Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования и взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за оборотом гражданского оружия'

Особенности правового регулирования и взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за оборотом гражданского оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / ОБОРОТ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ / CIVIL ARMS TRAFFICKING / ПОЛИЦИЯ / POLICE / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудаев А.Б., Филонов Н.В.

В статье исследуются правовые основы и организация взаимодействия органов внутренних дел и подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии в сфере контроля за оборотом гражданского оружия. Конкретизируются вопросы правового регулирования участия полиции в контрольно-надзорных мероприятиях в области оборота оружия, определяются роль и место полиции МВД России как субъекта контрольно-надзорной деятельности. Административно-юрисдикционные полномочия представителей контрольно-надзорных органов в сфере оборота гражданского оружия рассматриваются в качестве необходимого условия обеспечения общественной безопасности. Анализируется система межведомственного взаимодействия как внутри правоохранительной системы, так и в рамках сотрудничества с иными государственными и муниципальными органами и организациями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article legal basics and the organization of interaction of the internal Affairs bodies and divisions of license and allowing work of Rosgvardiya in the sphere of control of a turn of civil weapon are covered. The authors concretize the questions of legal regulation of police participation in control and supervising actions in the field of traffic in weapons, define a role and the place of police of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as subject of control and supervising activity. The administrative and jurisdictional powers of representatives of control supervisory authorities in the sphere of a turn of civil weapon are considered as a necessary condition of ensuring public safety. The article considers the system of interdepartmental interaction both in law-enforcement system, and within cooperation with other public and municipal authorities and the organizations as an important factor providing efficiency of control of a turn of civil weapon.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования и взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за оборотом гражданского оружия»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.9:351.753

А. Б. Дудаев, Н. В. Филонов

Особенности правового регулирования и взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за оборотом гражданского оружия

В статье исследуются правовые основы и организация взаимодействия органов внутренних дел и подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии в сфере контроля за оборотом гражданского оружия. Конкретизируются вопросы правового регулирования участия полиции в контрольно-надзорных мероприятиях в области оборота оружия, определяются роль и место полиции МВД России как субъекта контрольно-надзорной деятельности. Административно-юрисдикционные полномочия представителей контрольно-надзорных органов в сфере оборота гражданского оружия рассматриваются в качестве необходимого условия обеспечения общественной безопасности. Анализируется система межведомственного взаимодействия как внутри правоохранительной системы, так и в рамках сотрудничества с иными государственными и муниципальными органами и организациями.

In article legal basics and the organization of interaction of the internal Affairs bodies and divisions of license and allowing work of Rosgvardiya in the sphere of control of a turn of civil weapon are covered. The authors concretize the questions of legal regulation of police participation in control and supervising actions in the field of traffic in weapons, define a role and the place of police of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as subject of control and supervising activity. The administrative and jurisdictional powers of representatives of control supervisory authorities in the sphere of a turn of civil weapon are considered as a necessary condition of ensuring public safety. The article considers the system of interdepartmental interaction both in law-enforcement system, and within cooperation with other public and municipal authorities and the organizations as an important factor providing efficiency of control of a turn of civil weapon.

Key words: public security; civil arms trafficking; police; interagency cooperation.

Ключевые слова: общественная безопасность, оборот гражданского оружия, полиция, межведомственное взаимодействие.

© Дудаев А. Б., Филонов Н. В., 2018

246

Конституционно-правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина прежде всего связаны с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что регулируется ст. 55, 56 Конституции Российской Федерации [3]. Данные ограничения непосредственно распространяются и на деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их подразделений и должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функций в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Выполняя указанные функции, уполномоченные органы решают важнейшие задачи обеспечения общественной безопасности в стране.

В целях надлежащего осуществления контрольно-надзорных функций в рассматриваемой сфере необходимо детальное правовое регулирование, обеспечивающее однообразное понимание и применение норм права, в первую очередь регулирующих вопросы административного принуждения. В то же время, четкое исполнение положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок оборота оружия, государственными органами объективно способствует обеспечению общественной безопасности и защищенности граждан и общества в целом.

Кроме того, для выполнения указанной функции государственные органы должны обладать необходимым организационно-правовым инструментарием, обеспечивающим самостоятельность их действий и надлежащее межведомственное взаимодействие.

На протяжении последних двух лет содержание правовых норм, регламентирующих деятельность государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия, неоднократно корректировалось с целью оптимизации данного направления их деятельности.

В соответствии с действующим законодательством федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия входит в перечень задач войск национальной гвардии [5]. В то же время полиция МВД России в соответствии со ст. 12 и 13 Федерального закона «О полиции» наделена определенной совокупностью прав и обязанностей, обусловливающих ее участие в осуществлении контрольных мероприятий в данной сфере [9].

На актуальность совершенствования законодательства и деятельности уполномоченных сотрудников Росгвардии и МВД России в сфере оборота гражданского оружия на современном этапе развития государственного управления обратили внимание некоторые ученые. Среди причин данного

247

явления, в частности А.А. Шмидт, выделяет собственно повышение законодательной активности, серии резонансных преступлений и общий рост количества правонарушений в сфере оборота оружия [14, с. 126].

