Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ И ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ И ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСГВАРДИЯ / МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоман Ольга Сергеевна, Сургутсков Вадим Игоревич

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, определяющие границы и порядок осуществления контроля в сфере оборота гражданского оружия подразделениями Росгвардии и полиции. Основной целью исследования является разработка предложений, направленных на совершенствование деятельности по контролю за оборотом гражданского оружия. Авторы приходят к выводу о необходимости расширения полномочий полиции по контролю за оборотом гражданского оружия, установления более четких механизмов взаимодействия между Росгвардией и МВД России в указанном направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION AND POLICE UNITS IN THE FIELD OF CIVILIAN ARMS TURNOVER

The subject of the study is regulatory legal acts defining the boundaries and the procedure for monitoring the turnover of civilian weapons by units of the National Guard of the Russian Federation (Rosgvardiya) and the police. The main purpose of the study is to develop proposals aimed at improving the control of the circulation of civilian weapons. The authors conclude that it is necessary to expand the powers of the police to control the circulation of civilian weapons, to establish clearer mechanisms of interaction between the Rosgvardiya and the Ministry of the Interior of Russia in this direction

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ И ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ»

Гоман Ольга Сергеевна Сургутсков Вадим Игоревич

Приоритетные направления совершенствования правового регулирования деятельности подразделений Росгвардии и полиции в сфере оборота гражданского оружия

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, определяющие границы и порядок осуществления контроля в сфере оборота гражданского оружия подразделениями Росгвардии и полиции. Основной целью исследования является разработка предложений, направленных на совершенствование деятельности по контролю за оборотом гражданского оружия. Авторы приходят к выводу о необходимости расширения полномочий полиции по контролю за оборотом гражданского оружия, установления более четких механизмов взаимодействия между Росгвардией и МВД России в указанном направлении.

Ключевые слова: Росгвардия, МВД России, полиция, контроль, взаимодействие, оборот оружия, гражданское оружие, профилактика правонарушений.

Priority areas for improving the legal regulation of the activities of the National Guard of the Russian Federation and Police units in the field of civilian arms turnover

The subject of the study is regulatory legal acts defining the boundaries and the procedure for monitoring the turnover of civilian weapons by units of the National Guard of the Russian Federation (Rosgvardiya) and the police. The main purpose of the study is to develop proposals aimed at improving the control of the circulation of civilian weapons. The authors conclude that it is necessary to expand the powers of the police to control the circulation of civilian weapons, to establish clearer mechanisms of interaction between the Rosgvardiya and the Ministry of the Interior of Russia in this direction.

Keywords: Rosgvardiya, the Ministry of the Interior of Russia, police, control, interaction, arms trafficking, civilian weapons, crime prevention.

С момента образования в 2016 г. Федеральной службы войск национальной гвардии РФ важной частью ее правоохранительной (полицейской) деятельности выступает контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия. Более того, основной причиной ее создания Президент России назвал необходимость постановки оружия под особый контроль. В Росгвардии должно быть сосредоточено все, что связано с оборотом оружия [1, 2]. В настоящее время в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [3] перечислены все основные полномочия Росгвардии по контролю за оборотом оружия в нашей стране.

Вместе с тем полиция как неотъемлемая часть единой централизованной системы МВД России также непосредственно вовлечена в указанную сферу деятельности. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нормативные правовые акты, принятые за по-

следние годы, в целом урегулировали реализуемые полицией административные процедуры по контролю за оборотом оружия, подтвердив при этом наличие определенного спектра полномочий в данной сфере у МВД России. На ведомственном и межведомственном уровнях правовая база, касающаяся оборота оружия, продолжает динамично совершенствоваться.

Случившиеся недавно трагические события, связанные с расстрелами из зарегистрированного оружия ни в чем не повинных людей в Твери, Керчи, Казани, Перми, обусловливают необходимость внесения существенных изменений в правовое регулирование контроля за оборотом оружия, в том числе касающихся введения дополнительных ограничительных мер, расширения полномочий органов правопорядка в данной сфере, повышения эффективности их взаимодействия в этом направлении. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений отметил, что право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным в Консти-

48

туции РФ правам, не является абсолютным и может быть ограничено [4].

На расширенном заседании коллегии МВД России глава Российского государства в своем выступлении отдельно остановился на профилактике преступности среди молодежи, в связи с чем упомянул о вооруженных нападениях в образовательных организациях, при этом указав, что профилактика, в том числе в рассматриваемой сфере, должна строиться эффективнее. «Здесь нужно искать новые, современные подходы», - отметил В.В. Путин.

