Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯВ КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯВ КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНКОГО ОРУЖИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торгерсен А.С.

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при участии участковых уполномоченных полиции в мероприятиях по контролю за оборотом гражданского оружия, в том числе по выявлению административных правонарушений в области законодательства об обороте оружия. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления деятельности по контролю за оборотом гражданского оружия, осуществляемой участковыми уполномоченными полиции территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME TOPICAL ISSUES OF PARTICIPATION OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS IN MEASURES TO CONTROL THE CIRCULATION OF WEAPONSIN THE CONTEXT OF CHANGES IN DOMESTIC LEGISLATION

The article describes the administrative and legal problems that arise with the participation of district police commissioners in measures to control the circulation of civilian weapons, including the identification of administrative offenses in the field of legislation on the circulation of weapons. The article substantiates the need to change the current legislation regulating the implementation of activities to control the circulation of civilian weapons carried out by the district police commissioners of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯВ КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 351.74

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ON SOME TOPICAL ISSUES OF PARTICIPATION OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS IN MEASURES TO CONTROL THE CIRCULATION OF WEAPONS IN THE CONTEXT OF CHANGES IN DOMESTIC LEGISLATION

Торгерсен Александр Сергеевич,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

fppsib@mail.ru

Ключевые слова:

участковый уполномоченный полиции, контроль за оборотом граждан-ского оружия, административная ответственность, нарушения в сфере оборота оружия.

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при участии участковых уполномоченных полиции в мероприятиях по контролю за оборотом гражданского оружия, в том числе по выявлению административных правонарушений в области законодательства об обороте оружия. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления деятельности по контролю за оборотом гражданского оружия, осуществляемой участковыми уполномоченными полиции территориальных органов МВД России.

Keywords:

district police commissioner, control over the circulation of civilian weapons, administrative responsibility, violations in the field of arms trafficking.

The article describes the administrative and legal problems

that arise with the participation of district police commissioners in measures to control the circulation of civilian weapons, including the identification of administrative offenses in the field of legislation on the circulation of weapons. The article substantiates the need to change the current legislation regulating the implementation of activities to control the circulation of civilian weapons carried out by the district police commissioners of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

№ 1(9) 2021

Несмотря на передачу подразделений МВД России, осуществляющих государственный федеральный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии (далее - Росгвардия) [2, п. 4], участие полиции в мероприятиях по контролю за оборотом оружия продолжает оставаться существенным. Так, согласно данным Центра статистической информации ГИАЦ МВД России, по состоянию на июль 2020 г. на территории Российской Федерации на списочном учете в органах внутренних дел состояли 3980544 гражданина, имеющие в личном пользовании зарегистрированное в установленном законом порядке огнестрельное и газовое оружие (URL: http://i0.5.0.i6/csi/files/ content/stat/books/text/txt578_202006.030.txt), в собственности которых находилось более 6,6 млн единиц оружия (URL: https://rg.ru/2020/01/07/nazvan0-chisl0-zaregistrirovannogo-oruzhna-u-rossnan.html). При этом за 9 месяцев 2020 г. сотрудниками органов внутренних дел были выявлены 26657 административных правонарушений в сфере оборота оружия (URL: http://i0.5.0.i6/csi/files/ content/stat/books/text/txt577_202009.007.txt).

Большая роль в осуществлении участия полиции в мероприятиях по контролю за оборотом оружия, находящегося в собственности или пользовании граждан, возложена на сотрудников подразделений участковых уполномоченных полиции. Данный тезис подтверждается и ведомственной статистикой МВД России. Так, из 50644 административных правонарушений в сфере оборота оружия, выявленных сотрудниками органов внутренних дел, 47920 правонарушений - участковыми уполномоченными полиции (URL: http://i0.5.0.i6/ csi/files/content/stat/books/text/txt577_202009.007.txt).

Действующей нормативной правовой базой, регламентирующей участие полиции (в лице участковых уполномоченных полиции), в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан, является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции), относящий к обязанностям полиции участие в мероприятиях по контролю за обеспечением сохранности вышеуказанных видов оружия в местностях, в которых отсутствуют подразделения лицензионно-разреши-тельной работы Росгвардии как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия. Кроме того, сотрудники полиции обязаны изымать оружие, принадлежащее умершему собственнику (п.п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Порядок участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия (далее - оружие), боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользова-

нии граждан Российской Федерации утвержден совместным приказом МВД России и Росгвардии от 18 августа 2017 г. № 652/360 (далее - Порядок). Согласно Порядку сотрудники полиции учувствуют в мероприятиях по контролю условий хранения (сохранности) оружия и патронов на основании письменных запросов из подразделения Росгвардии, которые направляются в случае проживания гражданина в сельском поселении или отдаленной, труднодоступной местности, в которых отсутствуют подразделения территориального органа Росгвардии.

