Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / РОСГВАРДИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / ОБОРОТ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоман О. С., Сургутсков В. И.

Основной целью исследования является разработка на основе анализа нормативных правовых актов, правоприменительной практики предложений, направленных на совершенствование деятельности, связанной с осуществлением полицией контроля за оборотом гражданского оружия. Обширный диапазон полномочий МВД России в сфере оборота оружия дает возможность продолжать считать его, наряду с Росгвардией, полноценным субъектом контроля, а также предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в данной сфере. Отсутствие четкого правового регулирования вопросов взаимных полномочий полиции и территориальных подразделений Росгвардии в области контроля за оборотом оружия осложняет их взаимодействие, снижает эффективность реализации поставленных перед ними задач. Авторами выявлен существенный правовой пробел в перечне законодательно закрепленных правомочий полиции по контролю за оборотом гражданского оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гоман О. С., Сургутсков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POLICE IN CONTROL OVER CIVIL WEAPON TRAFFICKING UNDER MODERN CONDITIONS

The primary purpose of the research is, following the analysis of regulatory legal acts and law enforcement practice, to develop proposals aimed at improving the activities related to the police control over civil weapon trafficking. A wide range of powers of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of arms trafficking makes it possible to continue considering it, along with the Russian Guard, a full-fledged subject of control, as well as of prevention and suppression of crimes and administrative offenses in this area. Lack of strict legal regulation of issues of mutual powers of police and territorial units of the Russian Guard in the field of control over arms trafficking hinders their cooperation, decreases the effectiveness of the implementation of their tasks. The authors reveal a significant legal gap in the list of legislatively reserved powers of the police in the control over civil weapon trafficking.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК351.753 © 0. С. Гоман, В. И. Сургутсков,2022 DOI: 10.24411/1999-625X-2022-487-322-326

Роль полиции в осуществлении контроля за оборотом гражданского оружия в современных условиях

О. С. Гоман, Омская академия МВД России И beresh_olga@mail.ru В. И. Сургутсков, Омская академия МВД России И Surgutskov55@mail.ru

Основной целью исследования является разработка на основе анализа нормативных правовых актов, правоприменительной практики предложений, направленных на совершенствование деятельности, связанной с осуществлением полицией контроля за оборотом гражданского оружия. Обширный диапазон полномочий МВД России в сфере оборота оружия дает возможность продолжать считать его, наряду с Росгвардией, полноценным субъектом контроля, а также предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в данной сфере. Отсутствие четкого правового регулирования вопросов взаимных полномочий полиции и территориальных подразделений Росгвардии в области контроля за оборотом оружия осложняет их взаимодействие, снижает эффективность реализации поставленных перед ними задач. Авторами выявлен существенный правовой пробел в перечне законодательно закрепленных правомочий полиции по контролю за оборотом гражданского оружия.

Ключевые слова: МВД России; Росгвардия; органы внутренних дел; полиция; контроль; гражданское оружие;

оборот гражданского оружия; взаимодействие.

The Role of Police in Control over Civil Weapon Trafficking under Modern Conditions

О. S. Goman, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs H beresh_olga@mail.ru V. I. Surgutskov, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs H Surgutskov55@mail.ru

The primary purpose of the research is, following the analysis of regulatory legal acts and law enforcement practice, to develop proposals aimed at improving the activities related to the police control over civil weapon trafficking. A wide range of powers of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of arms trafficking makes it possible to continue considering it, along with the Russian Guard, a full-fledged subject of control, as well as of prevention and suppression of crimes and administrative offenses in this area. Lack of strict legal regulation of issues of mutual powers of police and territorial units of the Russian Guard in the field of control over arms trafficking hinders their cooperation, decreases the effectiveness of the implementation of their tasks. The authors reveal a significant legal gap in the list of legislatively reserved powers of the police in the control over civil weapon trafficking.

Keywords: the Russian Ministry of Internal Affairs; the Russian Guard; law enforcement bodies; police; control; civil weapon;

civil weapon trafficking; cooperation.

За последние двадцать лет система государствен- иных органов публичной власти всегда имеют объек-

ных органов, обеспечивающих законность и правопо- тивную причину, направлены на совершенствование

рядок в нашей стране, подвергалась неоднократным правоприменения в различных областях обществен-

изменениям. Образование или упразднение тех или но полезной деятельности. Не являются исключением

и сферы, в рамках которых обеспечивается государственная и общественная безопасность.

Масштабные преобразования в так называемом силовом блоке федеральных органов исполнительной власти произошли в 2016 г. Во-первых, были упразднены ФСКН России и ФМС России '. Их функции и штатная численность переданы МВД России. Во-вторых, образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Рос-гвардия). Нормативно определено, что Росгвардия представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны 2.

Контрольные функции по обеспечению режима оборота гражданского оружия также возложены на МВД России, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную таможенную службу, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыболовства, охраны природы и природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды в пределах их компетенции.

