., Shenshin V.M. Actual theoretical and applied aspects of legal regulation of the procedure for the delimitation of powers between federal executive authorities in the field of arms trafficking // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_34.

Статья поступила в редакцию: 16.03.2023

Согласно одной из конституционных поправок, имплементированной в содержание текста пункта «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации, является положение об определении порядка продажи и покупки оружия, что свидетельствует о том, что данная позиция относится к исключительному ведению Российской Федерации. Как известно, это означает, что по вопросам нормативного регулирования принятия нормативных актов в исследуемой сфере правовые акты могут принимать только федеральные органы государственной власти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации1 - главная федеральная структура, основной федеральный орган исполнительной власти, наделенный функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, а также в сфере оборота оружия.

1 Далее по тексту - Росгвардия; Федеральная служба.

Войска национальной гвардии выполняют задачу по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Приведенные положения российского законодательства позволяют утверждать, что Росгвардия и ее силовая составляющая - войска национальной гвардии, выполняют основной объем полномочий, связанных с контролем (надзором) в сфере оборота оружия.

В рамках настоящего исследования представляется необходимым провести анализ нормативно-правового регулирования осуществления некоторыми федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации функций в сфере оборота различных видов оружия, при этом постараемся определить место и роль Росгвардии в указанном направлении деятельности.

Начать свой анализ нам представляется необходимым с исследования правовой регламентации оборота оружия в системе МВД России, постольку, поскольку, как это следует из предписаний пункта 21 статьи 12 Федерального закона «О полиции», обязанностями полиции являются наряду со многими: участие в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, изъятие оружия, принадлежавшего умершему собственнику; уничтожение оружия, боеприпасов, патронов к оружию, изъятых полицией по уголовным делам.

Из положений пункта 22 рассматриваемой статьи указанного Федерального закона следует, что полиция выполняет задачу по контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением вновь изготовленного оружия перед его реализацией; приему и хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия.

Приведенные предписания Федерального закона «О полиции», а также иные положения российского законодательства недвусмысленно дают основание полагать, что полиция, наряду с МВД России, непосредственно участвует в осуществлении контроля в сфере оборота оружия.

Подтверждением этому служит принятый 20 октября 2022 г. приказ МВД России № 773. Мы не ставим перед собой цель раскрыть содержание данного акта, а лишь пытаемся показать, что МВД России в механизме реализации рассматриваемой нами функции, осуществляемой Росгвардией, не стоит в стороне.

В целях осуществления полномочий по контролю за оборотом оружия, возложенных на МВД России принят внутриведомственный приказ от 7 июня 2022 года № 403, устанавливающий новые Криминалистические требования к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему. Таким образом, в данном случае мы можем констатировать реализацию положений Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

И этот список можно продолжать.

Резюмируя, мы можем утверждать, что МВД России активный участник в сфере оборота оружия. Тем самым подтверждается тезис, согласно которому происходит пересечение полномочий Росгвардии и МВД России в сфере оборота оружия. Здесь целесообразно принимать во внимание тот факт, что создание Росгвардии, как это отмечал Президент Российской Федерации, состояло в том, чтобы «поставить под особый контроль в стране сферу оборота оружии». Хотя на сегодняшний день наблюдается несколько иная тенденция.

Некоторыми исследователями проводится в жизнь точка зрения, согласно которой имеется «необходимость расширения полномочий полиции по контролю за оборотом гражданского оружия, установления более четких механизмов взаимодействия между Росгвардией и МВД России в указанном направлении» [1, с. 48-52]. Однако мы полагаем, что именно Росгвардия и войска национальной гвардии должны, решать ключевые задачи в сфере оборота оружия.

К примеру, Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил возобновить контроль за оборотом гражданского оружия и патронов, осуществляемый органами МВД России [2]. Сейчас контрольно-лицензионную деятельность выполняют подразделения Росгвардии [3, с. 120-128].

По нашему мнению, передавать обратно в МВД России полномочие по контролю за оборотом гражданского оружия и патронов не представляется целесообразным. Для более успешной реализации указанного полномочия было бы обоснованным в образовательных организациях Росгвардии начать соответствующую подготовку сотрудников в указанном направлении. Высказанная точка зрения подтверждается внесенным в 2022 году изменением в Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Так, подпунктом 311 пункта 9 Положения Росгвардия наделена таким полномочием, как определение порядка разработки и утверждения программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Росгвардии.

