УДК 378.1
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
© 2016 Л. Г. Пак1, М. П. Квадрициус2
1докт. пед. наук, профессор кафедры социальной педагогики и социологии
e-mail: [email protected]
2канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социологии e-mail: [email protected]
Оренбургский государственный педагогический университет
В статье актуализируется проблема обоснования идей социализации студента современного вуза: идеи взаимообусловленности развития субъектности и успешности социализации личности; идеи синхронизации целей, содержания требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства; охарактеризовано содержательное наполнение идей социализации студента современного вуза в контексте усложнения содержания, форм, способов и средств социальной интеграции обучающегося в разнообразные сферы социальной, профессиональной и образовательной практики.
Ключевые слова: вуз, социализация студента, основные идеи социализации обучающегося, субъектность, социализирующий потенциал образовательного пространства, социум.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия, порожденного необходимостью современного социума в продуктивной социализации студента, адаптированного к новым экономическим, социально-культурным процессам, происходящим в обществе, и инертностью системы высшего образования, не в полной мере обеспечивающей возможность приобретения качественно новых личностных, социальных и профессиональных компетентностей как инновационного ресурса индивидуального, социального и профессионального становления студента. Успешная социализация студента в современном вузе задает качественно новый созидательный уровень бытия (с позиции личности — стремление стать субъектом разнообразной деятельности: познания, общения, досуга, труда; с позиции социума — умение каждого гражданина свободно и ответственно определять свое место в жизни, обществе, культуре; с позиции будущей профессиональной деятельности — готовность к продуктивному исполнению многообразных функций на уровне специальности). Оптимальная, гармоничная интеграция обучающегося в полифоничную систему взаимосвязей социума на культурном, социальном, экономическом и социально-политическом уровнях требует обоснования основных идей социализации студента в современном вузе, что придает процессу социального, профессионального и личностного обучающегося особый, управляемо-развивающий характер.
Идея взаимообусловленности развития субъектности и успешности социализации личности [Пак 2013].
Данная идея опирается на положение о том, что изменение свойств и состояний одного явления влечет определенные изменения в другом, то есть, с одной стороны, субъектность оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на социализацию студента, обеспечивая эффективную интеграцию обучающегося в социум в рамках личностной активности по преобразованию себя и окружающего мира; с другой — успешная социализация обучающегося, как мера его активной включенности в продуктивное личностно-средовое взаимодействие в рамках
социальных отношений социума, связана с наращиванием субъектности и поэтапным структурным изменением личности, повышающим автономность и социономность ее поведения, социодеятельностного мышления, образовательной и личностной рефлексии, определяющих позицию индивида в социально-профессиональной структуре общества.
Идея взаимообусловленности развития субъектности и успешности социализации личности позволяет составить четкую картину взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, определить содержательные характеристики и свойства исследуемых феноменов.
Развитие субъектности формирует у обучающегося умение участвовать в современных процессах в условиях быстро изменяющегося социума, обеспечивая реализацию студентом жизненных и профессиональных целей с позиции личной свободы и социальной ответственности; осуществление своевременного выбора, адекватного правовым законам и нормам общества; активное воспроизводство накопленных социальных знаний и реальную оценку своих возможностей и способностей по отношению к окружающему миру и самому себе. Данные положения преобразующей активности студента в присвоении и экстериоризации исторически конкретного социокультурного содержания бытия обусловливают успешность социализации (ювентизации), учитывающей конструктивные перемены, вносимые молодежью в общественные отношения, обновление социума, инициативную апробацию обучающимся новых механизмов, способов и путей жизненной самореализации.
Многоэтапный процесс социализации способствует развитию субъектности студента, то есть обеспечивает индивидуальное своеобразие успешного исполнения различных социальных ролей в социуме, определяет специфику внешнего поведения обучающегося на основе усвоенных социальных знаний, норм социума, проявление активности в собственной жизнедеятельности и окружающей действительности, определяет личностно значимый процесс накопления и обогащения социального опыта.