Участие сотрудников полиции в деятельности по контролю за оборотом оружия, предусмотренное законом «О полиции», было детализировано в совместном приказе МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии [8], спустя год после законодательного закрепления данного права. Указанным межведомственным нормативным правовым актом утвержден порядок участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан.

Необходимо отметить, что сотрудники полиции участвуют в мероприятиях по контролю за оборотом гражданского оружия в отношении двух субъектов. Субъектами их контроля, во-первых, являются владельцы оружия, во-вторых, соискатели лицензий на приобретение оружия. Предметом правового регулирования в данном случае являются условия хранения (сохранности) оружия и патронов к нему. Поводом для проведения сотрудниками полиции контрольных мероприятий является мотивированный письменный запрос подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии.

«Порядок участия...» четко закрепил обстоятельства инициативного выявления сотрудниками полиции нарушений правил оборота оружия и порядок их действий в данных условиях. Сотрудников полиции наделили правомочием непосредственно выявлять нарушения правил оборота оружия в процессе выполнения ими функциональных обязанностей, в том числе при осуществлении процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, профилактического обхода административного участка, проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами. Результатом реализации указанного права должно стать принятие соответствующих мер в пределах имеющейся компетенции на основаниях, установленных законодательством.

В анализируемом документе предусмотрено основание подготовки запроса о проведении сотрудниками полиции проверки условий сохранности гражданами оружия. Так, сотрудники подразделений лицензионно-разре-шительной работы Росгвардии могут направить указанный запрос лишь в случае невозможности самостоятельно исполнить свои функциональные обязанности в связи со следующими обстоятельствами - местом жительства

248

гражданина является сельское поселение либо отдаленная, труднодоступная местность, в которых отсутствует подразделение территориального органа Росгвардии.

Например, в практической деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Белгородской области имеются некоторые особенности, связанные с географической характеристикой региона. На территории области отсутствуют отдаленные и труднодоступные местности, кроме того, в каждом муниципальном образовании имеются представители подразделений лицензионно-разрешительной работы. Следует отметить, что буквальное толкование рассматриваемого положения «Порядка участия...» предоставляет возможность подготовки и направления запроса о проверке условий хранения оружия в территориальный орган МВД России на районном уровне в случае проживания субъекта контроля в сельском поселении, не являющемся муниципальным (районном) центром.

В то же время возникают объективные проблемы самостоятельного исполнения своих функций сотрудниками подразделений лицензионно-раз-решительной работы в городах, при условии, что на одного сотрудника подразделения приходится около 1000-1300 владельцев оружия, которых необходимо проверять не реже одного раза в год с расчетом времени проверки не более 15 мин на каждую единицу оружия [11], не считая соискателей лицензий. В таких условиях нетрудно посчитать общие временные трудозатраты сотрудников лицензионно-разрешительной службы, которые серьезно затрудняют исполнение ими иных функциональных обязанностей, например: проверки оружия у юридических лиц, предоставлении государственных услуг гражданам и представителям юридических лиц и других.

Важное значение для обеспечения общественной безопасности в ходе контроля за оборотом гражданского оружия имеют административно-юрис-дикционные полномочия представителей контрольно-надзорных органов. Особенности реализации таких полномочий органами, осуществляющими контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, в период их реформирования в 2016 г., уже являлись предметом научного исследования [2].

А.А. Шмидт, оценивая проведенные изменения законодательства об административной ответственности в сфере оборота оружия, отметил, что сотрудники органов внутренних дел лишены полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на хранение и ношение оружия, предусмотренных ч. 1

249

ст. 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Нам представляется данный факт спорным, так как в результате деятельности на административных участках участковые уполномоченные полиции выявляли до 50 % таких правонарушений [15, с. 145-146].

На наш взгляд, в данном случае не были учтены некоторые аспекты складывающейся в последние годы практики правоприменения норм, регулирующих порядок хранения оружия гражданами с истекшими сроками действия разрешений (лицензий) на хранение и ношение оружия либо не поставившими его на учет, содержащие признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.8 и 20.11 Кодекса, исходя из совокупности положений законодательства об оружии [6].

Нарушение установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на хранение и ношение оружия связано с несоблюдением владельцем оружия положения, предусмотренного п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации [12]. Хранение им оружия по месту жительства с разрешением (открытой лицензией) на хранение и ношение оружия, у которого истек срок действия, свидетельствует о нарушении требований ст. 22 Федерального закона «Об оружии» [10], п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации [7].

Факт нарушения, связанного с истечением срока действия разрешения (лицензии) на хранение и ношение оружия, гражданином по месту жительства обязывает сотрудников органов внутренних дел составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 или ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и направлять его на рассмотрение в территориальный орган Росгвардии либо в суд.

Вместе с тем составление сотрудниками полиции протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 Кодекса, не исключает вероятности его повторного составления сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии и привлечения гражданина дважды к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что противоречит закону.