В свою очередь, Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, говоря о незаконном обороте оружия, преступлениях, совершенных с применением оружия, а также о резонансных нападениях в образовательных организациях, акцентировал внимание на необходимости взаимодействия и качественного обмена информацией между заинтересованными органами [5].

Первые шаги уже сделаны. В решении Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 29 июля 2021 г. по результатам рассмотрения вопроса о дополнительных мерах, направленных на профилактику правонарушений, связанных с использованием зарегистрированного в установленном порядке огнестрельного оружия, указывается, что по итогам 2020 г. на территории нашей страны количество преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия и боеприпасов сократилось на 5,7% (3784 случаев), вместе с тем более чем в трети регионов (37) России данный показатель растет [6]. В решении приводятся конкретные законодательные меры, принятые в соответствии с поручениями Президента РФ в связи с трагическими событиями в Казани, произошедшими 11 мая 2021 г. Эти меры целиком и полностью поддерживаются авторами настоящей статьи.

Более того, хочется надеяться, что и мы внесли сюда свою лепту, поскольку ряд законодательных инициатив (в частности, исключающих владение оружием гражданами, привлеченными к административной ответственности за потребление наркотиков, управление транспортным средством в состоянии опьянения, предусматривающих аннулирование разрешительных документов на право владения оружием для лиц, не предоставивших доступ проверяющим к местам хранения оружия, установление строгих видов административных наказаний для лиц, допустивших утрату оружия, а также конструирование ст. 20.10 КоАП РФ [7] в новой редакции) ранее предлагался в наших научных работах [8, 9], широко обсуждался на научных и иных форумах различных уровней.

С учетом изложенного на основе анализа нормативных правовых актов, правоприменительной практики, а также личного опыта работы в лицензионно-разрешительных подразделениях полиции (милиции) в целях совершенствования выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере оборота оружия, повышения эффективности совместной деятельности Росгвардии и МВД России в указанной области полагаем необходимым сформулировать следующие предложения, направленные на профилактику преступлений и иных правонарушений в сфере оборота гражданского оружия.

1. Предлагаем внести изменения в ст. 12 и 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [10], вернув полиции часть полномочий по осуществлению проверочных мероприятий в отношении граждан, осуществляющих хранение, ношение, транспортирование, использование, передачу оружия и т.д. Сейчас проверки соблюдения правил оборота гражданского оружия на основании межведомственного нормативного правового акта1 продолжают осуществлять сотрудники подразделений участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения. Особенно это заметно в сельских поселениях либо отдаленных, труднодоступных местностях, где по объективным причинам подразделения Росгвардии отсутствуют.

2. Считаем возможным включить в перечень условий для получения лицензии на приобретение оружия письменное согласие совершеннолетних родственников, совместно проживающих с гражданином, подавшим заявление. Такая предупредительная мера применялась в советский период нашей истории и была направлена на недопущение к владению оружием лиц, склонных к семейно-бытовым конфликтам, проявляющих агрессивное поведение. Особенно это касается молодых людей с неустойчивой психикой.

3. Полагаем вполне допустимым введение для граждан, претендующих на получение оружия, обязанности предоставления письменного обоснования причин его приобретения, при этом следует наделить лицензирующий орган дискреционными полномочиями отказать в выдаче лицензии в случае сомнений в целях, для которых приобретается оружие. К слову, норма о необходимости доказывать причины облада-

1 См.: Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия: приказ Росгвардии и МВД России от 22 февр. 2019 г. № 54/90. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

49

ния тем или иным видом оружия законодательно закреплена в Германии. Более того, характерной особенностью «Waffenrecht» является то, что для получения удостоверения на право пользования оружием и разрешения на стрельбу необходимо заключить договор и получить страховой полис на случай причинения личного или имущественного вреда [11, с. 39-51]. Страхование гражданской ответственности владельцев оружия в нашей стране может быть реализовано по аналогии со страхованием ответственности водителей автомототранс-портных средств.