Развитие субъектности личности выступает своеобразным результатом социализации, который выражается в степени активного усвоения установок, ценностей, способов мышления, развития личностных и социальных качеств, которые определяют успешность формирования индивидуальности студента, раскрытие его своеобразия, отличия от других, силу проявлений его преобразующего потенциала, регулируемость самостоятельных и ответственных действий и поступков, направленность на самосовершенствование и саморазвитие, обеспечивающих оптимальную интеграцию студента в социум.
Протекание и характер социализации студента находятся в зависимости от того, насколько эффективно происходит развитие субъектности — поэтапное восхождение личности от уровня усвоения, осознания (субъект познания) до уровня оценки, самооценки, коррекции, рефлексии, контроля над ситуацией с целью выбора оптимальных способов и средств достижения намеченных целей (субъект управления); формирование преобразующих сил и способностей студента, позволяющих ему выбирать дальность перспектив и оптимальные стратегии жизненного пути, образовательной и общественно полезной деятельности (субъект жизни — в личностных, социальных, деятельно-познавательных, коммуникативных проявлениях).
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что при развитии субъектности процесс социализации для студента приобретает особый смысл и особую ценность, а регуляция этого процесса, интенсивность его организации становятся зависимыми от того, насколько значимо для ценностно-смысловой организации жизнедеятельности студента использование возможностей социализации, то есть интериоризации нравственных норм и ценностей, включенности общественных
интересов в содержание основных ценностных ориентаций личности (моральные, интеллектуальные, общественные), обеспечивающих устойчивость личности, определенность, последовательность ее поведения, постоянство взаимоотношений с окружающим социумом, с другими людьми.
Развитие субъектности студента посредством его активного участия в жизни общества и эффективного использования своих знаний и способности гармонично и самостоятельно действовать, реализуя систему ценностей и ее структуру, отвечающую ожиданиям общества, происходит эффективно при создании в процессе социализации условий для самоэффективности студента, то есть мобилизации позитивной мотивации, интеллектуально-познавательных, коммуникативных, преобразовательно-деятельностных ресурсов, поведенческой активности, необходимых для развития личностных качеств обучающегося до уровня высших достижений, постоянного самосовершенствования в личностном плане и возможности созидательной деятельности для общества.
Это позволяет осуществить кардинальный разворот к субъектно-развивающему характеру социализации в контексте развития субъектности студента, создать условия для саморегуляции его поведения, максимальной степени деятельностной активности, проявления самостоятельности, развития умения планировать ответственное поведение, принимать решения, совершать действия, адекватные социально-нормативным требованиям социума [Пак 2016].
Идея синхронизации целей, содержания требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства [Пак 2013].
Содержательное наполнение данной идеи раскрывается посредством категории «синхронизации» (др.-греч. «син» — сближение, соединение; «хронос» — время; т.е. процессы сближения, соединения, с точки зрения наблюдателя, происходящие одновременно), описывающей отношения и связи социума (исторически сложившаяся социокультурная форма существования общественных образований и социальных взаимодействий людей в совместной жизнедеятельности) и образовательного пространства (как подсистемы непрерывного образования, в нашем случае института высшего профессионального образования), интеграцию компонентов внутри каждой заявленной подструктуры и тем самым позволяющей обозначить и исследовать феномены социализации студента, общества, образовательного пространства вуза в едином методологическом и смысловом поле.
Высшее образование включено в широкий социокультурный контекст, его состояние и перспективы развития во многом определяются системой существующих в социуме связей и отношений. Экономика определяет материальную базу, обусловливает содержание высшего образования в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. В то же время от уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие. В зависимости от уровня демократичности социальной системы, от степени ее «открытости» складывается и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и в плане содержания. С другой стороны, вузы, формируя гражданина, оказывают воздействие на социально-политические отношения. Кроме того, образование — это серьезный инструмент для достижения национального единства и политического согласия в обществе.
В социальном плане высшее образование — важный механизм, поддерживающий как воспроизводство социальной структуры, так и социальную мобильность. Накопленный в рамках учебного заведения потенциал знаний и личностных ориентаций предоставляет активной части населения возможность перехода в более престижные социальные слои.
Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне также влияет на систему высшего образования. Здесь имеются в виду определенные нравственные ценности общества, существующие традиции, влияние социальной структуры. В свою очередь, высшее образование — один из важнейших способов трансляции новым поколениям накопленных человечеством знаний и опыта и один из ведущих институтов социализации студенчества [Сизинцев 2006].
