Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / КОНТРОЛЬ / РОСГВАРДИЯ / МВД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Шакунас Дмитрий Алексеевич

Настоящая статья посвящена изучению вопроса правового регулирования контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации. Анализ правовых норм, регулирующим оборот оружия и контроль за ним на территории Российской Федерации, позволил выявить проблемные вопросы и предложить возможные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF LEGAL REGULATION OF ARMS TURNOVER IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of the issue of legal regulation of control over the circulation of weapons on the territory of the Russian Federation. Attention is paid to federal laws and other regulatory legal acts regulating the circulation and control of weapons in the territory of the Russian Federation. The problem identified during the study of this topic is indicated and the way to solve it is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _19 УДК 342.7+342.98

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEMATIC ISSUES OF LEGAL REGULATION ARMS TRAFFICKING IN THE RUSSIAN FEDERATION

РОСЕНКО Мария Ивановна,

доктор наук государственного управления,

профессор кафедры «Конституционное и административное право» Юридического института Севастопольского государственного университета. г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: mariyair@mail.ru;

ШАКУНАС Дмитрий Алексеевич,

магистрант Юридического института Севастопольского государственного университета. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: dshakunas1@bk.ru;

ROSENKO Maria Ivanovna,

Doctor of Public Administration,

Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law Law Institute of Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: mariyair@mail.ru;

SHAKUNAS Dmitry Alekseevich,

graduate student of the Law Institute of Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: dshakunas1@bk.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена изучению вопроса правового регулирования контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации. Анализ правовых норм, регулирующим оборот оружия и контроль за ним на территории Российской Федерации, позволил выявить проблемные вопросы и предложить возможные пути ее решения.

Abstract. This article is devoted to the study of the issue of legal regulation of control over the circulation of weapons on the territory of the Russian Federation. Attention is paid to federal laws and other regulatory legal acts regulating the circulation and control of weapons in the territory of the Russian Federation. The problem identified during the study of this topic is indicated and the way to solve it is presented.

Ключевые слова. правовое регулирование, оборот оружия, государственная и общественная безопасность, Федеральный закон, контроль, Росгвардия, МВД.

Keywords. legal regulation, arms trafficking, state and public security, Federal law, control, National Guard, Ministry of Internal Affairs.

Для цитирования: Росенко М.И., Шакунас Д.А. Проблемные вопросы правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 19-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_19.

For citation: Rosenko M.I., Shakunas D.A. Problematic issues of legal regulation arms trafficking turnover in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 19-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_19.

Статья поступила в редакцию: 24.11.2022

Ещё в самом начале зарождения человечества, люди создавали оружие для самообороны и защиты своих семей и поселений, как от других людей, так и от хищных животных. Постоянный прогресс и появление новых угроз толкало людей на создание новых видов вооружений, также ввиду возникновения социальной классовости общества, оружие наравне с драгоценностями стало символом статуса, а также стало предметам культа. Результатом современного научного и промышленного прогресса, а также рыночного спроса, стало появление в широком доступе различных видов вооружений, как для вооруженных сил и иных силовых структур, так и для гражданских лиц. В законодательствах практически всех стран есть законы, которые созданы для регулирования оборота оружия, и Российской Федерации не исключение, данные законы призваны регулировать оборот оружия и усложнить его доступность в целях недопущения его попадания в руки злоумышленников.

Все мы формально равны перед законом и обладаем правом на самозащиту, но ведь оружие это объект повышенной опасности и его наличие у человека — большая ответственность, поскольку при его использовании даже в целях тренировочной стрельбы, в неумелых руках оно может стать причиной получения тяжких травм или вовсе гибели людей. При этом спрос на оружие в Российской Федерации постоянно растет, поэтому в современном мире, в частности и в Российской Федерации, остро стоит вопрос регулирования оборота оружия, как среди гражданского населения, так и служащих различных силовых структур. Но самую большую опасность оружие представляет во владении им гражданскими лицами, поскольку они часто пренебрегают правилами безопасность использования и хранения огнестрельного оружия, а при его утрате или умышленной нелегальной передаче второму лицу, оно может попасть в руки злоумышленнику. В связи с этим, необходимо обратить внимание на меры, принимаемые государственными органами для контроля за оборотом и хранением гражданского огнестрельного оружия, провести анализ проблемы правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации, поиск решения данных проблем с целью укрепления государственной и общественной безопасности в Российской Федерации.

