Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА ОРУЖИЯ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ГАЗОВОЕ ОРУЖИЕ / БОЕПРИПАСЫ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / РОСГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В.М.

В представленном исследовании автор впервые на научном уровне обращается к вопросам участия войск национальной гвардии в механизме добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Подчеркивается недостаточное правовое регулирование в сфере осуществления Росгвардией функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, а войсками национальной гвардии задачи по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Рассматриваются акты субъектов Российской Федерации в сфере вознаграждения граждан за добровольную сдачу оружия. Предлагается осуществлять такое вознаграждение территориальными органами Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE PARTICIPATION OF THE NATIONAL GUARD TROOPS THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF ARMS TURNOVER

In the presented study, the author for the first time at the scientific level addresses the issues of participation of the Na tional Guard troops in the mechanism of voluntary surrender by citizens of illegally stored firearms and gas weapons, ammunition, explosives. Insufficient legal regulation is emphasized in the sphere of implementation by the Rosgvardiya of the function of developing and implementing state policy and regulatory regulation in the field of arms trafficking, and by the National Guard troops of the task of implementing federal state control (supervision) over compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of arms trafficking. The acts of the subjects of the Russian Federation in the field of remuneration of citizens for the voluntary surrender of weapons are considered. It is proposed to carry out such remuneration by the territorial bodies of Rosgvardiya.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_51 УДК 34.096

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ On some issues of the participation of the troops of the National Guard of the Russian Federation in the mechanism of arms turnover

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании автор впервые на научном уровне обращается к вопросам участия войск национальной гвардии в механизме добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Подчеркивается недостаточное правовое регулирование в сфере осуществления Росгвардией функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, а войсками национальной гвардии задачи по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Рассматриваются акты субъектов Российской Федерации в сфере вознаграждения граждан за добровольную сдачу оружия. Предлагается осуществлять такое вознаграждение территориальными органами Росгвардии.

Abstract: In the presented study, the author for the first time at the scientific level addresses the issues of participation of the Na tional Guard troops in the mechanism of voluntary surrender by citizens of illegally stored firearms and gas weapons, ammunition, explosives. Insufficient legal regulation is emphasized in the sphere of implementation by the Rosgvardiya of the function of developing and implementing state policy and regulatory regulation in the field of arms trafficking, and by the National Guard troops of the task of implementing federal state control (supervision) over compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of arms trafficking. The acts of the subjects of the Russian Federation in the field of remuneration of citizens for the voluntary surrender of weapons are considered. It is proposed to carry out such remuneration by the territorial bodies of Rosgvardiya.

Ключевые слова: войска национальной гвардии; добровольная сдача оружия; огнестрельное оружие; газовое оружие; боеприпасы; взрывчатые вещества; Росгвардия.

Keywords: National Guard troops; voluntary surrender of weapons; firearms; gas weapons; ammunition; explosives; Rosgvardiya.

Для цитирования: Шеншин В.М. О некоторых вопросах участия войск национальной гвардии Российской Федерации в механизме оборота оружия //Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 51-54. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_51.

For citation: Shenshin V.M. On some issues of the participation of the troops of the National Guard the Russian Federation in the mechanism of arms turnover// Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 51-54. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_51.

Статья поступила в редакцию: 21.05.2023

Незаконный оборот оружия является одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на криминогенную обстановку и представляющий собой реальную угрозу государственной, общественной и личной безопасности1.

Введение института освобождения от административной ответственности за совершение правонарушений в сфере оборота оружия в случае добровольной сдачи гражданского оружия, основных частей оружия и патронов к нему обусловлено достижением целей снижения количества оружия, находящегося в незаконном обороте и устранения пробелов в перспективном регулировании в рассматриваемой сфере2.

В рамках настоящего исследования следует отметить факт отсутствия у Росгвардии полномочий на выдачу разрешения на получение лицами, замещающими государственные должности, государственными гражданскими служащими разрешения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на принятие наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств.

Однако анализ регионального законодательства в этом аспекте говорит об ином. Так, постановлением Губернатора Амурской области от 02.09.2021 № 185м урегулирована процедура выдачи лицу, замещающему государственную должность Амурской области, государственному гражданскому служащему Амурской области разрешения губернатора Амурской области на принятие наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, порядок представления лицом, замещающим государственную должность, гражданским служащим ходатайства о разрешении на принятие наградного оружия или уведомления об отказе от получения наградного оружия, а также перечень прилагаемых к ним документов.

