УДК 373.001
Валеева М.А.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Статья посвящена выявлению ведущих тенденций профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества, влияющих на организацию процесса образования. Выделение и осмысление данных тенденций позволяет обнаружить связь требований социума и потребностей личности, определяющую последовательность и цикличность педагогической деятельности.
Ключевые слова: тенденции, профессионально-личностное становление, трансформирующееся общество, личность как субъект образования.
Тенденции общественного развития, ориентирующие систему высшего педагогического образования на поиск путей высокого уровня профессиональной подготовки студента, развития его личностных качеств, социально значимых убеждений, установок, ценностных ориен-таций, обнаруживает необходимость обновления знаний об окружающей действительности, освоение нового опыта взаимодействия с внешним миром и творческого его созидания как базиса профессионально-личностного становления современного педагога.
Анализ современной социальной ситуации трансформирующегося общества, с точки зрения общесоциологического подхода, представляет переходный период российского социума в контексте обновления социально-экономической жизни и характеризуется этапом становления рыночных отношений, когда приоритетным производственным ресурсом являются знания и информация. Товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и интеллектуальная рабочая сила; на смену личной зависимости приходит личная независимость, расширение свободы действий. Наиболее востребованными и ценными качествами личности являются при этом уровень образования, профессиональная компетентность, самообучаемость и креативность при реализации субъектом своей самобытности, непохожести и индивидуальности.
Обнаружены присущие трансформирующемуся обществу социальные риски: кризис ценностно-нормативной системы, размытость социальных ориентиров молодого поколения; противоречия социального развития молодежи; неопределенность возможностей социальной и профессиональной самореализации молодежи;
неэффективность межличностных отношений и взаимодействия с социальными общностями, группами, организациями и т. д.
Данные характеристики микро- и макросреды современного общества определяют повышение требований к содержанию и характеру педагогического образования, соответствующего запросам обновляющегося социума. Новые смысловые ориентиры актуализируют творческие начала личности, расширение возможностей саморазвития и самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества.
Разнообразные социокультурные влияния, оказываемые обществом, определяют профессионально-личностное становление студента в совокупности профессионально-смысловых ориентаций (личностных ценностей, воззрений, смысла жизни).
Так, Ю.А. Сизинцев выделяет: во-первых, объективные условия макросреды, т. е. функционирования материальной и духовной жизни общества, определяющие непосредственные условия жизнедеятельности студента и его ближайшего окружения; во-вторых, изменяющиеся условия макросреды, опосредующие особенности включения будущего педагога в социальную структуру общества, что сказывается как на профессионально-личностном становлении самого студента, так и на степени развитости социальной структуры; в-третьих, культурные, идеологические и др. влияния разнообразных социальных институтов на профессионально-личностное становление обучающегося. Социальные условия также несут в себе мотивы, средства, способы деятельности личности, поскольку создают исторически конкретные социальные нормы, ценности, которые усваиваются в процессе социализации, и откладыва-
ют отпечаток на успешность профессионально-личностного становления студента-будущего педагога [9].
Принципиальное значение для педагогической науки и соцально - педагогической практики приобретает научное обоснование тенденций профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества.
Одной из тенденций является активизация социокультурной составляющей системы образования, позволяющей формировать в личности студента общекультурную эрудицию, социально направленную мотивацию, общественно востребованный опыт с позиции современной социальной действительности.
В этой связи изменяются цели образования, среди которых в качестве главных выдвигаются социализация и социально - профессиональная компетентность.
В силу того, что организация и функционирование системы образования всегда трансформируются в соответствии с изменениями социокультурного, социально-экономического и общественно-политического устройства, необходимо установить причинно-следственные связи, отношения дополнительности и взаимодействия между объективными потребностями общества, отдельных социальных общностей, в которых происходит становление личности и преобразованиями в системе высшего профессионального образования, в целостности, определяющими специфику и своеобразие успешного исполнения студентом-будущим педагогом различных социальных ролей в социуме, реализацию жизненных целей, выбор долгосрочных перспектив и определение оптимальных стратегий профессионально-личностного становления с позиции активной включенности в социальные отношения.
Отметим, что объективные потребности трансформирующегося социума привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания профессионального образования в контексте новых смыслов исходя из возможностей и интересов личности, ее способности к саморазвитию, компетентности, что нашло отражение в концептуальных документах реформирования образования (Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция
модернизации российского образования, Концепция Федеральной целевой программы развития образования, Программа развития системы непрерывного педагогического образования России и т. д.).