Как показывает статистика, уровень владения огнестрельным оружием в Российской Федерации намного ниже по сравнению с другими

странами. Это объясняется наличием определенных требований к владению оружия, а также увеличением пошлин на его оформление. Еще одной весомой причиной является рост цен на оружие и боеприпасы.

На рисунке 1 показана статистика стран с самым высоким уровнем владения оружия среди гражданских (в расчете на 100 человек).

Рисунок 1 - Страны с самым высоким уровнем владения оружия среди гражданского населения по состоянию на 2021 год (разработано автором по информации [8].

США в данной категории занимают лидирующую позицию, при этом, индекс преступности, по официальным данным, равен 47,81, что характеризует умеренный (ощутимый) уровень преступности.

Как показывает статистика, Россия не вошла даже в десятку стран с наибольшим уровнем владения оружия среди гражданских лиц, поскольку в нашей стране данный показатель равен 10 - 12 единиц оружия на 100 человек. Индекс преступности при этом равен 39,99, что характеризует низкий его уровень [8].

Интерес к проблеме оборота оружия вызван проблемой насилия с применением оружия. Как указывает Коффи Аннан, «Число погибших от стрелкового оружия намного превосходит число погибших в результате применения других систем вооружений, причем почти каждый год число погибших от стрелкового оружия значительно превосходит число погибших в результате атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. По числу жертв стрелкового оружия его действительно можно было бы назвать «оружием массового уничтожения» [9]. Уровень насильственной смерти от огнестрельного оружия достаточно высок и существенно различается в различных странах. В Японии и Сингапуре варьируется от 0,03 до 0,04 на 100 000 населения, в Венесуэле и Гондурасе до 59 и 67 на 100 000. Наиболее высокие показатели насильственной смертности от огнестрельного оружия наблюдаются в таких государствах как Гондурас, Венесуэла, Колумбия, Сальвадор, Гватемала и Ямайка [10]. Максимальный показатель числа смертей от применения огнестрельного оружия в мире зарегистрировано в Бразилии: около 46 000 на момент 2018 года (из 250 000 жертв по всему миру [11].

Количество убийств, самоубийств и случайных смертей от огнестрельного и стрелкового оружия в мире с 1990 по 2016 годы увеличилось примерно на 40 000 случаев в год. Для России данный показатель снизился примерно на 600 случаев в год [12].

Однако, стоит заметить то, что установленный низкий уровень преступности в нашей стране имеет максимальный предел и практически достигнул умеренного (ощутимого) уровня, также необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране возрос уровень террористической опасности и экстремизма, участились случаи совершения преступлений с использованием оружия, среди которых массовые убийства. Данное обстоятельство наводит на мысль, что необходимо предпринять меры к снижению преступности, и одной из таких мер являются усиление контроля в сфере оборота оружия. В Российской Федерации, как и во многих других странах существует законодательство, регулирующее данную сферу - это множеством нормативно-правовых актов: Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, Приказами МВД РФ, Приказами Росгвардии, Законами Российской Федерации.

Фундаментальное понятие об обороте оружия закреплено в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», который определяет и регламентирует производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозку, транспортировку, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия.[2] Данный Федеральный закон, являясь фундаментальным законодательным актом, регламентирующим оборот оружия в Российской Федерации, также устанавливает круг субъектов, которые в соответствии с законом имеют возможность получить право на приобретение, хранение, ношение, использование, перевозку (транспортировку), изготовление, ремонт, модернизацию (внесение изменения в конструкцию и изменение тактико-технических характеристики) оружие, помимо этого данный закон устанавливает условия, при которых это возможно, а также он определяет государственные органы, которые должны обеспечивать контроль в сфере оборота оружия на территории Российской Федерации.

В соответствии статье 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150 - ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об оружии», контроль за оборотом слу-

жебного и гражданского оружия на территории Российской Федерации, в целях соблюдения гражданскими лицами (физическими лицами) и юридическими лицами законов, регулирующих данную сферу, уполномочены органы исполнительной власти, уполномоченные выдавать лицензии и контролировать оборот оружия[2]. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226 ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», указанным органом исполнительной власти как раз и является Национальная гвардия Российской Федерации (Росгвардия). В её полномочия (Росгвардии) в области осуществления контроля за оборотом оружия входит вся лицензионно-разрешительная работа, контроль и надзор[3].