Данный аргумент на сегодняшний день пока, если и реализуется, то не в полном объёме. Это связано, по мнению авторов, с отсутствием у Росгвардии достаточных полномочий в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, выражающемся в том, что Росгвардия не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, не проводит дознание ни по одному из составов преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Здесь мы наблюдаем некую двойственность роли Росгвардии в государственном механизме, проявляющуюся, с одной стороны, в наделении Росгвардии широким спектром полномочий, и в первую очередь в сфере административно-правового регулирования, а, с другой стороны, в отсутствии должного механизма реализации поставленных перед Росгварией и войсками национальной гвардии задач.

К тому же рядом исследователей отмечается, что оперативно-розыскная политика является самостоятельной частью внутренней политики Российской Федерации. К такой политике относится и количество органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (субъектов ОРД). Данная группа учёных обосновывает необходимость наделения войск национальной гвардии, да и самой Росгвардии, в силу стоящих перед ними задач полномочиями по проведению ОРД [4, с. 24-29].

Остановимся и на межведомственном нормотворчестве. Так, совместным приказом МВД России № 463, ФСБ России № 319, Росгвар-дии № 206 от 27 июня 2022 г. утверждены, в том числе, критерии оценки информации о способах, методах незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия.

С 29 июня 2022 года такие критерии начали служить основанием для признания МВД России, ФСБ России и Росгвардией решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Мы видим, что в очередной раз подтверждается, что Росгвардия в исследуемом нами аспекте фактически выполняет «второстепенную функцию», что обусловлено отсутствием в законодательстве надлежаще оформленных полномочий.

Мы уже упоминали об обязанности полиции принимать и хранить изъятое, добровольно сданное и найденное огнестрельного, газового, холодного и иного оружия. Следует отметить, что Федеральным законом от 06.02.2023 № 14-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» между войсками национальной гвардии и органами внутренних дел разграничены полномочия по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного оружия. Указанным законом прописан механизм приема и временного хранения оружия, боеприпасов, патронов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, основных частей огнестрельного оружия. Поэтому по истечении 120 дней со дня официального опубликования закона, еще одна проблема, имеющаяся между указанными ведомствами, по идее, должна быть разрешена. Как это будет на практике, покажет время.

Полагаем, что в Федеральные законы «Об оружии», «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» необходимо внести изменения, в соответствии с которыми возложить на полицию полномочия по приему изъятого оружия, а также добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию и временному его хранени ю (в течение не более 4 месяцев), в свою очередь войска национальной гвардии целесообразно наделить новым полномочием - по приему от органов внутренних дел, хранению и уничтожению указанного оружия и боеприпасов, патронов к нему.

Исследование теоретико-правовых аспектов реализации данных полномочий позволяет прийти к выводу, что изымаемые подразделениями войск национальной гвардии оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части огнестрельного оружия, должны будут передаваться в территориальные органы МВД России для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяца, до возврата собственнику на основании решения территориального органа Росгвардии или передачи в территориальный орган Росгвардии.

Соответственно, мы полагаем целесообразным, очевидно обоснованным внесение изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» следующие изменения:

1) пункт 12 части 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«12) осуществлять прием от органов внутренних дел (полиции), хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных или найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;»;

2) части 6 и 7 статьи 34 изложить в следующей редакции:

«6. До оборудования в территориальных органах уполномоченного федерального органа исполнительной власти помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.

7. Изымаемые войсками национальной гвардии в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части огнестрельного оружия передаются в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий четырех месяцев, до возврата их собственнику на основании решения территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти или передачи в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Порядок передачи изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, основных частей огнестрельного оружия между органами внутренних дел (полицией) и территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Положением ряда федеральных органов исполнительной власти предусмотрен порядок принятия военнослужащими и сотрудниками наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств. Например, приказом ФСБ России от 9 августа 2021 г. № 311 предусмотрен Порядок представления военнослужащими органов федеральной службы безопасности ходатайства о разрешении

на принятие наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств1. Анализ данного акта свидетельствует о том, что согласования и информирования с ФСБ России Росгвардией не осуществляется.