Глобализация социальных процессов в современном мире определила новый взгляд на образование и его функциональную роль в обществе. Интегративные процессы во всех сферах общественной жизни, сопряженные с идеей устойчивого развития мировой цивилизации, накладывают на систему педагогического образования важные требования - выступить социальным институтом, развивающимся с учетом перспективы, стимулировать консолидирующие тенденции социального развития, обеспечивать баланс общественных интересов. Вне образовательной системы сложно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него ори-ентационных и адаптационных качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира. В своем стремлении охватить все стороны общественной жизни образование выступает одной из кардинальных составляющих социальных перемен [2].
Необходимо учитывать и системные изменения в общем и высшем педагогическом образовании посредством вступления России в Бо-лонский процесс, которые предполагают существенные изменения в качестве педагогической подготовки будущих учителей, их профессионально-личностном становлении:
- в целях (становление профессиональной компетентности учителя) и содержании (ведущими принципами отбора содержания становятся принципы социокультуросообразности и практикоориентированности, построение содержания образования на основе профессиональных задач и т. д.);
- в организации образовательных стратегий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности (стратегия проектирования, изменение характера взаимодействия преподавателей и студентов и т. д.);
- в оценке результатов (решение задач для оценки той или иной компетенции; накопительная система оценки, портфолио и т. д.;
- в повышении квалификации преподавателей педагогического вуза (самостоятельная рефлексивно-проектная деятельность, сопровождение и поддержка и т. д.);
- в готовности преподавателей и студентов к инновационной деятельности («проживание» инноваций, ориентация на конечный результат деятельности, учет психологических механизмов и др.) [12].
Следовательно, целью современной системы педагогического образования, как приоритетной области в сфере образования, определяющей образовательный уровень социума в целом, является подготовка профессионально -компетентной личности педагога, способного мобильно и динамично адаптироваться к меняющимся условиям окружающего социума, самостоятельно и ответственно производить построение своего профессионального и жизненного пути, ценностно осмысливать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за принимаемые по отношению к себе и другим решения, владеющего механизмами саморазвития и самореализации.
Анализ теоретических подходов к изучению современных концепций образования позволяет сделать вывод о том, что существующая система образования не в достаточной степени обеспечивает уровень, качество и масштабы приобретения принципиально новых личностных, социальных и профессиональных ком-петентностей как инновационного ресурса личностного становления и профессиональных перспектив молодых людей.
Поэтому одной из ведущих тенденций профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества является ориентация образования на развивающуюся личность студента, признание ее неповторимости, уникальности, ценности (личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности организации системы образования). В этой связи профессия рассматривается как социальная роль человека, которую необходимо реализовать на базе полученного профессионального образования и обязательного его продолжения в течение жизни.
Ориентация современного образования на гуманизацию подразумевает преодоление обез-личенности вузовского образования, поворот к личности студента, его проблемам и интересам; предполагает дифференциацию образования в соответствии с запросами личности, вариативность содержания образования, открытость системы образования, методы преподавания, ко-
торые позволяют сделать личность обучаемого подлинной ценностью. В свою очередь, становится необходимой ориентация студента в сфере своих проблем и интересов, запросов, что требует обращения к самоанализу. Итогом этого обращения будет результативное самопознание, позволяющее будущему педагогу осуществлять выбор в процессе образования [3].
В общем виде гуманистическая парадигма отечественного высшего образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности. Если традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность в качестве средства, а ее развитие совершается как бы попутно и в той мере или аспектах, в каких они оказываются необходимыми с точки зрения общества, то личностно-ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного развития человека (рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, психологические установки, автономность) как самоцель, достижению которой в конечном счете подчинены все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования. Эффективность образования возрастает тогда, когда знания обретают качественно новый личностный смысл, становясь частью личностного опыта индивида [5].
Гуманизация педагогического образования предполагает: ориентацию на личность будущего учителя, развитие его творческого потенциала; фундаментализацию педагогического образования как условия профессиональной гибкости, мобильности специалиста, его способности к самообразованию и профессиональному саморазвитию; системно-целостный подход к личности студента и процессу ее становления и развития; необходимость взаимосвязи, координации различных этапов профессиональной подготовки будущего учителя - от допрофесси-ональной до переподготовки и повышения квалификации [8].