Невзирая на то, что в настоящее время все функции лицензионной системы, контроля и надзора в сфере оборота оружия находятся в перечне компетенций Национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации по-прежнему владеет некоторыми полномочиями по осуществлению надзора за оборотом оружия, а именно МВД осуществляет комплекс мер по надзору за хранением, применением, транспортировкой, инвентаризацией и обеспечением сохранности оружия, имеющегося у физических лиц, а также борется с незаконным оборотом оружия [4, 5].

Росгвардия и МВД совершенно разные государственные органы, их деятельность пересекается лишь в рамках осуществления охраны общественного порядка, охраны объектов, пресечении административных правонарушений и преступлений, а также в сфере контроля за оборотом оружия.

В отличие от Росгвардии, у МВД более узкий перечень полномочий в области контроля за оборотом оружия. Из приказа МВД России и Росгвардии от 18.08.2017 № 652/360, принятого на основании пункта 21 статьи 12 ФЗ "О полиции", уполномоченными в проведении таких проверок являются участковые уполномоченные МВД, но проводить такие мероприятия они могут лишь в случае поступления из подразделений ли-цензионно-разрешительной работы войск Национальной гвардии (Росгвардии) мотивированного письменного запроса о проведении соответствующей проверки. В соответствии с пунктом 67.5 приказа Росгвардии от 14.01.2020 N 8 указанные проверки должны проводиться не реже одного раза в пять лет, а также в случаях, если: в подразделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии от гражданина поступило обращение желании впервые получить лицензию на приобретение оружия, поступление обращения гражданина о постановке оружия на учёт по месту нахождения или регистрации, по случаю смены места жительства, по истечению тридцатидневного срока исполнения выданного ранее предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, а также в случае, если сотрудниками лицензионно-разрешительной службы либо сотрудниками полиции были выявлены обстоятельства, которые препятствуют владению оружием, указанные в статье 9 и статье 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[ 2, 5, 6].

Согласно вышесказанному, есть основания полагать, что имеются существенные проблемы в плане надзора и контроля за оборотом

оружия.

Росгвардия является силовой структурой военной направленности, нежели правоохранительной, вся её структура больше подходит для осуществления охраны правопорядка и различных объектов, а не контролю и надзору за оборотом оружия. Такое мнение возникает потому, что для такого рода надзора или контроля, необходимо располагать оперативными подразделениями, способными выполнять, как административную, таки и оперативно-розыскную деятельность, потому как из-за полной передачи полномочий по контролю и надзору за соблюдением правил по обороту оружия, у Росгвардии отсутствуют сотрудники в штате, уполномоченные на постоянной основе проводить контрольно-профилактические мероприятия на вверенных ему административных участках, а также в связи с этим не могут выявлять нарушения в данной сфере, допущенные лицами, владеющими оружием. Но при этом, Росгвардии были переданы все полномочия в этой области. В свою очередь, МВД как раз обладает оперативными подразделениями указанного типа, а также помимо этого, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, преступления, связанные с незаконным оборотом, изготовлением, переделкой, транспортировкой и хранением оружия подследственны следователям МВД. Согласно III (третей) части Приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», участковый уполномоченный обязан регулярно в течении рабочего времени проводить профилактический обход вверенного ему административного участка, выявлять правонарушения, преступления, лиц их совершающих, а также обстоятельства, способствующих этому [1, 7]. Также существует единая система оценки МВД России, которая стимулирует сотрудников МВД, уполномоченных выявлять и пресекать правонарушения и преступления, в том числе в сфере оборота оружия, для повышения результативности работы подразделений МВД России.

Итак, в настоящее время, у граждан Российской Федерации и других физических лиц, проживающих на территории нашей страны спрос на огнестрельное оружие очень высок, что может быть обусловлено не только тем, что граждане хотят заниматься промысловой охотой или хотят иметь в собственности предмет, показывающий их статус, но и тем, что они обеспокоены происходящими в настоящее время мировыми событиями и хотят обеспечить свою безопасность и безопасность своих близких. Однако не все граждане способны адекватно оценить последствия своих действий, и не все собираются использовать оружие во благо и в законных целях.

Таким образом, существует необходимость повысить эффективность контроля за хранением, оборотом, транспортировкой оружия, поэтому надзорные и контрольные функции в указанной сфере, а также лицензионно-разрешительные полномочия, целесообразно закрепить за одним органом исполнительной власти, в частности, передать в ведение МВД. За Росгвардией представляется возможным оставить ли шь учебно-экзаменационную деятельность, поскольку в их штате имеются профессиональные инструктора по подготовке обращению с оружием.