Сотрудники территориальных органов внутренних дел акцентируют внимание на том, что перераспределение государственных контрольно-надзорных функций в сфере оборота гражданского оружия в связи с созда-

нием Росгвардии влечет необходимость образования новых как внутриведомственных, так и межведомственных механизмов их реализации. В настоящее время уже выделен ряд векторов взаимодействия полиции и Росгвардии, направленных на повышение эффективности реализации правоохранительной функции государства в лицензионно-разрешительной сфере, на укрепление системы органов государственной власти Российской Федерации [4, с. 100, 102].

Одним из условий повышения эффективности взаимодействия в исполнении контрольно-надзорных функций в области оборота гражданского оружия, на наш взгляд, могла бы стать полная автоматизация процессов организации межведомственных запросов между МВД России и Росгвардией и их территориальными органами. Существующие в настоящее время сервисы единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России и системы централизованного учета оружия Росгвардии требуют все-таки «ручного» вмешательства при направлении запросов, например о наличии оружия у гражданина, сведений о привлечении его к административной ответственности, сведений о судимости и др. Обработка определенных данных физических лиц, необходимых для выполнения возложенных на полицию или Росгвардию обязанностей, и незамедлительное «сигнализирование» автоматизированной системы «партнеру» по информационно-аналитическому сотрудничеству позволит более результативно решать оперативно-служебные задачи.

Следовало бы также обратить внимание на создание динамичного межведомственного взаимодействия Росгвардии с государственными и муниципальными органами и организациями, находящимися вне правоохранительного блока, но в силу возложенных на них функций владеющих необходимой информацией, имеющей значение для контроля за оборотом оружия и обеспечения общественной безопасности. Нами уже высказывалось мнение о модернизации законодательства о персональных данных, актах гражданского состояния, в целях обеспечения подразделений лицензионно-разрешительной работы сведениями об умерших владельцах гражданского оружия и снижения количества утраченного и похищенного оружия [13]. Такого же взаимного оборота информацией возможно достичь между территориальными органами Росгвардии и организациями государственной системы здравоохранения с целью обмена данными, составляющими фактические медицинские обстоятельства, препятствующие выдаче лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение оружия физическими лицами.

В решении этой проблемы существенную помощь может оказать система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), о возможностях которой уже указывалось рядом ученых, выделивших на основании установленных законодательством об оружии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензий и разрешений, определенные категории граждан, владеющих оружием или являющихся соискателями лицензий на приобретение оружия, информация о которых содержится у иных операторов обработки персональных данных [1]. Однако до настоящего времени данный вопрос все еще рассматривается, что обусловлено как нехваткой бюджетного финансирования, так и трудностями создания автоматизированного информационно-поискового программного продукта, способного интегрировать в единое «облако» все характеристики субъектов персональных данных от операторов и получать лишь тот объем информации, который необходим уполномоченному государственному органу для реализации только возложенных на него задач, предусмотренных законодательством.

Следует согласиться с мнением, что гражданский оборот оружия должен быть подчинен определенной логике, стратегии своего развития и опосредован деятельностью и действиями органов государственной власти [14, с. 132]. В настоящий период реформирования сил обеспечения общественной безопасности, реализующих контрольно-надзорные функции в сфере оборота гражданского оружия и патронов к нему, их организационно-правовое обеспечение нуждается в постоянной и оперативной административно-правовой актуализации и корреляции.

Своевременное принятие нормативных правовых актов на основе анализа правоприменительной деятельности в данной сфере и взаимная согласованность правовых норм позволит должностным лицам органов внутренних дел и Росгвардии успешно реализовывать свои полномочия в области контроля за оборотом оружия, защиты прав и свобод граждан и обеспечения общественной безопасности.

Список литературы

1. Долгополов А.А., Белоконь А.В. О некоторых аспектах совершенствования информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом оружия // О-во и право. - 2015. - № 2(52). - С. 228-231.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках

252

к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ ) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

4. Невежин П.Н. Актуальные вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы // Тр. Акад. управления МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 99-103.

5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

6. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814: приказ МВД России от 12.04.1999 № 288 (в ред. от 30.12.2014) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

7. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»): постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (ред. от 12.05.2018) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.

8. О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан» (вместе с «Порядком участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан): приказ МВД России № 652, Росгвардии № 360 от 18.08.2017 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

9. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

10. Об оружии: федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

11. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 (в ред. от 27 ноября 2015 г.) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

12. Постановление Верховного суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 41-АД16-17 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

253

13. Филонов Н.В., Дудаев А.Б. Решение проблем взаимодействия государственных органов в процессе обеспечения общественной безопасности в сфере контроля за оборотом оружия // Экономика. Право. Инновации. - 2018. - № 1. - С. 18-20.

14. Шмидт А.А. Вопросы государственной политики в сфере оборота оружия // Юрид. наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 4 (42). - С. 126-132.

15. Шмидт А.А. Особенности осуществления административно-юрисдикци-онных полномочий органами, осуществляющими контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, в период их реформирования // Проблемы права. -2016. - № 4 (58). - С. 143-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.