Несмотря на передачу от МВД России Росгвардии большей части полномочий в сфере оборота оружия, органы внутренних дел, ядро которых составляет полиция, продолжают участвовать в осуществлении контрольных мероприятий в данном направлении. К сожалению, в научных работах, изданных за последние годы, комплексного анализа всего объема полномочий полиции по контролю за оборотом оружия не проводилось. В основном авторы ограничивались рассмотрением отдельных проблем правоприменительной деятельности участковых уполномоченных полиции [1, с. 32-33; 2, с. 153-156], что, конечно же,

нельзя считать достаточным для целостного представления об объеме и границах компетенции полиции в сфере оборота гражданского оружия.

Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее по тексту — Закон о полиции) ее сотрудники задействованы в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Они осуществляют эту работу на основании мотивированных письменных запросов должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы Рос-гвардии и в случаях непосредственного выявления нарушений правил оборота оружия при выполнении ими своих непосредственных обязанностей, в том числе при осуществлении процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, профилактического обхода участковыми уполномоченными полиции административных участков, проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами. На сотрудников полиции возложена обязанность по изъятию оружия, принадлежавшего умершему собственнику, но только в тех местностях, где отсутствуют подразделения Росгвардии. В соответствии с требованиями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» сотрудники полиции производят изъятие оружия при выявлении граждан, находящихся с оружием в общественных местах в состоянии опьянения либо нарушающих иные правила оборота оружия. Подразделения полиции и Росгвардии также обязаны обмениваться информацией об утраченном, добровольно сданном, найденном и изъятом ими оружии 3. Кроме того, они наделены полномочиями по осуществлению приема и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ 4.

1 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия : приказ Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 г. № 54/90. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ : приказ МВД России от 17 декабря 2012 г. № 1107. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации : приказ Росгвардии от 15 января 2018 г. № 9. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Территориальные органы МВД России обязаны проводить по направлению Росгвардии контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением вновь изготовленного оружия перед его реализацией 5. Обязанности, связанные с хранением изъятого, добровольно сданного, конфискованного гражданского оружия, проведением контрольного отстрела гражданского нарезного оружия, уничтожением оружия, боеприпасов, патронов к оружию, которые изъяты органами внутренних дел по уголовным делам, а также ведением соответствующих учетов, по-прежнему выполняются МВД России. Очевидно, что их непосредственная реализация требует наличия развитой материально-технической базы (складские помещения, тиры, специальные установки, пуле-улавливатели и т. д.), а также квалифицированных кадров. Росгвардия в настоящее время не располагает в полной мере необходимыми ресурсами, поэтому предположим, что именно это обстоятельство послужило основной причиной сохранить перечисленные выше обязанности в МВД России.

В Законе о полиции также определены права сотрудников полиции, которые, на наш взгляд, не обеспечивают в полной мере реализацию их обязанностей по осуществлению контроля в сфере оборота гражданского оружия. Разъясним нашу позицию. В статье 13 называются следующие правомочия должностных лиц полиции в сфере оборота оружия:

1) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изымать указанные предметы при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; участвовать в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлению такого досмотра самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами (п. 16). Чаще всего указанные права реализуются участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, инспекторами ДПС ГИБДД в связи с осуществлением общего административного надзора, а не систематических мероприятий по контролю за конкретными владель-

цами оружия (так называемого специального административного надзора) [3, с. 14; 4, с. 137-138];

2) проверять места хранения,торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении (курсив наш. — О. Г., В. С.); проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием.

Казалось бы, такой ограниченный названными причинами формат проведения проверочных мероприятий, который установлен в Законе о полиции, не предполагает участия ее сотрудников в осуществлении контроля за владельцами оружия вне рамок административно-юрисдикционных процедур. На самом деле это не так. Ныне действующий Порядок взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия 6, наделил сотрудников полиции правами, которые они реали-зовывали до 2016 г. Профессор В. В. Черников совершенно правильно акцентирует внимание на том, что «нередко правительственные постановления и ведомственные акты вместо конкретизации норм федерального закона содержат первичные правила поведения» [5, с. 24]. Приходится констатировать, что данный ведомственный нормативный правовой акт фактически заполнил пробелы Закона о полиции, существенным образом расширив компетенцию полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия, одновременно ограничив права и законные интересы граждан. Не будем забывать, что согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В связи с этим возникает обоснованное сомнение в правомерности требований сотрудников полиции о вхождении в жилище граждан при отсутствии законодательно установленных правомочий. При этом их насущная необходимость для обеспечения общественной безопасности нами не оспаривается.

5 Об утверждении Порядка выдачи направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и Порядка организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом : приказ Росгвардии и МВД России от 9 августа 2018 г. № 372/506. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об утверждении Технических требований к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и Требований к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пуле-гильзотеку : приказ МВД России от 31 мая 2018 г. № 343. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Утвержден совместным приказом Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 г. № 54/90.