Указанные изменения в отечественном законодательстве «Об обороте оружия», положительно скажутся на криминогенной обстановке в России, поскольку они улучшат контроль в указанной сфере.

Библиогра фия:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. От 19.04.2022) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения : 25.05.2022).

2. Об оружии: федеральный закон о т 13.12.1996 N 150-ФЗ Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/ (дата обращения : 25.05.2022).

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 01.04.2022) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/(дата обращения : 25.05.2022).

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 26.05.2022).

5. Приказ МВД РФ № 652, Росгвардии N 360 от 18.08.2017 "О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан" Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056393?items=1&page=1 (дата обращения : 25.05.2022).

6. Приказ Росгвардии от 14.01.2020 N 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия" Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_356095/ (дата обращения: 25.05.2022).

7. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковыми уполномоченными на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72188134/ (дата обращения: 24.05.2022).

8. Макарычев М., Фалалеев М. Какое место занимает Россия по количеству оружия на душу населения: https://rg.ru/2019/01/09/kakoe-mesto-zanimaet-rossiia-po-kolichestvu-oruzhiia-na-dushu-naseleniia.html (дата обращения: 24.09.2022).

9. Стрелковое оружие так же опасно, как и оружие массового уничтожения — Конференция ООН для обзора прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней (26 июня — 7 июля 2006 года). www.un.org. (дата обращения: 24.09.2022).

10. Countries With The Highest Rates Of Firearm Related Deaths (англ.). WorldAtlas. (дата обращения: 24.09.2022).

11. Robert Muggah, Melina Risso. Brazil, With Most Homicides in the World, Moves to Loosen Gun Laws. IPI Global Obseivatory (20 февраля 2019). (дата обращения: 24.09.2022).

12. The Global Burden of Disease 2016 Injury Collaborators. Global Mortality From Firearms, 1990-2016. JAMA. 2018;320(8):792-814. doi: https://doi.org/10.1001/jama.2018.10060

References:

1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 N 174-FZ (ed. of 25.03.2022, with amendments. From 04/19/2022) Consultant Plus [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 / (date of appeal : 05/25/2022).

2. On weapons: Federal Law on t 13.12.1996 N 150-FZ Consultant Plus [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679 / (accessed : 05/25/2022).

3. On the troops of the National Guard of the Russian Federation: Federal Law No. 226-FZ of 03.07.2016 (as amended on 01.04.2022) Consultant Plus [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506 /(date of appeal : 25.05.2022).

4. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 342-FZ of 30.11.2011 (latest edition). [electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329 / (accessed: 05/26/2022).

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 652, Rosgvardiya No. 360 dated 18.08.2017 "On some issues of police participation in measures to control the conditions of storage (safety) of civilian, service, combat and award weapons, ammunition, ammunition for weapons owned or temporarily used by citizens" Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Federation [Electronic resource]. - URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056393?items=1&page=1 (accessed : 05/25/2022).

6. Order of the Rosgvardiya dated 14.01.2020 N 8 "On approval of the Administrative Regulations of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation for the implementation of Federal State control (supervision) over compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of arms trafficking" Consultant Plus [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_356095 / (accessed: 05/25/2022).

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 205 dated March 29, 2019 "On the service of district commissioners in the serviced administrative area and the organization of this activity". [electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72188134 / (date of address: 05/24/2022).

8. Makarychev M., Falaleev M. What place does Russia occupy in terms of the number of weapons per capita: https://rg.ru/2019/01/09/kakoe-mesto-zanimaet-rossiia-po-kolichestvu-oruzhiia-na-dushu-naseleniia.html (accessed: 09/24/2022).

9. Small arms are as dangerous as weapons of mass destruction — UN Conference to Review Progress Made in the Implementation of the Programme of Action to Prevent, Combat and Eradicate the Illicit Trade in Small Arms and Light Weapons in All Its Aspects (June 26—July 7, 2006). www.un.org. (accessed: 09/24/2022).

10. Countries With The Highest Rates Of Firearm Related Deaths. WorldAtlas. (accessed: 09/24/2022).

11. Robert Muggah, Melina Risso. Brazil, With Most Homicides in the World, Moves to Loosen Gun Laws. IPI Global Observatory (February 20, 2019). (accessed:

09/24/2022).

12. The Global Burden of Disease 2016 Injury Collaborators. Global Mortality From Firearms, 1990-2016. JAMA. 2018;320(8):792-814. doi: https://doi.org/10.1001/jama.2018.10060

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.