Вышеуказанный запрос может направляться в территориальный орган МВД России на районном уровне при соблюдении требований по вопросам приобретения (получения во временное пользование) гражданами оружия и патронов, продления срока действия или переоформления лицензий (разрешений) на хранение и (или) хранение и ношение оружия и патронов, а также нарушения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, находящегося в собственности или временном пользовании граждан.

Кроме того, Порядок определяет, что при непосредственном выявлении сотрудниками полиции фактов нарушений правил оборота оружия при выполнении ими функциональных обязанностей, в том числе при осуществлении процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, профилактического обхода административного участка, проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами, должны приниматься меры в пределах компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку непосредственное и активное участие полиция принимает в контроле за сохранностью оружия и патронов в сельских поселениях, а также иных отдаленных и труднодоступных местностях (например, фактории, хуто-ры, стойбища кочевых малочисленных народов), напрашивается логичный вывод о том, что данная работа осуществляется участковыми уполномоченными полиции. Как отмечается в Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 гг., в сельской местности участковый уполномоченный полиции является единственным представителем власти, в связи с чем его деятельность приобретает особое значение, в том числе и в рамках осуществления контроля за таким источником повышенной опасности, как огнестрельное оружие.

Правовую основу участия участковых уполномоченных полиции в мероприятиях по контролю за оборотом оружия, помимо уже рассмотренных правовых актов, составляют Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), п.п. 59-60 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, а

также Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее - Инструкция), утвержденная приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 [1, с. 16].

В соответствии с п. 10.3 Инструкции участковый уполномоченный полиции при выполнении на обслуживаемом административном участке вышеуказанных задач в пределах компетенции участвует в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Данная деятельность осуществляется согласно вышеуказанному Порядку. Кроме того, на основании п.п. 37.3 Инструкции участковый уполномоченный полиции ведет списочный учет граждан - владельцев оружия, на основании актуальной информации о нахождении в собственности или временном пользовании у гражданина оружия, патронов к нему и боеприпасов, полученной из Сервиса обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, предназначенного для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел, подразделений системы МВД России (далее - СООП). Указанная информация о гражданах - владельцах оружия содержится в списке до момента их снятия с учета в подразделении лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. Во-первых, участковые уполномоченные полиции в населенных пунктах, в которых отсутствуют подразделения Росгвардии, являются фактически единственными должностными лицами, осуществляющими контроль за обеспечением сохранности и соблюдением правил обращения с оружием, находящимся в собственности или временном владении граждан. Осуществление указанной работы, особенно на административных участках, включающих несколько сельских населенных пунктов, с большими расстояниями между ними, а также в местностях с низкой плотностью населения, сопряжено с большими временными и материальными затратами. Во-вторых, Порядок возлагает на всех участковых уполномоченных полиции обязанность контроля за соблюдением правил оборота оружия при осуществлении профилактического обхода административного участка и индивидуальной профилактической работы с гражданами в целях выявления возможных фактов нарушений правил оборота оружия. Таким образом, при отработке жилого сектора и посещения по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, участковый уполномоченный должен проверять условия хранения оружия гражданами, а при выявлении нарушений принимать соответствующие меры административно-правового реагирования, т.е. принимать меры по пресечению и документированию администра-