Гуманистическая концепция образовательного процесса обусловливает смену консервативных установок «от накопления знаний - к педагогике саморазвития», «от образования на всю жизнь - к образованию в течение всей жизни», «от репродуктивной модели образования к продуктивной - личностно-ориентированной», что определяет инновационный взгляд на профессионально-личностное становление студента-будущего педагога, позволяет целостно рассматривать автономность, индивидуальность, возможность развития личности студента и формирование профессиональной направленности обучающегося, осознанной установки на овладение профессией. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования поставлена задача, с одной стороны, полноценного развития личности студента как субъекта социальных отношений и творческого мироос-воения; с другой - удовлетворения потребности личности с новым мышлением и мировоззрением в получении профессии (специальности). В этой связи, необходимо гармоничное соединение классической и инновационной профессиограм-мы современного специалиста-педагога, в которой происходит учет личностных характеристик, проявление его индивидуальных возможностей в процессе самоопределения, самореализации, саморазвития в социуме.
Ориентация на возвышение роли личностного фактора как центра бытия усиливает ценностную характеристику профессионально-личностного становления педагога, определяет полимодальность перспектив и широту возможностей, потребностей, интересов, предпочтений в развитии и становлении его как личности во всех видах практического и духовного взаимодействия с миром.
В сфере высшего педагогического образования актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, его профессионально-личностном становлении и специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе. Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем, открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом
развитии, успешности профессионально-личностного становления [11].
Теоретический анализ профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества позволил определить следующую тенденцию исследуемого феномена - целевая направленность высшего педагогического образования на развитие самостоятельности студента как субъекта образования. Изучаемая теорией образования практическая деятельность педагога позволяет констатировать, что профессионально-личностное становление студента-будущего педагога находится в зависимости от проявления внутренней личностной активности, вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний, выраженного сознательного и активно-деятель-ностного отношения к жизни и профессии, т. е. развития его субъектных проявлений, которые стимулируют саморазвитие личности, ее самоопределение.
Л.Г. Пак совместно с автором исследования считают, что вопрос о развитии субъектных проявлений личности и выращивании деятель-ностного сознания студента в системе высшего образования, в контексте профессионально-личностного становления педагога, связан с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как сфере мобильности индивида, траектории, по которой нормативно должен двигаться студент. Исходя из этого, целью вуза становится развитие субъектности будущего педагога - поэтапное восхождение личности от уровня усвоения, осознания (субъект познания) до уровня оценки, самооценки, коррекции, рефлексии, контроля над ситуацией при выборе оптимальных способов и средств достижения намеченных результатов (субъект управления); формирование преобразующих сил и способностей студента, позволяющих ему выбирать дальность перспектив и оптимальные стратегии жизненного пути, образовательной и общественно полезной деятельности (субъект жизни - в личностных, социальных, деятельно-познавательных, коммуникативных проявлениях). В этом случае развитие субъектности будущего педагога предполагает включение обучающегося в самостоятельное творчество, осознанное отношение к общественно и личностно значимой деятельности, использование полученной информации,
побуждающей студента к преобразующей деятельности, к нестандартности мышления, к творчеству; проявление самостоятельности, инициативы, многовариантности самовыражения личности в социуме; выбор эффективных способов деятельности и их реализации, осуществление контроля и оценки своих действий, осознание ответственности за свои поступки; направленность на передачу другим социальной информации; формирование мотивации достижения (достижение успехов деятельности).
Следовательно, успешность профессионально-личностного становления педагога обусловлена собственной активностью студента как субъекта общения, деятельности, познания в контексте новой парадигмальной интерпретации профессионального педагогического мышления, которая может развиваться в направлении многоаспектного и разноуровневого восхождения к подлинной целостной субъектности будущего педагога, преодолевающей «стесненность» сознания, заданность форм активности, невостребованность мобильных установок, замкнутость пределов развивающейся совместной деятельности. Интегрирующее-акмеологическим свойством субъекта, определяющим целостность характеристики студента, является его уникальность, что объективно требует индивидуального отношения со стороны других субъектов [4].
Утверждение о том, профессионально-личностное становление педагога определяется целевой ориентацией высшего профессионального образования на развитие субъектности студента, связывается с решением следующих задач: стимулировать интеллектуальное развитие будущего педагога, использовать современные методы научного познания для обогащения индивидуального мышления; добиться социализации педагога через его погружение в культурную, в том числе техногенную и компьютеризированную, среду; реализовывать потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности[6].
В связи с вышеизложенным, актуальной тенденцией является установка на использование инновационных технологий, методов, форм профессиональной подготовки будущего педаго-
га с учетом современных социальных реалий, неизбежно связанная с комплексной междисциплинарной разработкой принципиально нового вариативного содержания образования, соотнесенного с личными потребностями и опытом субъекта, активно преобразующего свой образ и стиль жизни; содействием субъектной включенности студента в образование, культуру, социум с продуктивным использованием его внутренних потенций.