Не приводя большого количества доказательств данного обстоятельства, обратимся к нескольким актам регионального уровня. На-

1 Нагорный, В. В. О некоторых аспектах организации добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося оружия, боеприпа-сов, взрывчатых веществ на возмездной основе / В. В. Нагорный, О. В. Бунова // Теория и практика административного права и процесса : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (Небугские чтения), пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края, 02-04 октября 2014 года / Ответственные редакторы В.В. Денисенко, С.Г. Денисенко. - пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края: Цицеро, 2016. - С. 181-186. - ЕЭЫ ХВРВиР

2 Фаисханов, Р. Р. Перспективы реализации сотрудниками Росгвардии оснований освобождения граждан от административной ответственности в случае добровольной сдачи ими гражданского оружия / Р. Р. Фаисханов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2021. - № 10(291). - С. 46-50. - ЕЭЫ БЭРУС^

пример, указом Губернатора Архангельской области от 19.01.2021 № 4-у установлена процедура представления Губернатору Архангельской области лицами, замещающими государственные должности Архангельской области и должности государственной гражданской службы Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области, ходатайства о разрешении на принятие наградного оружия от главы иностранного государства или главы правительства иностранного государства или уведомления об отказе от получения наградного оружия, в том числе, перечень документов, прилагаемых к ходатайству или уведомлению, а также порядок выдачи разрешения на принятие наградного оружия или отказа в разрешении на принятие наградного оружия и формы указанных документов.

Указом Мэра Москвы от 4 августа 2021 г. № 46-УМ определен порядок принятия должностными лицами и гражданскими служащими г. Москвы наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств. Должностные лица и гражданские служащие, получившие наградное оружие либо уведомление от главы иностранного государства или главы правительства иностранного государства о предстоящем получении наградного оружия, должны представить в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы ходатайство на имя Мэра Москвы о разрешении на принятие наградного оружия. В случае отказа от получения наградного оружия также необходимо представить в Департамент уведомление на имя Мэра Москвы об отказе от получения наградного оружия.

Из представленных подзаконных актов следует, что такое разрешение от соответствующих должностных лиц Росгвардии и войск национальной гвардии, получать не требуется. Указанный факт еще раз подчеркивает недостаточное правовое регулирование в сфере осуществления Росгвардией функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, а войсками национальной гвардии задачи по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Директор утверждает порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ.

В современных условиях происходит эффективная сдача населением незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств1. Помимо прочего такое положение складывается также благодаря деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые способствуют рассматриваемому процессу.

Так, например, в Республике Адыгея установлены размеры вознаграждения гражданам за добровольную сдачу зарегистрированного оружия: за боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие - 4000 рублей; за боевое холодное клинковое оружие - 2000 рублей; за огнестрельное оружие с нарезным стволом - 2500 рублей (Постановление Кабинета Министров РА от 07.03.2023 № 44).

Гражданам, добровольно сдавшим незаконно хранящееся охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж, спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие в Курской области, выплачивается 6000 рублей за одну единицу (Постановление Администрации Курской области от 29.07.2022 № 843-па).

В Пензенской области размер денежного вознаграждения за добровольно сданные незаконно хранящиеся предметы вооружения увеличен. Так, вознаграждение за сдачу гранаты ручной увеличено с 3000 до 8000 руб. за штуку (Постановление Правительства Пензенской области от 29.06.2022 № 526-пП).

В республике Бурятия размеры денежного вознаграждения лицам, добровольно сдавшим незаконно хранящиеся у них боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы, автоматы, пулеметы, гранатометы) увеличен с 5000 до 10000 за 1 единицу (Постановление Правительства РБ от 27.06.2022 № 384).