Предлагаем перенести изложенные в приказе права полиции в Закон о полиции, сформулировав пункт 22 части 1 ст. 13 следующим образом: «Проверять места хранения оружия и патронов, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан на основании мотивированных письменных запросов подразделений лицензионно-разрешительной работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, если местом жительства гражданина является сельское поселение либо отдаленная, труднодоступная местность, в которых отсутствует подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, при невозможности проведения проверочных мероприятий самостоятельно в случаях обращения граждан в федеральный орган исполнительной власти или его территориальные органы по вопросам продления срока действия или переоформления разрешений (лицензий) на хранение, хранение и ношение оружия и патронов, приобретения (получения во временное пользование) оружия и патронов; проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются сведения, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием».

Продолжая анализировать компетенцию полиции в сфере контроля за оборотом оружия, отметим, что ее сотрудники согласно ч. 3.1 ст. 17 Закона о полиции вправе использовать банки данных о лицах, владеющих оружием 7.

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденная приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 8, устанавливает, что участковый участвует в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Обязанностью участкового является ве-

дение списочного учета граждан — владельцев оружия, проживающих на территории его обслуживания. Данные списки ведутся в целях принятия своевременных мер при возникновении конфликтных ситуаций либо при получении в отношении граждан оперативно значимой информации.

Обращаем также внимание на то, что в настоящее время только полиция осуществляет контроль за оборотом гражданского оружия, которое не подлежит учету в подразделениях лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, например, пневматического или списанного оружия. Нельзя не выделить тот факт, что информация об утраченном гражданском оружии концентрируется в МВД России, а Росгвардия не располагает такой информационной базой.

Не стоит забывать и о профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел в сфере оборота оружия. В практической деятельности территориальных органов МВД России на постоянной основе реализуются комплексные оперативно-профилактические операции в части соблюдения правил оборота оружия и правил охоты, которые объединяют в себе совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, профилактических и иных мероприятий, проводимых ими как самостоятельно, так и с другими заинтересованными органами. В ходе проведения таких мероприятий сотрудники полиции наделены правом пресечения любых административных правонарушений, перечисленных в главе 20 КоАП РФ, видовым объектом которых выступают урегулированные правовыми нормами общественные отношения в сфере оборота оружия.

Отметим, что на федеральном уровне условия, порядок и полномочия по добровольной сдаче оружия, находящегося в незаконном обороте, до настоящего времени не определены. Правовое регулирование данных вопросов осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно. Работу, связанную с добровольной сдачей оружия, находящегося в незаконном обороте, по-прежнему проводят органы внутренних дел [6, с. 40-51]. По данным МВД России, в 2020 г. населением сдано более 66,9 тыс. единиц оружия и 265,5 тыс. патронов 9.

Таким образом, обширный диапазон полномочий МВД России в сфере оборота оружия дает воз-

7 Об утверждении Порядка предоставления полиции доступа к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, частного детектива, и лицах, владеющих оружием : приказ Росгвардии и МВД России от 26 июня 2017 г. № 188/417. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Результаты реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2020 году. иКХ: Ы1:р8://хп--Ь1ае'«'.хп--р1а1/<1е]а1е1по81:/ге8и118/аппиа1_герог18 (дата обращения: 09.06.2022).

можность продолжать считать его полноценным субъектом контроля, а также предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в данном направлении.

В завершение проведенного анализа нельзя не сказать о том, что отсутствие единого подхода к правовому регулированию и стратегическим направлениям государственной политики рассматриваемых общественных отношений не позволяют в полной мере управлять процессами легального оборота гражданского оружия. Данное обстоятельство указывает на необходимость принятия взвешенных и системных, а не стихийных и, как полагают

некоторые авторы, поверхностных решений [7, с. 32], к тому же, по нашему мнению, преимущественно направленных на ужесточение действующего «оружейного» законодательства. Слаженность действий правоохранительных (полицейских) органов в сфере оборота оружия в настоящее время остается главной задачей. Именно межведомственные механизмы взаимодействия позволят обеспечить стабильную, сплоченную и эффективную систему государственного контроля за оборотом гражданского оружия с четкой регламентацией полномочий, в том числе по применению отдельных мер административно-правового принуждения.

Список литературы

1. Старостин А. А., Яценко Ж. Д. Вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с подразделениями лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по контролю за соблюдением гражданами законодательства Российской Федерации в области оборота оружия // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1.

2. Кученин Е. С. К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1.

3. Котюргин С. И. Специальный надзор милиции (Проблемы, задачи, функции). Омск, 1973.

4. Административная деятельность полиции. Часть Общая: учебное пособие / под ред. проф. О. И. Бекетова. Омск, 2015.

5. Черников В. В. Актуальные вопросы качества полицейского законодательства России // Административное право и процесс. 2021. № 7.

6. Сургутсков В. И., Гоман О. С. Организация деятельности территориальных органов МВД России и Росгвардии по реализации полномочий, связанных с приемом у населения оружия, боеприпасов и иных видов вооружения, находящихся в незаконном обороте // Полицейская и следственная деятельность. 2020. № 3.

7. Шмидт А. А. Ограничение права на приобретение и владение гражданским оружием по медицинским показаниям: приглашение к дискуссии // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.