Еще одним приказом ФСБ России регулируется порядок передачи гражданам, уволенным с военной службы из органов безопасности, боевого холодного клинкового оружия (кортиков)2. И снова о Росгвардии речи не идет.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 454 определен Порядок подготовки и рассмотрения ходатайств о награждении, составления представления к награждению, вручения в качестве награды и возврата гражданского, боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации.3 Установлено, что награждение гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием является одной из форм поощрения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В указанном акте о согласовании обозначенных вопросов с Росгвардией речи не идет. Отмечается необходимость направления в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации копий документов о вручении наградного оружия, а также информирования Службы по надзору за оборотом оружия о выдаче наградного оружия с указанием его типа, модели, калибра, серии, заводского номера и года выпуска.

Приказом ФСО России от 17 августа 2022 г. № 111 определены условия передачи боевого холодного клинкового оружия (кортиков) гражданам Российской Федерации для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды4. И снова регламентация роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации отсутствует.

Обратим внимание, что государственную услугу по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия предоставляет Минпромторг России (выделено нами - В.Ш).

В рамках настоящего исследования следует отметить факт отсутствия у Росгвардии полномочий на выдачу разрешения на получение лицами, замещающими государственные должности, государственными гражданскими служащими разрешения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на принятие наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств.

Таким образом, место Росгвардии в механизме реализации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, а также полномочия войск национальной гвардии по выполнению задач по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия нуждаются в чёткой нормативной регламентации.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к выводу относительно необходимости совершенствования законодательного регулирования деятельности Росгвардии и войск национальной гвардии в рассматриваемой сфере, в том числе, в связи дублированием ряда полномочий с МВД России.

В содержании ряда подзаконных актов не раскрывается координирующая роль Росгвардии в механизме оборота различных видов оружия. Должностные лица Росгвардии не во всех случаях могут быть допущены к сведениям, относящимся к информации, с которой работают органы безопасности.

Библиогра фия:

1. Гоман, О. С. Приоритетные направления совершенствования правового регулирования деятельности подразделений Росгвардии и полиции в сфере оборота гражданского оружия / О. С. Гоман, В. И. Сургутсков // Общество и право. - 2022. - № 3(81). - С. 48-52. - EDN CHPXSE.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/01/13/bastrykin-predlozhil-peredat-funkcii-kontrolia-za-oborotom-oruzhie-vnov-mvd.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

3. Назарова, И. С. О некоторых тенденциях развития законодательства в области оборота оружия / И. С. Назарова // Военное право. - 2022. - № 2(72). - С. 120-128. - EDN JYRTXQ.

4. Сальников, В. П. Войска национальной гвардии Российской Федерации должны стать органом, самостоятельно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / В. П. Сальников, С. И. Захарцев // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2022. - № 2(19). - С. 2429. - EDN ZNXMSB.

References:

1. Homan, O. S. Priority directions for improving the legal regulation of the activities of the units of the Rosgvardiya and the police in the sphere of circulation of civilian weapons / O. S. Homan, V. I. Surgutskov // Society and Law. - 2022. - № 3(81). - Pp. 48-52. - EDN CHPXSE.

2. [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2022/01/13/bastrykin-predlozhil-peredat-funkcii-kontrolia-za-oborotom-oruzhie-vnov-mvd.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

3. Nazarova, I. S. On some trends in the development of legislation in the field of arms trafficking / I. S. Nazarova // Military law. - 2022. - № 2(72). - Pp. 120-128. -EDN JYRTXQ.

4. Salnikov, V. P. The troops of the National Guard of the Russian Federation should become a body independently carrying out operational search activities / V. P. Salnikov, S. I. Zakhartsev // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. - 2022. - № 2(19). - Pp. 24-29. - EDN ZNXMSB.

1 Приказ ФСБ России от 09.08.2021 № 311

2 Приказ ФСБ России от 02.11.2022 № 545

3 Приказ Министра обороны РФ от 09.08.2022 № 454

4 Приказ ФСО России от 17.08.2022 № 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.