С 1 января 2023 года в Республике Коми скорректированы размеры денежной компенсации за добровольно сданное огнестрельное гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, в частности, размер денежной компенсации за 1 штуку боевого (служебного) оружия, самодельного огнестрельного оружия или обрез, гражданского огнестрельного нарезного оружия увеличивается с 7500 руб. до 10000 руб.; гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия - с 6000 руб. до 8000 руб.; газового, бесствольного оружия самообороны - с 3000 руб. до 6000 руб.; за основную часть огнестрельного оружия - с 2250 руб. до 3000 руб. (Постановление Правительства РК от 20.05.2022 № 243).

В республике Тыва согласно коррективам до 2024 года продлены мероприятия по добровольной сдаче населением незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Увеличены размеры вознаграждения за сданное незаконно хранящееся оружие у граждан:

охотничье оружие с нарезным стволом (ед.) - 15000 рублей;

охотничье гладкоствольное оружие (ед.) - 10000 рублей;

боевое ручное стрелковое оружие (ед.) - 15000 рублей;

самодельное, переделанное оружие (ед.) - 5000 рублей;

оружие самообороны (ед.) - 2000 рублей;

патроны к оружию (шт.) - 10 рублей;

гранаты, мины, снаряды (шт.) - 1000 рублей;

1 Пушкарев, А. Л. Правовая природа отношений по возмездной сдаче в органы внутренних дел оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ гражданами и организациями / А. Л. Пушкарев // Научный портал МВД России. - 2016. - № 1(33). - С. 39-45. - БОЫ \МЭП«7Н.

взрывчатые вещества (100 граммов) - 400 рублей; взрывные устройства (ед.) - 1500 рублей; средства инициирования взрыва (ед.) - 300 рублей; детонирующие и огнепроводные шнуры (1 метр) - 100 рублей.

За предоставление достоверной информации о лице, осуществляющем незаконное хранение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также о месте такого хранения выплачивается вознаграждение в размере 50 процентов от установленного размера вознаграждения за конкретный вид огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Постановление Правительства РТ от 13.04.2022 № 193).

В Республике Мордовия размер вознаграждения за добровольную сдачу самодельного гладкоствольного оружия, обреза гладкоствольного оружия увеличен до 2500,0 руб. за 1 единицу. Установлено вознаграждение за сдачу гексогена или граммонита (1500 руб. за 100 г) (Постановление Правительства РМ от 13.12.2021 № 565).

Таким образом, из анализа подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, следует, что размеры вознаграждения варьируются в зависимости от вида оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

В Республике Северная Осетия-Алания выплата денежного вознаграждения проводится в период действия постановления, и выплачивается в зависимости от размеров ассигнований, предусмотренных законом Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий год. Отметим, что для выплаты денежного вознаграждения гражданин лично или через своего законного представителя представляет: заявление; копию протокола о добровольной выдаче гражданином незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо копии иных документов, подтверждающих факт добровольной сдачи; копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, заверенную в установленном порядке Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания; копию справки о проведении экспертного исследования на предмет пригодности (непригодности) сданного гражданином незаконно хранящегося у него оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств к использованию по прямому предназначению; номер лицевого счета, открытого в установленном порядке в кредитной организации; документ, удостоверяющий личность гражданина (документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина).

Определены размеры денежного вознаграждения гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, за единицу добровольно сданного незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2023 № 73).

В Калининградской области выплата денежного вознаграждения осуществляется Министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Государственной программой Калининградской области «Безопасность», утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 20.01.2022 № 4, на основании заключения территориального органа, передаваемого в Министерство в течение 30 календарных дней со дня поступления в территориальный орган документов, оформленного по результатам осмотра технического состояния предметов вооружения, с определением суммы денежного вознаграждения за сданные предметы вооружения (Постановление Правительства Калининградской области от 23.11.2022 № 603).

В Ростовской области Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области совместно с Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области рекомендовано:

в срок до 01.12.2023 провести на территории Ростовской области мероприятия, направленные на добровольную сдачу гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение;

организовать прием у граждан добровольно сдаваемых огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных

устройств;

представлять один раз в месяц акты на выплату вознаграждения за добровольную сдачу оружия;

информировать граждан через средства массовой информации (электронные и печатные) о мерах материального стимулирования, порядке добровольной сдачи незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, об освобождении граждан от ответственности (Постановление Правительства РО от 21.03.2023 № 197).