Мы считаем, что в основе идеи синхронизации целей, содержания, требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства лежит положение о том, что процесс социализации студента имеет двойную детерминацию объективным миром, многомерностью сфер (государственные и социальные структуры), социально-политическими, социокультурными условиями жизни общества, определяющими цели-задачи социума (устойчивый социальный спрос на общую и специальную подготовку кадров и современное качество образования, адекватное меняющимся социально-экономическим условиям общества; целевая направленность деятельности агентов первичной и вторичной социализации на формирование инновационных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; функционирование социальных институтов с обновленными функциями, регулирующих различные сферы человеческой деятельности; информатизация жизни общества, поддержка вхождения новых поколений в информационное сообщество и т.д.) и цели-ориентации образовательного пространства вуза (ориентир на облегчение социализации в рыночных условиях, успешную интеграцию студента в многообразную жизнь социума; передача современных интегративных социальных знаний, передовых достижений науки и техники формирующемуся поколению молодых специалистов; аккумуляция и трансформация социального опыта, направленного на формирование конкурентоспособной личности, обладающей рядом компетенций, социальной ответственностью, системным мышлением, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой; передача ценностей сложившейся в обществе культуры, освоение новых социокультурных функций общества, социальных ролей в условиях расширяющегося взаимодействия образования и общества и т.д.).
Наиболее важным положением является тот факт, что социокультурные тенденции развития общества предопределяют стратегию социализирующего образовательного пространства вуза в целом, резервы повышения качества личностной, социальной и профессиональной подготовки студента на основе приоритета общечеловеческих ценностей, многообразия зон самоопределения личности, самореализации, самоутверждения обучающегося в аспекте развития его инициативы, самостоятельности и самодеятельности, обеспечивающих выдвижение новых образовательных целей высшего профессионального образования, в которых приоритет отдается процессу социализации, определяющей жизненно важную для общества функцию деятельностной (само)интеграции личности в социум и многомерного функционирования индивида в качестве активного субъекта общественных отношений.
Без молодых, активных и компетентных в сфере профессиональной деятельности специалистов общество не может эффективно функционировать на пользу государству и людям, а следовательно, оно заинтересовано в создании предпосылок для благоприятной социализации студентов. Идея синхронизации целей, содержания, требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства определяет новые подходы к целенаправленной социализации студента, когда учитываются интересы общества, его основные тенденции и социализирующие возможности образовательного пространства вуза, ответственного за формирование личности студента «внутри общества», его социальной зрелости, позитивного
отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе, обретение смысловых субъективных ориентиров в будущей профессиональной и социальной деятельности.
Таким образом, обоснованные нами идеи позволяют выделить общие тенденции, определяющие успешность социализации студента современного вуза: во-первых, постановка в центр образовательного процесса студента с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, обновление основных целей и задач, содержания образовательной деятельности с привлечением ресурсов различных социальных институтов, обусловливающих успешное социальное становление обучающегося как наследника культуры человечества посредством накопления социального опыта, обогащения личности новыми качествами и свойствами, формирования инновационного стиля мышления, ориентированного на современные условия жизнедеятельности молодого человека; в-третьих, вовлечение студента в активную социально ориентированную деятельность (экономическую, трудовую, интеллектуально-познавательную, общественно-политическую, культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную и др.), побуждение к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях, обеспечивающие возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни обучающегося с учетом развития субъектной активности личности, максимального раскрытия внутреннего потенциала, осознанной рефлексии, самоорганизации и саморегуляции. Процесс социализации в современном вузе должен быть построен таким образом, чтобы одновременно с процессом получения знаний у студента формировалась готовность многомерно воспринимать окружающий социум и вписаться в многоплановую диалектику развития современного общества.
Библиографический список
Пак Л. Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37). URL http://www.scientific-notes.ru/pdf/042-009.pdf (дата обращения: 23.06.2016).
Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург: ОИЭК, 2013. 312 с.
Сизинцев Ю.А. Особенности социализации современного студенчества (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2006. 152 с.