Так как начальный этап профессионально-личностного становления совпадает с периодом обучения в вузе, то некачественное и, следовательно, неэффективное прохождение этого этапа из-за формальности осуществления процесса обучения, пассивности и апатичности части студенческого и преподавательского корпусов, несформированности инновационного психологического климата вуза приводит к нулевому результату, когда есть выпускник вуза, но отсутствует специалист. Это становится актуальнейшей проблемой, поэтому поиск и определение возможностей повышения эффективности процесса профессионально-личностного становления становится и теоретической, и практически значимой задачей [13].
Достижение профессионализма на технологическом уровне с сохранением и обогащением духовно - нравственных ценностей, по мысли В.А. Сластенина, «обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий: становление личностно - творческой концепции педагогической деятельности и ее смысла; формирование целостности педагогической деятельности; развитие рефлексивной и субъективной позиции учителя; включение учителя в инновационную деятельность; ориентация на прогрессивный вариант лично-стно - творческой самореализации; восхождение отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к системе, от типовых технологий к личностно - креативным и др.) [10].
Для успешности профессионально-личностного становления педагога необходимо включение в содержание образования, кроме задаваемых извне стандартных компонентов, еще и эмоционально ценностных, личностных элементов, неотделимых от самого процесса обучения. Целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независи-
мо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им личностных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития [1].
Необходимо отметить при совершенствовании содержания технологий, методов, форм профессиональной подготовки современного студента, значимость идеи овладения и освоения будущим педагогом междисциплинарного, постоянно обновляющегося, целостного и гармоничного знания. Целостность характеризуется совокупным представлением знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации. Гармоничность - это способность знаний гармонизировать отношения человека с: природой (через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира, через уяснение места человека в природе); обществом (в целях гармоничной социализации индивида: на это должна быть направлена та составляющая профессиональной подготовки, которая погружает будущего специалиста в социокультурную среду через освоение им истории, культуры, философии, права); самим собой (это требует включения в содержание образования определенных знаний в области физиологии и психологии, литературы и искусства; непрерывного самообразования) [1].
Именно в этом мы усматриваем собственно педагогический аспект проблемы, суть которого заключается в поиске содержания, механизмов, способов освоения разносодержатель-ных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях, предполагающих проявление разноплановых и различных по интенсивности видов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, возможностями, установкой, отношением будущего педагога к задаче, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-личностного становления обучающегося. Посредством погружения в богатую палитру многообразия форм, методов, содержания деятельности происходит формирование социального и профессионального мышления обучающегося, развитие инициативы, умения направлять деятельность, ведущую к успеху, способ-
ности самостоятельно, в пределах выполняемых в социуме функций, прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. Совершенствование содержания технологий, методов, форм профессиональной подготовки современного студента ориентировано на формирование социальных знаний, умения учиться, приемов самостоятельного поиска знаний и самообучения, самообразования; умственных действий (процессы познания студентом окружающего социума и его связей); самоуправляющих механизмов личности («выборочное» отношение, «внутреннее регулирование» внешнего влияния социума, субъектов образования); нравственных норм и общечеловеческих ценностей; способностей, черт характера и других качеств; творческой индивидуальности [7].
Таким образом, исследование проблемы профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества показывает ее взаимосвязь с различными аспектами общественной жизни (образованием, экономикой, культурой, политикой), что накладывает свой отпечаток на изучаемый феномен, усложняет его содержание и процесс организации. Анализ тенденций исследуемого явления позволяет обнаружить неразрывную связь требований общества и потребностей личности, определяющую последовательность и цикличность педагогической деятельности, где представлены: социум как среда развития человека; система образования как средство формирования личностных и профессиональных свойств и способностей; образовательный процесс как технологическое пространство формирования социальной и профессиональной компетентности; личность как результат обобщения социальных, педагогических и общекультурных влияний, в свою очередь, обеспечивающих дальнейшее развитие социума.
В связи с этим, уточним перечень выявленных тенденций, определенным образом влияющих на организацию процесса образования, продуктивность которого выражается в качестве личностно - профессионального становления: активизация социокультурной составляющей системы образования, позволяющей формировать в личности студента общекультурную эрудицию, социально направленную мотивацию, общественно востребованный опыт с позиции современной социальной действительности; ориентация образования на развивающу-
юся личность студента, признание ее неповторимости, уникальности, ценности; целевая направленность высшего педагогического образования на развитие самостоятельности студента как субъекта образования; установка на ис-
пользование инновационных технологий, методов, форм профессиональной подготовки будущего педагога с учетом современных социальных реалий.