тивных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, в указанной сфере. То есть при проведении профилактического обхода и мероприятий индивидуальной профилактики в жилом секторе участковый уполномоченный полиции фактически осуществляет проверочные мероприятия условий сохранности оружия, соответствия мест хранения оружия и патронов к нему, предъявляемых требованиями, сроков действия разрешений (лицензий) на хранение и (или) хранение и ношение. Однако при этом не формируется итоговый документ - акт обследования условий хранения (сохранности) оружия и патронов, т.е. временные затраты участкового уполномоченного на такие проверки несущественно отличаются от случаев, когда проверка проводится по письменному запросу подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. С учетом фактической численности участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации, составляющей 42917 единиц, нагрузка по владельцам оружия на одну единицу участкового уполномоченного составляет 83 владельца, что свидетельствует о существенной роли мероприятий по контролю за сохранностью оружия в повседневной служебной деятельности участкового уполномоченного полиции.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона № 760345-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»», согласно которому предлагается увеличение сроков действия разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия или охотничьего пневматического оружия при условии отсутствия нарушений с 5 до 15 лет (URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/760345-7). Так, согласно официальным данным Росгвардии, из 6,6 млн единиц оружия, находящегося в пользовании граждан, гражданского огнестрельного с нарезным стволом - 948,5 тыс. единиц, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного - 4,4 млн единиц (URL: https://rosguard. gov.ru/ru/news/article/v-rosgvardii-podveli-itogi-deyatelnosti-podrazdelenij-gosudarstvennogo-kontrolya-i-licenzionnorazreshitelnoj-raboty), т.е. в общей сложности около 5,4 млн единиц охотничьего оружия, т.е. почти 82% от всего количества оружия, находящегося в пользовании граждан Российской Федерации. С учетом представленных статистических данных и анализа действующей нормативной правовой базы в случае внесения указанных изменений в Закон об оружии в части изменения периодичности проверки можно сделать вывод о существенном снижении нагрузки на участковых уполномоченных полиции.

Кроме того, указанный законопроект предполагает внесение изменения в статью 22 Закона об оружии в части обязанности владельца оружия незамедлительно, но не позднее суток, сообщать о факте его утраты в подразделения Росгвардии или орган внутренних дел по месту нахождения владельца.

Кроме того, законопроект содержит бланкетную норму, предусматривающую привлечение владельца оружия к административной ответственности за неуведомление об утрате оружия (URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/760345-7). Необходимость установления обязанности уведомления о факте утраты оружия, а также о необходимости установления административной ответственности за указанные действия ранее отмечал П.Е. Шишкин [2, с. 256]. Однако, на наш взгляд, с учетом специфики использования охотничьего оружия (охотничьи угодья, которые могут находиться за сотни километров от населенных пунктов) и географических особенностей Российской Федерации (особенно территории Сибири и Дальнего Востока), а также неоднородного развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в разных регионах нашей страны целесообразнее использовать не конкретный временной отрезок в части времени уведомления о факте утраты оружия, а формулировку «в возможно короткий срок» либо «в кратчайшие сроки» в целях избегания проблем, связанных с вышеуказанными объективными факторами, которые не позволят владельцам оружия в течение суток с момента утраты оружия уведомить соответствующий уполномоченный орган. В целом указанный законопроект можно оценить позитивно как с точки зрения упрощения правоприменительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в первую очередь, участковых уполномоченных полиции, так и законопослушных граждан - владельцев охотничьего оружия, не допускающих нарушений в сфере его оборота, а также снижения финансовой и временной нагрузки на них при осуществлении процедуры продления разрешений на хранение и ношение оружия рассматриваемого вида.

Кроме того, на наш взгляд, с учетом вышеизложенного, целесообразно внести изменения в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ в части предоставления полномочий для должностных лиц органов внутренних дел (полиции) на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, за нарушение гражданами - владельцами оружия, установленных сроков перерегистрации разрешений (лицензий) на хранение (хранение и ношение) оружия. Указанное изменение, на наш взгляд, отвечает требованиям принципа процессуальной экономии при выявлении указанных правонарушений при осуществлении полномочий сотрудниками полиции, в частности участковых уполномоченных полиции при осуществлении профилактического обхода и индивидуальной профилактической работы с гражданами. Особенно важным является своевременное и грамотное составление протокола об административном правонарушении как основного доказательства при документировании деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, ввиду наличия конкуренции указанной нормы с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ (подробнее об этом в

определении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. № 2977-О, постановлении Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. № 16-АД18-7; постановлении Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. № 41-АД16-17). Несмотря на то что Конституционный Суд РФ достаточно четко разграничил между собой два вышеуказанных состава, граждане очень часто обращаются в вышестоящие судебные инстанции в целях переквалификации совершенного деяния с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. Однако данная проблема требует дальнейшего научного изучения.

В целом обозначенные изменения позволят не только более эффективно осуществлять участковыми уполномоченными полиции участие в мероприятиях по контролю за обеспечением сохранности оружия, находящегося в пользовании граждан, но и позитивно повлияют на формирование оптимального баланса публичного и частных интересов в сфере оборота оружия в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Алгоритмы реализации отдельных полномочий участковых уполномоченных полиции : учебное пособие / под общ.ред. А.Ю. Иванова. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2020. - 104 с.

2. Шишкин, П.Е. О некоторых актуальных вопросах административной ответственности в сфере оборота гражданского оружия / П.Е. Шишкин // КоуаиМ. - 2018. - №15. - С. 255-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.