4. Предлагаем кардинальным образом пересмотреть систему проведения проверочных мероприятий в отношении граждан - владельцев оружия. Напомним, что до октября 2016 г. в системе МВД России контроль за оборотом оружия осуществляли подразделения лицен-зионно-разрешительной работы совместно с участковыми уполномоченными полиции, а это почти на 45 тыс. сотрудников больше, чем в настоящее время. Предположим, что именно фактическая невозможность для сотрудников Росгвардии самостоятельно охватить проверками многомиллионную армию владельцев оружия, недопущение с их стороны служебных подлогов, связанных с оформлением актов проверки, не выходя из кабинета, обусловило значительные послабления такого контроля в 2020 г.2 Теперь проверки обеспечения условий хранения оружия у граждан проводятся один раз в пять лет (а не ежегодно, как это было ранее) и только после предварительного согласования даты и времени проверки, что, по нашему мнению, существенно снижает эффективность профилактики нарушения правил оборота оружия.

В современных условиях контроль за оборотом оружия и патронов к нему осуществляется Росгвардией, как правило, при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан. Эта деятельность преимущественно сосредоточена на осуществлении государственных услуг, а следовательно, и контрольные мероприятия происходят в те периоды времени, когда граждане обращаются с соответствующими заявлениями. Понятно, что они в этих случаях заинтересованы в соблюдении правил оборота оружия и нарушений не допускают.

2 См.: Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: приказ Росгвардии от 14 янв. 2020 г. № 8. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

Выявление сотрудниками Росгвардии фактов административных правонарушений в сфере оборота гражданского оружия или установление сведений о возникновении предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [12] обстоятельств, исключающих возможность получения гражданином лицензий либо разрешений, происходит в большинстве своем не путем непосредственного осуществления проверочных мероприятий в местах хранения оружия, а посредством обращения к соответствующим учетным базам данных или когда владелец оружия обращается в подразделение лицензи-онно-разрешительной работы.

По нашему мнению, существующая ныне проверка мест хранения оружия с периодичностью один раз в пять лет формальна и неэффективна как мера профилактики правонарушений. Такую проверку необходимо проводить для граждан, впервые приобретших оружие, в первый год с момента владения им. В случае выявления нарушения установленных правил оборота оружия проводится внеплановая проверка в течение последующих шести месяцев либо решается вопрос об аннулировании разрешения в зависимости от тяжести правонарушения. При отсутствии нарушений следующая подобная проверка осуществляется через два года после предыдущей. При продлении разрешения на оружие проверка проводится один раз (на третий год после получения разрешения). При этом владелец оружия не оповещается о дате проведения проверок, но письменно уведомляется об обязательности их проведения при получении разрешения на хранение и ношение оружия. Оговоримся, что реализовать данное предложение можно только в случае передачи соответствующих контрольных полномочий полиции.

5. Считаем целесообразным наделить подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии полномочиями, позволяющими один раз в год проверять владельцев оружия по базам медицинских учреждений на предмет постановки данных граждан на учет в психоневрологические или наркологические диспансеры с целью своевременного изъятия у них оружия, а также предоставить указанным подразделениям полномочия по направлению в органы записи актов гражданского состояния запросов с целью выявления умерших владельцев оружия и последующего его изъятия. В противном случае такое оружие, как правило, попадает в незаконный оборот.

6. Гарантированное Конституцией РФ право на неприкосновенность жилища связано с недопустимостью проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как

50

в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На сегодняшний день у сотрудников полиции и военнослужащих (сотрудников) Росгвардии отсутствует возможность изъятия оружия в жилищах или иных помещениях, на земельных участках и территориях, принадлежащих гражданам, чьи разрешения на оружие были аннулированы (например, в связи с совершением административного правонарушения), в случае их отказа выдать оружие. Предлагаем расширить перечень оснований для проникновения в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, установленный в ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О полиции» и ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», следующим основанием: для изъятия оружия и боеприпасов в связи с их незаконным хранением.

7. Как уже было отмечено, ныне действующий Порядок взаимодействия Росгвардии, ее территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, наделил сотрудников полиции правом проверки места хранения оружия и патронов, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан, на основании мотивированных письменных запросов подразделений лицензионно-разрешительной работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, если местом жительства гражданина является сельское поселение либо отдаленная, труднодоступная местность, в которых отсутствует подразделение территориального органа федерального органа испол-

1. Путин объяснил цель создания Нацгвар-дии // Рос. газ. 2016. 15 апр.

2. Прямая линия с Владимиром Путиным 2016 [Электронный ресурс]. URL: https:// yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2016/ pryamaya-liniya-s-vladimirom-putinym-2016-onlaynreportazh (дата обращения: 23.07.2022).

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (в ред. от 14.07.2022). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Квасова Василия Андреевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 3, 4, 12, 13 и 15 Федерального закона «Об оружии»: определение Конституционного Суда РФ от 21 дек. 2006 г. № 626-О. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.

нительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия. Вместе с тем с 2016 г. органы внутренних дел утратили возможность рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере оборота оружия. Предлагаем восстановить административно-юрисдикци-онные полномочия органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4, 4.1 и 4.3 ст. 20.8 КоАП РФ, как наиболее распространенных противоправных деяниях, выявляемых сотрудниками полиции в ходе проверочных мероприятий.

Профессор В.И. Майоров с полным основанием указывает, что для повышения эффективности деятельности по охране общественного порядка, осуществляемой различными ведомствами, требуется прежде всего налаженный механизм координации и взаимодействия между ними [13, с. 50].

Недостаточно сбалансированное правовое регулирование, в том числе по установлению единых унифицированных процедур, направленных на профилактику правонарушений в сфере оборота оружия, созданию обстановки, при которой уменьшается риск незаконного распространения оружия, осложняет взаимодействие между МВД России и Росгвардией, что приводит к снижению эффективности решения задач, поставленных перед ними. Полагаем, что сформулированные в статье предложения позволят оптимизировать межведомственную систему профилактики преступлений и иных правонарушений, связанных с оборотом гражданского оружия, укрепить общественный порядок и общественную безопасность.

1. Putin explained the purpose of creating the National Guard // Rossiyskaya gazeta. 2016. Apr. 15.

2. Direct line with Vladimir Putin 2016 [Web resource]. URL: https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/ shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2016/pryamaya-liniya-s-vladimirom-putinym-2016-onlaynreportazh (date of access: 23.07.2022).

3. About the troops of the National Guard of the Russian Federation: fed. Law d.d. July 3, 2016 No. 226-FZ (as amended on 14.07.2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

4. On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Vasily Andreevich Kvasov on violation of his constitutional rights by certain provisions of articles 3, 4, 12, 13 and 15 of the Federal Law "On Weapons": resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. Dec. 21, 2006 No. 626-O. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

5. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Web resource]. URL:

51

kremlin.ru/events/president/news/67795 (дата обращения: 16.05.2022).

6. Решение Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 29 июля 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/sovorg/prav_kom/ com_work (дата обращения: 17.07.2022).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 14.07.2022). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

8. Сургутсков В.И., Зайцева Е.В. Лицензи-онно-разрешительный полицейский надзор в сфере оборота оружия. Саратов. 2015.

9. Гоман О.С., Сургутсков В.И. Административная ответственность за незаконный оборот оружия // Научный портал МВД России. 2021. № 2(54). С. 101-108.

10. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21.12.2021). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

11. Бекетов О.И., Майле А.Д., Гоман О.С., Сургутсков В. И. Модели правового регулирования оборота гражданского оружия в иностранных государствах (на примере США, Гзрмании и Японии) // Юридические исследования. 2020. № 11. С. 39-51.

12. Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 29.11.2021). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

13. Майоров В.И. О роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении общественного порядка // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 48-51.

http://Www.kremlin.ru/events/president/news/67795 (date access: 16.05.2022).

6. The decision of the Government Commission for the Prevention of Offenses d.d. July 29, 2021 [Web resource]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ mvd/sovorg/prav_kom/com_work (date of access: 17.07.2022).

7. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on 14.07.2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

8. Surgutskov V.I., Zaitseva E.V. Licensing and permitting police supervision in the sphere of arms trafficking. Saratov. 2015.

9. Homan O.S., Surgutskov V.I. Administrative responsibility for illegal arms trafficking // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2(54). P. 101-108.

10. About the police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on ed. 21.12.2021). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

11. Beketov O.I., Maile A.D., Homan O.S., Surgutskov V.I. Models of legal regulation of the turnover of civilian weapons in foreign countries (on the example of the USA, Germany and Japan) // Legal studies. 2020. No. 11. P. 39-51.

12. About weapons: fed. law d.d. Dec. 13, 1996 No. 150-FZ (as amended on 29.11.2021). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

13. Mayorov V.I. On the role of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation in ensuring public order // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 1. P. 48-51.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гоман Ольга Сергеевна, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России; e-mail: beresh_olga@mail.ru;

Сургутсков Вадим Игоревич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России; e-mail: Surgutskov55@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

O.S. Homan, Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Agencies, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: beresh_olga@mail.ru;

V.V. Surgutskov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Deputy Chief of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Agencies, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Surgutskov55@mail.ru

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.