В Камчатском крае предусмотрено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Камчатского края, изъявившие желание сдать незаконно хранящееся у них оружие, патроны, боеприпасы, взрывчатые вещества и средства взрывания на возмездной основе, обращаются в территориальные подразделения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю либо в территориальные подразделения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю. Выплата вознаграждений гражданам, добровольно сдавшим в органы внутренних дел незаконно хранящееся оружие, патроны, боеприпасы, взрывчатые вещества и средства взрывания, осуществляется в установленных размерах (Постановление Правительства Камчатского края от 07.02.2022 № 53-П).

Информирование населения Орловской области о порядке и условиях добровольной сдачи на возмездной основе оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, об освобождении граждан от ответственности в соответствии с действующим законодательством проводится информационно-аналитическим управлением совместно с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области и Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Орлов-

ской области (Постановление Правительства Орловской области от 26.08.2022 № 483).

В Пензенской области установлены основания для отказа в выплате денежного вознаграждения гражданину: заявление и (или) прилагаемые к нему документы не поддаются прочтению; представление не всех документов;

недостоверность информации, указанной в заявлении и (или) в предоставленных заявителем документах;

недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на выплату денежного вознаграждения на текущий финансовый год;

сданные гражданином предметы не являются предметами вооружения, либо непригодны для использования по прямому назначению (находятся в неисправном состоянии) (Постановление Правительства Пензенской области от 29.06.2022 № 526-пП).

В Приморском крае с 1 января 2022 года наряду с гражданами вознаграждение за добровольную сдачу незаконно хранящихся у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств вправе получить иностранные граждане и лица без гражданства (Постановление Правительства Приморского края от 21.12.2021 № 827-пп).

Таким образом, место Росгвардии при реализации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, а также войск национальной гвардии при выполнении задачи по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия выглядит несколько сомнительным.

Выявленные в настоящем исследовании обстоятельства наглядно демонстрируют необходимость продолжения законодательного регулирования в рассматриваемой сфере деятельности Росгвардии и войск национальной гвардии.

Библиогра фия:

1. Нагорный, В. В. О некоторых аспектах организации добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося оружия, боеприпа-сов, взрывчатых веществ на возмездной основе / В. В. Нагорный, О. В. Бунова // Теория и практика административного права и процесса : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (Небугские чтения), пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края, 02-04 октября 2014 года / Ответственные редакторы В.В. Денисенко, С.Г. Денисенко. - пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края: Цицеро, 2016. - С. 181-186. - eDn XBRBUR.

2. Пушкарев, А. Л. Правовая природа отношений по возмездной сдаче в органы внутренних дел оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ гражданами и организациями / А. Л. Пушкарев // Научный портал МВД России. - 2016. - № 1(33). - С. 39-45. - EDN WDFWZH.

3. Фаисханов, Р. Р. Перспективы реализации сотрудниками Росгвардии оснований освобождения граждан от административной ответственности в случае добровольной сдачи ими гражданского оружия / Р. Р. Фаисханов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2021. - № 10(291). - С. 46-50. -EDN SDRVCJ.

References:

1. Nagorny, V. V. On some aspects of the organization of voluntary surrender by citizens of illegally stored weapons, ammunition, explosives on a reimbursable basis / V. V. Nagorny, O. V. Bunova // Theory and practice of Administrative Law and Process : Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor V.D. Sorokin (Nebug Readings), village. Nebug of Tuapse district of Krasnodar Krai, 02-04 October 2014 / Responsible editors V.V. Denisenko, S.G. Denisenko. - pos . Nebug Tuapse district of Krasnodar Krai: Cicero, 2016. - pp. 181 -186. - EDN XBRBUR.

2. Pushkarev, A. L. The legal nature of relations on the paid surrender of weapons, ammunition and explosives to the internal affairs bodies by citizens and organizations / A. L. Pushkarev // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2016. - № 1(33). - Pp. 39-45. - EDN WDFWZH.

3. Faiskhanov, R. R. Prospects for the implementation by Rosgvardiya employees of the grounds for the release of citizens from administrative responsibility in the case of their voluntary surrender of civilian weapons / R. R. Faiskhanov // Law in the Armed Forces - Military-Legal Review. - 2021. - № 10(291). - Pp. 46-50. - EDN SDRVCJ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.