27.05.2011
Список литературы:
1. Анискевич С.А. Организационно-педагогические условия реализации идей социально - личностно ориентированного образования: автореферат дис.... канд. пед. наук. - Новосибирск. - 2002. 163 с.
2. Белогуров А.Ю. Круглый стол «Образовательный округ: конструкт, реальность, бытие» [Электронный ресурс] / А.Ю. Белогуров. - URL: http://www.eduold.madeinweb.ru/information/belogurov_okrug.rtf.
3. Гогоберидзе А.Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом». - 2008. 192 с.
4. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. СПб.: СПбГУП. - 2009. 192с.
5. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз». - 2000. 625 с.
6. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука. - 2003. 456 с.
7. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. М.: Спутник. - 2010. 178 с.
8. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб. ; Волгоград: Перемена. - 1997. 166 с.
9. Сизинцев Ю.А. Особенности социализации современного студенчества (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук / Ю. А. Сизинцев. Уфа. - 2006. 209 с.
10. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №4. - С.4-15.
11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2005. - Т. 1. 568 с.; Т. 2. 456 с.
12. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: науч.-метод. Материалы.- СПб.: ООО «Книжный Дом».- 2008. 296 с.
13. Ягодкина В.В. Возможности профессионально-личностной самореализации студентов в образовательном пространстве современного российского общества: автореферат дис.... кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону. - 2010. 26 с.
Сведения об авторе: Валеева Марина Александровна, доцент кафедры социальной педагогики, Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 460021, г. Оренбург, пр-т Гагарина, 1, факультет социальной педагогики, тел. (3532)334328, [email protected]
UDK 373.001 Valeeva M.A.
Orenburg state pedagogical university; [email protected]
ACTUAL TENDENCIES IN PROFESSIONALLY-PERSONAL FORMATION OF A FUTURE TEACHER
The article is devoted to a research of leading tendencies in professionally - personal formation of a teacher in the conditions of a transforming society. Allocation and over viewing of these tendencies helps to open links between social claims and needs of a person defining a succession and circulation of educational deed. Keywords: tendencies, professionally - personal formation, a transforming society, subjectivity of a person.
Bibliography:
1. Aniskevich S.A. Organised-Pedagogical Conditins of Realization of Ideas of Socio-personal Oriented Education: abstract of a candidate thesis. Novosibirsk. - 2002. 163 p.
2. Belogurov A.U. Round Table «Educational Circle: Construkt, Reality, Objective Reality» [Electronic Resourse]. URL: http:/ /www.eduold.madeinweb.ru/information/belogurov okrug.rtf.
3. Gogoberidze A.G. Humanitarian Technology of Individual Guiding of a Student in Multilevel Pedagogical Education: meth. Book. SPb.: LLC «Knizniy Dom». - 2008. 192 p.
4. Gorshkova V.V. Dialogue in Education of a Man. SPb.:Publishing of SPbGUP. - 2009. 192p.
5. Zhukov V.I. Russia's High School Historical and Modern Subjects. - М.: Pub. house MGSU «Soyuz». - 2000. 625 p.
6. Zapesotskiy A.S. Education: Philosophy, Culturology, Politics. М.: Nauka. - 2003. 456 p.
7. Pak L.G. Subjective-Developing Socialization of Higher School Student: theory-metodological backgrounds: monograph. М.: Sputnik. - 2010. 178 p.
8. Sergeev N.K. Continuous Pedagogical Education: Concept and Technologies of Educational Complexes (theoretical questions). SPb. ; Volgograd: Peremena. - 1997. 166 p.
9. Sizintcev U.A. Peculiarities of Socialization of Modern Students (socio-philosophical analyses): abstract of a candidate thesis. Ufa. - 2006. 209 p.
10. Slastenin V.A. Professionalism of a Teacher as Phenomenon of Pedagogical Culture // Pedagogical Education and Science. - 2004. - №4. - P.4-15.
11. Feldshtein D.I. Psychology of Human Development as a Person: Selected Work: in 2 v. М.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK». - 2005. - V. 1. 568 p.; V. 2. 456 p.
12. Chekaleva N.V. Pedagogical Training of Future Teacher to Professional Work in Modern School: science-methodical materials. SPb.: LLC «Knizniy Dom». - 2008. 296 p.
13. Yagodkina V.V. Possibilities of Professionally-Personal Self-realization of Students in Educational Space of Modern Russian Society: abstract of a candidate thesis. Rostov-on-Don. - 2010. 26 p.